Рабочие понятия.
Условия психического развития -это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.
Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками (http://www.psday.ru/datas-803-1.html).
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-историчесого опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема рассматривается не только в педагогической психологии, но в общей, возрастной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к проблеме во многом определяется общепсихологическими позициями. Сторонники теории спонтанного развития, признавая большую роль обучения в приобретении человеком общественного опыта, считают, что обучение есть процесс внешний внешней по отношению к психическогому развитию, разворачивающемуся по собственном законам, не связанным с актуальным бытием субъекта. В советской психологии обучение и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся «зону ближайшего развития», способствующего выработке средств и способ ориентации в деятельности.
Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина — смена ведущих типов деятельности.
Подход
| Автор
| Закономерности функционирования и развития психики
|
Психоаналитические теории развития личности
| Альфред Адлер
| Причина развития личности является стремление человека к превосходству. Считал, что человек стремиться найти способы для преодоления чувства неполноценности, которая возникает в основном в детстве из-за неблагоприятных социальных условий и человек прибегает к различным видам компенсации. Выделил 3 основные формы проявления компенсации:
- Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремлений к превосходству с социальными интересами.
- Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.
- Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.
|
Э. Эриксон
| 1. В раннем младенчестве при нормальной линии развития – доверие к людям, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. При аномальной линии происходит обратное – недоверие к людям и т.д. 2. В позднем младенчестве в норме проявляется самостоятельность, уверенность в себе, при аномалии ребенок сомневается в себе и ощущает постоянное чувство стыда. 3. В раннем детстве у ребенка при нормальном развитии развивается любознательность и активность. Подражание взрослым и живое воображение, а также заинтересованность в изучении окружающего мира. При аномальном развитии – пассивность и безразличие к людям.
|
Подход
| Автор
| Факторы и движущая сила психического развития
| Периодизация психического развития
|
Биогенетический
| Альфред Бене
| Развитие – развертывание унаследованных от родителей задатков. Интеллект – врожденное качество, его уровень не зависит от средовых влияний и обучения. Обучение направлено на формирование «способов действовать и мыслить», обеспечивающих приспособление ребенка к среде. Оно должно следовать за естественным развитием ребенка
| Развитие интеллекта – количественные изме- нения, поэтому этапы, характеризующие ка- чественные особенно- сти психики детей, не выделялись
|
Арнольд Гезел
| Развитие психики – непрерывный самообуслов- ленный процесс «прироста поведения» – количественные, но не качественные преобразования в поведении ребенка. Индивидуальные варианты развития (темп развития) обусловлены на-следственностью. Соци- альное развитие подобно приспособлению других видов. Законы эволюции и онтогенеза тождественны, но этапы развития не повторяются. Общий закон психического развития – закон снижения темпа развития
| Критерий: темп разви- тия. Этапы: 1) первый год жизни – самый быстрый темп развития; 2) с 1 года до 3 лет – темп развития медлен- нее; 3) от 3-х лет – самый медленный темп развития
|
Подход
| Автор
| Закономерности функционирования и развития психики (периодизация)
|
Бихевиористские теории развития
| Уотсон
| Схема «Стимул-реакция» рассматривается как механизм образования новых форм поведения и объясняющий образование поведенческого акта любой сложности. У младенцев три врожденных реакций: гнев, страх и любовь. Постепенно к ним присоединяются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Среда рассматривалась как непосредственное физическое окружение ребенка, как обстановка, складывающаяся без конкретных жизненных ситуаций. Ситуации состоят из набора различных стимулов.
|
Скиннер
| Люди повторяют поведение. Идеи оперативного обучения можно использовать в обучении детей со сложностями в поведении, при этом на каждом этапе необходимо подкреплять положительно, в этом случае ребенок научается действовать самостоятельно без помощи. Скинер предложил поэтапный способ формирования поведения . Не рассматривал человека индивидуально и уравнивал людей.
|
Бандура
| Люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы. Но нет врожденных схем поведения, которые приобретаются только путем научения. Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить. В отличии от классического бихевиоризма S-R, социально-когнетивная модель – это модель поведения личности S-O-R, ее когнетивные процессы опосредованы организмом.
|
Сирс
| Уделял внимание поведению родителей в первое время рождения ребенка. Особенности отношений, которые складываются между ребенком и матерью зависит качество социализации и его успешность во взрослой жизни. Социализация проходит через 3 фазы:
1.Фаза рудиментарных потребностей (первые 6 мес.): ребенок из существа аутичного превращается в соц. существо.
- Фаза первичных мотивационных систем (6 мес-6-7 лет.): ребенок зависимое существо, он начинает вести себя также, как вел бы себя в присутствии родителей, возникает ролевая игра. Происходит идентификация с родителями.
3. Вторично-мотивационная фаза (6-7 лет): зависимость от родителей уменьшается, но появляется зависимость от других людей.
|
Подход
| Стадия и возраст
| Особенности познавательной деятельности
| Характеристика мыслительных операций
|
Генетическая психология
| Сенсо-моторный интелект: 1-2 года
| Основные познавательные схемы – сенсорнмоторные: схватывание, ощупывание, разглядывание, облизывание и др.
| Внешние, необратимые, осуществляются с конкретным содержанием
|
Конкретные операции: 2-7 лет
| Средства познавания – образы и символы. Операции интериоризированы, но возможности мышления ограничены эгоцентризмом и реализмом (ребенок доверяет своему восприятию)
| Внутренние, необходимые, осуществляются с конкретным содержанием
|
Формируется обратимость и, следовательно, логические операции: сохранение, классификация, сериация. Эти логические операции могут осуществляться только с тем материалом, предоставленным наглядно.
| Внутренние, обратимые, осуществляются с конкретным содержанием.
|
Формальные операции: 12-18 лет.
| Формируется формально-логическое, абстрактное гипотетико-дедуктивное мышление, рефлексия.
| Внутренние, обратимые, осуществляются с абстрактным содержанием.
|
|
В психоаналитической теории развитии личности Альфред Адлер считал, что человек стремиться найти способы для преодоления чувства неполноценности, которая возникает в основном в детстве из-за неблагоприятных социальных условий и человек прибегает к различным видам компенсации, а Гезел считал, что еще в раннем детстве у ребенка при нормальном развитии развивается любознательность и активность, подражание взрослым и живое воображение, а также заинтересованность в изучении окружающего мира. Бихевиористы считали, что поведение ребенка постепенно и в ходе развития образуются новые формы поведения, при рождении имея только элементарные рефлексы. Генетисты считали почти также как и бихеовиристы на счет поэтапного формирования новых качеств.
Предмет и методы исследования в возрастной психологии.
Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).
Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Задачи возрастной психологии:
- Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
- Периодизация психического развития в онтогенезе.
- Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
- Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
- Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
- Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
- Возрастная и клиническая диагностика.
- Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
- Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).
Основные категории возрастной психологии.
Основные категории возрастной психологии:
1)Возраст-это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Аспекты понятия:
1. Хронологический возраст-определяется продолжительностью жизни чел-ка (возраст по паспорту).
2. Биологический возраст-совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом.
3. Психологический возраст-опред.уровень развития психики, который включает: умственный возраст (показатели интеллекта), психосексуальный возраст (уровень эротических интересов чел-ка), рекреационный возраст (поведение в свободное время).
Акселерация-это ускорение физического развития детей, включ.различные анатомические и физиологические проявления.
Ретардация-это более позднее или замедленное развитие организма чел-ка.
Децелирация - массовое торможение в физическом и интеллектуальном развитии детей.
2) Детство-это период жизни чел-ка, который является подготовкой ко взрослой жизни и к самостоятельному труду.
Специфика детства определяется уровнем социально-экономич. и культурного развития общества, в котором живёт, воспитывается и обучается реб-к.
3) Развитие.
Методологические установки в философии по отношению к понятию «развитие»:
1.Натурализм-говорит, что развитие есть созревание имеющихся склонностей.
2.Историзм-формирование субъективности чел-ка. Основные признаки развития - это качественные изменения, появление новообразований и перестройка связей между сторонами объекта.
Есть 2 типа развития:
1. Преформирующий -в самом начале заданной стадии, в которой пройдёт то или иное явление, и конечный результат, которого явление достигнет.
2. Непреформирующий - путь развития не определён заранее.
3. Психический-закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественном, качественном и структурном преобразовании.
Развитие-это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качеств.состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Рост-это количеств.аспект процессов развития.
В.п. тесно связана с другими отраслями психологич.науки. Она опирается на представления о психике чел-ка, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей псих-гии. Много общего и с педагогической психологией, особенно в историческом развитии. Реальное единство педагогич. и возрастной псих-гии объясняется общим объектом изучения-развивающимся и изменяющимся в онтогенезе чел-ком. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создаёт общие поля для возрастной псих-гии и псих-гии сравнительной, дифференциальной, патопсих-гии и клинической псих-гии. В.п. также опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, языкознания, литературоведения, логики и других областей науки.
Методы в.п.:
1)Метод срезов-в больших группах, наибольшая эффективность при изучении опред.аспектов развития.
2)Сравнительный метод-сравниваются данные по каждой группе и делаются выводы, какая тенденция развития наблюдается и чем это обусловлено.
3)Лонгитюдный метод-прослеживается развитие одного и того же ребёнка в течение длительного времени; заметны самые незначительные изменения.
4)Наблюдение: сплошное и выборочное.
5)Эксперименты: констатирующие и формирующие, естественные и лабораторные.
6)Беседа.
7)Анкетирование.
8)Анализ продуктов деят-сти (анализ рисунков, сочинений, дневника).
9)Тестирование.
Задание 3. Таблица 1
Общая характеристика теорий психического развития
№
| Концепция
| Предмет
исследования
| Методы исследования
| Понятие о развитии психики
| Ход
развития
|
| Биогенетическая
| рассматривали развитие психики как саморазвертывание наследственно заложенной программы, обеспечивающее адаптацию ребенка к условиям среды, что соответствовало идеям Ч. Дарвина.
| ведущая роль наследственности в психи- ческом развитии. А. Гезел выработал систему тестов и показателей нормального развития детей от 3 месяцев до 6 лет. А. Бине разрабо- тал нормативы интеллектуального развития и тесты интеллекта для детей от 3 до 18 лет.
| Психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. (Штерн)
| Теория рекапитуляции - ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.
|
| Психоаналитическая
| Бессознательное
| Интерпретация (психоанализ) снов, описок, оговорок – всего, что проявляется в бессознательном.
| Психическое развитие – саморазвитие, при котором обучение не могло повлиять на данный процесс, то есть психическое развитие отождествлялось с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.
| Развитие происходит поэтапно. 1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. 2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. 3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. 4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. 5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие.
|
| Бихевиористская
| Поведение, как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.
| Наблюдение и эксперимент.
| Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействия окружающей среды. Развитие психики отождествляли с формированием социального поведения (научением).
| Механизм научения – образование новых связей между безусловными стимулами, непосредственно связанных с потребностями и условными стимулами, ассоциативно связанных с потребностями по закону образования условный связей И.П.Павлова.
|
| Генетическая
| Интеллект, движущей силой интеллекта является адаптация.
| Метод клинической беседы – синтез объективного экспериментального метода, с более инфор-мативным, но субъективным метода беседы.
| От индиви-дуального к социально-му (социа-лизация).
Развитие психики есть развитие интеллекта.
| Путь развития мышления – экстериоризация - переход от индиви- дуального к социальному: первоначально существуют мышление и речь, направленные на себя, в школьном возрасте они направлены на окружающий мир.
|
| Гуманистическая
| Индивидуальные особенности личности.
| Методы – наблюдение и много- факторные личностные опросники и интервью.
| Развитие осуществляется в соответствии с их собственными целями и стремлениями.
| Факторы развития личности: наследственность и среда. Врожденные предпосылки – основные (генотипические) черты. Общество стимулирует развитие одних генотипиче- ских черт и тормозит развитие других, в результате форми- руются инструментальные (фенотипические) черты. Движу- щая сила развития – потребность в самосовершенствовании. Цель развития – достижение самости (реализации собственной уникальности), поэтому критерий периодизации: развитие про- приума (функций, обеспечивающих движение к самости)
|
| Культурно-историческая
| Сознание (высшая психическая функция человека).
| Наблюдение
| Психическое развитие представляет натуральные явления-врожденные предпосылки формирования ВПФ и культурные явления ВПФ, формирующиеся при жизни на основе натуральных.
| Ребенок усваивает и присваивает общественно-исторический опыт прошлых поколений. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
|
| Деятельностная
| Деятельность как динамическая система взаимодействия субъекта с миром; преобразуя в деятельности предметный мир, субъект изменяется сам (изменяются его сознание, личность).
| Анализ преобразований психической реальности в процессе деятельности.
| Развитие психики – качественные преобразования в психологической системе, приводящего к принципиально новому ее строю и способу функционирования.
| Развитие сознания находит в изменении мотивации деятельности; прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмыслению его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и и новая стадия развития.
|
Развитие психики в биогенетической концепции определяется как единство внутренних задатков с внешними условиями жизни, а в психоаналитической - отождествлялось с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Бихевиористы же психическое развитие отождествляли с формированием социального поведения (научением), а генетисты считали, что развитие психики есть развитие интеллекта. Гуманисты считали, что развитие осуществляется в соответствии с их собственными целями и стремлениями, а представители культурно-исторической концепции считали, что психическое развитие представляет врожденные предпосылки формирования ВПФ и культурные явления ВПФ, формирующиеся при жизни на основе натуральных. А развитие психики у представителей деятельностного подхода представлялось как качественные преобразования в психологической системе, приводящего к принципиально новому ее строю и способу функционирования.
Рабочие понятия.
Условия психического развития -это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.
Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками (http://www.psday.ru/datas-803-1.html).
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-историчесого опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема рассматривается не только в педагогической психологии, но в общей, возрастной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к проблеме во многом определяется общепсихологическими позициями. Сторонники теории спонтанного развития, признавая большую роль обучения в приобретении человеком общественного опыта, считают, что обучение есть процесс внешний внешней по отношению к психическогому развитию, разворачивающемуся по собственном законам, не связанным с актуальным бытием субъекта. В советской психологии обучение и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся «зону ближайшего развития», способствующего выработке средств и способ ориентации в деятельности.
Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина — смена ведущих типов деятельности.
Подход
| Автор
| Закономерности функционирования и развития психики
|
Психоаналитические теории развития личности
| Альфред Адлер
| Причина развития личности является стремление человека к превосходству. Считал, что человек стремиться найти способы для преодоления чувства неполноценности, которая возникает в основном в детстве из-за неблагоприятных социальных условий и человек прибегает к различным видам компенсации. Выделил 3 основные формы проявления компенсации:
- Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремлений к превосходству с социальными интересами.
- Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.
- Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.
|
Э. Эриксон
| 1. В раннем младенчестве при нормальной линии развития – доверие к людям, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. При аномальной линии происходит обратное – недоверие к людям и т.д. 2. В позднем младенчестве в норме проявляется самостоятельность, уверенность в себе, при аномалии ребенок сомневается в себе и ощущает постоянное чувство стыда. 3. В раннем детстве у ребенка при нормальном развитии развивается любознательность и активность. Подражание взрослым и живое воображение, а также заинтересованность в изучении окружающего мира. При аномальном развитии – пассивность и безразличие к людям.
|
Подход
| Автор
| Факторы и движущая сила психического развития
| Периодизация психического развития
|
Биогенетический
| Альфред Бене
| Развитие – развертывание унаследованных от родителей задатков. Интеллект – врожденное качество, его уровень не зависит от средовых влияний и обучения. Обучение направлено на формирование «способов действовать и мыслить», обеспечивающих приспособление ребенка к среде. Оно должно следовать за естественным развитием ребенка
| Развитие интеллекта – количественные изме- нения, поэтому этапы, характеризующие ка- чественные особенно- сти психики детей, не выделялись
|
Арнольд Гезел
| Развитие психики – непрерывный самообуслов- ленный процесс «прироста поведения» – количественные, но не качественные преобразования в поведении ребенка. Индивидуальные варианты развития (темп развития) обусловлены на-следственностью. Соци- альное развитие подобно приспособлению других видов. Законы эволюции и онтогенеза тождественны, но этапы развития не повторяются. Общий закон психического развития – закон снижения темпа развития
| Критерий: темп разви- тия. Этапы: 1) первый год жизни – самый быстрый темп развития; 2) с 1 года до 3 лет – темп развития медлен- нее; 3) от 3-х лет – самый медленный темп развития
|
Подход
| Автор
| Закономерности функционирования и развития психики (периодизация)
|
Бихевиористские теории развития
| Уотсон
| Схема «Стимул-реакция» рассматривается как механизм образования новых форм поведения и объясняющий образование поведенческого акта любой сложности. У младенцев три врожденных реакций: гнев, страх и любовь. Постепенно к ним присоединяются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Среда рассматривалась как непосредственное физическое окружение ребенка, как обстановка, складывающаяся без конкретных жизненных ситуаций. Ситуации состоят из набора различных стимулов.
|
Скиннер
| Люди повторяют поведение. Идеи оперативного обучения можно использовать в обучении детей со сложностями в поведении, при этом на каждом этапе необходимо подкреплять положительно, в этом случае ребенок научается действовать самостоятельно без помощи. Скинер предложил поэтапный способ формирования поведения . Не рассматривал человека индивидуально и уравнивал людей.
|
Бандура
| Люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы. Но нет врожденных схем поведения, которые приобретаются только путем научения. Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить. В отличии от классического бихевиоризма S-R, социально-когнетивная модель – это модель поведения личности S-O-R, ее когнетивные процессы опосредованы организмом.
|
Сирс
| Уделял внимание поведению родителей в первое время рождения ребенка. Особенности отношений, которые складываются между ребенком и матерью зависит качество социализации и его успешность во взрослой жизни. Социализация проходит через 3 фазы:
1.Фаза рудиментарных потребностей (первые 6 мес.): ребенок из существа аутичного превращается в соц. существо.
- Фаза первичных мотивационных систем (6 мес-6-7 лет.): ребенок зависимое существо, он начинает вести себя также, как вел бы себя в присутствии родителей, возникает ролевая игра. Происходит идентификация с родителями.
3. Вторично-мотивационная фаза (6-7 лет): зависимость от родителей уменьшается, но появляется зависимость от других людей.
|
Подход
| Стадия и возраст
| Особенности познавательной деятельности
| Характеристика мыслительных операций
|
Генетическая психология
| Сенсо-моторный интелект: 1-2 года
| Основные познавательные схемы – сенсорнмоторные: схватывание, ощупывание, разглядывание, облизывание и др.
| Внешние, необратимые, осуществляются с конкретным содержанием
|
Конкретные операции: 2-7 лет
| Средства познавания – образы и символы. Операции интериоризированы, но возможности мышления ограничены эгоцентризмом и реализмом (ребенок доверяет своему восприятию)
| Внутренние, необходимые, осуществляются с конкретным содержанием
|
Формируется обратимость и, следовательно, логические операции: сохранение, классификация, сериация. Эти логические операции могут осуществляться только с тем материалом, предоставленным наглядно.
| Внутренние, обратимые, осуществляются с конкретным содержанием.
|
Формальные операции: 12-18 лет.
| Формируется формально-логическое, абстрактное гипотетико-дедуктивное мышление, рефлексия.
| Внутренние, обратимые, осуществляются с абстрактным содержанием.
|
|
В психоаналитической теории развитии личности Альфред Адлер считал, что человек стремиться найти способы для преодоления чувства неполноценности, которая возникает в основном в детстве из-за неблагоприятных социальных условий и человек прибегает к различным видам компенсации, а Гезел считал, что еще в раннем детстве у ребенка при нормальном развитии развивается любознательность и активность, подражание взрослым и живое воображение, а также заинтересованность в изучении окружающего мира. Бихевиористы считали, что поведение ребенка постепенно и в ходе развития образуются новые формы поведения, при рождении имея только элементарные рефлексы. Генетисты считали почти также как и бихеовиристы на счет поэтапного формирования новых качеств.