Границы психического (инстинкты, архетипы и коллективное бессознательное) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Границы психического (инстинкты, архетипы и коллективное бессознательное)

2017-06-29 250
Границы психического (инстинкты, архетипы и коллективное бессознательное) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Архетип - первоисточник психической энергии и возникновения психических форм (паттернов). Архетип составляет основной источник психических символов, которые притягивают энергию, структурируют ее и ведут в конечном счете к возникновению цивилизации и культуры.

С точки зрения Юнга, архетип и инстинкт глубоко взаимосвязаны. Сознание и тело почти не отделимы друг от друга.

Глубочайший слой человеческой психики Юнг назвал "коллективным бессознательным". Он содержит множество универсальных, широко распространенных паттернов и сил - инстинктов и архетипов. На этом уровне нет ничего индивидуального. Для всех архетипы и инстинкты одинаковы, независимо от того богат человек или беден, какого цвета его кожа, жил он в древности или живет в современную эпоху.
Индивидуальность и уникальность находятся в других слоях личности.
Истинная индивидуальность является продуктом личной борьбы за сознание. Юнг назвал это процессом индивидуации.

Инстинкты укоренены в теле и проникают в психику в виде импульсов, мыслей, воспоминаний, фантазий и эмоций.
Люди способны делать выбор, рефлексировать и предпринимать или не предпринимать действия в связи с так называемыми инстинктивными импульсами, тогда как другие животные этого не делают. У людей инстинктивная сторона гораздо меньше влияет на поведение, чем у животных. Однако люди до некоторой степени находятся под влиянием физиологических, отличных от психических потребностей процессов. Постольку поскольку гормоны диктуют нам, что делать или чувствовать, мы подчиняемся драйвам и инстинктам. Голод и сексуальность, например, являются соматически укорененными влечениями, которые включают в себя высвобождение гормонов. И то, и другое - инстинкты. Необходимо принимать пищу, а тело жаждет сексуальной разрядки.

Инстинкт в определенной точке теряет контроль над психикой, но для управления ею вступают другие факторы. Эти факторы Юнг называет "geistlich" (духовными/ментальными). Они могут действовать, подобно инстинктам, в смысле привлечения к действию воли, они могут даже заставить тело выделять гормоны.
Эго отчасти мотивируется инстинктами, отчасти ментальными формами и образами. Также у Эго есть некоторая свобода выбора различных возможностей. Оно наслаждается количеством "свободного либидо", даже если его побуждения основаны на инстинкте или управляются духом.

Состояние психоза - это идентификация Эго с архетипическими образами и энергиями. Оно становится одержимо им, преживает потрясение и даже отказывается от сопротивления, поскольку это столкновение переживается как очень богатый и значимый опыт.
Образы и идеи оказывают мощное мотивирующее воздействие на Эго, продуцируя ценности и смыслы. Зачастую одолевают и подчиняют себе инстинкты.
В отличие от воздействия инстинктов на психику, когда человек чувствует себя ведомым физической потребностью или необходимостью, влияние архетипов ведет к захваченности великими идеями и видениями. И то, и другое притягивает Эго - Эго вовлекается, захватывается и подчиняется.
Будучи захваченной архетипом, мыслительная функция может быть использована для рационализации архетипической идеи и ее воплощения. Богословы, захваченные архетипическими идеями, тщательно разрабатывают объяснения, чтобы интегрировать свои архетипические видения в культурный контекст.

Хотя инстинкты и архетипы связаны друг с другом, это не значит, что архетипы могут быть сведены к инстинктам или инстинкты к архетипам.
Душа существует в пространстве между телом и трансцендентным сознанием, между материей и духом, и "психические процессы, видимо, служат уравновешиванию энергии, протекающей между духом и инстинктом", Психика - это промежуточное явление, и ее процессы "ведут себя как шкала вдоль которой "скользит" сознание. В какой-то момент оно оказывается вблизи инстинктов и попадает под их влияние; в другой - скользит к другому концу, где преобладает дух, и даже ассимилирует наиболее противоположные ему инстинктивные процессы".

На практике инстинкты никогда не обнаруживаются в чистом виде, они всегда смешаны. Архетипический и инстинктивный концы психического спектра пребывают в бессознательном, где они борются друг с другом, перемешиваются и соединяются для создания элементов, которые затем проявляются в сознании в виде побуждений, стремлений, идей и образов. То, что мы переживаем в душе, сначала было психизировано, а затем уложено в бессознательном.
Представьте себе линию, пересекающую душу и соединяющую инстинкт и дух на любом из ее концов. На противоположных концах этой линии находятся инстинкт и архетип. Она передает информацию через психоидную область в коллективное, а затем в личное бессознательное. Оттуда это содержание попадает в сознание. Инстинктивные восприятия и архетипические представления - вот данные имеющегося психического опыта, а не инстинкты и архетипы сами по себе. Ни один из концов спектра не может переживаться непосредственно, поскольку ни один из них не является психическим. В этих точках душа переходит в материю и дух.
Все архетипические паттерны имеют единственный источник, сущность, которая находится за пределами человеческого представления и за которой Юнг закрепил термин "Самость".

На карте Юнга душа - это область, расположенная в пространстве между чистой материей и чистым духом, между человеческим телом и трансцендентным сознанием, между инстинктом и архетипом. Он показывает ее как протяженную между двумя концами спектра, которые, открываясь, позволяют информации попадать в психику. На предельных точках психики находятся психоидные зоны, которые производят квазипсихические эффекты, такие как психосоматические симптомы и парапсихологические воздействия. Когда информация проходит сквозь психоидную зону, она становится психизированной и трансформируется в психику. В психике материя и дух встречаются. Сначала эта информация попадает в коллективное бессознательное, где каким-то образом смешивается с другими содержаниями, находящимися в бессознательном, и, в конечно итоге, может войти в сознание в форме интуиций, видений, снов, инстинктивных драйвов, образов, эмоций и идей. Эго должно иметь дело с содержаниями, появляющимися из бессознательного, определять их ценность и принимать решение, действовать в соответствии с ними или нет.

 

ТЕНЬ

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.