Работа с элементами симультанного и сукцессивного восприятия — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Работа с элементами симультанного и сукцессивного восприятия



Этот метод эффективен как на индивидуальных занятиях, так и в группе со всеми категориями детей.

Симультанное восприятие, по словарю, — это одновременное восприятие объекта в целом или нескольких объектов при отсутствии движения глаз. На наших занятиях это выглядит следую­щим образом: на чистый лист бумаги наклеива­ется кусочек репродукции с вырезанным внутри окошком. Дети должны закончить, вернее, доде­лать работу, используя и продолжая элементы уже предложенных лини и цвета. Ребенок, видя только своеобразный фрагмент работы, достраивает ее до цельного образа. Это прекрасный и доступный всем способ формирования целостного восприятия объекта, творческого мыш­ления, воображения и фантазии. От ребенка требуется точность в выполнении линий и родство цвета с оригиналом. Он старается и может уловить характер персонажа и изобразить его.

Сукцессивное восприятие— это восприятие объек­тов, их частей, связанное с движением глаз. Ин­терпретация в изобразительной деятельности вы­глядит следующим образом: на лист белой бумаги наклеивается кусочек репродукции, где изображе­на только часть объекта. Ребенку предлагается до­строить изображение, опираясь на свои жизненные наблюдения, воображение, фантазию.

Этот вид деятельности развивает и мелкую моторику пальцев рук, что очень важно. Проведя мно­гочисленные исследования, специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Из практи­ческих наблюдений мы знаем, что уровень интеллекта напря­мую зависит от уровня развития речи и чем ребенок раньше начинает говорить, тем интеллект выше. Занятия с подключе­нием сукцессивного и симультанного восприятия необычайно результативны для детей особой психолого-педагогической за­боты и поддержки.

Эффективными в развитии творческого воображения и мыш­ления являются занятия, построенные с использованием прин­ципа синестезии. Это явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, поми­мо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и добавочное ощущение или пред­ставление, характерные для другого органа чувств.

На занятиях дети интересно и своеобразно интерпретируют звук, цвет, запах, тактильные ощущения в образы на листе бумаги. Звуки музыки вызывают зрительные ощущения в виде цвета и формы. Музыка помогает создавать целые композиции на листе.



Предлагаем примеры занятий, основанных на принципе сине­стезии.

Занятие 1. «Что нам подскажет запах»

Детям предлагают на выбор разнообразные запахи: травы, цветов и растений, парфюмерии, некоторых медикаментов, продуктов и кондитерских изделий. Все предметы с запахами прикрыты, жид­кие налиты в одинаковые бутылочки из темного стекла с одина­ковыми крышками. Уловив запах с закрытыми глазами, ребенок начинает смотреть внутрь себя, разглядывая те образы, которые проносятся в его воображении. Раздражитель одной чувственной модальности вызывает ощущения в другой чувственной модаль­ности. Запах порождает образы, которые ребенок зарисовывает на

бумаге или ткани.

Занятие 2. «Мы можем изобразить и нарисовать вкус»

Предлагаемые продукты: подсолнечное масло, мед, лимон, тыква, изюм, сахарный песок, соленый огурец, варенье, хлеб, зелень укропа, петрушки или сельдерея и др.

Ребенок пробует продукты с закрытыми глазами (глаза завя­заны повязкой из плотной темной ткани). Блокирование зрения необходимо, поскольку при этом ребенок начинает получать со­вершенно новые ощущения и создавать образы, ему не мешают зрительные стереотипы. Тело начинает совершать различные дви­жения до тех пор, пока не достигнет желаемого ощущения. Глаза открываются, и ребенок зарисовывает свои переживания.

Занятие 3. «Потрогай, вообрази и нарисуй»

У педагога несколько досок с разными поверхностями: наж­дачная бумага, клеенка, бархат, шелк, фланель, фольга, дерево, поверхность с каплями любого застывшего клея и др.

Ребенок с завязанными глазами трогает разные поверхности, выбирает понравившуюся и начинает рассказывать то, что пред­ставляет. Затем, уже с открытыми глазами, начинает рисовать. Глаза открыты. Для того чтобы почувствовать ощущение или об­раз в пластике, его можно изобразить с помощью тела.

3. Образовательный уровень

Когда мы добились, что ребенок в личностном и психологи­ческом плане здоров (его ничего не тревожит; он знает, как уп­равлять своими эмоциями, и полностью открыт к самовыраже­нию чувств и свободе действий и мыслей), он может усваивать некоторые знания и умения изобразительной грамоты. С ним на­чинается работа на втором уровне — образовательном.



Приоритетными направлениями в содержании образования на втором уровне выступают:

1) знакомство ребенка с миром искусства, с основами изо­бразительной грамоты;

2) задействование пяти сенсорных систем ребенка на занятиях;

3) использование арт-терапевтических техник в ходе коррекционных и развивающих занятий;

4) применение терапевтических игр;

5) знакомство с подлинниками изобразительного искусства;

6) взаимодействие с родителями.

 

Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, ре­бенок постепенно начинает взаимодействовать с абстрактным ма­териалом: владеть терминологией, восхищаться цветовыми пят­нами, различать теплые и холодные цвета, уметь по звукам жи­вой природы представлять образы и цвета. Педагог, играя вместе с ребенком, использует элементы языка искусства. Во взаимо­действии с педагогом и искусством происходит формирование у ребенка восприятия звука, цвета и формы как игрового материа­ла. С помощью этих средств можно нарисовать портрет и пейзаж, передать свое настроение, придумать историю или сказку.

На первой ступени образовательного уровня ребенок (4—5 лет) знакомится с реальным миром природы, окружающей средой, а также фантастическим миром сказки; персонажем его произведе­ний является герой сказки или истории, придуманной им самим.

На этой ступени особенно важны некоторые понятия и объек­ты детского взаимодействия.

Материал — взаимодействие с материалами разной фактуры и происхождения, выявление их внешних признаков, умение про­водить ассоциации и аналогии при тактильных ощущениях с за­вязанными глазами.

Цвет — понятие основных и дополнительных, умение из ос­новных получить составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать хо­лодные и теплые цвета, умение передавать их характер с помо­щью движений тела и звуков, учиться эмоциональности прояв­ления чувств при взаимодействии с цветом.

Музыка— ее взаимодействие со звуками живой природы, за­учивание и исполнение песен, умение видеть в музыке образы и цвет, различать характер звуков и передаватьих с помощью дви­жений тела и мимики, по музыкальному произведению сочинять истории, с помощью окружающих предметов сочинять мелодию, создавать «шумовой оркестр».

Эмоции — знакомство с мимикой, умение с ее помощью, а также пластикой движений передавать различные эмоции, изо­бражать портрет злого и доброго, веселого и сердитого человека (персонажа сказки), прислушиваться к своим чувствам и гово­рить о них.

Чувства— расширение эмоционально-чувственного мира де­тей,их умение чувствовать себя и окружающих, движения, взгляд, мимику, цвет, линию, музыку, сказку и другие объекты искус­ства и нашего окружения.

Движения — развитие подвижности в играх, упражнениях и техниках; овладение навыками передавать характер персонажа пла­стикой движения.

 

Линия — использование линии для передачи движения и ха­рактера персонажа: добрая линия, злая, колючая, тихая, спокой­ная; умение с помощью нити из клубка рисовать на полу разные

изображения.

Форма — знакомство с простыми геометрическими формами (прямоугольная, квадратная, круглая, овальная, треугольная), умение проводить аналогии и ассоциации образов из жизни с формами: голова — овальная, стол — прямоугольный, тарелка —

круглая и т.д.

Фактура — накопление ощущений от тактильных взаимодей­ствий, их материализация в зарисовках и т.д.

Пространство— передний и дальний план, линия горизонта, равномерное заполнение всего пространства на листе.

Персонаж— герой сказки истории или придуманный герой.

Взаимодействие — друг с другом, с педагогом и с любым другим человеком; практика общения на занятиях; навыки пере­дачи характера персонажа с помощью пространства.

Вторая ступень образовательного уровня осуществляется с детьми 5—6 лет. В этом возрасте ребенок уже может анализировать и опи­сывать свойства объектов и явлений. Дети совершают устные пу­тешествия по картинам художников. Игра насыщается элемента­ми искусства. Ребята находят в любом изображении и репродук­ции цветовое пятно, характерную линию, передний и дальний план, линию горизонта, мелодию и звук, движение и т.п. На этом этапе развивается ассоциативно-образное и абстрактное мыш­ления. Дети могут передать пластикой движений, интонацией го­лоса рисуемый персонаж, инсценировать любую картинку, взаи­модействовать друг с другом, угадать настроение друг друга и настроение музыки. Они знакомятся с симметрией в природе и учатся передавать ее в изображаемых объектах.

На третьей ступени образовательного уровня дети уже более осмысленно взаимодействуют с миром искусства. Они способны улавливать тонкие переходы одного цвета в другой, нюансы ха­рактера звука и формы, чувственно воспринимать окружающий мир и явления природы, что очень важно для личностного и твор­ческого роста ребенка. Чувство помогает полноте самовыражения в создаваемых произведениях и взаимодействия ребенка с миром.

Расширяются старые понятия, появляются новые. Дети уже способны уловить периодику ритма в жизни, ритмичность в му­зыке и звуке, движении, умеют строить ритмичные и симмет­ричные изобразительные работы.

Третья ступень заканчивает образовательный уровень. Одарен­ные ребята способны его пройти за более короткий срок. Дети особой психолого-педагогической заботы могут продлить обучение.

 

Подведем некоторые итоги. Обучение считается успешным, если дети:

1) имеют представление о жанрах в живописи — натюрморте, портрете, автопортрете, пейзаже;

2) знают основные и составные цвета и их оттенки;

3) владеют изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.;

4) имеют опыт эмоционально-чувственного восприятия цве­та, формы, пространства музыки, мимики и движения;

5) умеют свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, ли­нии, звука, мимики, пластики движений;

6) имеют опыт взаимодействия друг с другом и с педагогом (доверительные отношения);

7) способны нестандартно мыслить, работая с разными мате­риалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;

8) свободны и раскованы в личностном плане.

4. Ступени образовательного уровня

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Вводное занятие. 2 ч.

Знакомство с кабинетом, его оснащением, с художественны­ми материалами. Тема: «Мое летнее настроение».

1-й этап: психологическое вхождение (звучат летние мелодии — песни птиц, звуки дождя, голоса животных).

2-й этап: познавательный (кружимся в танце, выполняем на ковре релаксационное упражнение «Утро в летнем лесу»),

3-й этап: практический, или работа в материале (на 'Д аль­бомного листа цветной бумаги рисуем пастельными каран­дашами или пастелью).

4-й этап: завершающий, т.е. психофизической разгрузки (об­суждаем и анализируем свое настроение). Домашнее задание. Принести плоский камень.

Тема «Пейзаж»

Занятие 1. «Путешествие по горам». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение (смотрим картины ху­дожников с изображением природы).

2-й этап: познавательный (знакомимся с термином «пейзаж», учим песенку «Если видишь на картине», пластическими движениями изображаем разные горы, говорим о том, кто живет в горах, что там растет).

3-й этап: практический, или работа в материале (расписываем гуашью камень — кусочек горы).

4-й этап: завершающий, или психофизической разгрузки (ана­лизируем свое настроение и ощущения). Занятие 2. «Продолжаем путешествовать по горам». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождения (поем песню о пейзаже «Если видишь на картине...»).

2-й этап: познавательный (смотрим репродукции картин ху­дожников М. Чюрлениса, Н. Рериха, К. Моне и др., гово­рим о настроении гор, выполняем релаксационные упраж­нения под музыку «Альпийская вьюга», «Солнечный луч», прислушиваемся к своему настроению).

3-й этап: практический (заколеровываем одним цветом — цветом настроения гор —1/2ватмана).

4-й этап: психофизической разгрузки (игры, дающие возмож­ность ощутить подъем и спуск с гор (дети в паре: один сидит на корточках, другой за руки его везет, обсуждаем

свои чувства).

Домашнее задание. Принести гуашь, беличьи кисти, простой карандаш, веточки разных деревьев, камни, фигурки из «киндер-сюрпризов» (человечки, животные, дома).

Занятие 3. «Горные породы». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение (дети опускают руки в

воду, плещутся).

2-й этап: познавательный (дети все вместе строят из камней горы, на песке «сажают деревья», помещают, куда захотят,

свои фигурки).

Цели: психотерапевтическая нормализация нестабильных детей и детей с невротическими проблемами; достижение личностного психического роста детей с нормальным пси­хическим развитием.

Важно! Границы песочницы — это защита для ребенка и помощь в

удерживании сильных чувств, возникающих в процессе работы.

3-й этап: практический. Простым карандашом строим по цветному заколерованному листу композицию (характер гор, постройки, растения и деревья, путешественники, возможны птицы и

животные).

4-й этап: завершающий. Делимся своими чувствами.

Домашнее задание. Принести кисти и краски.

Занятие 4. «Волшебные цвета». Основной и дополнительный. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение (поем песенку «Если видишь на картине...», играем в «Волшебный клубок» — педагог бросает клубок детям и задает вопросы по теме «Путеше­ствие по горам»).

2-й этап: познавательный — знакомимся с основными, до полнительными, белым и черным цветами.

красный желтый синий

       
   
 


оранжевый зеленый

 
 


фиолетовый

Слушаем сказочную историю про смешение основных цве­тов и получение дополнительных, медитируем под музыку «Солнечный свет» (дети на 1—2 мин закрывают глаза, сидя за столом).

3-й этап: практический. Начинаем работать в цвете.

4-й этап: психофизической разгрузки — говорим о своем на­строении.

Домашнее задание. Принести кисти и гуашь. Занятие 5. «Волшебные цвета». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Если ви­дишь на картине...»

2-й этап: познавательный. Релаксация под музыкальные фраг­менты лежа на ковре. После каждого фрагмента рассказыва­ем о том, какие цветовые оттенки увидели в музыке.

3-й этап: практический. Работаем в цвете мазками, кистями разной величины, кое-где пальцами рук (обязательно сме­шиваем цвета на палитре).

4-й этап: психофизической разгрузки. Мини-выставка с обя­зательным приглашением родителей и совместное обсужде­ние детских работ (чего сумели достичь).

Тема «Цветоделение»

Занятие 7. «Теплое и Холодное царства». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем сказку про Теплое и Холодное царства, про волшебные цвета, живущие в них.

2-й этап: познавательный. Накидываем на себя шифоновую ткань, образовываем два царства — Холодное и Теплое;

под музыку исполняем каждой группой танец своего цар­ства; обсуждаем характер движений; трогаем в емкостях хо­лодную и горячую воду; обсуждаем чувства.

3-й этап: практический. Приготавливаем листы цветного карто­на и геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) разных цветов; из геометрических фигур на цветном карто­не выкладываем любую композицию, характеризующую Теплое и Холодное царства.

 

4-й этап: психофизической разгрузки. Мини-выставка и рас­сказ о своей работе.

Продолжение темы «Пейзаж»

Занятие 1. «Сказочный лес». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Если ви­дишь на картине...», играем в «Волшебный клубок» (воп­росы: Какие деревья знаете? Какие растения есть в лесу? Какие грибы? Какие ягоды? Какие птицы живут в лесу?).

2-й этап: познавательный. Рассматриваем репродукции картин художников, изображающих сказочный лес; находим отли­чия сказочного леса от обыкновенного; инсценируем сказоч­ный лес, выделяем роли (деревья, птицы, ягоды, грибы, звери, ветерок, облако, солнце, травинки, цветы и т.д.).

3-й этап: практический. Создаем композицию сказочного леса маркером или фломастером, не смываемым водой, по бело­му листу.

4-й этап: психофизической разгрузки (рассуждаем о своих чув­ствах). Домашнее задание. Принести акварельные краски и кисти.

Занятие 2. «Краски леса». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Изображаем цветным

пятном свое настроение.

2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм с изображе­нием сказочного пейзажа (художники В. Васнецов, И. Билибин, Е. Рачев); изучаем характер мазка (по картинам им­прессионистов); под музыку со звуками живой природы движемся как мазки (разный характер).

3-й этап: практический. Работаем акварельными красками.

4-й этап: психофизической разгрузки. Игра «Летите, лепес­точки (листочки)» — снимаем напряженность, агрессию, тревожность (хорошо для гиперактивных, импульсивных, скованных и застенчивых). Педагог берет тонкую бумагу и рвет на мелкие кусочки; дети тоже рвут и бросают в кучу;

подбрасывают эти бумажки вверх 5—7 мин; убирают все

вместе. Домашнее задание. Принести кисти и акварельные краски.

Занятие 3. «Чудеса с цветом». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Накидываем на себя ши­фоновую ткань и исполняем «Танец разных цветов»; накладыва­ем одну ткань на другую, смотрим, какой получается цвет.

2-й этап: познавательно-игровой. На полу, на больших листах кистями получаем разные оттенки из основных цветов.

3-й этап: практический. Завершаем работу в цвете.

4-й этап: психофизической разгрузки. Мини-выставка и об­суждение работ вместе с родителями.

Тема «Портрет»

Занятие 1. «Смешинки и злючки». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим картины ху­дожников-портретистов; поем песенку «Если видишь на картине... портрет».

2-й этап: познавательный. Изучаем части лица, заучиваем тер­мин «портрет»; изучаем мимику — игра «Изобрази характер на лице»; играем в ролевые игры: «Танец смешинки» (с тканью); «Танец страшилки-злючки».

3-й этап: практический. Рисуем поочередно два портрета (сме­шинки и страшилки-злючки).

4-й этап: психофизической разгрузки: изображаем чувства

мимикой.

Домашнее задание. Принести акварельные краски, кисти и зеркало. Занятие 2. «Зеркало души». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Портрет».

2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Рассмеши или разозли ребят» (тактильными, невербальными способами и вербаль­ными). Все рассматривают себя в зеркале, изображая весе­лое и грустное лицо, смешное и злое, сердитое.

3-й этап: практический. Завершаем работу карандашом; начи­наем работу в цвете («добрые» и «злые» цвета).

4-й этап: психофизической разгрузки.

Домашнее задание. Принести акварельные краски, кисти и зеркало.

Занятие 3. «Как «рассердить» («развеселить») цвет». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Портрет».

2-й этап: познавательный. Изучаем «веселые» и «сердитые» цвета, находим их в репродукциях картин художников (учимся ана­лизировать); изображаем характер «веселых» и «сердитых» цветов движениями с тканью и звуками (дудки, ложки и другие предметы), можно голосом; исполняем танцы «весе­лых», «сердитых», «страшных» цветов; сочиняем эти цвета на палитре.

3-й этап: практический. Работаем в цвете с учетом характера героя и характера краски.

4-й этап: высказываем друг другу добрые пожелания.

Занятие 4. «Маска, я тебя знаю». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Выбери картинку и расскажи о характере» (картинки-схемы с изображением разной мимики). Ребята ищут парные картинки, вдвоем со­чиняют историю про этого человечка.

2-й этап: практический. Завершение работы в цвете (соответ­ствие характера настроению красок).

3-й этап: мини-выставка, детальное объяснение родителям со­держания занятий, показ динамики в творческом и лично­стном росте детей.

Занятие 5. «Ожившие маски» (арт-терапевтическая техника).

2ч.

Педагог готовит маски из бумаги с вырезанными отверстиями

для глаз и носа, с тесемками для завязывания на голове.

1-й этап: вхождение в занятие.

2-й этап: познавательный. Оговариваются условия работы; дети делятся на пары, задавая как можно больше вопросов, чтобы

узнать друг друга.

3-й этап: практический. Надеваем на лицо маски; рисуем по очереди лицо собеседника на белом полотне маски, переда­вая его характер; садимся в круг в масках; придумываем названия маскам (ребенок в маске должен согласиться или нет с предложенным ему названием).

Вопросы: Кто понравился? Кто приятен? Кто получился весе­лый, грустный? и т.д.

4-й этап: психофизической разгрузки. Снимаем маску перед зеркалом и говорим о своих ощущениях. Если осталось вре­мя, то в масках придумываем и разыгрываем некое сказоч­ное действо, выбрав себе роли.

Тема: «Натюрморт»

Занятие 1. «Натюрморт с рыбками». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Если ви­дишь на картине... натюрморт».

2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм с изображе­нием натюрморта (обращаем внимание на то, что художни­ки изображают, как располагают предметы, на чем); игра­ем в «Оживший натюрморт» (выбираем большую репродук­цию картины с необычным натюрмортом, распределяем

предметы и озвучиваем).

3-й этап: практический. На большом листе делаем компози­цию натюрморта с рыбками.

4-й этап: показываем родителям то, что нарисовали. Домашнее задание. Принести кисти, гуашь. Занятие 2. «Разноцветный натюрморт». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение.

2-й этап: познавательный. Инсценируем натюрморте рыбка­ми; сочиняем танец красной, желтой, синей, белой и чер­ной краски (с шифоновой тканью); на полу, накладывая


 

 

одну ткань на другую, смотрим, как получаются дополни­тельные цвета (кто больше и сложнее сочинит цвет).

3-й этап: практический. Начало работы в цвете.

4-й этап: психофизической разгрузки — показываем свои ра­боты родителям. Занятие 3. «Золотая рыбка». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение.

2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм «Натюрморт» (обращаем внимание на силу цвета).

3-й этап: практический. Работаем в цвете.

4-й этап: психофизической разгрузки. Игра «Выныривающие рыбки» (на 1/2 альбомного листа простым карандашом рису­ем рыбку без прорисовки и де талей, далее вместо ножниц руками вырезаем-вырываем рыбку из листа; готовую рыб­ку подбрасываем вверх, плаваем вместе с ней, разговари­ваем с другими рыбками).






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.