Существительные множественного числа родительного падежа — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Существительные множественного числа родительного падежа



Дети работают с картинками и выполняют задание по образцу логопеда:

— яблоко — яблоки — много яблок;

— помидор — помидоры — много помидоров;

— лимон — лимоны — много лимонов.

 

Занятие 8. Сбор урожая

Цели: проверить и закрепить знания о сборе урожая, способах его хранения; чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»; развивать мелкую моторику рук.

Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много».

Дети перебрасывают друг другу мяч и называют какой-нибудь овощ или фрукт. Тот, кто ловит мяч, должен образовать множественное число: огурец — огурцы, груша — груши, кабачок — кабачки.

2. Беседа на тему «Овощи и фрукты». Дети отвечают на вопросы:

— Где растут овощи?

— Где растут фрукты?

— Когда сажают овощи?

— Что нужно делать, чтобы получить хороший урожай?

— Когда собирают урожай?

Игра «Собираем урожай»

Логопед читает стихотворение, а дети должны закончить четверостишие словом, подходящим по смыслу:

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем ... помидор.

Летом свежий и зеленый

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец —

Крепкий, вкусный ... огурец?

Я и горький, я и сладкий

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг.

А зовусь я просто ... лук.

Я и круглый, я и гладкий,

А на вкус приятно-сладкий,

Знает каждый карапуз,

Что зовут меня ... арбуз.

В.Губернаторова

 

Дидактическая игра «Что как храним?»

На картинке изображены ящик и банка. Дети должны разложить изображения тех овощей и фруктов, которые можно хранить сырыми, возле ящика, а тех, что можно консервировать, — возле банки. (На картинках изображены вишня, слива, клубника, огурцы, помидоры — для банки, морковь, картофель, капуста — для ящика.)

 

Игра «Спор овощей и фруктов»

Каждый ребенок получает картинку, на которой изображен овощ или фрукт. Дети выходят по очереди к доске и рассказывают все, что знают об этом овоще (фрукте).

Я морковка. Я очень полезный овощ, во мне много витаминов. Я расту длинная и красная. Сама я в земле, а снаружи зеленый хвостик.

Физкультминутка

«Золотые ворота»

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз — прощается,

Второй — не запрещается,

А на третий раз — Не пропустим вас!

Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»

Логопед читает, а затем проводит беседу по содержанию.

После этого дети играют в игру под названием «Вершки — корешки»: логопед называет овощи, а дети поднимают руки вверх («вершки») или опускают вниз («корешки»), показывая, что съедобно, а что нет.



Работа в тетради

Дети рисуют, заполняя «ящики» помидорами и огурцами.

 

Занятие 9. Звук [и], буква и

Цели: уточнить артикуляцию звука [и]; научить определять позицию звука [и] в слове; познакомить с буквой и; научить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе.

Организационный момент

• Игра с мячом «Что таким бывает?».

Логопед называет прилагательное, дети — подходящее по смыслу существительное: горячий — утюг, холодный — снег, мягкая — подушка и т.д.

2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [и] — гласный. При произношении звука [и] губы растянуты в улыбке.

Дается выделение звука [и] из ряда гласных звуков. Услышав звук [и], дети поднимают красный карандаш: аи-у-и-а-у-уи...

• «Звуковая птичка».

Логопед выставляет на доске картинки. Дети проговаривают названия и определяют место звука в словах, поднимая вверх соответствующую часть птички: в начале слова — головку, в середине — туловище, в конце слова — хвостик (индюк, ива, лимон, сапоги, кит, Ира).

• «Чтение стихотворения».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [и]:

Индюк из города идет, Игрушку новую несет. А игрушка не простая, Индюшка заводная.

• «Составь предложение».

Дети составляют предложения из пары слов:

Ира — лимон (Ира купила лимон.)

Игорь — игрушки (Игорь убрал игрушки.)

Инна — иголка (Инна уколола палец иголкой.)

Илья — грибы (Илья собирал грибы.)

Никита — пила (Никита пилил дрова.)

Физкультминутка

«Листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

4. Знакомство с буквой и

Дети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы И

Логопед читает стихотворение:

На калитку посмотри.

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

В.Степанов

 

Дети обводят и раскрашивают красным карандашом трафарет буквы и.

Далее они печатают строчку буквы и и выкладывают в кассе слог иа, выполняют анализ, записывают в тетрадь.

5. Дидактическая игра «Что делает, что делают?»



Дети учатся правильно употреблять глаголы в единственном и множественном числе:

— птица летит, а птицы летят;

— дерево растет, а деревья растут;

— лист желтеет, а листья желтеют;

— дождь идет, а дожди идут;

— лист падает» а листья падают.

 

Занятие 10. Звук [п], буква п

Цели: научить выделять звук [п] в речи, определять позицию звука [п] в словах (начало, конец); познакомить с буквой п; научить подбирать однородные определения.

1. Организационный момент

.• Игра с мячом «Горячо — холодно».

Если логопед бросает детям мяч со словом «горячо», они не должны его ловить, а если со словом «холодно», должны поймать и бросить обратно.

2. Знакомство со звуком

Логопед произносит:

— Звук [п] — согласный, глухой. При произношении звука [п] работают только губы.

Проводится работа по картинкам. Логопед расставляет на доске картинки» дети называют их, проверяя, во всех ли словах встречается звук [п]: пальто, сапоги, капуста, подушка, помидор, лапша.

• Дети повторяют слогоряд: па-пы пупо ап-уп оп-ап

• «Звуковая решетка».

С помощью синего кружка дети показывают место звука [п] в слове: помидор, пальто, стоп, повар, клоп.

• «Кто больше?».

Дети должны назвать как можно больше слов со звуком [п], обозначающих предметы, находящиеся вокруг: пол, потолок, палка, лампа, поезд и т.д.

3. Физкультминутка

«Как живешь?» (см. занятие 2).

4. Знакомство с буквой п

Дети рассматривают иллюстрации и слушают стихотворение про букву п:

Пойдем отсюда по тропе,

И мы дойдем до буквы п.

С.Маршак

Далее дети обводят трафарет буквы п и раскрашивают синим карандашом.

Они печатают строчку буквы п; слоги ап, уп, ип. Дети выполняют анализ обратного слога ап.

5. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»

Дети рассматривают сюжетную картинку «Осень» и подбирают как можно больше слов, характеризующих предметы и явления осени.

Логопед задает вопросы, дети отвечают:

— осенью погода (какая?) (пасмурная, холодная, ветреная, дождливая);

— ветер (какой?) (сильный, холодный, резкий);

— небо (какое?) (низкое, серое, темное).

 

Занятие 11. Звуки [п], [п'|; буква п

Целы: научить различать звуки [п], [пь]; проводить анализ прямых слогов па, ли; повторить букву п; научить образовывать существительные множественного числа.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Скажи ласково».

Логопед называет существительное, дети — его уменьшительно-ласкательную форму: дождь — дождик» лист — листик» гриб — грибок»

2. Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков: — Звук [п] — согласный» твердый; звук [п'] — согласный, мягкий.

• «Подушка — камень».

У детей в руках символы — «подушка» и «камень». Логопед называет слоги, а дети поднимают «подушку», если услышали звук [п’] в слоге» и «камень»» если услышали звук [п]: па-пи-пу-по-пе-пя-пы.:

• «Твердо — мягко».

Логопед называет слоги со звуком [п], а дети изменяют их так, чтобы появился звук [л’]: папя, пу-пю, пы-пи, попе, пэ-пе.

• «Синий — зеленый».

На доске лежат два шарика: синий и зеленый. Дети называют картинки, определяют, какой [п] в этом слове — твердый или мягкий? За синим шариком ставят картинки со звуком [п] (палка, пальто, помидор), за зеленым — картинки со звуком [пь] (пила, петух, пирог).

• «Добавь словечко».

Дети должны закончить предложения словами, которые начинаются на звуки [и], [п’]. —- Мальчик отправил ... письмо.

— Полина сняла ... пальто.

— Мама печет ... пирожки.

— Лебедь плавает на ... пруду.

— Папа надел новый ... пиджак

3. Физкультминутка

«Засолка капусты» (см. занятие 8).

4. Повторение буквы п

Дети вспоминают стихотворение про букву п и пишут букву в воздухе.

Составляют слоги (в кассе) ап; уп; ип; меняют буквы местами, читают получившиеся слоги, записывают в тетрадь па; пу: пи: выполняют звуковой анализ слогов /га; пи» обозначив цветными кружками гласные и согласные звуки,

5. Дидактические игры

• «Лето — осень».

Дети сравнивают две картинки с одинаковым пейзажем, но разным временем года (лето, осень). На фланелеграфе они должны разделить на две группы деревья, землю, солнышко, облака, сравнивая их по цвету.

• «Один — много».

Логопед называет один предмет, а дети ставят существительное во множественное число: лист — листья, гриб — грибы, дождь — дожди, зонт — зонты, птица — птицы и т.д.

Занятие 12. Золотая осень

Цели: повторить все, что дети знают об осени; объяснить, что такое переносные слова (золотая осень, золотой характер, золотое кольцо), научить составлять описательный рассказ; заучить стихотворение; развивать графические навыки.

1. Организационный момент

• «Игра с листиками».

Логопед называет слова, а дети поднимают листики вверх, если услышали слово, имеющее отношение к теме «Осень».

2. «Осень»

• «Загадка и отгадка».

Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.) Дети рассматривают сюжетную картинку «Осень» и называют приметы и признаки осени: похолодание, отлет птиц, листопад, дожди.

Логопед дает объяснение переносных слов: золотое кольцо, золотая осень.

• «Составь рассказ».

Дети составляют описательный рассказ об осени по опорным картинкам (облако с дождем, зонт, дерево с желтыми листьями, осенняя одежда, корзинка, овощи, портфель).

Наступила осень. Часто идут дожди. На деревьях пожелтели листья, начался листопад. Люди надевают теплую одежду. Осенью дети пошли учиться в школу. В садах и огородах собирают урожай.

3. Физкультминутка

«Листики осенние» (см.занятие 9).

Портрет осени»

Логопед читает стихотворение и одновременно рисует осенний пейзаж. Дети заучивают стихотворение, а затем самостоятельно в тетрадях рисуют такой же «портрет осени».

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели.

Если небо хмурое, если дождик льется —

Это время года осенью зовется!

М.Ходякова

 

Занятие 13. Звук |т|, буква т

Цели: научить четко произносить звук [т]; определять место звука [т] в словах; проводить анализ обратного слога ат; познакомить с буквой л»; научить образовывать глаголы с помощью приставок.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови одним словом».

Логопед произносит три слова и бросает мяч ребенку, а тот должен назвать обобщающее слово (яблоко, груша, банан — фрукты ).

2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [т] — согласный, глухой. При произношении звука [т] язычок стучит за верхними зубами.

Логопед называет согласные звуки, а дети должны показать, как стучит молоточек, если услышали звук [т]: к-п м-т-6-т-м-т.

• « Чистоговорки». Дети повторяют:

та-та-та — хвост пушистый у ... кота то-то-то — в шкафу висит ... пальто

ты ты ты — в море плавают___киты

ат-ат-ат — ели мы ... салат от-от-от — на дорожке сидит ... кот

• «Третий лишний».

Из трех картинок ребенок должен найти ту, в названии которой нет звуки (т):

тыква, самолет, груша

петух, танк, лиса,

щука, туфли, кот

зонт, жук, туча

• «Веселый поезд».

Дети берут картинки, определяют место звука [т] в слове и помещают картинки в соответствующие вагончики

• «Что делает птица?».

Дети продумывают слова-действия со звуком {т}; поет, летит, клюет, вьет, выводит, пьет.

Физкультминутка

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стая,

Этот пальчик все съел,

— Оттого я потолстел!

Знакомство с буквой т

Дети рассматривают иллюстрацию и учат стихотворение про букву т:

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

А.Шибаев

Дети обводят трафарет буквы т, раскрашивают синим цветом и печатают в тетради строчку буквы т по образцу.

Они находят в кассе букву т, выкладывают в кассе слога: от; ут; ит. Проводят анализ слога от.

• «Наоборот».

В тетрадях дети печатают обратные слоги, а потом меняют буквы местами и печатают прямые слоги: та; ту; ти.

5. Игра «Птичка в клетке»

Логопед выставляет на доску плоскостное изображение клетки и перемещает тачку. Дети озвучивают:

— Птичка из клетки ... вылетела.

— Над клеткой ... пролетела.

— Вокруг клетки ... облетела.

— К клетке ... подлетела.

— В клетку ... залетела.

 

Занятие 14. Звуки [т],[ть]; букват

Цели: научить различать звуки [т-ть] четко произносить их в слогах, словах, фразах; повторить букву т; научить использовать в речи предлоги: в, мод, из, ко,

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови птицу».

Логопед бросает мяч и произносит первый слог, ребенок ловит мяч и называет слово полностью: ла — ласточки, си — синица, ле — лебедь, во — ворона ... и т.д.

2. Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

— Звук [т] — согласный, глухой, твердый; звук [т'] — согласный, глухой, мягкий.

• «Синий — зеленый».

Дети поднимают вверх синий или зеленый кружок, услышав в слогах звуки [т], [т']: та тё то ти те ты ту...

• «Что для Тали, а что для Темы?».

На доске картинки с изображением Тани и Темы. Ребенок называет картинку, выделяет звук [т] или [т’] и определяет, кому нужно это отдать — Тане или Теме? (Туфли, телевизор, утюг, пальто, тарелка, телефон.)

• «Добавь словечко».

Дети заканчивают предложение словами, начинающимися со звуков (т], [т’].

— На огороде выросла большая ... тыква.

— У коровы маленький ... теленок.

— Мою подругу зовут ... Таня.

— Солнце спряталось за ... тучу.

— Я ручкой пишу в ... тетради.

Проводится работа с картинкой. Дети рассматривают сюжетную картинку, называют все предметы, в названии которых есть звуки [т], [т’].

3. Физкультминутка

Тик-так

Тик-так, тик-так — вот так часики стучат,

Тики-так, тики-так — так стучит молоток,

Тики-тук, тики-тук — так стучит каблук.

4. Повторение буквы т

Дети вспоминают стихотворение про букву т. «Живые буквы».

Дети у доски из букв составляют слог ат, а затем меняются местами, получается слог та.

Дети проводят звуковой анализ слога та Аналогично проводится работа со слогом ти.

Логопед предлагает рассмотреть на доске картинки, начинающиеся со слогов: та, ту, ти. Ребенок читает слог и находит картинку, которая начинается на этот слог: ту — туф ли, та — танк, ти — тигр.

Дети записывают в тетрадь слоги та, ту, ти.

Составь предложение»

Дети составляют предложения с использованием предлогов в, над, из, на.

Рассматривают схемы предлогов, с помощью пары картинок составляют предложения:

книги — шкаф Книги стоят а шкафу.

ложка — стол Ложка лежит на столе.

птица — гнездо Птица вылетела из гнезда.

бабочка — цветок Бабочка порхает над цветком.

 

Занятие 15. Звук [о], буква о

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [о], научить выделять звук в начале, середине и конце слова; проанализировать слоги оп, то; познакомить с буквой о; научить согласованию числительных с существительными.

1. Организационный момент

• «Хлопни в ладоши».

Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово, имеющее отношение к теме «Птицы»: хвост, клюв, рука, крыло, гнездо, копыта, перья, голова, птенцы, нас.

2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [о] — гласный. При произношении звука [о] губы вытянуты вперед, округлены.

Логопед выставляет на доску картинки: асы, овощи, облако, окна, называет их и спрашивает у детей, какой звук есть но всех этих словах? (Звук [о].)

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают вверх красный кружок, услышав звук [о] среди гласных звуков: а-о-у-и-о-а-и-о...

• «Звуковая птичка».

Логопед называет слова со звуком [о], а дети определяют место звука в словах: дом, осы, колесо, окна, конь, овощи, молоко (начало, середина, конец) и поднимают соответствующую часть «птички» (голову, туловище или хвост).

• «Много — один».

Логопед называет слово, обозначающее много предметов, а ребенок называет слово, обозначающее один предмет: крылья — крыло перья — перо яйца — яйцо гнезда — гнездо зерна — зерно деревья — дерево

Физкультминутка

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой,

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

Знакомство с буквой о

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой о, учат стихотворение:

В старом дереве дупло,

Ну совсем как буква О.

В.Степанов

Дети обводят трафарет буквы о, раскрашивают красным цветом и печатают строчку буквы о.

Далее дети в кассе составляют и записывают в тетрадь слоги ол, от, по, то. Проводят анализ слогов оп, то.

Игра «Сколько птиц?»

Логопед выставляет на доску картинки с изображением птиц. Дети называют их: ласточка, дятел, сова, скворец, лебедь, журавль и т.д. Затем логопед ставит возле птиц цифры, а дети должны ответить, сколько птиц? {Пять ласточек, один дятел, три совы и т.д.)

 

Занятие 16. Птицы

Цели: проверить и закрепить знания о перелетных птицах, научить различать перелетных и зимующих птиц; научить ориентировке на плоскости листа.

Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много».

Логопед бросает мяч и называет птицу, ребенок ловит и говорит слово «много» и существительное во множественном числе: грач — много грачей, сова — много сов, воробей — много воробьев...

Птицы»

Логопед предлагает детям послушать стихотворение М.Ивенсена:

Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают. Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.

Логопед проводит беседу о птицах и спрашивает детей:

— О чем это стихотворение?

— Почему осенью птицы улетают на юг? (Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.)

Рассказывает детям об особенностях строения птиц, их повадках.

• «Загадки и отгадки».

Логопед приводит загадки о птицах. Дети отгадывают их и находят картинки с изображением птиц.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Непоседа птица эта, Одного с березой цвета: Верещунья, белобока. А зовут ее ... (сорока).

Днем спит, ночью летает,

Всех людей в лесу пугает. (Сова.)

• «Кто больше».

Дети, сидящие на первом ряду, называют перелетных птиц, а сидящие на втором ряду — зимующих птиц.

• «Третий лишний».

На доске картинки с изображением трех птиц. Ребенок находит зимующую птицу и убирает ее.






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.