Название
| Возраст
| Основные
проблемы
| Достижения
по Фрейду
| Новообразования по Эриксону
|
1) Оральная стадия.
| 0-1 год
| Зона сос-редоточения либидо – рот 2 периода:
1) сосание – от 0 до 6 месяцев;
Кусание (после 6 месяцев). Кон-фликты возникают после отлучения от груди.
| Отделение себя от материнского тела.
| Базальное доверие - базальное недоверие, Надежда. (В зависимости от материнского по- ведения и удовлет- ворения потреб- ностей ребенка формируется либо базовое доверие, либо недоверие).
|
2) Анальная стадия
|
1-3 года
| Зона сосредоточения либидо – анус. Конфликты возникают в процессе приучения ребенка к опрятности.
| Приучение к туалету (самоконтроль).
| В зависимости от родительского по- ведения при при- учении ребенка к опрятности фор- мируется либо ав- тономность, либо стыд (сомнение)
|
3)Фаллическая стадия.
|
3-5 лет
| Зона сосредоточения либидо – половые органы.
| Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания.
| Инициативность. Развитие самосознания приводит к становлению способности самостоя- тельно определять цели собственной деятельности. В зависимости от ро- дительского отношения к волеизъявлению ребенка формируется либо инициа- тива, либо чувство вины.
|
4) Латентная стадия.
| 5-12 лет
| Зона сосредоточения либидо отсутствует.
| Расширение социальных контактов со сверстниками.
| Трудолюбие – неполноценность, Компетентность. В зависимости от отношения родителей к успехам и неудачам ребенка в учебе формируется либо трудолюбие, либо чувство неполноценности
|
5)Генитальная стадия
|
12- I8 лет.
| Зона сосредоточения либидо – половые органы. Включают в себя 2 периода: 1) гомо-сексуальный (под-ростковый), 2) ге-теросексуальный (юношеский).
| Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.
| Становление индивидуальности - ролевое смешение, Верность. Расширение сферы социальных взаимодействий и способность интегри- ровать знания о себе при- водит к формированию «Эго-идентичности». Если таких предпосылок нет – возможна диффузия иден- тичности.
|
Фрейд и Эриксон своими выводами как бы дополняют друг друга. Фрейд говоря, что на оральной стадии новообразованием является отделение малыша от материнского тела , а Эриксон как бы дополняя его говорит, что ребенок зависит от поведения матери , при этом у ребенка формируется базовое доверие либо недоверие. На анальной стадии по Фрейду у детей формируется самоконтроль, а по Эриксону у детей формируется автономность либо стыд (сомнение). На фаллической стадии по Эриксону формируется либо инициатива либо чувство вины, а по Фрейду достижением этой стадии является идентификация со взрослым того же пола и выступающего как образец для подражания. Во время учебы на латентной стадии у ребенка по Фрейду происходит расширение контактов со сверстниками, а по Эриксону в зависимости от отношения родителей к успехам и неудачам ребенка в учебе формируется либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. По Фрейду на генитальной стадии у дети устанавливаются интимные отношения , а так же они привносят вклад в общество – то есть приобретают функции взрослых. Эриксон так же считает, что в этот период происходит расширение сфер соц. Взаимодействий, а так же формируется «Эго-идентичность».
Периодизация психического развития в учении Ж. Пиаже
Стадия
| Возраст
| Характеристика
|
Сенсомоторная стадия
| От рождения до 18-24 месяцев.
| Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к двум годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия.
|
Дооперационная стадия
| От 1,5–2 до 7 лет
| Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними.
|
Стадия конкретных операций
| От 7 до 12 лет
| Мысль отличается эгоцентричностью. Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дите могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами.
|
Стадия формальных операций
| От 12 до 17 лет
| Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению.
|
Пиаже предложил 4 стадии периодизации психического развития. На первой стадии ребенок взаимодействуя с миром через восприятие и действия, расширяет свои моторные способности; на второй стадии дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий, на третьей стадии – отличительной характеристикой мысли становиться – эгоцентричность, так же происходит применение логических операций к действиям с конкретными объектами. На последней стадии дети начинают абстрактно рассуждать.