Одушевленные и неодушевленные предметы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Одушевленные и неодушевленные предметы

2017-06-29 637
Одушевленные и неодушевленные предметы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логопед показывает на предмет, спрашивает:

— Это что? (Стул, доска, часы, стол.)

— Это кто? (Воробей, синица, рыбка.)

Объясняет, если к слову можно задать вопрос: «Кто?», оно обозначает одушевленный предмет, а если вопрос: «Что?» — неодушевленный.

• Дидактическая игра «Кто? Что?».

Дети называют картинки и называют к ним вопросы: «Кто?» или «Что?».

Кто? заяц, волк, бабочка, мышка Что? цветы, грибы, трава, дерево

«Хлопни в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, услышав слово, обозначающее одушевленный предмет: веник, ежик, кран, пчела, нож, береза, гриб и т.д.

Дети проводят звукослоговой анализ слова береза,

Физкультминутка

«Самолет» (см. занятие 39).

Таблицы Шульте»

Дети с помощью кружков поочередно закрывают буквы: весна, щетка, курица.

Игра «Мой, моя, мое»

Дети должны расставить картинки, согласовав местоимение с существительным: мой шарф, моя ручка, мое яблоко и т.д.

 

Занятие 106. Слова, обозначающие действие

Цели: научить выделять в речи слова, обозначающие действие; научить синтезировать звуки в слова, печатать слова н предложения; научить правильно использовать в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Цепочка слов».

Логопед называет слово, ребенок придумывает слово на последнюю букву и т.д.: мяч — чайник, календарь — речка...

2. Слова, обозначающие действие

Логопед предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопрос: «Кто что делает?» (Мальчики играют в футбол. Корова пасется на лугу. Девочка собирает яблоки.) Дети должны назвать слова-действия, которые употреблялись в предложениях.

«Хлопни в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, услышав слово, обозначающее действие: лес, стирать, ковер, лежать, смеяться, лампа, прыгать, диван, топать и т.д.

• «О ком (о чем?) я говорю?».

Логопед называет действие, дети — предмет или явление, о котором можно так сказать: скрипит... дверь, ползет...змея, квакает... лягушка, дует... ветер и т.д.

• «Составь слово».

Дети составляют слова из звуков: [п], [е], [н], [а], [л] — (пенал), [р], [у], [ч], [к], [а] — (ручка), [к], [н], [и], [г], [а] — (книга) и т.д. Логопед выставляет на доску картинки с изображением школьных принадлежностей. Дети рассказывают об их назначении.

Физкультминутка

«Засолка капусты» (см. занятие 3).

Глаголы совершенного и несовершенного вида

По двум картинкам дети сравнивают действия, отмечая глаголы совершенного и несовершенного вида: Лена купает куклу. Лена искупала куклу. Мама шьет рубашку. Мама сшила рубашку.

Работа в тетради

В тетради нарисованы предметы — ручка, карандаш, книга. Дети пишут, какие действия они совершают с ними: пишу рисую читаю.

Дети печатают предложение в тетради: Дима учит уроки.

 

Занятие 107. Слова, обозначающие признак предмета

Цели: научить выделять в речи слова, обозначающие признак предмета; научить подбирать слова к схемам; научить составлять распространенные предложения, подбирать однородные сказуемые (дом — строят, красят).

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Добавь словечко».

Логопед называет два слова по одной теме, дети — придумывают третье: роза, ромашка (василек), стол, шкаф (кровать), шапка, шуба (шарф).

Признак предмета»

• «Сравни».

У детей картинки с изображением воздушных шаров и они их описывают:

У меня шар красный, а у меня шар синий.

У меня шар круглый, у меня шар овальный.

Логопед обращает внимание детей на слова, обозначающие признак предмета.

• «О чем (о ком) я говорю?».

Логопед называет прилагательное, дети — существительное к нему: пушистая... кошка, мягкая... подушка, зеленый... огурец, кислый... лимон, холодное... мороженое.

• «Составь предложение».

Дети составляют предложения с использованием слов, обозначающих признаки предмета:

— Маша, покупать, пирожное, вкусное (Маша купила вкусное пирожное.);

— у, красивый, Аня, сарафан (У Ани красивый сарафан.);

— Африка, жить, в, зебра, полосатая (В Африке живет полосатая зебра.);

— в, расти, зеленая, лесу, елка (В лесу растет зеленая елка.).

Дети подбирают слова к схемам звукового анализа: лимон, улитка, грибы.

Проводят звукослоговой анализ слова улитка.

Физкультминутка

«Две сестрицы» (см. занятие 7).

Распространенное предложение

Дети печатают в тетради предложения, добавив слово, подходящее по смыслу и отвечающее на вопрос: «Какой? Какая?»:

Аня ест грушу. Аня ест спелую грушу.

Тут растет лук. Тут растет зеленый лук.

Однородные сказуемые

Логопед называет два слова, а ребенок должен отгадать, о каких школьных принадлежностях можно так сказать: решать, писать (тетрадь); рисовать, чертить (карандаш); читать, рассматривать (учебник); писать, подчеркивать (ручки).

С однородными сказуемыми дети составляют предложения, например: Я буду в тетради решать и писать.

 

Занятие 108. Школа

Цели: закрепить знания о школьных принадлежностях; поупражнять в составлении загадок; развивать сенсомоторные навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови последний звук». Логопед произносит слово без последнего звука. Дети договаривают: пале — ц, сыро — к, анана — с, дво —р, козе — л...

Игра «Найди ошибку».

Логопед показывает детям портфель Незнайки и предлагает проверить, что он берет с собой в школу. Ребенок доставив портфеля предметы: ручку, шарик, тетрадь, карандаш, резинку, линейку,резинку, пирамидку, букварь.

Дети объясняют, что здесь лишнее и почему.

3. «Отгадай загадку»

Я красный, черный, желтый, синий,

С начинкой твердой в древесине.

Я с острым ножиком дружу

И что хочу — изображу, (карандаш.) В.Волина

Логопед объясняет детям:

— Загадка не называет предмет, а описывает его. Предлагает детям самим составить загадку про карандаши:

— Карандашей в коробке много. Они похожи. Можно их назвать братьями. Отличаются они цветом, значит у них разноцветные рубашки. Карандаши находятся в одной коробке, значит это их дом. Загадка может звучать так:

Что за братья а разноцветных рубашках В одном домике живут. (Карандаши.)

4. Физкультминутка

«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 16).

5. Чтение рассказа Л.Дружининой «В пенале»

Хвастались друг перед другом ручка и карандаш:

— Я отлично пишу, — говорит ручка, — без единой ошибки.

— А я, — вторил карандаш, — я и забыл, когда ошибался.

А резинке стыдно было их слушать: ведь она стирала их ошибки».

Логопед проводит беседу по содержанию.

6. Работа в тетради

Дети выполняют штриховку карандашей по инструкции: 1-й — красным цветом, 3-й — синим, последний — зеленым, между красным и синим — желтым.


Рисунки к занятиям для детей с ОНР (2 год обучения).

Нумерация рисунков соответствует нумерации занятий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ванюхина Г. Речецветик. Смоленск, 1996. Волина В. Учимся играя. М., 1994.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.

Илларионова ЮТ. Учим детей отгадывать загадки. М., 1976.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6—7 лет. М., 2007.

Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997. Раевский Ю. Веселая азбука. Одесса, 1991. Соболева А.В. Загадки-смекалки. М., 1994. Тарабарина ТЛ., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.

Ткаченко ТА. В первом классе — без дефектов речи. СПб., 1999.

Торшенко Е.В., Малявина Л.В., Самусенко СЛ. Живая азбука для маленьких. СПб., 1994.

Филичева Т.Б., Чиркина ГЛ. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. II. М., 1993.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В.И. Логиновой М., 1990.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Примерный план занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма

Примерный план занятий по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматнческих категорий, развитию связной речи

Конспекты занятий

Занятие 1. Звуки окружающего мира

Занятие 2. Звук [а], буква а

Занятие 3. Звук [у], буква у

Занятие 4. Овощи и фрукты

Занятие 5. Звук [у], буква у (продолжение)

Занятие 6. Звуки [а], [у]; буквы о, у

Занятие 7. Звуки [а], [у]; буквы а, у (продолжение)

Занятие 8. Сбор урожая

Занятие 9. Звук [и], буква и

Занятие 10. Звук [л], буква п

Занятие 11. Звуки [п], [п']; буква п

Занятие 12. Золотая осень

Занятие 13. Звук [т], буква т

Занятие 14. Звуки [т], [т']; буква т

Занятие 15. Звук [о], буква о

Занятие 16. Птицы

Занятие 17. Звук [к], буква кг

Занятие 18. Звуки [к], [к']; буква к

Занятие 19. Звук [э], буква э

Занятие 20. Домашние животные

Занятие 21. Закрепление пройденного (гласные и согласные буквы)

Занятие 22. Звук [м], буква м

Занятие 23. Звуки [м], [м']; буква м

Занятие 24. Деревенский двор

Занятие 25. Звук [х], буква х

Занятие 26. Звуки [х], [х’]; буква х

Занятие 27. Звуковой анализ слов; ударение

Занятие 28. Дикие животные

Занятие 29. Звук [ы], буква ы

Занятие 30. Звуки [и], [ы]; буквы и, ы (продолжение)

Занятие 31. Звук [с], буква с

Занятие 32. Подготовка животных к зиме

Занятие 33. Звуки [с], [с'], буква с

Занятие 34. Звук [и], буква к

Занятие 35. Звуки [н], [и’]; буква н

Занятие 36. Продукты питания

Занятие 37. Звук [з], буква з

Занятие 38. Звуки [а], [з']; буква з

Занятие 39. Звуки [с], [з]; буквы с, з

Занятие 40. Зима

Занятие 41. Звук [л], буква л

Занятие 42. Звуки [л], [л’]; буква л

Занятие 43. Предложение, звукослоговой анализ слов

Занятие 44. Одежда и обувь

Занятие 45. Звук [ш], буква ш

Занятие 46. Звук [ш], буква ш (продолжение)

Занятие 47. Звук [б], буква б

Занятие 48. Посуда

Занятие 49. Звуки [б], [б']; буква б

Занятие 50. Звуки [р], буква р

Занятие 51. Звук [р], [р']; буква р

Занятие 52. Новый год

Занятие 53. Звук [ж], буква ж

Занятие 54. Звук [ж], буква ж (продолжение)

Занятие 55. Звуки [ш], [ж]; буквы ш, ж

Занятие 56. Человек и семья

Занятие 57. Звук [е], буква е

Занятие 58. Звук [ё], буква ё

Занятие 59. Звуки [е], [ё]; буквы е, ё

Занятие 60. Профессии

Занятие 61. Звук [д], буква д

Занятие 62. Звуки [д], [д']; буква д

Занятие 63. Звуки [д], [т]; буквы д, т

Занятие 64. Мебель

Занятие 65. Звук [в], буква в

Занятие 66. Звуки [в], [в']; буква в

Занятие 67. Звук [г], буква г

Занятие 68. Цвет. Форма. Величина

Занятие 69. Звуки [г], [г’]; буква г

Занятие 70. Звуки [к], [г]; буквы к, г

Занятие 71. Звук [й], буква й

Занятие 72. Форма и размер предметов


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.