Сказка о маленьком паровозике и цветке. — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сказка о маленьком паровозике и цветке.



Подготовительный этап.

Мимические упражнения

Цель: Способствовать развитию подвижности лицевой мускулатуры и работе по выработке четких артикуляционных движений.

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

Для щек.

«Исхудавшие за зиму зверята». «Худая щука».

Втянуть щеки, затем вернуть щеки в исходное положение.

 

Для губ.

«Пускаем кораблики». «Кораблики плывут по волнам». «Дельфины качаются на волнах».

Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

 

Для языка.

Сказка о веселом язычке.

Жил – был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик?

В домике этом красные двери

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки булки и плюшки.

Догадался? Домик – это рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открыть, закрыть). Непоседливый язычок не сидит в домике, он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышко, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, язык поежился (язычок «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).

- Ах как скучно дома одному без друзей! Котенок, мой друг убежал к соседской кошечке.

«Чем бы мне заняться» думал язычок и решил сделать уборку в домике.

Чисто в домике у Язычка, нов вот неприятность – сам – то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч – шч – шч (имитируя движения щетки).

Посмотрел Язычок в зеркало, покрутился вокруг. Покажи, как Язычок покрутился возле зеркала? Видите с Язычка не вся грязь снялась, надо щеткой еще попробовать. Давайте поможем Язычку: шч – шч – шч (предложите ребенку помочь вам произнести звукосочетание «шч»).

Чистый и довольный Язычок присел отдохнуть. Слышишь, кто – то скребется в дверь? Как ты думаешь, кто бы это мог быть? Правильно, это вернулся домой с прогулки котенок. Ах, какой он грязный, видно в лужицу попал. Чем можно почистить котенка? Конечно же щеткой. Давай поможем Котенку вычистить шубку щеткой.

 

Дыхательная гимнастика.

«Кто дальше загонит мяч»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.



«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.)

Надувание мыльных пузырей.

Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.).

Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду.

Игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»).

Надувание резиновых игрушек, шаров.

«Песенки зверят», «Учим Катю петь»

 

Координация движения.

«Лепим комок» (па-пы-по-пу)

«Катаем снежную бабу» (бу-ба-бы-бо);

«Мастерим домик» (тук-тук-тук, тук-тук-тук)

«Забиваем гвоздики молотком», «Радисты», «Телеграфисты» (та-да-та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, то-до-то-до-то-до, так-ток-тук)

«Жонглеры» (подбрасывать шарики и произносить: «Пип! Пып! Пуп! Пап!»)

 

Развитие голоса.

«Шагаем по этажам». Произнесение слоговых сочетаний с повышением и понижением голоса (сопровождается движением руки);

«На чем я играла?», «Какой инструмент звучал?»

«Ауканье» (от лица девочки и папы)

«Колокола и колокольчики». Произнесение слоговых сочетаний бам-бом-бум, бым-бам-бом в одной тональности с повышением и с понижением голоса;

«Радио» («Внимание! Внимание! К нам приехала Снегурочка. Кто сообщил по радио эту новость - Белка, Заяц или Медведь?»).

«Угадай, чей это голос - мамы или детеныша».

«Играем на пианино». Произнесение вслед за педагогом простейших слогов с протягиванием гласного звука в последнем слоге (па-па-па-аааааа)

«Миша дома?» («Дома, дома!», - отвечают папа, мама, дедушка, сестричка или братик).

«Кто читает стихотворение - Волк или Красная шапочка?»

Речевой материал.

— Что ж ты, Еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!

«Разговор киски с хозяйкой».

Речевой материал.

Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки. «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела, песенку запела: «Мяу-мяу-мяу» (веселым, радостным голосом).

«Диктор радио».

Речевой материал.

Тревожное сообщение: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка!» Радостное сообщение: «Внимание! Внимание! Девочка нашлась! Всех, всех, всех приглашаем покататься на карусели».



 

Развитие мелкой моторики.

Речевой материал.

Щетки.

Ребенок имитирует движения.

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой – башмаки,

Этой щеткой чищу брюки –

Все три щетки мне нужны.

 

Щука.

Щуку тощую с реки

Притащили рыбаки

Щука хищная страшней,

чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей

и погуще жирных щей.

Щука шлёпнула хвостом,

словно щёлкнула хлыстом,

и таким ударом крепким

расщепила стол на щепки.


Дети загибают пальцы

Нина раз считала вещи:

ящик, щётка, плащ и клещи,

плюс трещотка, два ножа,

щит и два карандаша.

Сколько было б здесь вещей,

если б не было клещей?

 

Назовите вещи

Соединение одноименных пальцев

На рисунке этом вещи:

ящик, щётка, плащ и клещи.

Назови и объясни,

для чего нужны они

 

«Нарисуй орнамент»- развивать мелкую моторику руки, упражнять в ориентировке на листе бумаги

 

Релаксационные упражнения.

Цель: формировать умения выражать эмоции и чувства.

«Лесник сажает деревья».

 

Дерево растет (дети тянут руки вверх - напряжение), ураган сломал дерево (расслабление).

«Лошадки».

Дети стоят на одной ноге, другая, согнутая в колене, касается носком пола, руки перед грудью (напряжение). Смена положения: уронить руки, встать на другую ногу (расслабление).

«Цветы и солнышко».

Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление)

«Лесорубы».

Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).

«Строители».

Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление).

 

Восприятие.

«Кузовок» - развивать речь ребенка, словотворчество, упражнять в образовании новых слов с помощью суффиксов, развивать воображение

 

Внимание.

«Что изменилось?»

«Чего не стало?»

«Посмотри, запомни и повтори»

«Послушай и повтори»

«Сделай, как было»

«Канон» - развивать волевое (произвольное) внимание

 

Память.

Слуховая память.

Запоминание и воспроизведение слов в определенной последовательности (щетка, щука, щит, щепка, щетина)

Зрительная память.

«Посмотри и назови»

«Что изменилось?» - развивать наблюдательность, зрительную память

«Чего (кого) не стало?»

«Что прибавилось?»

Запоминание расположения игрушек или картинок. «Сколько картинок будешь запоминать?»

Логическая память.

Воспроизведение слов - названий картинок по слову - подсказке, связанному по смыслу. Например, чтобы ребенок воспроизвел слова лещ, клещ, овощ, борщ даются слова-подсказки: озеро - … (лещ), трава – … (клещ), огород - … (овощ), кастрюля - … (борщ)

 

Мышление.

«Подбери слово» - развивать мышление, сообразительность, упражнять в подборе нужных слов по смыслу

«Да - нет» - развивать логическое мышление, сообразительность, целеустремленность, выдержку

«Найди лишнее» или «Исключение понятий» - развивать логическое мышление (анализ, синтез), умение проводить классификацию, объединять предметы по какому – либо существенному признаку, развивать память

«Живописец» - развивать память, внимание, свободу речи

«Подбери нужное» - развивать логическое мышление (анализ, синтез)

«Подбери слово» - развивать мышление, сообразительность, воспитывать умение подбирать нужные слова по смыслу

Воображение.

«Три слова» - развивать воссоздающее и творческое воображение

«Незаконченный рассказ» - развитие воображения

«Фантастические гипотезы» - развивать творческое воображение, абстрактное мышление

«Постановка необычных проблем» - развитие воображения и творческого мышления

«Кляксы» - развитие воображения

 

Постановочный этап.

1. По подражанию.

При неуспехе применяется следующий прием: произносится поочередно и многократно шьч - шьч на одном толчкообразном выдохе.

2. Под один удар рукой на коротком толчкообразном выдохе шьч - шьч

3. Производится синтез: ребенок подражает руководителю по слуху, т.е. руководитель впервые произносит звук [Щ], до сих пор он произносил лишь шьч.

 

2. Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед, слышится звук [щ].

 

От звука [СЬ].

Если у ребёнка имеется правильное артикулирование свистящих звуков, особенно СЬ (мягкого), постановка звука Щ не представляет никаких трудностей.

Предложите логопату произнести слог СЯ или АСЬ и в это время приподнимите его кончик языка шпателем или зондом за верхние резцы. Можно и без механической помощи предложить сказать за верхними резцами «на бугорках» СЯ или АСЬ и прислушаться к тому, что получилось: «говорил одно, а получилось другое».

Ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

 

От звука [Ш].

Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнеся длительный звук Ш. Будет слышаться звук Щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируется логопедом за счет давления пальцем.

Необходимо добиться долгого звучания. Для большей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук Щ вместе с ребенком.

 

Также можно попросить ребенка длительно сказать [ч].

Ошибки.

1. При выдыхании (когда произносится звук Ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука Щ слышится звук Ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитом, не пропуская частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука Щ.

2. Язык не должен ускользать из – под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из – под пальца и продвигается вглубь рта (за альвеолы), то звук Щ не слушен, либо слышен не ясно.

 

От звука [Ж].

Ребенок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твердости-мягкости: [т — т'], [д — д'], [с — с'], [з — з']. После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произнесите его мягко — [ж'] (как будто это парные по признаку твердости-мягкости согласные). Пусть ребенок повторит это за вами.
Предложите ему, длительно произнося звук [ж'], перейти на тихое, шепотное его произнесение ([ж'- щ]). В дальнейшем ребенок должен сразу произнести звук [ж'] «шепотом». Когда звук будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.

 

От звука [Ч].

Пусть ребенок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ]. Обратите внимание ребенка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»). Пусть ребенок как можно дольше тянет этот второй звук.
В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»).
Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег все реже и реже»).
В заключение пусть ребенок сразу (без предшествующего [ч]) произнесет звук, похожий на «шум прибоя».

 

Упражнения без помощи логопеда.

Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок.

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесении слов с подкладыванием пальца.

 

Виды дефектного произношения: боковое, заднеязычное.

 

Этап автоматизации.

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик»

Цель: вырабатывать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание артикуляционного упражнения.

И.п. – сидя перед зеркалом, голова – прямо, рот закрыт.

1 – улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти в таком положении под счет до 10.

2 – И.п. счет до 5.

Вышли утром мы во двор,

И построили забор,

Зубки сомкнуты сейчас,

Получилось все у нас.

Описание движений кисти и пальцев рук.

И.п. – кисть руки находится горизонтально, на уровне солнечного сплетения. 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз.

На счет 1 – пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать в таком положении под счет до 10, затем вернуться в И.п. и удерживать под счет до 5. Повторить 4 – 5 раз.

 

 

«Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края ло­патообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удер­живать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными

 

«Язык перешагивает через зубы»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужал­ся, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

 

«Маляр».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внут­ренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

 

 

 

«Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогиба­ется книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была непо­движной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

 

«Саночки».

Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибает­ся вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

 

«Горка»

Цель: выработать подъем переднее - средней части спинки язы­ка, умение быстро менять положение языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, ниж­няя челюсть не двигалась.

 

Рассматривание и уточнение профиля звука [Щ].

Шипит лопнувший шарик.

 

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Зубы сомкнуты, либо сближены. Кончик языка поднять к передней части неба (к альвеолам). Боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на небо. Мышцы языка напряжены. Выдыхаемый воздух выходит посередине языка в образующуюся узкую щель: на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая и длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

Звук [Щ] – согласный, глухой, мягкий.

Пальчиковая гимнастика.

«Посчитай шары» - сгибание пальцев от мизинцев к большому в сочетании со звуком [Щ] (правая, левая, обе руки вместе)

«Пальчики здороваются»

Речевой материал.

- В сочетании с произнесением звука [Щ]

- В сочетании слогов ща, щу, щи, ще

- В сочетании слогов ащ, ощ, ущ, ыщ, ищ

- В сочетании слогов аща, ощо, ущу, ыщи, эще

 

Выделение звука [Щ] на слух.

«Поймай звук [Щ]»

Речевой материал.

СЬ, ТЬ, Щ, Ш, Ч, Щ, ТЬ, Щ, Ш, Ч, СЬ.

«Поймай звук [Щ] в слогах»:

Речевой материал.

ЩА, ТЯ, ЧА, СА, ША, ЩЕ, ТЕ, СЕ, ЧЕ, ЩЁ, ТЁ, ЧЁ, СЁ, ЩУ, ТУ, СУ, ЧУ, ТЮ, ЧИ, ЩИ, СИ, ТИ.

 

Автоматизация звука [Щ].

Дифференциация звуков.

[Щ] И [Ш] (одного места образования)с использованием схемы.

 

«Четко произнеси 2 лога», «Произнеси 3 слога».

Речевой материал:

ща-ша щё-шо щу-шу щи-ши

ща – ша – ща, ша – ща – ша, шо – ще- шо, ще – шо – ще, шу – щу – щу, шэ – ще – щэ, ши – щи – шы

«Будь внимателен»

тша-тща тшо-тщё тшу-тщу тши-тщи

вща-вша вщё-вшо вщу-вшу вщи-вши

шна-щня шно-щнё шну-щню шны-щни

«Поймай звук щ»

щавель — шалфей, щелк — шелк, щёки — шёпот

плащ — палаш

«Назови предметы, в названиях которых встречается звук Щ»

«Раскрась предметы, в названиях которых встречается звук Щ»

«Соедините картинки с буквой Щ и Ш»

Лепка букв из пластилина.

Потешки

Чики-чики — чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на скамеечке

Щёлкает семечки.

Чистоговорка

Щёткой чищу я щенка

Щекочу ему бока.

С. Маршак

«Изменим слово «чистить»

Я чищу плащ.

Ты чистишь плащ.

Он чистит плащ.

Мы чистим плащи,

Вы чистите плащ.

Они чистят плащи.

 

«Как ты понимаешь эти пословицы?»

Всякой вещи — свое место.

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Товарищ за товарища в огонь бросится.

Стихи

ЩЁТКИ

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой — башмаки,

Этой щёткой чищу платье,

Эти щётки все нужны.

- Для чего нужна каждая из этих щёток? Как называются эти щётки?

Волки рыщут, пищу ищут.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит. Щетинка у чушки, а чешуя у щучки.

 

«ХРАБРЫЕ ЩЕНЯТА»

Жили-были два щенка. Вышли они однажды на двор и стали смотреть на небо. Видят на небе блес­тящий круг. Испугались щенки блестящей луны. Стали зубами щёлкать и лаять. А изящный круг поднимался все выше и выше, а потом спрятался за тучу. Щенки подумали, что блестящий круг их испугался и в узенькую щель за тучку спрятался.

По М. Петрову

ВОПРОСЫ

Где живут щеглы?

Чем они питаются?

Где они зимуют?

Скороговорка

У осу не усы, не усища, а усики.

У гуся ищи не ищи усики – не сыщешь

Всякой вещи свой ящик

 

Подготовительный этап.

Мимические упражнения

Цель: Способствовать развитию подвижности лицевой мускулатуры и работе по выработке четких артикуляционных движений.

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

Для щек.

«Исхудавшие за зиму зверята». «Худая щука».

Втянуть щеки, затем вернуть щеки в исходное положение.

 

Для губ.

«Пускаем кораблики». «Кораблики плывут по волнам». «Дельфины качаются на волнах».

Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

 

Для языка.

Сказка о веселом язычке.

Жил – был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик?

В домике этом красные двери

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки булки и плюшки.

Догадался? Домик – это рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открыть, закрыть). Непоседливый язычок не сидит в домике, он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышко, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, язык поежился (язычок «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).

- Ах как скучно дома одному без друзей! Котенок, мой друг убежал к соседской кошечке.

«Чем бы мне заняться» думал язычок и решил сделать уборку в домике.

Чисто в домике у Язычка, нов вот неприятность – сам – то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч – шч – шч (имитируя движения щетки).

Посмотрел Язычок в зеркало, покрутился вокруг. Покажи, как Язычок покрутился возле зеркала? Видите с Язычка не вся грязь снялась, надо щеткой еще попробовать. Давайте поможем Язычку: шч – шч – шч (предложите ребенку помочь вам произнести звукосочетание «шч»).

Чистый и довольный Язычок присел отдохнуть. Слышишь, кто – то скребется в дверь? Как ты думаешь, кто бы это мог быть? Правильно, это вернулся домой с прогулки котенок. Ах, какой он грязный, видно в лужицу попал. Чем можно почистить котенка? Конечно же щеткой. Давай поможем Котенку вычистить шубку щеткой.

 

Сказка о маленьком паровозике и цветке.

Ехал маленький паровозик и пел песенку «Ч – ч – ч». А рядом с ним летели пчелки и пели свою песенку «Ж – ж – ж». Вдруг пчелки заохали «Ох – ох - ох» м стали кружится вокруг чего – то яркого.

Паровозик был очень любопытным, поэтому он решил остановится и разузнать, что же это такое яркое, вокруг чего кружатся пчелы. А когда он остановился, то увидел рядом с железной дорогой, по которой он ездит, вырос очень красивый Цветок. Но Цветок не замечал Паровозика, ведь ему пели песенку пчелы.

Очень захотелось Паровозику, что- бы Цветок обратил на него внимание. И что вы думаете он сделал? Он решил спеть Цветку свою песенку. Вздохнув носиком, он начал тянуть свою песен- ку так долго, пока хватило воздуха. Вот так: «Ч ----------------------------------------------------»

И получилась очень красивая, шуршащая, но совсем другая песенка: «Шь, шь, шь».

Цветок завертел яркой головой, отыскивая своего любимого друга Ветерка. Ведь только он, когда прилетал в гости, пел такую песенку и качал Цветок на стебельке, как на качелях, то в одну, то в другую стороны, играя с ним. Но Ветерка нигде не было, а рядом стоял Паровозик...

— Это ты спел такую песенку? — спросил Цветок у Паровозика.

— Да, я! — ответил Паровозик.

— Но ведь это не твоя песенка, а песенка лѐгкого Ветерка! — продолжал Цветок.

— А я, если захочу, то могу петь песенку твоего друга! — сказал Паровозик.

— Я очень люблю эту песенку, спой еѐ для меня еще раз! — попросил Цветок и, радуясь тому, что Цветок обратил на него внимание, Паровозик запел длинную песенку: «Ч ----------- !».

Методические указания

Во время слушания сказки дети исполняют песенки Паровозика, Ветерка, Пчел. Затем идет обыгрывание этого упражнения с включением в игру функциональных игрушек Паровозика, Пчелки. После этого дети играют в воображаемой ситуации, предложенной во время упражнения.

Наказать непослушный язычок.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Сделать язык широким.
Цель. Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении.
Внимание! 1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Приклей конфетку.
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2.Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок.
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Внимание! 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка.
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание! 1.Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3.Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2.Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3.Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

«Лопаточка».

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

 

Дыхательная гимнастика.

«Кто дальше загонит мяч»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.)

Надувание мыльных пузырей.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.