Рисуночная техника (как базовая) — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Рисуночная техника (как базовая)



1. Ассоциативное рисование. Темы: моя любовь, мой страх, мое будущее, я и моя болезнь, боль, полет, надежда, тревога.

2. Диалог на бумаге (с помощью линий). Используются два цвета.

3. Техника ведомого рисования (рисование проформ).

4. Автопортрет в виде украшений (для девочек), оружия (для мальчиков) и др.

5. Работа с гримом (очень сильная техника, хорошо идет у подростков).

Дети по жребию делятся на пары, знакомятся, затем гримиру­ют друг друга на заданную тему.

6. Работа с масками (дети делятся на пары, знакомятся, наде­вают друг на друга нераскрашенную маску и рисуют на маске своего собеседника свое чувство к нему).

7. Рисование пальцами рук или ног (необыкновенно чувствен­ное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой и водой).

8. Использование фантазий (например, «Я куст роз», «Кры­лья»):

«Представьте себе, что вы обнаружили что-то интересное у себя на спине. Вы замечаете, что у вас растут крылья! Как чувствуют себя эти крылья на вашей спине?.. Попробуйте подвигать крыльями и про­контролировать свои ощущения... Затем представьте, что вы прогули­ваетесь по холму с этими крыльями на спине. Когда вы достигнете вершины, вы раскроете свои новые крылья и будете парить в воздухе... Что вы видите, когда летите? Представьте, что вы собираетесь при­землиться. Когда вы приземлитесь, ваши крылья исчезнут и вы снова окажетесь в комнате».

Можно попробовать рисовать музыку (медитативное рисова­ние), стихи, составлять коллаж (авангардный автопортрет).

Театро-терапия

Техника включает:

1) разыгрывание и просмотр сценок, которые дети сами сочи­няют;

2) инсценировку картин известных художников;

3) импровизацию;

4) работу с марионетками. Когда кукла сделана, группа ра­зыгрывает небольшой импровизированный спектакль. Тема спек­такля задается сразу или сценарий пишется заранее.

Танцевальная, или двигательная, терапия

Эта техника предполагает использование резервов своего тела

полностью.

Например:

1) движения телом сначала с закрытыми, а потом с открыты­ми глазами в зависимости от характера музыки;

2) танец с шифоновой тканью (ее можно обертывать вокруг себя, закручиваться в нее, кружить вокруг себя);

3) 10—15 мин движения под музыку из мира Ошо, затем 5—10 мин лежать без движений, а потом встать и дать свободу

телу.

В завершение все ощущения дети зарисовывают акварелью.

Библиотерапия

Техника включает в себя сочинение литературных произведений.

Например, можно:



1) создать сагу (чье-либо жизнеописание);

2) написать письмо некоторым частям своего тела (к примеру:

«Дорогой желудок! Я хотел бы тебе сказать...»);

3) описать сильное переживание из своей жизни в пяти стро­ках (11 слов). Оно может содержать:

— название переживания (1 слово);

— проявление переживания (2 слова);

— действие, которое появляется в результате этого пережива­ния (3 слова);

— чувства, возникающие после этих действий (4 слова);

— то же самое слово. Примеры детского творчества

Нерешительность

Вижу его.

Убегаю, возвращаюсь, избегаю.

Дрожь, не знаю, куда деться.

Нерешительность.

(Яна, 14 лет)

 

Застенчивость

Много людей.

Молчу, столбенею, дрожу.

В пальцах лед. мурашки по телу.

Застенчивость

 

(Даши, 14 лет)

4) придумать сказку и разыграть ее.

Дети садятся в круг. Педагог сочиняет первую фразу. Далее но кругу по одному-два предложения говорят дети. Сочиняют до тех пор, пока не получат удовлетворение от придуманной истории.

Лепка

Эта техника является эффективным способом наиболее пол­ной трансформации страха и радость, ужаса и красоту и т.п.

Материалы для работы: глина, пластилин, тесто,

Глина. Замечательный материал, так как не имеет определенной формы, обладает мягкостью, пластичностью. Работа с гли­ной оставляет приятные ощущения н позволяет расслабиться. По­датливость глины делает ее пригодной для создания самых разно образных изделии. С глиной каждый ощущает себя мастером. Она дает возможность получить как тактильные, так и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от полученного изделия. По мнению В. Оклендер, «глина сближает детей с их чувствами» [18]. В процессе работы с глиной удастся легко про­никнуть в потаенные уголки мира ребенка. При этом агрессивные дети находят выход своему раздражению, а неуверенные и бояз­ливые — получают опыт ощущения контроля и владения собой. При работе с утиной крайне трудно сделать ошибку: то что не понравилось, легко исправить, и это привлекает детей,

Мы работаем с голубой лечебной глиной.

Начинать использовать ее в качестве терапевтического средства стоит только тогда, когда дети приобретут определенный опыт работы с ней, затем уже можно переходить к художествен­ным замыслам.



Эта работа -- хороший способ стимулировать словесное выра­жение чувств у детей, которым недостает таких способностей. При работе с глиной дети не только получают удовлетворение от са­мостоятельной деятельности, но и становятся социально актив­ными: ведут беседы друг с другом, делятся мыслями. чувствами, ощущениями.

Вот упражнение, которое использует В. Оклендер в своей терапевтической практике с детьми:

«Закройте глаза. Знайте, что при закрытых глазах ваши пальцы и руки более чувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они могут изменять ваши ощущения. Попробуйте оба эти способа, чтобы выяснить, так ли это. Если вам все- таки нужно на короткое время открывать глаза, это ничего, просто затем закройте их снова. Посидите минутку, положив руки на ваш кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха. Теперь выполняйте следующие указания.

Заставьте себя ощутить кусок глины таким,какой он есть сейчас, — подружитесь с ним. Возьмите его и подержите.Теперь отложитеего и отщипните кусочек. Пользуйтесь двумяруками. Отщипывайте кусочки медленно… Теперь быстрее… Отщипывайте большие и маленькие кусочки. Сожмите вашу глину… Теперь разгладьте ее. Используйте большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили… Соедините все вместе, чтобы получился шар… Проткните глину. Если глина расплющивается, опять соберите ее и проткните снова. Попробуйте сделать это и другой рукой тоже… Собирайте ее и ударяйте по ней… Пошлепайте по ней… Пощупайте гладкие места, которые образовались после похлопывания…

Соберите глину… Разрывайте ее. Отрывайте маленькие и большие кусочки. Соединяйте их. Возьмите кусочек и бросьте его. Вы можете для этого на минутку открыть глаза… Сделайте это снова. Делайте это сильнее. Сделайте так, чтобы был слышен сильный шлепок. Не надо бояться сильного удара…

Теперь соберите глину снова… Потыкайте ее пальцами… Пальцем проковыряйте в ней дырку… проковыряйте еще несколько дыр… проковыряйте одну сквозную. Ощупайте края дыры, которую вы проделали.

Соберите глину и попробуйте нанести на нее линии, ударяя по ней, и проделать в ней маленькие отверстия с помощью пальцев. Ощупайте линии и отверстия, которые вы сделали. Используйте различные пальцы руки: суставы, ребро, ладони, ладонь. Посмотрите, что вы можете сделать. Вы можете использовать даже свои локти.

Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становится все тоньше и длиннее по мере того, по мере того как вы будете раскатывать глину. Оберните ею свою руку или свой палец. Теперь возьмите кусочек, раскатайте его между ладонями и сделайте маленький шарик. Ощупайте этот шарик. Сомните его снова. Возьмите на минуту обеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо знаете его».

Делая это упражнение первый раз, ребята могут хихикать и шептаться. Но чем дальше движется процесс работы, дети, выполняя инструкции, становятся более сосредоточенными и углубленными в работу.

По окончании работы детям можно задать вопросы: «Что тебе понравилось больше всего?», « Что ты не любишь делать?», « Какие чувства ты испытываешь во время работы с глиной?»

Работу с глиной полезно сопровождать музыкой, что стимулирует творческую активность. Причем музыка способна направлять и конкретизировать создаваемые образы.

Упражнение.

Закройте глаза и войдите в свое пространство. Заставьте себя по­чувствовать глину двумя руками в течение нескольких секунд. Сде­лайте два глубоких вдоха. Не открывая глаз, сделайте что-нибудь из своей глины. Дайте возможность пальцам свободно двигаться. Почув­ствуйте, повинуется ли вам глина. Хочет ли глина вести себя по-сво­ему? Придайте ей какую-нибудь форму. Есть ли у вас какой-нибудь замысел? Что вы хотели бы сделать? Сделайте это с закрытыми гла­зами. Руки помогут вам в работе. Отпустите их, дайте им свободу. Ког­да закончите работу, откройте глаза и посмотрите на свое произве­дение со всех сторон. Если у вас появилось желание, то добавьте не­сколько «штрихов» к изделию. А теперь внимательно посмотрите на свое произведение, закройте глаза и представьте, что это вы. Побудь­те этим куском глины — вы глина. Расскажите об изделии из глины так, как если бы это были вы сами.

Еще одно упражнение.

Садимся на пол, перед нами на полиэтиленовой пленке глина. Слу­шаем музыку. Закрываем глаза. Теперь будем лепить с открытыми или закрытыми глазами.

Бывают в жизни такие минуты, когда мы чувствуем себя разбиты­ми, потерявшимися, раздернутыми на мелкие части. Это очень не­приятно.

С закрытыми глазами слепите себя такого нецелостного, разбитого на мелкие части.

Теперь возьмите в руки глину и дайте возможность рукам делать то, что они хотят.

Нет смысла думать о том, что получится.

Ваши руки сейчас помогают вам, они знают что-то, чего не знает ваша голова.

Если руки вдруг остановились, вы можете посмотреть на то, что у вас получилось.

Когда работа закончена, ни в коем случае на нее не смотрите. Вы­мойте руки и сядьте спиной к своему произведению.

Теперь, когда все закончили работу, посмотрите на то, что у вас получилось...

А бывает другое состояние, когда вы испытываете внутреннюю целостность, вам хорошо и вы уверены в себе.

Теперь попробуйте из себя разбитого сделать целостного, могучего.

Если глаза мешают, закройте их.

Руки точно знают, что лепить.

Используйте каждый комочек, чтобы ничего лишнего у вас не ос­тавалось.

Сейчас ваши руки знают, что лучше. Все в ваших руках.

Готовое произведение можно трогать, смотреть на него и даже лизнуть и попробовать на вкус, если хотите.

Как вы себя сейчас чувствуете?

Это что-то неприятное?

Что происходило в процессе работы?

Выполняя и руководя такими упражнениями, следует помнить два очень важных момента. Если человек из нежелаемого объекта превращает его в желаемый, то ни одного кусочка глины не должно остаться, необходимо использовать всю массу глины, а также

нельзя давать еще глины по просьбе.

Занятия с глиной обладают необыкновенной силой воздей­ствия. Благодаря осязанию и движениям мышц, преодолевающих ; сопротивление материала, обеспечивается доступ к наиболее глубинным структурам психики и проникновение в них. Именно ; при работе с глиной состояние ребенка проявляется наиболее от­четливо. Есть такие дети, которые рассказывают о своих ощущениях после работы с глиной с дрожью в голосе — так глубоко

была затронута их проблема.

Песок, вода, камни. В начале занятия необходимо провести не­продолжительную по времени релаксацию со свечами и звуками живой природы. Далее дети молча встают и идут к емкостям с речным песком. Доливая чуть-чуть воды, делают свои конструк­ции. Добавляя камни, веточки, палочки и маленькие игрушки, они создают неповторимую композицию. Для конкретизации об­раза построенную композицию дети изображают красками на ли­сте. Сочиняют и рассказывают историю.

 

В заключение хочется сказать, что арт-терапевтические техни­ки не имеют противопоказаний, безболезненны и неопасны, при­менимы для детей и взрослых.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

I. УРОВНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Уровень психического здоровья

Зачастую родители и педагоги, занимаясь умственным, пси­хическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о здо­ровье и гигиене его тела, забывают о его духовном становлении. А «духовность человека — это не просто присуще человеку на­ряду с телесным и психическим, которое свойственно и живот­ным. Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному» (В. Франки).

Духовное здоровье относится к личности ребенка в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человече­ского духа.Психическое здоровье предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, активность и самостоятельность, способность к риску, веру в себя, способность к проявлению чувств и переживаний, осознание своей индивидуальности, искреннее удив­ление своеобразию окружающих людей и всего мира.

Главной задачей первого уровня образовательного процесса изостудии «Синяя птица» является создание условий, обеспечи­вающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный ком­форт, которые лежат в основе психического здоровья.

Ориентируясь на развитие ребенка, мы определяем основные задачи первого уровня образовательного процесса:

1) создание благоприятного психологического климата в кол­лективе изостудии, который определяется организацией продук­тивного общения детей с педагогом и друг с другом;

2) коррекция разного рода затруднений, касающихся психи­ческого здоровья и несформированности умений в изодеятельности;

3) использование резервов развития каждого ребенка и реа­лизация этих возможностей в работе;

4) создание условий для развития индивидуальных особен­ностей детей — их интересов, способностей, чувств, увлечений и др.

Число приемов и методов, обеспечивающих психическое здо­ровье каждого ребенка, бесконечно. Прежде всего, главную роль играют педагогическая позиция и стиль: установка доверитель­ных и доброжелательных отношений с ребенком. Для этого успешно применяем в изостудии метод нейролингвистического про­граммирования (НЛП). Выражая свои переживания, ощущения, впечатления и мысли, мы (взрослые и дети) пользуемся как словами, так и невербальными чувствительными средствами. Умение распознавать и использовать выраженные в речи сенсор­ные предпочтения помогает установлению близких, доверитель­ных отношений между ребенком и педагогом. От того, насколь­ко быстро и верно поймет педагог ребенка, зависят дальнейший процесс взаимодействия между ними, следовательно, и успех

ребенка.

Бендлер и Гриндер разработали в результате своих исследова­ний метод НЛП, который мы адаптировали для условий изосту­дии. Согласно модели НЛП, речь человека выражает в созна­тельной, вербальной форме внутренние, нейродинамические про­цессы, задействованные в общении. По методу НЛП выделяют три сенсорных предпочтения: визуальное, аудиальное, кинети­ческое. Вот несколько примеров из разговора детей:

1) визуальный процесс: «...посмотри, в каком красивом я костюмчике, какой яркий у меня шарф»;

2) аудиальный процесс: «...мы с подружками притаились, тихо-тихо сидим, даже не хихикаем»;

3) кинестетический процесс: «...я на нее рассердился и боль­но сжал ее руку».

Чувственную языковую ориентацию легко определить по гла­голам, наречиям и прилагательным, выражающим действие. Ска­зуемые отражают три основных чувственных процесса: зрение, слух, осязание. Предпочтительное употребление определенных ска­зуемых указывает на характер коммуникативной системы гово­рящего. Хотя в нашей речи присутствуют слова, отражающие все три вида процессов (визуальный, аудиальный, кинестетический), одна из репрезентативных систем все же оказывается более вы­раженной. Она и является сознательной коммуникативной сис­темой.

Используя при взаимодействии с ребенком характерные для

его речи сказуемые, нам удается добиться некоторого расслаб­ления малыша, установить с ним более близкие отношения.

Определив сенсорные предпочтения ребенка, при взаимодей­ствии с ним мы используем в своей речи те сказуемые, которые

употребляет он.

Внутреннее состояние ребенка можно понять не только с по­мощью показателей речи, но и наблюдая движения глаз. Соглас­но методике НЛП, движение глаз служит как бы внешним гра­фиком, отражающим внутреннюю познавательную деятельность органов чувств.

 

 

Показатели движения глаз

1. Визуалисты


 

 

 

Влево вверх

Вправо вверх

прошлые зрительные восприятия новые или будущие образы

2. Аудиалисты


 

 

 

Горизонтально - слуховые восприятия

Влево вниз- внутренний слух

3. Кинестетики

Вправо вниз

Педагог не только учитывает сознательный чувственный опыт ребенка, настраиваясь на него с помощью соответствующих пре­дикатов, но и точнее отражает его бессознательный чувственный опыт, отмечая движения глаз.

Например, рассказывая о каком-то случае, ребенок в основ­ном употребляет зрительные предикаты, но смотрит при этом вправо и вниз (кинестетическое направление). Учитывая эту ин­формацию, педагог в своем диалоге с ребенком использует как визуальные, так и кинетические предикаты.

Определив сенсорные предпочтения ребенка, мы фиксируем их в таблицу и эти сведения доносим до родителей, подготовив при этом маленькое сообщение просветительского характера. Эта проблема обычно заинтересовывает родителей, и тем самым ук­репляется важная связь педагог ребенок родитель. Говоря с ребенком на его языке, мы находим с ним такой тесный кон­такт, который дает возможность выйти наружу его самым глубо­ким внутренним переживаниям — тем самым ребенок освобожда­ется от них. Организационно этому шагу отводится сентябрь — октябрь.

Следующим шагом, направленным на выявление и развитие психического здоровья ребенка, является фиксированное наблюде­ние за его деятельностью и поведением с целью психолого-педаго­гической диагностики и коррекции разного рода затруднений.

Коррекционная работа осуществляется как на основных заня­тиях, где она является одной из составляющих, так и на допол­нительных, которые длятся от 3 до 5 ч в неделю (согласно про­грамме) и могут быть индивидуальными для каждого ребенка или организованы в малых группах по 2—3 человека. Коррекционные занятия начинаются с конца сентября — начала октября (индивидуально для каждого ребенка) и продолжаются по мере необходимости. Некоторым детям эта работа совсем не нужна, а

есть такие, для которых она проходит длительное время, воз­можно, с параллельной работой психологов.

В процессе наблюдения за детьми фиксируются следующие параметры личностного развития'.

1) речевые проявления (количество употребляемых слов);

2) качество речи (словарный запас, правильность, логическая выстроенность, образность, богатство);

3) двигательная активность (насколько часто ее проявляет);

4) мимика и жесты (богатство, адекватность и неадекватность);

5) эмоциональные состояния (характер эмоций, сила прояв­ления, преобладание, смена настроения);

6) чувствительность (высокая или низкая восприимчивость);

7) познавательная активность (уровень любознательности);

8) характер взаимоотношений (общительный, замкнутый, доб­рожелательный, агрессивный);

9) отношения к требованиям (насколько точно выполняет, выполняет ли вообще).

После того как педагог выявил детей с какими-либо затрудне­ниями, выстраивается система коррекционной работы. Следует иметь в виду, что с агрессивными и эгоцентричными детьми, пережива­ющими сильный стресс, сначала лучше работать индивидуально, а когда большая часть проблем будет решена, можно включить их в малую группу. И наоборот, для детей замкнутых, малообщитель­ных, пассивных, не владеющих элементарными навыками обще­ния, или же для детей с нарушениями поведения, контролируе­мой агрессией, сверхзависимых, с заниженной самооценкой, стра­дающих страхами, полезно проведение занятий в малых группах.

Коррекционная и развивающая работа включает в себя сочета­ние техник сказкотерапии, игротерапии и арттерапии. План про­ведения занятия может строиться по следующей схеме: игра-рассказ истории, происшедшей за период с прошлого занятия, — психотерапевтическая игра (в зависимости от проблем детей, вхо­дящих в группу) — рассказывание сказки— процесс рисования — обсуждение рисунков.

Игры, используемые в работе, могут быть ролевыми, связан­ными с сюжетом сказки, и психотерапевтическими, направлен­ными на разрешение трудностей и проблем детей, на сплочение группы и создание атмосферы групповой поддержки.

Интересно и продуктивно строится работа с внезапным, спон­танным сочинением сказки или игры во время работы. Если сказ­ки или игры готовятся заранее, то во временном отношении они должны быть просты и конкретны и длиться не более 8—10 мин.

По убеждению Винникотта, игровая деятельность является основой для накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности. Ее можно считать свойством жизненно­го процесса в широком смысле слова.

Пиаже описывает некоторые общие требования к организуе­мой педагогической игре. Из них можно выделить четыре основ­ных:

а) игра приятна, т.е. обычно положительно воспринимается ее

участниками;

б) игра протекает спонтанно и предполагает наличие у участ­ников внутренней мотивации;

в) игра требует высокой гибкости психических процессов и

ролевой пластичности;

г) игра является естественным следствием физического и ин­теллектуального развития ребенка.

По-особому строятся психотерапевтические игры. Они опира­ются на некоторые общие особенности детской психики. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети во многих случаях затрудняются в словесном описании своих переживаний. Поскольку, по мнению А.И. Копытина, «невербальная экспрессия с исполь­зованием разнообразных предметов игровой деятельности, а так­же конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, она становится особенно значимой при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Кроме того, дети спон­танны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий, чем взрослые. Их переживания проявляются в игровой деятель­ности непосредственнее, не проходя «цензуру» сознания» [9].

Поскольку мышление ребенка образно и конкретно, то учас­тие его в игре является способом осмысления действительности. По тому, как и каким образом ребенок играет, можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической

зрелости.

Очень важно любому специалисту, вовлекая ребенка в игру и

используя игровые методы, знать основные принципы взаимо­действия. Как считает Экслайн, необходимо:

1) устанавливать с ребенком тесные, дружеские отношения;

2) принимать ребенка таким, какой он есть;

3) сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувство­вал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства;

4) распознавать чувства ребенка и отражать их вербальными приемами, чтобы ребенок учился осознавать свои переживания;

5) уважать способность ребенка самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор;

6) избегать какого-либо влияния на действия и высказывания

ребенка;

7) не торопить процесс взаимодействия;

8) минимально ограничивать деятельность ребенка для того, чтобы помочь ему соотносить игру с реальностью и сформиро­вать в нем чувство ответственности.

Этим принципам мы следуем не только в процессе игры, но и во время любого взаимодействия с ребенком.

Опыт показал, что в начале учебного года, когда складывает­ся детский коллектив и в этом новом детском объединении фор­мируются и развиваются личности, очень важно педагогу умело, тонко и профессионально использовать занятия, которые спо­собствовали бы созданию благоприятного психологического кли­мата и содействовали личностному росту. Этими занятиями будет игровая сказкотерапия.

Игровая сказкотерапия

Сказкотерапия состоит из десяти занятий, разработанных ива­новскими психологами Л.Д. Володеевой и Е.М. Васильевой и лю­безно нам предоставленных.

Существует теория, открывающая важную зависимость между метафорой, симптоматикой и терапевтическим воздействием. Иссле­дованиями установлено, что такая обработка сообщений метафори­ческого типа происходит в правом полушарии головного мозга. Оно же отвечает за образную и эмоциональную стороны мышления.

Считается, что психосоматическая симптоматика также зарож­дается в правом полушарии. Предположим, что, поскольку симп­томы являются сообщениями на языке правого полушария, то исследование метафор, чтение сказок позволяет напрямую об­щаться с правым полушарием на его собственном языке.

Сказка позволяет взрослому найти общий язык с ребенком, а ребенку — спроецировать свои страхи и опасения на персонажей историй, олицетворить себя с персонажами, чьи качества и чер­ты характера он хотел бы иметь. Инсценируя, проигрывая, про­говаривая и прорисовывая сказки, дети на всех уровнях получа­ют необходимый им опыт. А поскольку это происходит в игровой атмосфере, близкой по самой природе детям, это легко ими вос­принимается.

Сказочный репертуар подбирается так, чтобы он затрагивал проблемы большинства участников группы: трудности в обще­нии, заниженную самооценку, повышенный уровень тревожнос­ти, гиперактивность, отставание психических процессов. В содер­жание занятий специально включены игры на коммуникацию, которые позволяют детям ближе познакомиться друг с другом, почувствовать себя более комфортно, научиться чувствовать свое тело, дают возможность реагировать на отрицательные эмоции в социально приемлемой форме.

Подбор упражнений и сказок, сам план ведения подобной группы строго индивидуален в зависимости от участников группы и их психоэмоционального состояния.

Занятие 1

Для того чтобы создать особую доверительную атмосферу, не­обходимо совершать какой-либо ритуал на каждом занятии. У нас это зажженная свеча.

Ребята садятся в круг, в центре которого зажигается свеча. Педагог говорит детям, что эта свеча — душа нашей группы, она поможет нам совершать различные путешествия в страну сказок.

Далее каждому ребенку предлагают выбрать из нарезанных из цветной бумаги квадратиков тот, который ему сейчас нравится. Этот квадратик педагог помогает ребенку подклеить в его инди­видуальный листок (аналогия с тестом Люшера). Такие квадрати­ки выбираются в начале и в конце каждого занятия. Это помогает ведущему отследить динамику изменения эмоционального фона как в течение занятия, так и в процессе цикла сказкотерапии.

Для проведения занятий желательно иметь набор разных игрушек — чтобы вводить их в сценарий или использовать для инсценировки сказок. У педагога должно быть также достаточное количество заго­товленных призов, которые раздаются детям в ходе занятия.

Ход занятия. Дети заходят в кабинет, садятся в круг. Зажига­ется свеча. Далее беседуем о Сказочной стране: что в ней находит­ся, кто живет. По ходу занятия вносим изменения в декорации Сказочной страны и поощряем детей, если они замечают эти изменения.

Из «волшебного сундучка» появляется Солнечный зайчик и знакомится с ребятами. Каждый должен что-то рассказать о себе. Если ребенок затрудняется, ему помогает Солнечный зайчик и задает вопросы, например: твое любимое блюдо, увлечение, есть У тебя дома животные?

Далее идет чтение сказки «Колобок» и ее обсуждение.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Почему так случилось, что Колобка съела лиса? (Он был неосторожен.)

2. Какой характер у Колобка? (Веселый, задорный.)

3. Был ли Колобок послушным? (Не был.)

4. Кого жалко в сказке и почему? (Деда и бабку, так как они остались одни; Колобка — так как его съела лиса.)

5. Нужна ли нам в жизни осторожность и когда? (При переходе дороги, при обращении с нагревательными приборами, с горя­чей водой и т.д.)

А теперь давайте представим походку неосторожного Колобка и изобразим ее, походим, как неосторожный Колобок. Можем ли мы как-то помочь Колобку, подсказать ему, дать волшебные со­веты, чтобы его не съела лиса?

Волшебные советы Колобку:

— быть внимательным;

— смотреть под ноги;

— превратиться в ежика;

— надеть шапку-невидимку.

Солнечному зайчику очень понравились советы, которые вы дали Колобку. Тот, кто дал больше волшебных советов, получает право попасть в Сказочную страну, посидеть на волшебном пеньке и загадать желание.

На прощание Солнечный зайчик предлагает поиграть.

Игра «Ветер дует на...»

Словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участ­ники игры побольше узнали друг о друге, фразы могут быть следующими:

«Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловоло­сые собираются в одну кучку.

«Ветер дует на того, у кого есть сестра», «...кто любит животных», «...кто много капризничает», «...у кого много друзей» и т.д.

Педагог меняет ведущего, чтобы каждый попробовал себя в этой роли.

Завершение занятия. Ритуал прощания: дети, собравшись в кружок, все вместе задувают свечу и хором говорят: «До свидания».

Возможное домашнее задание. Нарисовать свои автопортреты на тему: «Такой я сейчас», «Таким я хочу быть». Приготовить небольшой подарок для Солнечного зайчика.

Занятие 2

Занятие начинается с приветствия, проверки домашнего задания и поощрения каждого за сделанную работу (все работы должны быть выставлены на видное место и храниться до конца цикла).

Раздается стук в дверь — появляется Ученый кот (переодетый взрослый) с телеграммой от волшебника:

— Волшебник Дин-Дон прислал вам, ребята, телеграмму. Он узнал, что вы хотите попасть в Сказочную страну, и прислал вам задания. Кто с ними хорошо справится и будет стараться, тот получит право попасть в эту страну.

Итак, вот что написано в телеграмме (красиво оформленный яркий свиток): «Здравствуйте, ребята! Слышали ли вы о волшеб­нике звука Дин-Доне? Это я. Я могу услышать все, что происхо­дит вокруг, все шорохи и любой шепот. Я даже умею слушать тишину. Если захочу, могу уловить смех, пение, плач и разговор любого из вас. Но хочу вас предупредить: я умею хранить тайны и никому не расскажу, о чем вы думаете. Я не похож на вас. У меня 99 ушей, они расположены вверху и внизу, даже на ногах. Одни выглядят как трубочки, другие — как шарики, есть даже тре­угольные ушки с кончиками-кисточками. Благодаря им я услы­шал про вас и про то, как вы хотите попасть в Сказочную страну. Меня это очень порадовало. Ведь вы можете стать добрее, лучше, умнее и сильнее от этого путешествия. Вот вам мои задания».

Задание 1. Мы попали в магазин надувных игрушек.

Работа строится в парах. Каждый из детей обязательно будет в роли надувной игрушки и в роли надувающего ее. Один ребенок -надувная игрушка, которая сдута (ребенок сидит на корточках со­гнувшись), второй должен надуть свою игрушку и отгадать, что это за игрушка. Во время надувания произносится звук «ш-ш-ттт...» и делаются движения телом, как при накачивании насосом. Когда игрушка надута, она замирает в этой позе, затем из нее вытаскивают «пробочку», она сдувается со свистом «с-с-с»...

Цель упражнения — снятие мышечных зажимов, эмоциональ­ного напряжения, развитие фантазии и умение перевоплощаться.

Задание 2. Мы превратились в актеров и ходим, как ста­рички, маленькие дети, клоуны, лисичйи, зайчики, львы...

Упражнение снимает мышечное напряжение, эмоциональную ско­ванность, позволяет сбросить излишек двигательной активности.

Задание 3. «Паровозик».

Дети — это вагончики, у каждого второго «вагончика» завяза­ны глаза, педагог-«паровозик» ведет детей по комнате. Затем по­вязки надевают детям, у которых глаза были открыты.

Упражнение развивает доверие, ответственность за товарищей, учит преодолевать чувство страха и неуверенности в себе, фор­мирует положительный коллективный настрой.

Задание 4. Чтение сказки, обсуждение и инсценировка (на­пример, сказка «Теремок»).

Задание 5. «Найди свою пару».

Это последнее задание волшебника Дин-Дона: надо найти пару к своей рукавичке и одинаково их раскрасить. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички разной формы (парные одина­ковые). Количество пар равно количеству пар участников игры. Руководителю следует помнить, что на парных рукавичках долж­ны быть одинаковые орнаменты, нарисованные, но нераскрашенные. Ведущий раскладывает рукавички по кабинету. Дети разбредаются по нему, берут рукавичку и отыскивают свою пару. Далее ребята с помощью цветных карандашей, фломастеров или мелков раскрашивают рукавички, помня о том, что пара рукави­чек должна быть одинаковой.

 

Примечание. Для детей 4-5 лет это задание по силам, а детям 6—7 лет следует предложить рукавички без орнамента и самим придумать рису­нок и раскрасить его.

Ведущий наблюдает, как организуют дети совместную работу в парах, как выбирают и делят карандаши, как при этом догова­риваются. Победителей хвалят.

Упражнение развивает навыки общения, учит договариваться, прислушиваться к мнению своего собеседника, а также развивает мышление при подборе пары рукавичек.

После выполнения задания каждая пара показывает свои ру­кавички, и все вместе ребята решают, чьи рукавички наиболее похожи. Победившая пара заслуживает право попасть в Сказоч­ную страну и получает дополнительный приз.

Домашнее задание: сделать портрет волшебника Дин-Дона (на­рисовать или вылепить, можно выполнить коллаж).

Дидактический материал: красочная телеграмма от Дин-Дона; кукла Ученого кота (или любого другого персонажа); заготовки рукавичек; призы для детей.

Занятие 3

Занятие начинается с приветствия. Ребята показывают свои изделия или рисунки, изображающие Дин-Дона, и рассказывают о нем. Каждому сделавшему домашнее задание вручают приз.

Задание 1. Волшебник Дин-Дон приготовил ребятам еще задания.

Игра «Волшебный клубок»

Цель: развитие коммуникации, снятие эмоционального напря­жения.

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок ниток, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры, например: «Как тебя зовут?», «Хочешь со мной дружить?», «Чего ты бо­ишься?», «Есть ли у тебя дома животные?» и т.д. Тот ловит клу­бок, обматывает нитку вокруг пальца и отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. И так далее. В кон­це игры клубок возвращается ведущему. Все дети видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа фигура, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Примечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубок себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытываю­щих затруднение в общении, — у ведущего с ними будут двойные связи.

Игра «Актеры»

Цель: развитие наблюдательности, умения видеть другого, развитие пластики движений.

В парах дети жестами изображают какое-либо действие, ос­тальные — зрители — должны его отгадать.

Если пара затрудняется в выборе действия, то педагог им под­сказывает.

Задание 2. Чтение сказки (например, «Кро






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.