МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для прохождения производственной практики «Помощник врача детской поликлиники»
для студентов 5 курса педиатрического факультета

Курск – 2016
Производственная практика
студентовV курса «Помощник врача детской поликлиники».
Цель практики
Цель:подготовка специалиста к следующим видам профессиональной деятельности:
- профилактическая;
- диагностическая;
- лечебная;
- научно-исследовательская.
Задачи:
- осуществление диспансерного наблюдения за детьми и подростками;
- диагностика заболеваний и патологических состояний у детей и подростков на основе клинических и лабораторно-инструментальных методов исследования;
- лечение детей и подростков с использованием терапевтических и хирургических методов;
- формирование у детей, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;
- внедрение учетно-отчетной документации в медицинских организациях педиатрического профиля;
- обучение детей, подростков и членов их семей основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;
- организация труда медицинского персонала в медицинских организациях педиатрического профиля, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;
- подготовка рефератов по современным научным проблемам.
План проведения производственной практики.
Продолжительность производственной практики студентов V курса педиатрического факультета по освоению навыков медицинской сестры – 4 недели.
Студенты работают по расписанию участкового педиатра, присутствуют на амбулаторном приеме, посещают вызовы, ведут медицинскую документацию.
Прохождение практики
1. Перечень компетенций, которыми должен овладеть студент в ходе прохождения практики
№
| Код ком-петен-ции
| Содержание компетенции
(или ее части)
| В результате прохождения практики обучающиеся должны:
|
Знать
| Уметь
| Владеть
|
1.
| ОК-1
| Способность и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессинальной и социальной деятельности.
| Учение о здоровье детского населения, методах его сохранения, взаимоотношения «врач-пациент», «врач-родители».
| Ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, особенно в отношении детей, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях. Выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.
| Навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, принципами врачебной деонтологии.
|
3.
| ПК-1
| Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками
| Основные этические документы медицинских и отечественных профессиональных ассоциаций и организаций
| Применять основы деонтологии в построении отношений медицинский работник – пациент, медицинский работник - родители
| Принципами медицинской деонтологии и врачебной этики
|
4.
| ПК-5
| Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка
| - этиологию, патогенез наиболее часто встречающихся заболеваний среди детского населения; клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей и подростков;
- ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях системы охраны материнства и детства
| - собрать анамнез; провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания);
- вести медицинскую документацию различного характера в медицинских организациях педиатрического профиля
| - оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;
- методами общего клинического обследования детей и подростков
- методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях педиатрического профиля
|
5.
| ПК-12
| Способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающих заболеваний; осуществлять общеобразовательные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными детьми и подростками
| - основы организации амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам, современные организационные формы работы поликлинической службы;
- принципы диспансерного наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп, реабилитация детского населения;
- профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний среди детского населения
| - участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической, профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам с учетом социальной и возрастно-половой структуры;
- проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- назначать питание здоровому ребенку
| - алгоритмом проведения с прикрепленным детским населением и подростками профилактических мероприятий по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний;
- методикой оценки эффективности диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными детьми и подростками
|
6.
| ПК-20
| Способность и готовность назначать больным детям и подросткам адекватное лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями
| - клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков
| - подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия
| - алгоритмом выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с неинфекционными заболеваниями
|
7.
| ПК-27
| Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении ( законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
| - основы применения методов доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков, деятельности детской поликлиники в научных исследованиях
| - изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
| - работа с нормативной документацией
|
Приложение 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
ДНЕВНИК
ФИО № группы
База практики –
Время прохождения практики –
Руководитель от КГМУ–
Руководитель от лечебного учреждения-
Образец заполнения дневника:
Дата Время
| ФИО,
адрес больного
| Жалобы
| Объективные Данные
| Диагноз
| Оказанная помощь
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Цифровой отчет прохождения летней производственной практики «Помощник врача детской поликлиники» студента 5 курса педиатрического факультета
Ф.И.О. ________________________________________ группа _______
Место прохождения практики ____________________________________
Сроки прохождения практики ____________________________________
1. Приём больных в поликлинике.
|
|
2. Обслуживание больных на дому.
|
|
3. Оформление амбулаторных карт, выписок из них.
|
|
4. Обслуживание диспансерных больных в поликлинике и на дому.
|
|
5. Освоение принципов диспансерного обслуживания населения и ведения контроля за данным видом деятельности, приобретение навыков профилактического консультирования.
|
|
6. Составление планов диспансерного наблюдения и программ лечебно-оздоровительных мероприятий
|
|
7. Изучение показателей качества и эффективности диспансеризации.
|
|
8. Оформление больничных листов, правила их выдачи.
|
|
9. Участие в работе КЭК.
|
|
10. Оформление направлений на МСЭК.
|
|
11. Приём больных в инфекционном кабинете, составление графика проведения профилактических прививок.
|
|
12. Проведение антропометрического обследования ребенка: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы; оценки физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов.
|
|
13. Определение физкультурной группы для детей дошкольного возраста; определение степени готовности детей к поступлению в школу.
|
|
14. Проведение и оценка функционально-нагрузочных проб по Шалкову, Штанге-Генчу.
|
|
15. Определение группы здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья.
|
|
16. Оценка результатов анализов: общего анализа крови, анализов мочи общего, по Нечипоренко, Аддису-Каковскому, Амбурже, пробы по Зимницкому; копрограмму; результатов биохимических анализов крови при соматических и инфекционных заболеваниях.
|
|
19. Составление режима дня для здоровых детей раннего возраста; составление режима дня для больных детей различных возрастов и групп здоровья.
|
|
20. Составление индивидуального календаря профилактических прививок.
|
|
21. Выполнение патронажной работы: дородовый патронаж, патронаж новорожденных
|
|
22. Выписка рецептов детям различных возрастных групп
|
|
23. Проведение санитарно-просветительной работы по вопросам вскармливания, режиму ребенка, закаливанию, профилактике инфекционных заболеваний.
|
|
24. Оформление медицинской документации: историю развития (ф-112) и историю болезни ребенка; карту профилактических прививок (ф-063); контрольную карту диспансерного наблюдения (ф-030); экстренное извещение в СЭС; санаторно-курортную карту для детей и подростков; медицинскую справку на ребенка - инвалида детства; этапный эпикриз на ребенка первого года жизни; оформление дородового патронажа беременной; оформление первичного патронажа к новорожденному; передачу подростков; документацию при оформлении ребенка в детский сад, школу; больничные листы и справки; рецепты на молочную кухню.
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зав. отделением
Гл. врач М.П.
Результат аттестации ____________________ дата ___________________
Ф.И.О. экзаменатора _______________________ подпись ______________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для прохождения производственной практики «Помощник врача детской поликлиники»
для студентов 5 курса педиатрического факультета

Курск – 2016
Производственная практика
студентовV курса «Помощник врача детской поликлиники».
Цель практики
Цель:подготовка специалиста к следующим видам профессиональной деятельности:
- профилактическая;
- диагностическая;
- лечебная;
- научно-исследовательская.
Задачи:
- осуществление диспансерного наблюдения за детьми и подростками;
- диагностика заболеваний и патологических состояний у детей и подростков на основе клинических и лабораторно-инструментальных методов исследования;
- лечение детей и подростков с использованием терапевтических и хирургических методов;
- формирование у детей, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;
- внедрение учетно-отчетной документации в медицинских организациях педиатрического профиля;
- обучение детей, подростков и членов их семей основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;
- организация труда медицинского персонала в медицинских организациях педиатрического профиля, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;
- подготовка рефератов по современным научным проблемам.
План проведения производственной практики.
Продолжительность производственной практики студентов V курса педиатрического факультета по освоению навыков медицинской сестры – 4 недели.
Студенты работают по расписанию участкового педиатра, присутствуют на амбулаторном приеме, посещают вызовы, ведут медицинскую документацию.
Прохождение практики
1. Перечень компетенций, которыми должен овладеть студент в ходе прохождения практики
№
| Код ком-петен-ции
| Содержание компетенции
(или ее части)
| В результате прохождения практики обучающиеся должны:
|
Знать
| Уметь
| Владеть
|
1.
| ОК-1
| Способность и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессинальной и социальной деятельности.
| Учение о здоровье детского населения, методах его сохранения, взаимоотношения «врач-пациент», «врач-родители».
| Ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, особенно в отношении детей, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях. Выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.
| Навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, принципами врачебной деонтологии.
|
3.
| ПК-1
| Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками
| Основные этические документы медицинских и отечественных профессиональных ассоциаций и организаций
| Применять основы деонтологии в построении отношений медицинский работник – пациент, медицинский работник - родители
| Принципами медицинской деонтологии и врачебной этики
|
4.
| ПК-5
| Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка
| - этиологию, патогенез наиболее часто встречающихся заболеваний среди детского населения; клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей и подростков;
- ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях системы охраны материнства и детства
| - собрать анамнез; провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания);
- вести медицинскую документацию различного характера в медицинских организациях педиатрического профиля
| - оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;
- методами общего клинического обследования детей и подростков
- методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях педиатрического профиля
|
5.
| ПК-12
| Способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающих заболеваний; осуществлять общеобразовательные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными детьми и подростками
| - основы организации амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам, современные организационные формы работы поликлинической службы;
- принципы диспансерного наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп, реабилитация детского населения;
- профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний среди детского населения
| - участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической, профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам с учетом социальной и возрастно-половой структуры;
- проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- назначать питание здоровому ребенку
| - алгоритмом проведения с прикрепленным детским населением и подростками профилактических мероприятий по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний;
- методикой оценки эффективности диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными детьми и подростками
|
6.
| ПК-20
| Способность и готовность назначать больным детям и подросткам адекватное лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями
| - клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков
| - подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия
| - алгоритмом выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с неинфекционными заболеваниями
|
7.
| ПК-27
| Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении ( законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
| - основы применения методов доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков, деятельности детской поликлиники в научных исследованиях
| - изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
| - работа с нормативной документацией
|