Одежда, обувь, головные уборы» — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Одежда, обувь, головные уборы»



• «Наведи порядок».

Дети должны разложить по полкам картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Дети должны сравнить два платья и составить описательный рассказ:

— У меня платье красное (А у тебя?).

— У меня платье длинное (А у тебя?).

— У меня рукава короткие (А у тебя?).

Затем дети описывают оба платья по отдельности.

• «Покажи». Логопед задает вопросы:

— Где карман?

— Где воротник?

— Где манжеты? и т.д. Дети в ответ показывают.

Физкультминутка

«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 16).

Чтение рассказа «Пуговица» М.Майна

Логопед проводит беседу по содержанию, повторно читает рассказ, а дети затем пересказывают его в форме драматизации.

Подбери одежду»

В тетрадях у детей наклеен рисунок шкафа. По трафарету дети обводят предметы одежды, раскрашивают ее, добавляют детали.

 

Занятие 45. Звук [ш], буква ш

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [ш]; научить определять позицию звука [ш] в словах; знакомить с буквой ш; научить согласованию существительных с числительными.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Что с чем?».

Дети дополняют названное логопедом существительное: чашка ... с чаем, банка ... с огурцами, тарелка ... с супом... ' 2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [ш] — согласный, твердый, глухой. При произношении звука [ш] губы округлены, язычок поднят «чашечкой».

• «Хлопни в ладоши».

Дети должны выделить звук [ш] среди других согласных звуков: м-ш-к-ш-т-н-ш...

• « Чистоговорки ».

Дети повторяют чистоговорки: ша-ша — мама моет малыша шу-шу — я письмо пишу ши-ши — тут шумят камыши шо-шо — у нас хорошо аш-аш — у Тани карандаш уш-уш — мы включили душ

• «Звуковая птичка».

Дети должны найти место звука в словах и поднять вверх соответствующую часть птички (шуба, мишка, камыш, шкаф, лягушка, малыш, школа ).

• «Магазин игрушек».

Дети рассматривают сюжетную картинку на эту тему и называют игрушки, в названии которых есть звук [ш]: петушок, мышка, машина, матрешка, мишка, шашки и т.д.

• «Кто что купил?».

Дети составляют предложения, отвечая на вопрос логопеда:

— Что купила Маша? (Маша купила матрешку.)

— Что купил Алеша? (Алеша купил мишку.)

3. Физкультминутка «Тик-так» (см. занятие 14).

Знакомство с буквой ш

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой ш, учат стихотворение:

Дети обводят трафарет буквы ш и раскрашивают его.

Печатают строчку буквы ш, слоги аш уш иш.

По схеме дети составляют имена детей и записывают в тетрада:



Шапка-ушанка похожа на Ш, Шапка-ушанка зимой хороша. из книги «Живая азбука»

5. Игра «Посчитай»

Логопед ставит цифры рядом с картинками, на которых изображена посуда. Дети проговаривают, сколько чего: пять ложек, одна кастрюля, семь чашек, две тарелки и т.д.

 

Занятие 46. Звук [ш], буква ш (продолжение)

Цели: закрепить навык четкого произношение звука [ш];провести звукослоговой анализ слова мишка; научить печатать слова и предложения с буквой ш; научить образовывать относительные прилагательные.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Что для чего?».

Дети должны назвать предмет посуды, предназначенный для того или иного продукта: для сахара — сахарница, для хлеба — хлебница, для соли — солонка...

2. Звук [ш] Логопед напоминает:

— Звук [ш] — согласный, твердый, глухой.

Дети повторяют слогоряд: ша-ши; шу-шо; аш-иш; шу-ши.

• «Добавь слог».

Логопед начинает слово, а дети добавляют слог -шка: бабу-шка поду-ш«га ыи-шка мы-шка ляху-шка пу-шка ко-шка кагу-шка

• «Третий лишний».

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

• «Добавь словечко».

Логопед начинает предложение, а дети должны найти на доске картинку, подходящую по смыслу и закончить его:

— В лесу расцвел белый ... ландыш.

— Дедушка играет на ... гармошке и т.д. Звукослоговой анализ слова мишка.

3. Физкультминутка

«Котенок» (см. занятие 6).

4. Буква ш

Дети повторяют написание буквы ш, вспоминают стихотворение.

Дети печатают слова по схеме, указывающей место буквы ш в словах:

ш_ , _ш_, _ш

шум каша малыш

Выкладывают из букв предложение и печатают его в тетради: Это наш пушок.

5. «Какой? Какая?»

Дети выставляют на стол посуду и говорят, из чего она сделана (эта ложка из дерева). Затем они должны образовать относительное прилагательное (деревянная ложка).

Этот стакан из стекла (стеклянный стакан) и т.д.

 

Занятие 47. Звук [б], буква б

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [б]; научить определять позицию звука [б] в слове; познакомить с буквой б; научить правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Посуда».



Дети ловят мяч, услышав название посуды (ложка, тарелка, ветка, вилка...) и отбрасывают его, когда логопед называет не относящееся к теме слово.

2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [б] — согласный, звонкий. При произношении звука [б] губы смыкаются.

Логопед ставит на доску картинки. Дети называют их и выделяют звук [б] в словах: банан, грибы, собака, автобус, булка, яблоко, баран, букет.

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают вверх синий кружок, услышав звук [б] среди согласных звуков: к-м-б-д-с-б-н-р,..

• «Продолжи слово».

Дети должны по заданному слогу придумать слова: ба — банка, банан, балалайка; бу — булка, будка, букет; бо — бочка, бок, бобр.

• «Звуковая решетка».

Дети должны показать с помощью цветного кружка место звука [б] в словах (работа по картинкам на доске).

• «Назови слово».

Логопед называет звуки, а ребенок синтезирует их в слова: [б], [ы], [к] — бык; [ш], [у], [б], [а] — шуба; [б], [у], [с], [ы] — бусы.

• «Хлопни в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [б] в словах:

Был у бабушки баран,

Стучал он громко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Физкультминутка

«Котенок» (см. занятие 6).

Знакомство с буквой б

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой б, учат стихотворение:

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком. АШибаев

Дети обводят трафарет буквы б, раскрашивают его.

Печатают строчку буквы б, составляют слоги, записывают их в тетрадь: об, об, бу, бы.

Читают слоги, составляют слова и печатают в тетради: бу,ту, ба, сы, ка, бон (шуба, бусы, банка).

Игра «Один — много»

Дети рассматривают картинки с изображением посуды и на примере этих слов образовывают существительные множественного числа в родительном падеже:

ложка — ложки — много ложек;

ведро — ведра — много ведер;

чашка — чашки — много чашек и т.д.

 

Занятие 48. Посуда

Цели: проверить и систематизировать знания о посуде (предметы и их назначение); учить пересказу по серии картин («Бобик»); развивать сенсомоторные навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7).

Тема «Посуда»

Классификация посуды — кухонная, столовая, чайная. Дети должны разложить картинки на три полочки и объяснить назначение тех или иных предметов.

3. «Отгадай загадки»

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

Деревянная темница.

А в ней булочка хранится. (Хлебница.)

Вся макушка в дырках мелких»

Горечь жгучая в тарелках. (Перечница.)

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка.)

• «Узнай по описанию».

Дети должны догадаться, о каких предметах посуды идет речь:

— тонкий, стеклянный, прозрачный (стакан);

— металлическая, длинная, острая, зубчатая (вилка);

— длинный, тонкий, острый, металлический (нож);

— фарфоровая, красивая, легкая, чайная (чашка).

• «Что для чего?».

Дети должны называть предмет посуды, предназначенный для того или иного продукта:

для хлеба — хлебница; для масла — масленка; для соли — солонка; для сахара — сахарница; для супа — супница; для салата — салатница.

• «Ждем гостей».

Дети учатся сервировать стол: берут посуду и объясняют, для чего она предназначена (это — чашка, из нее пьют чай; я поставлю на стол три чашки).

Физкультминутка

«Золотые ворота» (см. занятие 8).

Учимся пересказывать

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть серию картинок «Бобик» (Т.Филичева, Г.Каше).

Дает образец рассказа по картинкам с постепенно развивающимся действием.

Проводит с детьми беседу по содержанию, просит ответить на вопросы:

— Кто разбил чашку?

— Что Миша сказал маме?

— Как мама наказала Бобика?

— Почему Миша решил сказать правду? Дети пересказывают текст

Работа в тетради

Дети рисуют посуду, «расставляют» ее на полочках шкафа.

 

Занятие 49. Звуки [б], [б']; буква 6

Цели: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [б], [б’]; научить звукослоговому анализу слов на примере слова булка, научить печатать слова и предложения с буквой б; научить согласованию прилагательных с существительными по родам, числам.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Чем украсим елку?».

Логопед называет существительное во множественном числе, именительном падеже, дети — во множественном числе, творительном падеже: шарики — шариками, бусы — бусами, хлопушки — хлопушками ...

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [б], (б']: звук [б] — согласный, звонкий, твердый; звук [б'] — согласный, звонкий, мягкий.

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают синий или зеленый карандаш, услышав в слове звук [б] или [б’]: бинт, бант, собака, обед, суббота, билет, кабина.

Дети повторяют слогоряд:

ба-би-бу

бо-бы-ба

бы-би-бу.

• «Бом и Бим».

Дети должны назвать картинки и разделить их: для Бима — со звуком [б'], а для Бом а — со звуком [б]: булка, белка, голуби, кубики, рыба, береза, банан, баранки.

Логопед называет слова, а дети называют слоги: сначала первый слог в словах банан, бинокль, белка, бусы, бабочка; затем второй слог в словах: губы, забор, зубы, работа, верба.

• «Наоборот».

Дети подбирают противоположные по смыслу слова, начинающиеся со звука [б] или [б’]: маленький — большой, черный — белый, медленно — быстро, дедушка — бабушка, сказка — быль, порядок — беспорядок, бедный — богатый. Дети заучивают скороговорку:

Булку, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку. 3. Физкультминутка

«Елочки большие и маленькие» (см. занятие 38).

Повторение буквы б

Дети повторяют написание буквы б, вспоминают стихотворение.

Дети выкладывают в кассе из букв и записывают в тетрадь слова: бык, бусы, бант, булка.

Выполняют звукослоговой анализ слова булка.

Дети читают на карточках слова и составляют из них предложение: Кати у шуба (у Кати шуба).

5. Тема «Новый год»

Дети рассматривают сюжетную картинку на эту тему. Логопед проводит беседу о предстоящем празднике.

• «Добавь словечко».

Дети придумывают существительные и прилагательные на тему зимнего праздника:

веселый ... Дед Мороз; красивый ...; блестящий ...; веселая ... Снегурочка; красивая ...; блестящая ...; веселые ... дети; красивые ...; блестящие ...

 

Замятие 50. Звук [р], буквар

Цель: закрепить навык правильного произношения звука [р]; научить определять позицию звука [р] в словах; познакомить с буквой р; научить образовывать сложные слова.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови ударный звук».

Логопед произносит слово, дети определяют, какой звук в нем ударный: пушка — [у], сок — [о], комар — [а], роза — [о]... 2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [р] — согласный, звонкий. При произношении звука [р] язык дрожит за верхними зубами.

• «Хлопни в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [р] среди других согласных звуков: м-р-к-р-п-н-р-...

• «Да — нет».

Дети должны убрать картинки, в названии которых нет звука [р]: ракета, топор, корова, помидор, сумка, ромашка, хлеб, сыр, арбуз, дом, рак.

• «Веселый поезд».

Дети расставляют картинки в вагончики в зависимости от места звука [р] в слове — начало, середина, конец (картинки на доске).

• «Продолжи слово».

Логопед называет слог, а дети вспоминают слова, начинающиеся на этот слог:

ра рама, радуга, радость, ракета... ро — роза, роща, рот, Родина, Рома... РУ — рубашка, ручка, ручей, рукава, рукавицы... ры — рысь, рыба, рынок, рыжик, рыбак...

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают руку вверх, услышав звук [р] в тексте:

Рано-рано два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та и тра-та-та!

Я.Чуковский

3. Физкультминутка

«Дует ветер» (см. занятие 1).

4. Знакомство с буквой р

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой р, учат стихотворение:

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

В.Степанов

Дети обводят трафарет буквы р в тетради и раскрашивают его.

Печатают строчку буквы р по образцу, печатают слоги: ар-ра; ур-ру: ор-ро.

• «Слово рассыпалось».

Дети составляют слова из букв, печатают в тетради: ыср — сыр, ораз — роза, раыб — рыба, урик — руки.

Составляют из букв предложение и печатают его в тетради: У Иры шарик.

5. Образование сложных слов

Снег падает — снегопад Лист падает — листопад Лес рубит — лесоруб Мясо рубит — мясорубка

По образцу, данному логопедом, дети образовывают сложные слова: соковыжималка, кофеварка, гололед, самокат и т.д.

 

Занятие 51. Звуки [р], [р']; буква р

Цели: закрепить навык различения звуков [р], [р']; научить звукослоговому анализу слов на примере слова шарику закрепить навык написания буквы р; научить подбирать однородные определения.

1. Организационный момент

Игра с мячом «Добавь слово». Логопед произносит несколько слов, дети добавляют одно слово по смыслу: лук, помидор огурец; рубашка, носки ... брюки; чашка, ложка ... тарелке и т.д.

2. Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [р], [р'] ([р] — согласный, звонкий, твердый; [р'] — согласный, звонкий, мягкий).

«Чистоговорки». Дети повторяют: ра-ра - начинается игра ри-ри — на ветках снегири, ро-ро — у нас ведро ре-ре — дом стоит на горе, ар-ар — у меня шар арь-арь — тут горит фонарь

• «Подушка — камень». Дети показывают эти символы, выделяя в словах звуки [р], [р']: шары, речка, самовар, пряник, рука, гречка, рога, рябина, репка.

• «Что для Ромы, а что для Риты». Дети должны разложить в синюю и зеленую коробки игрушки от Деда Мороза со звуками [р], [р']: пирамида, матрешка, жираф, конструктор, шарик, ведро, фонарик.

• «Нарисуем дом» (по В.Волиной). Логопед начинает рисовать на доске дом, а дети «помогают» ему, называя все, что имеет отношение к дому со звуками [р], [р’]: крыша, труба, дверь, крыльцо, забор, береза, розы, рожка и т.д.

• «Составь предложение».

Дети составляют предложения по опорным словам:

— зоопарк, полосатая, зебра, в (В зоопарке полосатая зебра);

— рыба, море, плавать, в (В море плавает рыба.);

— шар, подарить, красивый, Рита (Рите подарили красивый шар);

— пирог, бабушка, приготовить, ароматный (Бабушка приготовила ароматный пирог.).

3. Физкультминутка

«Имена» (см. занятие 22).

4. Повторение буквы р

Дети повторяют написание буквы р, вспоминают стихотворение.

В тетради около синего домика печатают слова со звуком [р], около зеленого — со звуком [р']): роза сыр рыба рис шарик

Дети выполняют звукослоговой анализ слова шарик. Выкладывают из букв предложения, печатают их в тетради: Это лиса. У лисы нора.

Тема «Новый год»

Дети рассматривают иллюстрации на эту тему и подбирают слова для описания: елочка (какая?) — нарядная, смолистая, зеленая, пушистая; Дед Мороз (какой?) — добрый, старый, веселый, седой.

 

Занятие 52. Новый год

Цели: закрепить и расширить знания об этом празднике; прочитать сказку С.Михалкова «Елочка»; развивать графические навыки.

1. Организационный момент

• «Хлопни в ладоши».

Логопед произносит ряд слов. Дети хлопают в ладоши, услышав слово, относящееся к теме «Новый год»: хоровод, елочка, диван. Снегурочка, гирлянда, радуга, мишура...

Тема «Новый год»

• «Загадка и отгадка»:

Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, На Новый год я главная! (Елка,)

• «Закончи предложение».

На дворе снежок идет,

Скоро праздник ... Новый год!

Мягко светятся иголки

Хвойный дух идет от ... елки.

Ну и елка, просто диво,

Как нарядна, как ... красива.

Ветви слабо ... шелестят,

Бусы яркие ... блестят.

Белоус и краснонос

Под ветвями — ... (Дед Мороз). Е.Благинина

Логопед проводит беседу о предстоящем празднике. Просит детей ответить на вопросы: Я— Как готовимся к празднику?

— Чем украшаем елку?

— Как мы будем встречать Новый год?

— А кто встречает Новый год в лесу?

• Дидактическая игра «Новый год в лесу». Логопед говорит: — Летом белочка, бабочка, зайчик, медвежонок, дятел, ежик, лиса, волк договорились на Новый год украсить на поляне елочку. Но вот наступил Новый год, на поляну пришли: белочка, зайчик, дятел, лиса, волк. А почему же нет остальных?

Дети объясняют, почему нет остальных.

Физкультминутка

«Как звери спешат на елку»

Дети двигаются по кругу и имитируют движения персонажей сказки, которые спешат на елку: зайчика, белочки, волка, дятла, лисы.

Чтение сказки

Логопед читает сказку С.Михалкова «Елочка» и беседует с детьми по содержанию произведения.

Стихотворение про Новый год

Дети рассказывают знакомые стихи про Новый год.

Работа в тетради

Дети выполняют штриховку еловой ветки и украшают ее шариками.

 

Занятие 53. Звук [Ж], буква Ж

Цели: закрепить навык правильного произношение звука [ж]; научить определять позицию звука [ж] в словах (в начале и середине); познакомить с буквой ж; ввести в речь слова, обозначающие моральные качества людей.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много».

Логопед произносит слова в единственном числе, дети — во множественном: нога — ноги, ухо — уши, рука — руки...

2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [ж] — согласный, твердый, звонкий. При произношении звука [ж] губы округлены, язычок — «чашечкой».

• «Слушай внимательно».

Дети показывают изображение «жука», услышав звук [ж] среди других согласных звуков: М-Ж-Н-Ж-К-Ж-П-Т-Ж….

Дети повторяют слогоряд:

Жа- ж у

ЖИ- ЖО

жу-жа

аж-иж

уж-ож,

• «Третий лишний».

Дети должны убрать картинку, в названии которой нет звука [ж):

жук, жакет, малина

ружье, ежик, яблоко

ковер, ножи, жираф

пирожок, самолет, желудь

• «Звуковая птичка».

Дети должны показать место звука [ж] в словах (картинки на доске),

• «Измени слово».

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]: друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.

• Чтение рассказа Г.Юдина «Жадная жаба».

Дети должны назвать слова со звуком [ж], которые встречались в тексте.

3. Физкультминутка

«Нос, пол, потолок» (см. занятие 42).

4. Знакомство с буквой ж

Дети рассматривают иллюстрации с буквой ж,учат стихотворение:

С. Маршак

Дети обводят в тетради трафарет буквы ж, раскрашивают его. Печатают строчку буквы ж. На слоговых линейках выкладывают слоги, печатают в тетради: аж, уж, ож, жу, жа. Читают и печатают в тетради слова по схеме:

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук ж-ж-ж...

5. Тема «Семья»

Логопед проводит беседу о семье,родственных связях. Обращает внимание детей на то, как называют членов семьи я родственников (мама, дедушка, брат, тетя и т.д.).

Закрепляет знания детей о возрастных изменениях человека (ребенок — мальчик, юноша, мужчина, старик; девочка — девушка, женщина, старушка).

Логопед, дает детям задание подобрать слова, подходящие к описанию черт характера их родных: бабушка — добрая, мама — ласковая, брат — смелый и т.д.

 

Занятие 54. Звук [Ж], буква Ж (продолжение)

Цели: закрепить навык правильного произношения звука [ж]; провести звуковой анализ слова жуки; научить печатать слова и предложения с буквой ж; научить образовывать притяжательные прилагательные.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Скажи ласково».

Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму имен: Лена — Леночка, Дима —Димочка, Оля — Оленька...

2. Звук [ж] Логопед напоминает:

— Звук [ж] — согласный, твердый, звонкий.

• «Чистоговорки». Дети повторяют:

жа-жа — есть иголки у ежа

жу-жу — молоко дадим ежу

жи-жи — тут живут ежи

же-же — дождь прошел уже

• «Один — много».

Дети должны образовать множественное число существительных: гараж — гаражи, этаж — этажи, еж — ежи, нож — ножи, уж — ужи, стриж — стрижи.

• «Сочиняем вместе».

Логопед читает рассказ, а дети дополняют его словами, подходящим по смыслу и имеющими в своем составе букву ж.

Удевочки по имени (Женя) есть собачка по кличке (Жучка). Однажды они пошли влес. Женя под дубом собирала (желуди). Жучка гонялась за летающим (жуком). Вдруг Женя услышала лай. Это Жучка заметила большого колючего (ежа) с маленькими (ежатами). Женя позвала Жучку, а еж и ежата убежали под елку. В. Волина

• «Веселый поезд».

Дети расставляют в вагончики картинки, в названии которых есть звук [ж]: жираф, ежи, желудь, жакет, ужи, жаба, ножи, флажок, лужа.

Звукослоговой анализ слова жуки.

Физкультминутка

«Две сестрицы» (см. занятие 7).

Буква ж

Дети повторяют написание буквы ж и вспоминают стихотворение.

• «Буквоед».

Дети должны в тетради дописать буквы и прочитать предложение: У жука усы.

• «Таблицы Шульте».

У детей карточки с алфавитом. Прозрачными кружками дети закрывают поочередно буквы слова, которое называет логопед: жуки, лужа, лужок.

Игра «Чей? Чья?»

Логопед показывает картинки с изображением игрушек и спрашивает, а дети отвечают:

— У Тани кукла. Чья это кукла?

— Это Танина кукла.

— У Саши мишка. Чей это мишка?

— Это Сашин мишка.

 

Занятие 55. Звуки [ш], [ж]; буквы ш, ж

Цели: закрепить навык произношения и различения звуков [ш], [ж]; научить по карточкам подбирать слова к схемам; познакомить с правилами написания жи и ши; закрепить буквы ш, ж, составить предложения со значением противопоставления (а, но, или).

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Цепочка слов».

Ребенок должен назвать слова на ту букву, на которую оканчивается предыдущее слово: дом — мак — кот — телефон — нос.

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [ш], [ж]: звук [ш] — согласный, твердый, глухой; звук [ж] — согласный, твердый, звонкий.

• «Колокольчик — барабан».

Дети поднимают вверх символ «колокольчик», услышав звук [ж], и «барабан», услышав звук [ш] в ряду звуков: ш-м-ж-к-ш- ж-д-ж-п-шслов: шипы, журнал, наживка, кошка, дождик, снежинка, ошибка.

• «Гусь — жук».

Дети расставляют картинки на доске возле «гуся» и «жука» в зависимости от наличия звуков в слове [ш], [ж]: мишка, жираф, жакет, шуба, ежи, шапка, пушка, ножницы.

• «Подбери слово». Дети подбирают слова (лиса, жуки, мак, киты) к схемам звукового анализа.

• Чтение стихотворения.

Дети поднимают вверх букву ш или ж, выделяя эти звуки в стихотворении

«Кисточка»:

Над бумажным, над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

В.Берестов

Физкультминутка

«Замок» (см. занятие 5).

Повторение букв ш, ж

Дети повторяют написание букв ш, ж. Учат правило: жи и или пишутся с буквой и.

Дети выкладывают в кассе слова и записывают их в тетради под символами: ужи уши лыжи мыши

Выкладывают из букв и записывают в тетрадь предложение: У Маши лыжи.

Составь предложение»

Дети составляют предложения по картинкам:

— У Кати лыжи, а у Оли санки.

— Мальчик упал, но не плачет.

 

Занятие 56. Человек и семья

Цели: закрепить знания о строении тела человека, о семье и родственных отношениях; научить выразительно передавать диалог в драматизации рассказа Б. Пермяка «Про нос и язык»; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Закончи слово». Логопед называет первый слог, дети заканчивают слово: ла мпа, за — мок, ко — шка, ба — как...

2. Тема «Семья»

Логопед проводит беседу о семье. Дети рассматривают иллюстративный материал, рассказывают, что они знают о родственных связях членов семьи (отец, дедушка, внучка, дочка и т.д.).

Дети называют членов своей семьи.

Чтение рассказа

«Про вое и язык»

Логопед проводит беседу по содержанию, повторно читает рассказ; учит детей передать диалог в драматизации рассказа.

Физкультминутка

«Золотые ворота» (см. занятие 8).

Тема «Строение человека»

• « Что делаем? ».

Логопед спрашивает, а дети отвечают, что мы делаем той или иной частью тела: глазами — смотрим, ушами слушаем, носом — нюхаем, руками — делаем, ногами — ходим, языком — говорим, зубами — кусаем.

• «Сделай, как я говорю».

По команде логопеда дети выполняют то или иное действие (поднимают правую руку вверх, левой рукой касаются правого уха, сгибают левое колено, закрывают правый глаз левой рукой и т.д.).

• «Загадка и отгадка»:

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык.)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут.(Ноги.)

У пяти братьев

Одна работа. (Пальцы.)

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце.)

6. «Оденьчеловечка»

Дети должны дорисовать одежду и обувь для мальчика и девочки.

 

Занятие57. Звук [е], буква е

Цели: закрепить четкое произношение звука [е]; научить определять позицию звука [е] в словах; научить синтезу слов из слогов; познакомить с буквой е; научить образованию существительных с помощью суффиксов -ник-, -щик~.

1. Организационный момент

• «Хлопаем в ладоши».

Логопед просит детей хлопнуть в ладоши столько раз, сколько окон в группе (столько раз, сколько ног у собаки и т.д.).

Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

— Звук [е] — гласный; смягчает согласные звуки, которые стоят впереди. При произношении звука [е] губы «улыбаются».

• «Да — нет».

Логопед выставляет на доску картинки, называет их, а дети определяют наличие звука [е] в словах и говорят «да» или «нет»: ель, клетка, лес, качели, мельница, апельсин.

• «Звуковая птичка».

Дети должны показать место звука [е] в словах: енот, обед, ежи, среда, здоровье, ерши, песня.

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [е] в том или ином слове:

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

А на ветке еле-еле

Разместились свиристели.

Д.О.Раевский

• «Составь предложение».

Дети составляют предложения по двум картинкам: Света — качели (Света качается на качелях.) лес — ежи (В лесу живут ежи.)

Ем ел я — печь (Емеля едет на печи.)

Физкультминутка

«Тик-так» (см. занятие 14).

4. Знакомство с буквой е

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой е, учат стихотворение из книги «Живая азбука»:

Посмотрев на ветки ели,

Мы заметить не сумели.

Дети обводят трафарет буквы е, раскрашивают его. Печатают строчку буквы е по образцу.

• «Закончи слово».

Дети читают слоги» составляют из них слова» записывают их в тетрадь: пе — сок, не — бо.

Дети читают и составляют ив полученных слов предложение, печатают его: Белка грызла орехи,

Дети проводят звукослоговой анализ слова белка.

5. Тема «Профессия»

Дети рассматривают иллюстрации на тему «Профессии».

• «Кто что делает?».

Логопед задает вопросы, дети отвечают:

— Ведет самолет

— Летчик.

— Чинит часы ...

— Часовщик.

— Стеклит окна ...

— Стекольщик.

— Управляет краном ...

— Крановщик.

— Кладет кирпич...

— Каменщик.

 

Занятие 58. Звук [ё], буква ё

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [ё]; научить выделять его в речи; научить определять позицию звука в слове; познакомить с буквой ё, научить образовывать существительные от глаголов.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Что от чего?».

Дети продолжают фразу, начатую логопедом: шляпка от ... — гриба, лист... — дерева, крышка от ... — кастрюли..

2. Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

— Звук [ё] — гласный; смягчает согласные звуки, стоящие впереди. При произношении звука [ё] губы округлены.

• «Составь слог».

Логопед называет согласный звук, а дети соединяют его со звуком [ё]: [л] — лё; [п] — пё; [н] нё; [с] — сё; [д] — дё; [ т ] — тё.

• «Звуковая решетка».

Дети должны найти место звука [ё]в словах: ёлка, клён, бельё, щётка, ружьё, ёжик, костёр,

• «Доскажи словечко».

Логопед начинает предложение, а дети заканчивают словом» в названии которого есть звук [ё]:На полу лежит большой ... ковёр,

— Во дворе лает ... пёс.

— В поле цветёт синий ... василёк.

— Медведь очень любит ... мёд.

— У козы маленький ... козлёнок,

• «Закончи слово».

Логопед произносит первый слог, дети должны закончить слово слогом, имеющим звук [ё]:да — ёт, бе рёт, жи — вёт, по — ёт, не — сёт, зо — вёт, ее — зёт, цве тёт, жу — ёт,

3. Физкультминутка

«Самолет» (см. занятие 39).

4. Знакомство с буквой ё

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой ё,учат стихотворение:

Буква Е передохнула

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула —

Получилась буква Ё.

Е Тарлапан

Дети обводят трафарет буквы ё» раскрашивают его.

Печатают строчку буквы ё по образцу.

Читают слоги» печатают их в тетради: лё, тпё, нё, сё, мё.

• «Загадки и отгадки».

Дети отгадывают загадки и записывают слово-отгадку» ёж, ёлка, самолёт, тёрка.

Дети составляют из букв слова и печатают предложение: Ёж нёс лист.

5. Игра «Кто что делает?»

Логопед называет действие, дети — профессию: учит — учитель, строит — строитель, поёт — певец, убирает — уборщик, продаёт — продавец, охраняет — охранник.

 

Занятие 59. Звуки (е), [ё]; буквы е, ё

Цели: закрепить произношение и различение звуков [е], [ё]; звуковой анализ слова ёжик; научить различать буквы е, ё; научить правильно употреблять глаголы в форме будущего времени с частицей ся и без неё.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Скажи одним словом».

Логопед называет несколько слов, дети подбирают обобщающее слово: зима, весна, лето — времена года; красный, синий, желтый — цвета; молоко, колбаса, сыр — продукты.

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков ([е], [ё] — оба эти звука гласные, смягчают согласные, отличаются артикуляцией).

• «Слушай внимательно».

Логопед называет слоги, а дети поднимают вверх букву е или букву ё, услышав соответствующие звуки: не-пё-мё-ре-те-дё-лё-се-ле...

На доске буквы е и ё. Дети называют картинки и расставляют их к буквам: ёжик, лента, ёлка, щётка, белка, лес, речка, василёк, самолёт, одежда, букет.

Составляют предложения по двум картинкам (на доске): белка — ёлка; ёжик — лес; речка — лента; щётка — одежда; василёк — букет.

Проводят звукослоговой анализ слова ёжик.

Физкультминутка

«Котёнок» (см. занятие б).

Повторение букв е и ё

Дети вспоминают стихотворение.

• «Таблицы Шульте».

Дети должны закрыть кружками поочередно буквы в словах: ёжик, ёлка, лес, белка.

Дети печатают в тетради слова, обозначающие действие, дифференцируя буквы е и ё: моет, роет, рисует, поёт, жуёт, идёт.

Дети печатают предложение: На ёлке белка.

5. Игра «Измени слова»

Дети осваивают две формы глагола будущего времени: буду купаться — искупаюсь, буду бегать — побегаю, буду строить — построю, буду улыбаться — улыбнусь.

 

Занятие 60. Профессии

Цели: закрепить знания о профессиях; научить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; развивать графические навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Кто это?».

Логопед называет действие, дети — профессию: учит — учитель, лечит — врач, продаёт — продавец, фотографирует — фотограф.

Профессия»

Логопед проводит беседу о профессиях. Дети отвечают на вопросы:

— Что такое профессия?

— Какие профессии у ваших мам и пап?

• «Загадки и отгадки»:

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помним вас. (Фотограф.)

Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (Учитель.)

Мы землю глубоко копаем

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли. (Шахтёр.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней. (Доктор.)

• «Кто ты будешь такой?».

По иллюстрации дети должны узнать и назвать профессию.

• Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». Дети смотрят на инструменты и предметы и по ним называют профессии, в которых они необходимы (молоток нужен плотнику, краски — художнику, кастрюля — повару, ножницы — парикмахеру и т.д.).

• «Назови профессию».

Логопед называет действие, дети — профессию: ведет самолет — летчик, управляет экскаватором — экскаваторщик, играет на скрипке — скрипач, дрессирует животных — дрессировщик».

Физкультминутка

«Петух» (см. занятие 23).

Составь рассказ

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Логопед дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Работа в тетради

Дети выполняют штриховку корабля.

 

Занятие 61. Звук [д], буква д

Цели: закрепить навык произношения звука [д]; научить определять позицию звука [д] в словах (в начале, в середине); познакомить с буквой д; научить правильно использовать предлоги (в, на, из-под, из-за, над) для обозначения пространственного расположения.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7).

Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

— Звук [д] — согласный, звонкий. При произношении звука [д] язычок стучит за верхними зубами.

Дети должны найти одинаковый по характеристике звук в словах: дом, помидор, солдат, ведро, дубок, карандаш, доктор, удочка.

• Дети повторяют слогоряд:

да-ды ду-до

до-да ды-ду

• «Разложи правильно ».

Дети должны расставить картинки к схемам, определив место звука [д] в словах (картинки на доске).

«Добавь слог».

Логопед начинает слово, а дети добавляют слог:

да — во ... да, яго ... да, пого ... да, коман ... да, пома ... да

ды — лло ... ды, ел






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.