Наличие и движение основных фондов.
Важнейшим показателем производственной структуры ОПФ является доля активной части в их общей стоимости. Это связано с тем, что объем выпуска продукции, производственная мощность и другие экономические показатели работы предприятия в значительной мере зависят от величины активной части ОПФ. Поэтому повышение ее доли до оптимального уровня является одним из направлений совершенствования производственной структуры ОФ на предприятии.
Коэффициенты обновления и выбытия используются для более детального анализа процесса воспроизводства основных фондов.
, где:
Фввед – стоимость введенных основных фондов.
Фкон. года – стоимость ОФ на конец года.
Составим вспомогательную таблицу 1 для расчета коэффициента обновления ОПФ.
Таблица 1. Вспомогательная таблица для расчета коэффициента обновления
Показатели
| 2014 год
| 2015 год
|
Фввед, тыс. руб.
|
|
|
Фкон, года, тыс. руб.
|
|
|
Кобн.% (стр. 1 / стр. 2)
| 0,15
| 0,22
|
, где:
Фвыб – стоимость выбывших основных фондов.
Фнач. года – стоимость ОФ на начало года.
Составим вспомогательную таблицу 2 для для расчета коэффициента выбытия ОПФ.
Таблица 2. Вспомогательная таблица для расчета коэффициента выбытия
Показатели
| 2014 год
| 2015 год
|
Фвыб, тыс. руб.
|
|
|
Фнач.года, тыс. руб.
|
|
|
Квыб, % (стр. 1 / стр. 2)
| 0,07
| 0,01
|
Анализируя эти два показателя можно сделать следующий вывод: превышение величины Кобн. по сравнению с Квыб. свидетельствует о том, что идет процесс обновления ОПФ. Такая тенденция наблюдается в 2014 и в 2015 годах.
Показатели эффективности использования ОПФ.
Обобщающим показателем, характеризующим использование основных фондов на предприятии, является показатель фондоотдачи. Для его расчета используется следующая формула:
, где
ТП – товарная продукция предприятия в стоимостном выражении;
ОПФср. год – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Составим вспомогательную таблицу 3 для расчета фондоотдачи.
Таблица 3. Вспомогательная таблица для расчета фондоотдачи
Показатели
| 2014 год
| 2015 год
|
ТП, тыс. руб.
|
|
|
ОПФср год, тыс. руб.
| 115942,5
| 143145,5
|
Фо, руб./руб. (стр. 1 / стр. 2)
| 4,47
| 5,06
|
Анализируя показатель, выявилось, что в 2014 году на 1 руб. ОПФ приходилось 4,47 руб. товарной продукции, а в 2015 году этот показатель вырос до 5,06 руб. Это говорит о положительной тенденции изменения фондоотдачи.
Обеспеченность оборотными средствами.
Для анализа структуры оборотных средств составим таблицу 4.
Таблица 4. Структура оборотных средств предприятия.
Состав элементов оборотных средств
| Нач.2014 года
| Кон.2014 года 99
| Нач.2015 года 00
| Кон.2015 года
|
тыс. руб.
%
| тыс. руб.
%
| тыс. руб.
%
| тыс. руб.
%
|
Запасы
|
| 52,24
|
| 65,54
|
| 65,15
|
| 62,95
|
Налог на добавленную
Стоимость по приобретенным
ценностям
|
| 3,55
|
| 6,82
|
| 6,98
|
| 5,6
|
Долгосрочная дебиторская задолженность
|
| 0,46
|
| 6,57
|
| 6,72
|
| 5,5
|
Краткосрочная дебиторская задолженность
|
| 37,92
|
| 19,1
|
| 19,1
|
| 18,63
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
| 0,04
|
| 0,03
|
| 0,03
|
| 0,0009
|
Денежные средства
|
| 5,81
|
| 1,94
|
| 1,98
|
| 7,32
|
Итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В начале 2014 года наибольшую долю в структуре оборотных фондов предприятия составляли запасы: 52,24%, куда входят сырье и материалы, готовая продукция и товары для перепродажи, и расходы будущих периодов.
Данный факт можно выделить как положительный момент, т. к. запасы являются собственными средствами предприятия. К концу 2014 года этот показатель увеличился до 65,54%. но уже с начала 2008 года доля запасов начала уменьшаться и к концу 2015 года составляла 62,95%.
В начале 2014 года большой удельный вес имела краткосрочная дебиторская задолженность 37,92%, но уже к концу 2014 года уменьшилась практически в 2 раза и составила 19,1%, и продержалась на этом уровне до начала 2015 года, и в незначительной мере снизилась к концу года.
В целом же можно сказать, что в 2015 году по сравнению с 2014 наблюдается улучшение состояния предприятия по одним показателям, таким как запасы и краткосрочная дебиторская задолженность, но в то же время ухудшение по показателю долгосрочной дебиторской задолженности.
Показатели уровня использования оборотных средств
Важнейшими показателями использования оборотных средств на предприятии являются коэффициент оборачиваемости оборотных средств и длительность одного оборота.
Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период. Он определяется по формуле:
, где:
Vр – выручка от реализации продукции;
Оср – средний остаток оборотных средств за отчетный период.
Продолжительность (длительность) одного оборота показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции.
Составим вспомогательную таблицу 5 для расчета коэффициента оборачиваемости ОбС и длительности оборота.
Таблица 5. Вспомогательная таблица для расчета коэффициента оборачиваемости ОбС и длительности оборота
Показатели
| 2014 год
| 2015 год
|
Vр, тыс. руб.
|
|
|
Оср, тыс. руб.
|
| 91122,5
|
Коб (стр. 1 / стр. 2)
| 8,06
| 8,36
|
Д, дней (360/стр. 3)
| 44,67
| 43,06
|
Данные показатели имеют положительную динамику. Наблюдается как рост коэффициента оборачиваемости, что говорит об увеличении скорости оборота оборотных средств предприятия, так и снижение длительности оборота, что свидетельствует о сокращении срока возврата оборотных средств в виде выручки от реализации продукции.
Использование материальных ресурсов
Структура затрат представляет соотношение отдельных элементов затрат в общей величине затрат на предприятии (табл. 6).
Таблица 6. Структура затрат на предприятии
Вид затрат
| 2014 год
| 2015 год
|
Материальные затраты
|
|
|
Затраты на оплату труда
|
|
|
Отчисления на социальные нужды
|
|
|
Амортизация
|
|
|
Прочие затраты
|
|
|
Итого по элементам затрат
|
|
|
Важнейшим обобщающим показателем уровня использования всех материальных ресурсов на предприятии является материалоемкость продукции,которая показывает, сколько в среднем материальных ресурсов необходимо для выпуска единицы продукции.
Материалоотдача – показатель, обратный материалоемкости, т.е. она показывает количество выпускаемой продукции на 1 руб. расходуемых ресурсов.
,
, где:
МЗ – количество израсходованных материальных ресурсов на предприятии;
ГПст.выр – готовая продукция в стоимостном выражении.
Составим таблицу 7 для расчета материалоемкости и материалоотдачи.
Таблица 7. Показатели материалоемкости и материалоотдачи предприятия
Показатели
| 2014 год
| 2015 год
|
МЗ (тыс. руб.)
|
|
|
ГПст.выр. (тыс. руб.)
|
|
|
Ме (стр. 1 / стр. 2)
| 0,732
| 0,703
|
Мо (стр. 2 / стр. 1)
| 1,366
| 1,423
|
По сравнению с 2014 годом в 2015 наблюдается улучшение обоих показателей, т.е. наблюдается снижение материальных затрат на ед. продукции на 0,03 и увеличение выпускаемой продукции на 1 руб. затрат на 0,057.
Т.к. оба показателя улучшились, это говорит об улучшении использования ресурсов на предприятии.
Анализ финансового состояния предприятия
Рассчитаем ряд коэффициентов, характеризующих платежеспособность предприятия:
1) коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов:

2) коэффициент автономии:
3) коэффициент соотношения заемных и собственных средств:
(строки)
Составим таблицу 8 для расчета коэффициентов, характеризующих платежеспособность предприятия.
В 2015 году наблюдается снижение коэффициента соотношения заемных и собственных средств. В то же время снижается коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, что можно выделить в качестве положительного момента.
Таблица 8. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия
2014 год
| 2015 год
| |
Итог оборотных активов
|
|
|
Итог внеоборотных активов
|
|
|
Реальный собственный капитал
|
|
|
Итог пассива
|
|
|
К заемн./собств.
| 0,41
| 0,38
|
К об/внеоб.
| 1,96
| 1,36
|
К автономии
| 0,71
| 0,73
|
Немного повысился коэффициент автономии, что говорит о возможном повышении размера собственного капитала предприятия.
Анализ себестоимости
Составим и проанализируем смету затрат на производство (табл. 9)
Таблица 9. Смета затрат на производство ОАО «Комбинат Красный Строитель»
Показатели
| 2014 год
| 2015 год
| Изменение (+/–)
|
Тыс. руб.
| Удельный вес, %
| Тыс. руб.
| Удельный вес, %
| абсол., тыс. руб.
| относит., %
|
Материальные затраты
|
| 77,35
|
| 76,8
| +128780
| 33,92
|
Затраты на оплату труда
|
| 13,39
|
| 12,14
| +14695
| 22,36
|
Отчисления на социальные нужды
|
| 4,44
|
| 3,86
| +3769
| 17,31
|
Амортизация
|
| 0,84
|
| 0,78
| +1031
| 25,12
|
Прочие затраты
|
| 3,99
|
| 6,42
| +22905
| 116,79
|
Итого
|
|
|
|
| +171180
| 34,87
|
Наибольший удельный вес как в 2014, так и в 2015 году имеют материальные затраты. В 2015 году они увеличились на 33,92%. На втором месте затраты на оплату труда, которые увеличились на 22,36%. Также значительно увеличились прочие затраты. Можно сделать вывод о том, что общая сумма затрат возрастает.
Оценка прибыльности предприятия
Для оценки прибыльности предприятия составим таблицу 10.
Таблица 10. Анализ прибыли ОАО «Комбинат Красный Строитель» (тыс. руб.)
Показатели
| 2009 год
| 2014 год
| %, к пр. г.
| 2015 год
| %, к пр. г.
|
I Доходы и расходы по обычным
видам деятельности
Выручка от продажи товаров,
продукции, работ, услуг.
|
|
| 131,21
|
| 137,29
|
Себестоимость проданных товаров,
продукции, работ, услуг
|
|
| 128,15
|
| 135,24
|
Валовая прибыль
|
|
| 154,67
|
| 150,29
|
Коммерческие расходы
|
|
| 97,07
|
| 119,53
|
Прибыль от продаж
|
|
| 172,98
|
| 155,78
|
II Операционные доходы и
расходы
Проценты к получению
| -
| -
| -
|
| |
Проценты к уплате
| -
| -
| -
|
| |
Доходы от участия в др. организац.
| -
| -
| -
|
| |
Прочие операционные доходы
|
|
| 201,28
|
| 56,3
|
Прочие операционные расходы
|
|
| 94,95
|
| 118,94
|
III Внереализационные доходы и расходы
Внереализационные доходы
|
|
| 70,25
|
| 4039,7
|
Внереализационные расходы
|
|
| 85,07
|
| 18040,72
|
Прибыль (убыток) до налогообложения
|
|
| 170,57
|
| 128,88
|
Налог на прибыль
|
|
| 353,36
|
| 56,88
|
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
|
|
| 90,75
|
| 251,3
|
IV Чрезвычайные доходы и
расходы
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода
|
|
| 90,75
|
| 251,3
|
Анализируя данную таблицу можно сделать следующие выводы:
По сравнению с 2014 годом в 2015 году наблюдается значительный рост всех видов прибыли.
В 2015 же году по сравнению с 2009 и 2014 годами наблюдается значительный рост чистой прибыли.
Анализ показателей рентабельности
Рассчитаем основные показатели рентабельности:
– рентабельность производства 
– рентабельность продаж 
– рентабельность капитала 
– рентабельность продукции 
Результаты занемеем в таблицу 11.
Таблица 11. Основные показатели рентабельности ОАО «Комбинат Красный Строитель»
2014 год
| 2015 год
|
П валовая
|
|
|
ОбС
|
| 91122,5
|
ОПФ
| 115942,5
| 143145,5
|
П от реализации
|
|
|
Выручка от реализации
|
|
|
П чистая
|
|
|
Актив баланса
| 105789,5
| 150628,5
|
R производства
| 40,9
| 48,5
|
R продаж
| 10,85
| 12,37
|
R капитала
| 22,58
| 39,86
|
R шифера
| 13,6
| 15,3
|
R труб
| 10,0
| 15,6
|
Наблюдается стабильное повышение рентабельности асбестоцементных труб и шифера по сравнению с 2014 годом. Положительным моментом является рост рентабельность капитала, что говорит об эффективности использования имущества предприятия. Увеличились также рентабельности производства и рентабельность продаж. Все это говорит об улучшении деятельности предприятия.
Оценка платежеспособности предприятия
Рассчитаем показатели платежеспособности предприятия:
1) коэффициент абсолютной ликвидности (Кабс.ликв.≥0,2);
(строки)
2) коэффициент уточненной ликвидности (Куточненной.ликв>1);
(строки)
3) коэффициент текущей ликвидности (Ктекущ.ликв.≥2) – критерий банкротства;
(строки)
Расчет этих показателей представлен в таблице 12.
Таблица 12. Коэффициенты платежеспособности ОАО «Комбинат Красный Строитель»
2014 год
| 2015 год
|
нач. года
| кон. года
| нач. года
| кон. года
|
стр. 210
|
|
|
|
|
стр. 220
|
|
|
|
|
стр. 240
|
|
|
|
|
стр. 250
|
|
|
|
|
стр. 260
|
|
|
|
|
стр. 290
|
|
|
|
|
стр. 610
|
| -
|
|
|
стр. 620
|
|
|
|
|
стр. 630
| -
| -
| -
|
|
стр. 660
| -
| -
| -
| -
|
стр. 670
| -
| -
| -
| -
|
стр. 490
|
|
|
|
|
К абс. ликв.
| 0,11
| 0,045
| 0,045
| 0,15
|
К уточн. ликв.
| 0,85
| 0,5
| 0,48
| 0,55
|
К тек. ликв.
| 1,93
| 2,14
| 2,1
| 1,99
|
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Этот индикатор имеет особо важное значение для инвесторов. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.
Мы видим, что коэффициент абсолютной ликвидности к концу 2014 году по сравнению с началом года снизился на 0,065, и оставался таким же до начала 2015 года. Но к концу года значительно возрос (на 0,105), но не достиг критерия его оценки (>0,2).
Коэффициент уточненной ликвидности в 2014 и 2015 году гораздо ниже критерия его оценки (>1). Это отрицательный момент.
Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку деятельности предприятия и показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются материальными оборотными средствами. Мы видим, что этот показатель в 2014 году и начале 2015 года соответствовал критерию оценки >2, но к концу 2015 года снизился.
План маркетинга
Стратегия маркетинга для ОАО «Комбинат Красный Строитель» имеет следующие основные положения:
1. Маркетинг направлен на рынок кровельных материалов, с целью увеличения доли рынка за счет продажи асбестоцементных листов.
2. Добиваться следует увеличения объема упомянутого выше продукта.
3. Необходимо заметно увеличить объемы выпуска а/ц листов.
4. Все должно быть проведено в кратчайшие сроки.
Для данного предприятия представляет основной интерес стратегия проникновения на рынок.
Данная стратегия предполагает увеличение объема продаж уже имеющегося у предприятия товара, на рынке, где предприятие уже имеет определенную долю.
Данная стратегия имеет следующее соотношение рисков и выгод:
· вероятность успеха – 80%
· риски – 20%
В то время как остальные:
· развитие рынка (риски 60%; успех 40%)
· разработка товара (риски 40%; успех 60%)
· диверсификация (риски 80%; успех 20%)
Таким образом, можно сделать вывод, что с учетом нынешнего состояния предприятия, его возможностей, а также учитывая позиции и возможности основных конкурентов наиболее эффективной и безопасной стратегией является стратегия проникновения на рынок.