Программы воздействия музыки на человека — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Программы воздействия музыки на человека

2017-06-29 386
Программы воздействия музыки на человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пакет Музыкальные произведения Воздействие на человека
№ 1   Бах. «Кантата» № 2 Бетховен. «Лунная соната» Прокофьев. «Соната "Ре"» Франк. «Симфония ре-ми­нор» Уменьшаются раздражитель­ность и разочарование, повы­шается чувство бренности жиз­ни и своей принадлежности к природе, частью которой мы являемся
№ 2   Шопен. «Мазурка» и прелю­дии Штраус. Вальсы Рубинштейн. «Мелодия»     Уменьшается чувство тревоги, неуверенности в бла­гополучном конце происходя­щего  
№ 3   Бах. «Прелюдия» и фуга «Ми­нор» Чайковский. «Шестая симфо­ния», часть 3 Шопен. «Прелюдия» Лист. «Венгерская рапсодия» № 2   Поднимается общий жизнен­ный тонус: улучшается само­чувствие, повышается актив­ность, улучшается настроение

 

 

соответствующий этому образу, и визуализирует услышанные впе­чатления, обыгрывая их художественными средствами. Таким об­разом рождается живописный или графический образ музыки. Этот образ закрепляется в памяти ребенка, обогащая его чувственно-эмоциональный опыт.

Психологи давно занимаются составлением так называемых музыкальных рецептов. Но существует большая вариативность субъек­тивных предпочтений того или иного музыкального произведе­ния. Это связано с нашей эмоциональной памятью: у каждого свой опыт, свои ассоциации музыкальных образов и конкретных

переживаний.

Американские специалисты под руководством Даймонта ис­следовали воздействие музыки на человека и выявили следую­щую закономерность: классическая музыка, фольклорная, джа­зовая и рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие. А тяжелый рок и музыка дис­ко уменьшают объем внимания и памяти, человек в прямом смысле

«резко глупеет».

Исследователи разработали три пакета программ воздействия музыки на человека, которые мы успешно применяем в работе с

детьми.

Музыку можно использовать по-разному. Например, наигры­вать, когда дети рисуют или лепят. Приятные ощущения, связан­ные с музыкой, стимулируют взаимодействие, позволяют повысить

уровень внимания ребенка и увеличивают его устойчивость к стрессам (фрустрационная толерантность).

Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов. Дж- Стивене дает реко­мендации в области сочетания фантазии с определенными музы­кальными отрывками.

Вот пример направленной фантазии: «Ложитесь так. чтобы вам было просторно, и закройте глаза. Представьте себе, что вы — неподвижное тело в глубинах моря доисторической эры. Вас окружает вода — иног­да слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. По­чувствуйте, как вода обтекает ваше неподвижное тело.

Развивается жизнь, и вы превращаетесь в какую-то разновидность морской водоросли или другое подводное растение. Вслушайтесь в ритм барабана, пусть звук проникает в ваши движения, пока течения колышат вас...

Теперь вы морское животное, которое ползет по дну- Пусть ритм барабана проникает в ваше тело и в ваши движения,

Теперь медленно передвигайтесь в направлении суши, и когда вы ее достигнете, пусть у вас вырастут четыре ноги и вы начнете пере­двигаться по суше. Ощутите свое существование и свои движения на­земного животного...

Постепенно встаньте на две ноги и почувствуйте, как вы суще­ствуете и передвигаетесь по земле...

Теперь откройте глаза и попытайтесь обшаться с другими с помо­щью одних движений...»

Такое упражнение может быть изменено и адаптировано в зависимости от возраста детей и используемого пространства. По окончании этого упражнения дети неизменно начинают делить­ся своими впечатлениями. Можно предложить ребятам изобра­зить свои впечатления или то животное, которым они себя ощу­щали.

Особым терапевтическим эффектом обладают цветные ши­фоновые шарфы, которые мы используем при движении под музыку. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздей­ствие даже на большинство гиперактивных детей. Созданная на занятии благоприятная, творческая атмосфера — выключенный свет, зажженная свеча, включенный торшер, плавающая в цветной воде свеча, звуки льющейся музыки и благоухающий запах — настраивает детей на индивидуальный воображаемый образ. Ре­бенок ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств. Мы предоставляем возможность выбора художественного материала: тяжелая гуашь и легкая акварель; мягкая пастель н жесткие цветные карандаши; разный материал для коллажиро-вания: картон, фольга, ткань, пленка, мех, бумага, разная но формату. Свобода выбора активизирует креативность ребенка. Под­тверждением этого служат необыкновенные творческие изобра­зительные работы. В них и буйство цвета, и выразительность форм, и зажигающее движение.

Еще пример использования музыки на занятиях. Громко включе­на мелодия «Поющие барабаны». Это зажигающая своим ритмом И темпераментом музыка. Детям предлагается взять музыкальные инструменты и дополнить новыми звуками мелодию, уловив ее темперамент. Среди «инструментов» банки с водой, бутылки с горохом, металлическая и наждачная бумага, деревянные и ме­таллические ложки, бубны и колокольчики, стиральные доски, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы, бумага разной

фактуры.

Музыка настолько поглощает детей, что они начинают актив­но двигаться по комнате, выбивая такт и ритм импровизирован­ными инструментами.

Находясь в своеобразном творческом трансе, дети начинают рисовать огромными кистями и гуашью. Бумага везде: на полу, на столах, на стульях, на стене. Художественная ценность полу­ченного произведения не столь важна — дети получают эмоцио­нально-чувственный заряд и выплескивают свои эмоции. В груп­пе появляется звуковой лидер. Он задает темп и ритм музыки, остальные их подхватывают. Чувствуя поддержку группы, лидер пускает в ход всю свою изобретательность и воображение, даже

не будучи музыкантом.

Таким образом, на занятиях музыкальное пространство и мело­дия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимы­ми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать.

Вкус. Как отмечает В. Оклендер, «язык — важный орган чело­века, хотя мы часто это недооцениваем. Язык обладает высокой чувствительностью и позволяет понять, какая вещь — сладкая или горькая, кислая или соленая» [18]. Язык позволяет не только различать вкус, но и ощущать что-то комкообразное или жест­кое, твердое или мягкое, горячее или холодное. На занятиях с детьми мы говорим о вкусах, обсуждаем приятные и неприятные ощущения от пищи, пробуем разнообразные корешки, семена, фрукты, овощи, растения, зерновые, орехи и др., сравниваем их вкус и рисуем.

Занятия проходят следующим образом. У ребят завязаны глаза. Это сделано для тою, чтобы зрительные образы не мешали рабо­те мышления и воображения. Скажем, если глаза будут открыты, то ребенок, пробуя корешок петрушки, непроизвольно свой зри­тельный образ будет связывать с ее вкусом. Блокирование зри­тельною канала дает возможность ребенку понять свои ощуще­ния, как бы заглянуть внутрь себя, а затем оформить свое чувство в художественный образ. Детям предоставляется свобода вы­бора художественных материалов. При работе с цветом повязку снимают и следуют своим ощущениям, оформляя их в цвете лю­бым материалом: гуашью, акварелью, с помощью распылителя, пастелью или карандашами. Именно таким образом наши ощуще­ния от вкуса преломляются в изобразительный мотив. Дети лю­бят дополнять полученное изображение интересной историей, в которой вкусовой образ является главным героем.

Запах. Мы говорим с детьми о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Приносим на занятия предметы с необычными запахами: ветки сосны и тополя, мыло, духи, кусо­чек копченой рыбы, цветы, крем и т.д. Обсуждаем самые прият­ные и неприятные запахи. Рассказываем о своеобразных открыти­ях, которые совершили с помощью запахов. Например, гуляя в лесу, мы вдруг ярко ощущаем запах грибов, озираемся по сторо­нам и находим лесной дар.

Детям нравится тренировать орган обоняния. Мы играем сле­дующим образом: педагог где-нибудь в кабинете прячет аромати­зированную палочку, предварительно ее зажигая для усиления запаха, а дети, глубоко вдыхая воздух, ищут ее.

Интересны занятия под общим названием «Что нам подскажет запах?». В пузырьки с темным стеклом мы помещаем вещества с характерными запахами — духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновую корку, мяту, бензин, чай и др. Дети сначала учатся правильно нюхать вещества: держа емкость на небольшом расстоянии от носа, втягивают ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребята нюхают все пузырьки, выбирая тот запах, который наиболее понравился. Запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на рас­крытие и обретение новых чувственных ощущений. Закрыв глаза, ребенок вдыхает аромат. Бывает, что дети начинают непосред­ственно общаться с запахом: они что-то у него спрашивают и, подставляя ухо к баночке, ждут ответа. Получив воображаемые рекомендации от запаха, они начинают работать над созданием чувственного образа. С помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук рождаются рисунки. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Сочиненная история усиливает и конк­ретизирует чувственный образ на бумаге.

Процесс создания зрительных, а затем изобразительных обра­зов на бумаге от услышанного звука или музыки, от прикосно­вения к какой-либо поверхности, от вкуса или запаха осуществ­ляется путем синестезии. Синестезия — это явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствую­щий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одно­временно еще и добавочное ощущение или представление, харак­терное для другого органа чувств.

2. Ассоциативное рисование

Детям предоставляются разнообразные материалы на выбор:

бумага разного формата, гуашь, акварель, масляные краски, ани­линовые красители, пастель, карандаши — цветные, акварель­ные, пастельные, гелиевые ручки, фломастеры, кисти и все, находящееся вокруг ребенка, что бы он желал применить в рабо­те в качестве художественных материалов.

Предлагаем детям следующие темы для рисунков: мой дом, мама, моя любовь, мое сердце, детство, защита, я и группа, сила, слабость, полет, хочу, не хочу, мой страх, радость, свет,

тепло, фонтан и др.

Дети получают удовольствие от приборов, используемых на занятиях, — секундомеров, различных счетчиков, таймеров.

Педагог может предложить:

«Сейчас мы будем в течение минуты смотреть на этот цветок. Мы засекаем время по секундомеру, и по истечении времени вы должны нарисовать не цветок, а те чувства, которые испытывае­те, глядя на него, или то, что почувствуете, когда закончится время».

«Проделайте некоторые дыхательные упражнения; изобразите теперь то, что вы чувствуете».

«Нарисуйте счастливые, мягкие, печальные, сердитые, испу­ганные, радостные, озорные и всякие другие линии».

Можно попросить ребенка сделать последовательно серию ри­сунков, иллюстрирующих сиюминутные чувства, а затем эти же чувства в преувеличенном виде в форме линий.

«Нарисуйте каракули, отыщите в них картинку. Что вы увиде­ли? Расскажите историю».

«Нарисуйте себя в виде зверя и обстановку, в которой вы оказались».

«Просто водите рукой по бумаге и делайте с ней что угодно. Затем посмотрите, как теперь выглядит лист бумаги».

«Нарисуйте себя такими маленькими, какими вы были в ран­нем детстве».

Эти упражнения могут быть длительными и самостоятельны­ми, с подробным обсуждением рисунков, проигрыванием и обыг­рыванием нарисованных ситуаций и образов. Если у ребенка воз­никает какой-то стереотип, предложите ему поупражняться в дей­ствиях и образах, противоположных тем, к которым он привык.

3. Релаксация

Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мы­шечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, уста­лость и раздражительность. Воображение служит хорошим помощ­ником для расслабления. Маленькие дети любят выполнять такие упражнения.

Педагог говорит: «Давайте притворимся, что мы свечки на тор­те. Мы все разноцветные: оранжевые, желтые, зеленые, красные, голубые, фиолетовые, белые. Поначалу мы стоим высокие и пря­мые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики. Тела наши крепкие. Огонек над головой припекает все сильнее и жарче. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова... Теперь плечи... руки... Воск, из которого вы сделаны, медленно тает. Ваши ноги оседа­ют... и медленно... медленно... вы становитесь лужицей воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на вас: ф-ф-у... ф-ф-у... ф-ф-ф-у-у-у, и вы снова становитесь стройными и пря­мыми». В другом упражнении вместо свечек на торте можно при­творяться снежной бабой. Эти упражнения лучше выполнять стоя на ковре, потому что в конце упражнения дети ложатся на пол.

Хорошие результаты дает и расслабляющее, приятное, конт­ролируемое фантазирование. Дети лежат на ковре, им предлагают закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-ни­будь место — знакомое и нравящееся им или то, которое они себе таким представляют. Через некоторое время дети по просьбе пе­дагога мысленно возвращаются в комнату. Их переживания сни­мают напряжение, делают детей расслабленными и вновь способ­ными к действию.

Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, осо­бенно звуки живой природы: шелест листвы, шум дождя, ветра, раскаты грома, звуки набегающей волны и т.п.

После упражнений на расслабление дети могут свободно и не­принужденно фантазировать и воображать, они готовы неорди­нарно мыслить и творить.

4. Медитация

Психотерапевтическая практика В. Оклендер показала, что «ме­дитация представляет собой превосходный способ обучения ре­лаксации. Дети обнаруживают хорошие способности к медитации» [18]. Медитация тесно связана с понятием концентрации. Медитация возвращает человека к его сущности.

Вот одно из упражнений, приведенное в книге Д. Росман:

«Закройте глаза и ощутите себя в океане голубого цвета; почув­ствуйте и поверьте, что вы — волна в этом океане, струящаяся вверх и вниз; вы медленно поднимаетесь и спадаете, как волны. А теперь ощутите, что вы растекаетесь и исчезаете... Теперь вы составляете одно целое с океаном голубого цвета, в котором больше нет волн, нет разницы между вами и океаном. А теперь прислушайтесь... медленно вслушайтесь в себя... слушайте голос океана у себя в голове и ощущай­те себя одним существом с этим голосом. А сейчас звук затихает, и вновь возникает волна, совсем так, как волна в океане, которая вновь появляется, после того как исчезла, образует другую волну, а затем еще и еще, пока они не начинают наползать на берег, и тогда мы откроем глаза».

Это упражнение хорошо раскрывает чувственный мир ребенка. Дети еще некоторое время лежат на ковре, а затем каждый, сле­дуя своим ощущениям, начинает двигаться по комнате подобно волнам в океане. Невероятный эффект дает специально подготов­ленная атмосфера в комнате: приглушенный или выключенный свет, зажженная свеча или включенный торшер, музыкальный фон звуков набегающей волны, емкости с водой разного цвета, запах рыбы — все это раскрепощает творческий потенциал детей.

Когда ребенок исчерпал себя в движении, он переходит к работе над изображением. В качестве художественных материалов предлагаются большие листы бумаги или картона, большие кис­ти и гуашь. Работа проходит очень эмоционально, живо, шумно. Изображаются невероятно фантастические образы моря и волн. Это упражнение может быть вполне самостоятельным, а его ре­зультатом — выполненная композиция на бумаге. Упражнение может выступить как один из элементов занятия на тему «Жизнь океа­на». В этом случае на тему отводится два занятия: на первом ис­пользуется все описанное выше, а на втором дети уточняют вы­полненную (нарисованную) композицию тонкими кистями, де­тализируют ее.

Можно модифицировать упражнения айкидо, которые помо­гают детям ощутить себя сильными, спокойными и сосредото­ченными. Одно из таких упражнений заимствовано из психотера­певтической практики В. Оклендер.

«Встаньте, сядьте или лягте — поза несущественна. Закройте глаза. Сделайте два глубоких вдоха, каждый раз шумно выдыхая воздух. Те­перь представьте себе, что прямо у вас над головой висит светящийся шар. Он не соприкасается с вашей головой, а плавает в воздухе над ней. Шар круглый и сияющий, полный света и энергии. Теперь вообразите, что лучи света от шара направлены на ваше тело. Шар испускает лучи постоянно. В нем избыток энергии. Эти лучи, эти потоки света проникают в ваши органы через вашу голову. Они проникают легко, без труда. Представьте себе, что каждый луч направляется в какую-то часть вашего тела. Представьте, что один из лучей проходит через вашу голову, шею, плечо, в левую руку, опускаясь к пальцам, к кончикам пальцев, и излучается из них в пол. Другой луч проникает в вашу пра­вую руку и излучается из нее. Еще один луч проходит по спине, дру­гой — по груди и животу, следующие — по бокам. Один из лучей идет в вашу левую ногу, другой — в правую. Ваши внутренние органы омыва­ются лучами света, пока вы не почувствуете, как лучи проходят по всем вашим органам, эти лучи теплые и приятные. Как только вы на­сытитесь ими, медленно откройте глаза».

Пластика движений. «Маленький ребенок использует резервы своего тела полностью», — утверждает В. Оклендер [18]. Кажется, что запас энергии у ребенка неисчерпаем и он полностью отдает­ся любой двигательной активности. Иногда испытывает трудно­сти, но все равно не сдается. Он пробует вновь и вновь, трениру­ясь до тех пор, пока, к своему удовольствию, не достигает успе­ха.

Бывают такие моменты в детстве, когда что-нибудь начинает мешать двигательной активности ребенка. Ограничивать актив­ность могут и родители, и воспитатели детских садов, и школь­ные учителя. Поэтому наша задача — найти способы помочь ре­бенку снова обрести полноценное ощущение своего тела, знание и умение использовать его. Это важно потому, что движения яв­ляются одним из видов восприятия окружающей действительно­сти, с их помощью ребенок в раннем детстве познает мир.

По мнению В. Оклендер, «дыхание составляет важный аспект осознания своего тела» [18]. Мы исследуем разницу между тем, что способны делать, когда сдерживаем дыхание, и тем неизме­римо большим, что можем сделать, когда дышим полной грудью. Испытываемые ощущения мы предлагаем детям зарисовать и про­говариваем.

Метод отождествления себя с тем, что рисуем, активно ис­пользуется на занятиях. Здесь уместно привести высказывание одного средневекового китайского художника: «Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом». Очень важно уметь вступить в диалог с природой, почувствовать ее и перевести чувства на «человеческий» язык или на лист бумаги в виде художественных образов, в каком-то смысле даже отождествить себя с природой.

Мы используем упражнение «Кошечка», когда дети вживают­ся в представляемый образ, отождествляют себя с ним с помо­щью движений, присущих животному. Свои ощущения они за­крепляют рисунками.

«Люди очень любят кошек. Они добрые, мягкие, игривые живот­ные. Когда человеку грустно, он берет в руки котенка, гладит его, разговаривает с ним, а котенок жмется, урчит и мурлычет... Сейчас и мы представим себя такими котятами, веселыми и чуть озорными.

Ложитесь на коврик, покатайтесь с животика на спинку, подними­те ножки и поиграйте, как с клубочком...

Почешите за ушком.

Сядьте на задние лапки, посмотрите на свой хвостик и весело-ве­село поиграйте с ним.

Ложитесь на бочок, свернитесь клубочком... Кошечка поиграла и легла отдохнуть.

Закройте глаза. Снится котенку сон. Он сидит у теплой печки, потрескивают дрова,

пахнет теплым молоком и хлебом. Котеночек принюхивается, облизы­вается, ему тепло, уютно и приятно... Мама-кошечка нежно лижет его ушки, лобик, носик, щечки, ротик и приговаривает: «Ты красивый, добрый, тебя все любят, оберегают, радуются твоим успехам. Ты все понимаешь, много знаешь, любишь своих родителей и друзей, веришь в себя». Мама щурит глазки, а котеночек ровно, спокойно дышит. Вдох — выдох, вдох — выдох. Кошка гладит котеночку лапки, животик, спинку. Как хорошо дома! Уснул котенок, растянулся во сне. Сладко улыбает­ся, потягивается и мурлычет: «Мур-мур, мур-мур-р-р...»

— Эй, котик, вставай, хватит спать.

— Ты бодрый, тебя ждут твои друзья.

— Тебе будет весело с ними играть, прыгать и бегать.

Дети весело и игриво рисуют образ котенка, которым себя представляли. Это упражнение хорошо развивает воображение, концентрирует внутренние резервы организма. То, как мы играем в игры, во многом говорит о том, каковы мы в жизни. А то, как мы управляем телом, тесно связано с нашей способностью к са­моутверждению.

Эта связь хорошо прослеживается в процессе упражнения, в

котором используется поэзия хайку. Упражнение заимствовано из

практики психотерапевта В. Оклендер.

Первая строка хайку произносится вслух, и ребенок, выпол­няющий это упражнение, стремится при помощи какого-либо движения выразить слова, которые он услышал. Затем читается следующая строка и делается новое движение и т.д. Например:


Тает мягкий снег Далеко в дымке гор Карканье ворон  

(тело медленна оседает на землю) (одна рука в широком размахе, другая в это время совершает волнообразные движения, голова опускается к коленям, затем корпус поднимается, руки вытягиваются) (поза летящей и кричащей птицы)...  

 

Это сложное упражнение, его стоит проводить с детьми, ко­торые приобрели навыки подобной работы. Следующее упражне­ние проще.

Стихи Мацуо Басе:

Ива склонилась и спит (волнообразные движения вытя­нутой вперед рукой; вытянувшись как можно больше, постепенно при­седаем и обхватываем руками ко­лени)

И кажется мне, соловей на ветке (руки распростерты вверх, руки в стороны, чуть перебирая ноги)

Это ее душа (здесь движения у каждого свои и отличные от других в зависи­мости от ассоциаций).

Поначалу движения могут быть вычурными, неестественны­ми, но с приобретением опыта они становятся плавными, широ­кими, более непринужденными и разнообразными.

Вот несколько стихотворений Басе, которые можно использо­вать для выражений движениями, а также для работы с вообра­жаемыми картинами. Их можно изображать, а затем рисовать. Иней его укрыл, Стелет постель ему ветер. Брошенное дитя.

Тихая лунная ночь.

Слышно, как в глубине каштана

Ядрышко гложет червяк.

На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер.

Движения осуществляют под музыку. Это может быть ритмич­ная, плавная, неопределенная, быстрая, тяжелая музыка. Чем больше вы подберете отрывков, отличных друг от друга, тем интереснее наблюдать за движениями детей. Иногда музыка настолько захва­тывает, что они начинают двигаться вместе.

Они делают движения лежа на полу, изображая червяка, змею, солдата, собаку, шпиона, раненого и др. Много движений вы­полняются стоя. Например, один ребенок задумал передать дви­жение животного, а другие дети отгадывают и повторяют их. Ча­сто используются движения с закрытыми глазами; дети пред­ставляют, что они в темной комнате и осторожно пробираются на ощупь, или что их окружают мерзкие, скользкие существа, или что они недалеко от солнца и боятся обжечься.

 

Упражнение по рисованию каракулей помогает в выражении любого образа движениями тела, поэтому его уместно проводить перед дви­жениями. Хорошо дополняют эти занятия итоговые рисунки.

Все эмоции имеют физическое выражение. Наши мышцы реа­гируют на страх, гнев, радость, счастье по-разному. Но обычно у большинства людей страх и неуверенность ощущаются где-то чуть ниже пупка, а от счастья многие прыгают, смеются. На занятиях дети открывают пути выражения эмоций вовне, а не затаивают их внутри себя. Лучший метод для этого — сочинение какого-либо рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, гнев) с последующим отражением этого чувства в

движениях.

Иногда после рисования мы с детьми принимаем позу или

проделываем движения, которые воплощали бы нарисованное. В результате сильные и слабые стороны их натуры, то, что спрята­но глубоко в душе, находят выход в двигательной экспрессии. Движение может быть важным средством продолжения самовы­ражения после занятий с глиной и тестом, изготовления колла­жей, живописной работы.

Удивительно интересны и эффективны для самовыражения

упражнения с использованием простыней, разработанные Г. Кастилье. Простыня может применяться в самых различных целях:

она ограничивает особое, безраздельно принадлежащее ребенку пространство, в котором он может лежать и которым может за­щититься. В простыню можно заворачиваться. С ней можно фанта­зировать или танцевать. Когда ребенок лежит на своей собствен­ной простыне или под ней, в мир его фантазий пространство проникает быстро и легко.

Вот одно из таких упражнений:

Сядьте в кружок, касаясь друг друга.

Набросьте на голову простыню.

Теперь постарайтесь подумать о том, как себя чувствует человек,

когда он никому не нужен.

Вы знаете, что сидите в кружке. Если вам захочется, вы можете выйти из него, двигаясь очень медленно. Найдите место, где захочется

остаться.

Вы совсем один. Рядом никого пет. Только вы, простыня и пол.

Побудьте некоторое время в одиночестве.

А теперь лягте па пол, накрывшись простыней. Завернитесь в свою простыню как можно плотнее. Будьте неподвижны.

Ощущайте простыню вокруг себя.

Теперь перекатывайтесь по полу. Если вы наткнетесь на кого-ни­будь и вам захочется по-прежнему побыть в одиночестве, откатитесь в сторону. Если же вам захочется побыть с кем- то рядом, оставайтесь с тем, кого вы коснулись.


 

 

 

Возвратитесь в кружок. Обсудите, что произошло. Как вы себя чувствуете в одиночестве?

Напоминает ли вам это о том времени, когда вы действительно были одиноки?

Что вы чувствовали, когда ощущали прикосновение к себе других после того, как вы были в одиночестве?

После упражнения ребятам предлагается работа акварельными красками на больших листах бумаги. Акварель — очень подвиж­ная, податливая, прозрачная и легкая краска. Качества акварели могут необычайно правдиво и тонко выразить нахлынувшие на детей чувства. Работа на ткани в технике свободной росписи тоже способна передать эмоциональное состояние детей.

Простор для фантазии и самовыражения в движении тела от­крывает прозрачная ткань (например, шифон) разного цвета. Ею можно обертываться, ложиться на нее, завертываться в нее, кру­тить вокруг себя в танце. Детям предлагается превращаться в раз­ных персонажей, двигаясь под разные мелодии, а затем, когда ребята освоятся и почувствуют свое тело, им можно предложить танцевать собственный танец под музыку, идущую из глубины души. Затем ребята или рассказывают о своих ощущениях, или работают над созданием изобразительной композиции акварелью или в технике свободной росписи на ткани.

5. Фантазии

Мы убеждены в чрезвычайной ценности фантазии для разви­тия детей. Д. Зингер и другие авторы провели многочисленные исследования, которые достоверно показали, что дети, способ­ные к игре воображения, имеют более высокий показатель ин­теллекта (Щ), легче преодолевают трудности, а развитие способ­ности к воображению улучшает их адаптационные возможности и процесс обучения.

Процесс фантазирования, а именно то, как ребенок размыш­ляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мыш­ление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяс­нить, что таится в нем или чего он избегает, а также узнать, что можно ожидать от него в будущем, исходя из его фантазий. Мы создаем условия, способствующие фантазированию. Детские фан­тазии — своеобразное выражение чувств, а ведь в чувствах ре­бенка выражается его истинная суть. Дети возводят мир фанта­зий, потому что они обнаруживают, что в их реальном мире им трудно жить.

На занятиях мы используем много видов материала, стимули­рующих фантазию. Вот приемы направленных фантазий.

 

Мы рассматриваем изображение паука и фотографию паутины для того, чтобы продолжить рассказ. Начинается рассказ с таких слов: «Жил-был паук, который пытался соткать паутину в дождливый ненастный день. Тогда...» И каждый ребенок по очереди что-нибудь добавляет к рассказу. После того как рассказ закончен, дети начинают рисовать то, что они думают о пауке, ткущем паутину. Далее ребята с удоволь­ствием рассказывают историю про паука и показывают свои рисунки.

Еще одно упражнение. Берем стекло с закругленными краями, чтобы не порезаться (стекло можно заменить пластмассовой доской). Нано­сим на плоскость стекла густые мазки акварельной, гуашевой или тем­перной краской любых цветов и какой угодно формы. Далее, пока краска не высохла, прикладываем к ней лист бумаги, белого или цветного картона. Плотно прижимаем его к стеклу. На бумаге получается цвет­ной отпечаток. Детям предлагается самостоятельно сделать моноти­пию, внимательно рассмотреть полученное изображение; если есть необходимость, то тонкой кистью сделать некоторую конкретизацию образа. Рассказанная история служит завершением упражнения.

Далее дети по предложению педагога представляют себя разными животными: они начинают двигаться соответствующим образом, из­давать звуки, свойственные данному животному, рассказывают то, что чувствуют, сочиняют историю о своем животном.

В арсенале педагога имеется «волшебная палочка», которую мы используем при игре с фантазиями. Стоит только поднять палочку или прикоснуться ею к кому-нибудь — и начинаются чудеса. Дети с боль­шим удовольствием дотрагиваются палочкой до педагога, и он выпол­няет желания волшебников (совершает ряд действий воображаемого

образа).

Фантазия «Куст роз», разработанная Д. Стивенсоном, использует­ся на занятиях в изостудии в интерпретированном виде. Дети, лежа на ковре, закрывают глаза. Прислушиваются к себе, ощущают и чувству­ют свое внутреннее «Я», входят в свое пространство и начинают пред­ставлять себя кустом роз. Чтобы лучше раскрыть себя в творческих ассоциациях, снять некоторое напряжение, ребятам задают вопросы. Дети выбирают те, которые им больше подходят, или у них появляет­ся выбор других вариантов фантазирования. Вот эти наводящие вопро­сы: «Какой ты куст роз? Ты маленький? Ты очень большой? Ты пыш­ный? Ты высокий? На тебе есть цветы? Это розы или другие цветы? Какого они цвета? Их много или мало? Твои цветы распустились? На тебе бутоны? Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки? Есть ли у тебя корни? Как выглядят корни? Они длинные, короткие или извилистые? Глубокие ли они? Есть ли у тебя шипы? Где ты находишься? В пустыне? На другой планете? Посреди океана? В лесу? В огороде? В городе? Находишься ли ты в каком-ни­будь сосуде, или растешь в земле, или пробиваешься сквозь асфальт? Что окружает тебя? Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве? Есть ли там деревья? А животные? Люди? Птицы? Есть ли вокруг тебя забор или изгородь? На что это похоже — быть кустом? Как ты поддерживаешь свою жизнь? Кто-нибудь ухаживает за тобой? Какая сей­час погода?»

Затем дети открывают глаза. Некоторое время молча сидят, подроб­но представляют воображаемый объект. Потом они рисуют куст роз. Главное состоит в том, чтобы объяснить выполненное изображение, рассказать историю. Для изображения дети выбирают тот художествен­ный материал, которыйим подсказывает интуиция. Для одних это цвет­ные карандаши, для других — фломастеры, для третьих — капилляр­ные или гелиевые ручки, для остальных — гуашь или акварель.

6. Игровые психотерапевтические техники

Приведенные далее игровые психотерапевтические техники раз­работаны разными авторами. Основные показания к их примене­нию:

— фантазирование предполагает направленную визуализацию и активное воображение;

— сочинение историй благодаря разнообразным приемам спо­собствует развитию вербальных навыков;

— техники художественной экспрессии основаны на исполь­зовании различных изобразительных материалов и помога­ют детям справиться с эмоциональными нарушениями;

— используются игрушки и различные предметы;

— групповые упражнения предназначены для работы в различ­ных условиях и с разными группами детей.

Хочется предостеречь тех педагогов, которые не имеют пси­хологического образования, от затруднений при попытке безо­говорочного применения описанных техник на практике. Лишь

совместная работа с психологом поможет достичь поставленных целей.

№ 1. Техника сочинений историй с помощью игральных карт

(автор Норма Лебен)

Предлагаемая игра может использоваться в целях: диагности­ки и оценки психологического состояния ребенка; удержания участ­никами игры в фокусе своего внимания различных моментов си­туации; совершенствования коммуникативных возможностей;

развития познавательных навыков.

Описание техники. Психотерапевт (педагог) кладет перед ре­бенком (группой) стандартную колоду карт (рубашкой кверху) и говорит, что ребенок (каждый из участников группы), когда наступит его очередь, может открыть две карты. Поясняет, что ребенку вместе с психотерапевтом (или участниками группы) предстоит сочинить историю, используя изображения на картах, их числовые обозначения и масть. Руководитель начинает игру и задает тон развитию сюжета. Если, например, открываются дама и девятка, можно сказать примерно следующее: «В замке, кото­рый сторожили девять драконов, жила-была красавица короле­ва...» Второй участник игры переворачивает две следующие кар­ты и продолжает повествование.

По мере развития сюжета карты располагаются в виде спира­ли, раскручиваясь из центра по часовой стрелке. Педагог внима­тельно слушает сочиняемую историю и, когда наступает его оче­редь, использует психотерапевтические интервенции.

Показания и рекомендации к применению. Техника может быть рекомендована для работы с детьми с пониженной самооценкой, а также с нарушениями внимания (агрессивность и депрессивные

переживания).

№ 2. Техника использования метафор, сказок и сочинения историй

(автор Ямшид Марвасти)

Сочинение и чтение историй могут использоваться в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возмож­ности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулиро­вать проявление скрытых способностей, усилить внушение, по­казывая возможность благоприятного исхода.

Ребенок не гадает над смыслом рассказа, а постигает его бла­годаря активизации своего воображения. Метафорическая исто­рия «включает» воображение ребенка и приводит к исцелению благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и

роста.

Описание техники. Психотерапевт (педагог) берет какой-либо кукольный персонаж, который приглашает выбранную ребенком игрушку в игрушечный дом, где они вместе сочиняют историю. Педагог, участвуя в сочинении истории от лица игрушечного пер­сонажа, незаметно направляет развитие событий к благоприятно­му, счастливому завершению. Историю можно рассказывать иг­рушкам, рассевшимся у камина или собравшимся около ребенка. Педагог просит игрушек закрыть глаза и расслабиться. Это помо­гает ввести ребенка в трансовое состояние. Затем куклам предла­гают слушать историю, которую им расскажет персонаж, вы­бранный педагогом. Это история о «счастливых днях, имеющая хороший финал». Темп, выс


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.