Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Предмет и методы исследования в возрастной психологии.

2017-06-29 343
Предмет и методы исследования в возрастной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Рабочие понятия.

Условия психического развития -это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.

Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками (http://www.psday.ru/datas-803-1.html).

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-историчесого опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема рассматривается не только в педагогической психологии, но в общей, возрастной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к проблеме во многом определяется общепсихологическими позициями. Сторонники теории спонтанного развития, признавая большую роль обучения в приобретении человеком общественного опыта, считают, что обучение есть процесс внешний внешней по отношению к психическогому развитию, разворачивающемуся по собственном законам, не связанным с актуальным бытием субъекта. В советской психологии обучение и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся «зону ближайшего развития», способствующего выработке средств и способ ориентации в деятельности.

Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина — смена ведущих типов деятельности.

 

 

Подход Автор Закономерности функционирования и развития психики
Психоаналитические теории развития личности Альфред Адлер Причина развития личности является стремление человека к превосходству. Считал, что человек стремиться найти способы для преодоления чувства неполноценности, которая возникает в основном в детстве из-за неблагоприятных социальных условий и человек прибегает к различным видам компенсации. Выделил 3 основные формы проявления компенсации:
  1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремлений к превосходству с социальными интересами.
  2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.
  3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.
Э. Эриксон 1. В раннем младенчестве при нормальной линии развития – доверие к людям, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. При аномальной линии происходит обратное – недоверие к людям и т.д. 2. В позднем младенчестве в норме проявляется самостоятельность, уверенность в себе, при аномалии ребенок сомневается в себе и ощущает постоянное чувство стыда. 3. В раннем детстве у ребенка при нормальном развитии развивается любознательность и активность. Подражание взрослым и живое воображение, а также заинтересованность в изучении окружающего мира. При аномальном развитии – пассивность и безразличие к людям.

 

Подход Автор Факторы и движущая сила психического развития Периодизация психического развития
Биогенетический Альфред Бене Развитие – развертывание унаследованных от родителей задатков. Интеллект – врожденное качество, его уровень не зависит от средовых влияний и обучения. Обучение направлено на формирование «способов действовать и мыслить», обеспечивающих приспособление ребенка к среде. Оно должно следовать за естественным развитием ребенка Развитие интеллекта – количественные изме- нения, поэтому этапы, характеризующие ка- чественные особенно- сти психики детей, не выделялись
Арнольд Гезел Развитие психики – непрерывный самообуслов- ленный процесс «прироста поведения» – количественные, но не качественные преобразования в поведении ребенка. Индивидуальные варианты развития (темп развития) обусловлены на-следственностью. Соци- альное развитие подобно приспособлению других видов. Законы эволюции и онтогенеза тождественны, но этапы развития не повторяются. Общий закон психического развития – закон снижения темпа развития Критерий: темп разви- тия. Этапы: 1) первый год жизни – самый быстрый темп развития; 2) с 1 года до 3 лет – темп развития медлен- нее; 3) от 3-х лет – самый медленный темп развития

 

Подход Автор Закономерности функционирования и развития психики (периодизация)
Бихевиористские теории развития Уотсон Схема «Стимул-реакция» рассматривается как механизм образования новых форм поведения и объясняющий образование поведенческого акта любой сложности. У младенцев три врожденных реакций: гнев, страх и любовь. Постепенно к ним присоединяются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Среда рассматривалась как непосредственное физическое окружение ребенка, как обстановка, складывающаяся без конкретных жизненных ситуаций. Ситуации состоят из набора различных стимулов.
Скиннер Люди повторяют поведение. Идеи оперативного обучения можно использовать в обучении детей со сложностями в поведении, при этом на каждом этапе необходимо подкреплять положительно, в этом случае ребенок научается действовать самостоятельно без помощи. Скинер предложил поэтапный способ формирования поведения. Не рассматривал человека индивидуально и уравнивал людей.
Бандура Люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы. Но нет врожденных схем поведения, которые приобретаются только путем научения. Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить. В отличии от классического бихевиоризма S-R, социально-когнетивная модель – это модель поведения личности S-O-R, ее когнетивные процессы опосредованы организмом.
Сирс Уделял внимание поведению родителей в первое время рождения ребенка. Особенности отношений, которые складываются между ребенком и матерью зависит качество социализации и его успешность во взрослой жизни. Социализация проходит через 3 фазы: 1.Фаза рудиментарных потребностей (первые 6 мес.): ребенок из существа аутичного превращается в соц. существо.
  1. Фаза первичных мотивационных систем (6 мес-6-7 лет.): ребенок зависимое существо, он начинает вести себя также, как вел бы себя в присутствии родителей, возникает ролевая игра. Происходит идентификация с родителями.
3. Вторично-мотивационная фаза (6-7 лет): зависимость от родителей уменьшается, но появляется зависимость от других людей.

 

Подход Стадия и возраст Особенности познавательной деятельности Характеристика мыслительных операций
Генетическая психология Сенсо-моторный интелект: 1-2 года Основные познавательные схемы – сенсорнмоторные: схватывание, ощупывание, разглядывание, облизывание и др. Внешние, необратимые, осуществляются с конкретным содержанием
Конкретные операции: 2-7 лет Средства познавания – образы и символы. Операции интериоризированы, но возможности мышления ограничены эгоцентризмом и реализмом (ребенок доверяет своему восприятию)   Внутренние, необходимые, осуществляются с конкретным содержанием
Формируется обратимость и, следовательно, логические операции: сохранение, классификация, сериация. Эти логические операции могут осуществляться только с тем материалом, предоставленным наглядно.   Внутренние, обратимые, осуществляются с конкретным содержанием.
Формальные операции: 12-18 лет. Формируется формально-логическое, абстрактное гипотетико-дедуктивное мышление, рефлексия. Внутренние, обратимые, осуществляются с абстрактным содержанием.
 

 

 

В психоаналитической теории развитии личности Альфред Адлер считал, что человек стремиться найти способы для преодоления чувства неполноценности, которая возникает в основном в детстве из-за неблагоприятных социальных условий и человек прибегает к различным видам компенсации, а Гезел считал, что еще в раннем детстве у ребенка при нормальном развитии развивается любознательность и активность, подражание взрослым и живое воображение, а также заинтересованность в изучении окружающего мира. Бихевиористы считали, что поведение ребенка постепенно и в ходе развития образуются новые формы поведения, при рождении имея только элементарные рефлексы. Генетисты считали почти также как и бихеовиристы на счет поэтапного формирования новых качеств.

 

 

Предмет и методы исследования в возрастной психологии.

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

 

Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

 

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

 

Задачи возрастной психологии:

- Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.

- Периодизация психического развития в онтогенезе.

- Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

- Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

- Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

- Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.

- Возрастная и клиническая диагностика.

- Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

- Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

 

Основные категории возрастной психологии.

 

Основные категории возрастной психологии:

 

1)Возраст-это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Аспекты понятия:

1. Хронологический возраст-определяется продолжительностью жизни чел-ка (возраст по паспорту).

2. Биологический возраст-совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом.

3. Психологический возраст-опред.уровень развития психики, который включает: умственный возраст (показатели интеллекта), психосексуальный возраст (уровень эротических интересов чел-ка), рекреационный возраст (поведение в свободное время).

Акселерация-это ускорение физического развития детей, включ.различные анатомические и физиологические проявления.

Ретардация-это более позднее или замедленное развитие организма чел-ка.

Децелирация - массовое торможение в физическом и интеллектуальном развитии детей.

 

2) Детство-это период жизни чел-ка, который является подготовкой ко взрослой жизни и к самостоятельному труду.

Специфика детства определяется уровнем социально-экономич. и культурного развития общества, в котором живёт, воспитывается и обучается реб-к.

3) Развитие.

Методологические установки в философии по отношению к понятию «развитие»:

1.Натурализм-говорит, что развитие есть созревание имеющихся склонностей.

2.Историзм-формирование субъективности чел-ка. Основные признаки развития - это качественные изменения, появление новообразований и перестройка связей между сторонами объекта.

Есть 2 типа развития:

1. Преформирующий -в самом начале заданной стадии, в которой пройдёт то или иное явление, и конечный результат, которого явление достигнет.

2. Непреформирующий - путь развития не определён заранее.

3. Психический-закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественном, качественном и структурном преобразовании.

Развитие-это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качеств.состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Рост-это количеств.аспект процессов развития.

В.п. тесно связана с другими отраслями психологич.науки. Она опирается на представления о психике чел-ка, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей псих-гии. Много общего и с педагогической психологией, особенно в историческом развитии. Реальное единство педагогич. и возрастной псих-гии объясняется общим объектом изучения-развивающимся и изменяющимся в онтогенезе чел-ком. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создаёт общие поля для возрастной псих-гии и псих-гии сравнительной, дифференциальной, патопсих-гии и клинической псих-гии. В.п. также опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, языкознания, литературоведения, логики и других областей науки.

Методы в.п.:

1)Метод срезов-в больших группах, наибольшая эффективность при изучении опред.аспектов развития.

2)Сравнительный метод-сравниваются данные по каждой группе и делаются выводы, какая тенденция развития наблюдается и чем это обусловлено.

3)Лонгитюдный метод-прослеживается развитие одного и того же ребёнка в течение длительного времени; заметны самые незначительные изменения.

4)Наблюдение: сплошное и выборочное.

5)Эксперименты: констатирующие и формирующие, естественные и лабораторные.

6)Беседа.

7)Анкетирование.

8)Анализ продуктов деят-сти (анализ рисунков, сочинений, дневника).

9)Тестирование.

Задание 3. Таблица 1

Общая характеристика теорий психического развития

Концепция Предмет исследования Методы исследования Понятие о развитии психики Ход развития
  Биогенетическая рассматривали развитие психики как саморазвертывание наследственно заложенной программы, обеспечивающее адаптацию ребенка к условиям среды, что соответствовало идеям Ч. Дарвина. ведущая роль наследственности в психи- ческом развитии. А. Гезел выработал систему тестов и показателей нормального развития детей от 3 месяцев до 6 лет. А. Бине разрабо- тал нормативы интеллектуального развития и тесты интеллекта для детей от 3 до 18 лет. Психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. (Штерн) Теория рекапитуляции - ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.
  Психоаналитическая Бессознательное Интерпретация (психоанализ) снов, описок, оговорок – всего, что проявляется в бессознательном. Психическое развитие – саморазвитие, при котором обучение не могло повлиять на данный процесс, то есть психическое развитие отождествлялось с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Развитие происходит поэтапно. 1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. 2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. 3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. 4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. 5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие.
  Бихевиористская Поведение, как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Наблюдение и эксперимент. Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействия окружающей среды. Развитие психики отождествляли с формированием социального поведения (научением). Механизм научения – образование новых связей между безусловными стимулами, непосредственно связанных с потребностями и условными стимулами, ассоциативно связанных с потребностями по закону образования условный связей И.П.Павлова.
  Генетическая Интеллект, движущей силой интеллекта является адаптация. Метод клинической беседы – синтез объективного экспериментального метода, с более инфор-мативным, но субъективным метода беседы. От индиви-дуального к социально-му (социа-лизация). Развитие психики есть развитие интеллекта.     Путь развития мышления – экстериоризация - переход от индиви- дуального к социальному: первоначально существуют мышление и речь, направленные на себя, в школьном возрасте они направлены на окружающий мир.
  Гуманистическая Индивидуальные особенности личности. Методы – наблюдение и много- факторные личностные опросники и интервью. Развитие осуществляется в соответствии с их собственными целями и стремлениями.   Факторы развития личности: наследственность и среда. Врожденные предпосылки – основные (генотипические) черты. Общество стимулирует развитие одних генотипиче- ских черт и тормозит развитие других, в результате форми- руются инструментальные (фенотипические) черты. Движу- щая сила развития – потребность в самосовершенствовании. Цель развития – достижение самости (реализации собственной уникальности), поэтому критерий периодизации: развитие про- приума (функций, обеспечивающих движение к самости)
  Культурно-историческая Сознание (высшая психическая функция человека). Наблюдение Психическое развитие представляет натуральные явления-врожденные предпосылки формирования ВПФ и культурные явления ВПФ, формирующиеся при жизни на основе натуральных. Ребенок усваивает и присваивает общественно-исторический опыт прошлых поколений. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
  Деятельностная Деятельность как динамическая система взаимодействия субъекта с миром; преобразуя в деятельности предметный мир, субъект изменяется сам (изменяются его сознание, личность). Анализ преобразований психической реальности в процессе деятельности. Развитие психики – качественные преобразования в психологической системе, приводящего к принципиально новому ее строю и способу функционирования. Развитие сознания находит в изменении мотивации деятельности; прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмыслению его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и и новая стадия развития.

Развитие психики в биогенетической концепции определяется как единство внутренних задатков с внешними условиями жизни, а в психоаналитической - отождествлялось с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Бихевиористы же психическое развитие отождествляли с формированием социального поведения (научением), а генетисты считали, что развитие психики есть развитие интеллекта. Гуманисты считали, что развитие осуществляется в соответствии с их собственными целями и стремлениями, а представители культурно-исторической концепции считали, что психическое развитие представляет врожденные предпосылки формирования ВПФ и культурные явления ВПФ, формирующиеся при жизни на основе натуральных. А развитие психики у представителей деятельностного подхода представлялось как качественные преобразования в психологической системе, приводящего к принципиально новому ее строю и способу функционирования.

 

Рабочие понятия.

Условия психического развития -это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.

Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками (http://www.psday.ru/datas-803-1.html).

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-историчесого опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема рассматривается не только в педагогической психологии, но в общей, возрастной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к проблеме во многом определяется общепсихологическими позициями. Сторонники теории спонтанного развития, признавая большую роль обучения в приобретении человеком общественного опыта, считают, что обучение есть процесс внешний внешней по отношению к психическогому развитию, разворачивающемуся по собственном законам, не связанным с актуальным бытием субъекта. В советской психологии обучение и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся «зону ближайшего развития», способствующего выработке средств и способ ориентации в деятельности.

Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина — смена ведущих типов деятельности.

 

 

Подход Автор Закономерности функционирования и развития психики
Психоаналитические теории развития личности Альфред Адлер Причина развития личности является стремление человека к превосходству. Считал, что человек стремиться найти способы для преодоления чувства неполноценности, которая возникает в основном в детстве из-за неблагоприятных социальных условий и человек прибегает к различным видам компенсации. Выделил 3 основные формы проявления компенсации:
  1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремлений к превосходству с социальными интересами.
  2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.
  3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.
Э. Эриксон 1. В раннем младенчестве при нормальной линии развития – доверие к людям, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. При аномальной линии происходит обратное – недоверие к людям и т.д. 2. В позднем младенчестве в норме проявляется самостоятельность, уверенность в себе, при аномалии ребенок сомневается в себе и ощущает постоянное чувство стыда. 3. В раннем детстве у ребенка при нормальном развитии развивается любознательность и активность. Подражание взрослым и живое воображение, а также заинтересованность в изучении окружающего мира. При аномальном развитии – пассивность и безразличие к людям.

 

Подход Автор Факторы и движущая сила психического развития Периодизация психического развития
Биогенетический Альфред Бене Развитие – развертывание унаследованных от родителей задатков. Интеллект – врожденное качество, его уровень не зависит от средовых влияний и обучения. Обучение направлено на формирование «способов действовать и мыслить», обеспечивающих приспособление ребенка к среде. Оно должно следовать за естественным развитием ребенка Развитие интеллекта – количественные изме- нения, поэтому этапы, характеризующие ка- чественные особенно- сти психики детей, не выделялись
Арнольд Гезел Развитие психики – непрерывный самообуслов- ленный процесс «прироста поведения» – количественные, но не качественные преобразования в поведении ребенка. Индивидуальные варианты развития (темп развития) обусловлены на-следственностью. Соци- альное развитие подобно приспособлению других видов. Законы эволюции и онтогенеза тождественны, но этапы развития не повторяются. Общий закон психического развития – закон снижения темпа развития Критерий: темп разви- тия. Этапы: 1) первый год жизни – самый быстрый темп развития; 2) с 1 года до 3 лет – темп развития медлен- нее; 3) от 3-х лет – самый медленный темп развития

 

Подход Автор Закономерности функционирования и развития психики (периодизация)
Бихевиористские теории развития Уотсон Схема «Стимул-реакция» рассматривается как механизм образования новых форм поведения и объясняющий образование поведенческого акта любой сложности. У младенцев три врожденных реакций: гнев, страх и любовь. Постепенно к ним присоединяются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Среда рассматривалась как непосредственное физическое окружение ребенка, как обстановка, складывающаяся без конкретных жизненных ситуаций. Ситуации состоят из набора различных стимулов.
Скиннер Люди повторяют поведение. Идеи оперативного обучения можно использовать в обучении детей со сложностями в поведении, при этом на каждом этапе необходимо подкреплять положительно, в этом случае ребенок научается действовать самостоятельно без помощи. Скинер предложил поэтапный способ формирования поведения. Не рассматривал человека индивидуально и уравнивал людей.
Бандура Люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы. Но нет врожденных схем поведения, которые приобретаются только путем научения. Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить. В отличии от классического бихевиоризма S-R, социально-когнетивная модель – это модель поведения личности S-O-R, ее когнетивные процессы опосредованы организмом.
Сирс Уделял внимание поведению родителей в первое время рождения ребенка. Особенности отношений, которые складываются между ребенком и матерью зависит качество социализации и его успешность во взрослой жизни. Социализация проходит через 3 фазы: 1.Фаза рудиментарных потребностей (первые 6 мес.): ребенок из существа аутичного превращается в соц. существо.
  1. Фаза первичных мотивационных систем (6 мес-6-7 лет.): ребенок зависимое существо, он начинает вести себя также, как вел бы себя в присутствии родителей, возникает ролевая игра. Происходит идентификация с родителями.
3. Вторично-мотивационная фаза (6-7 лет): зависимость от родителей уменьшается, но появляется зависимость от других людей.

 

Подход Стадия и возраст Особенности познавательной деятельности Характеристика мыслительных операций
Генетическая психология Сенсо-моторный интелект: 1-2 года Основные познавательные схемы – сенсорнмоторные: схватывание, ощупывание, разглядывание, облизывание и др. Внешние, необратимые, осуществляются с конкретным содержанием
Конкретные операции: 2-7 лет Средства познавания – образы и символы. Операции интериоризированы, но возможности мышления ограничены эгоцентризмом и реализмом (ребенок доверяет своему восприятию)   Внутренние, необходимые, осуществляются с конкретным содержанием
Формируется обратимость и, следовательно, логические операции: сохранение, классификация, сериация. Эти логические операции могут осуществляться только с тем материалом, предоставленным наглядно.   Внутренние, обратимые, осуществляются с конкретным содержанием.
Формальные операции: 12-18 лет. Формируется формально-логическое, абстрактное гипотетико-дедуктивное мышление, рефлексия. Внутренние, обратимые, осуществляются с абстрактным содержанием.
 

 

 

В психоаналитической теории развитии личности Альфред Адлер считал, что человек стремиться найти способы для преодоления чувства неполноценности, которая возникает в основном в детстве из-за неблагоприятных социальных условий и человек прибегает к различным видам компенсации, а Гезел считал, что еще в раннем детстве у ребенка при нормальном развитии развивается любознательность и активность, подражание взрослым и живое воображение, а также заинтересованность в изучении окружающего мира. Бихевиористы считали, что поведение ребенка постепенно и в ходе развития образуются новые формы поведения, при рождении имея только элементарные рефлексы. Генетисты считали почти также как и бихеовиристы на счет поэтапного формирования новых качеств.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.