Трансформация Персоны. Интеграция Персоны и Тени — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Трансформация Персоны. Интеграция Персоны и Тени



 

Трансформация Персоны

Архетипическое ядро Эго со временем не меняется, но Персона может модифицироваться много раз в течение жизни в зависимости от способности Эго воспринимать изменения в окружении и от его способности взаимодействовать с последним.
Основные изменения происходят в периоды перехода от детства к отрочеству, следующий переход совершается при наступлении зрелости; потом в середине жизни и в старости. Компетентное Эго встречает каждое из этих изменений соответствующей переменой в Я-концепции и в самопрезентации Персоны. Люди думают о себе иначе, одеваются иначе, стригут волосы, покупают машины, дома в соответствии со своим возрастом, семейным, экономическим положением и социальной средой и согласно предпочтениям своей референтной группы. Все это выражается в изменении Персоны.

Когда наши поступки не согласуются с Персоной, мы переживаем чувство вины или стыда.
Вина разъедает, а стыд уничтожает чувство собственной ценности. Стыд – более примитивный и потенциально более разрушительный тип эмоций.
Таким образом в личности проявляется Тень. Эта Тень пробуждает стыд, чувство собственной неполноценности, ненужности, нечистоты.
Вина переживается, когда есть противоречие между тем, как мы поступаем, и тем, чему мы были научены: необходимо быть хорошим, правильным человеком, приспосабливаться к другим, и тогда ты будешь принят.
Другая черта Тени – агрессия. Эмоции гнева, ненависти и зависти вызывают стыд.

Эти нормальные человеческие чувства прячутся подальше, мы стесняемся их точно так же, как стеснялись бы физических недостатков и личных изъянов.
Персона – это лицо, надеваемое для встречи с другими лицами, чтобы быть похожими на них и нравиться им. Мы не хотим сильно отличаться от других, поскольку там, где заканчивается Персона и начинается Тень, мы испытываем стыд.

Интеграция Персоны и Тени

Тень и Персона – классическая пара противоположностей, присущих психике, как полярности Эго.
Общей задачей психического развития («индивидуации») является интеграция, а целостность является высшей ценностью.

Что означает интегрировать Тень и Персону?

Интеграция зависит от принятия себя, от полного принятия всех собственных частей, не принадлежащих образу Персоны, который, как правило, является идеалом или, по крайней мере, соответствует культурной норме. Личностные черты, которых стыдятся, переживаются как радикальное зло. Несмотря на то что некоторые вещи действительно вредны и деструктивны, часто теневой материал не является плохим. Он переживается так в силу стыда, связанного с ним, из-за его несоответствия Персоне.



На что похожа интеграция Тени и Персоны?

Письмо пациентки Юнга:

«Много хорошего пришло ко мне от плохого. Необычайное знание и энергия, которую я бы даже не смогла вообразить, пришла ко мне из-за того, что я ничего не подавляла, была открыта и внимательна и принимала вещи такими, какие они есть. Я всегда думала, что если мы принимаем какие-то вещи, то они в каком-то роде придают нам больше сил. Все становится совершенно иным, стоит только начать принимать их и сделать это обычным отношением к ним. Теперь я хочу играть в игру жизни, принимая все, что приходит ко мне, хорошее и плохое – вечная смена солнца и тени, и тем самым принимая мою собственную природу с ее позитивными и негативными сторонами. Так все оживает во мне. Какой я была глупой! Как я старалась заставить все идти так, как мне казалось нужным!»

Эта женщина отошла от глубоко отождествления с Персоной и от расщепления Персоны и Тени и теперь старается просто наблюдать за тем, что происходит в ней и принимать свою душу в ее проявлениях. Она создала психологическую дистанцию между эго-комплексом и Персоной, а также между Эго и Тенью. Она более не одержима ни тем, ни другим.

Конфликт между противоположностями Персоны и Тени может рассматриваться как кризис индивидуации, как возможность роста через интеграцию.
Коллективные ценности, принадлежащие области Персоны, вступают в конфликт с теневыми аспектами Эго, которые принадлежат инстинктивной индивидуальной природе человека (фрейдовское Ид), в конфликт вмешивается также нечто, идущее от архетипов и бессознательных комплексов.
Поскольку содержание Тени не понимается Персоной, то конфликт может быть неистовым.

Юнг придерживался мнения, что если между двумя полюсами есть напряжение, то разрешение становится возможным тогда, когда Эго позволит существовать им обоим и создаст внутренний вакуум, в котором бессознательное может предложить творческое решение в виде нового символа.
Этот символ будет представлять возможность для движения вперед, включая что-то от обеих противоположностей, не просто компромисс, но объединение, которое вызывает к жизни новую установку Эго и новую форму отношений с миром.
Люди развиваются, проходя терапию и преодолевая жизненные трудности, можно видеть, как они перерастают старые факторы, принимая новую Персону и интегрируя отторгнутые части своей личности.



Люди меняются в ходе терапии и жизни. Персона как инструмент адаптации предлагает большой потенциал для изменений. Она может становиться все более гибкой, давая возможность Эго изменять старые паттерны реагирования.

 

АНИМА/АНИМУС

Анима и анимус – субъективные личности. Которые представляют более глубокий уровень бессознательного, чем Тень.

Они выявляют свойства души и ведут в сферу коллективного бессознательного.
Для мужчин анима – это внутренняя феминная фигура; для женщин анимус – внутренняя маскулинная фигура.

Подобно Тени внутренняя структура анима/анимус , представляет собой личности внутри психики, не соответствующую самопрезентации и самоидентификации, которые принадлежат Персоне. В то же время она отличается от Тени, ибо не принадлежит Эго настолько, насколько ему принадлежит Тень: она более иначе, чем Тень.

Если различие между Персоной и Тенью строится по принципу «хороший – плохой» - плюс и минус, позитивные и негативные аспекты Эго, то различие между Эго и анимой/анимусом характеризуется полярностью женского и мужского.

Анима/анимус является психической структурой, которая:
а) дополнительна к Персоне
б) связывает Эго с самыми глубокими слоями души, а именно – с образом и переживанием Самости.

Анима/анимус – также, как и Персона, функциональный комплекс, но сосредоточенный к на адаптации к внутреннему миру.

«Естественная функция анимуса (а также анимы) – это сохранять свою позицию между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным; точно так же, как Персона – своего рода прослойка между эго-сознанием и объектами внешнего мира. Анимус и Анима должны функционировать, как мост или дверь, ведущая к образам коллективного бессознательного, как Персона должна быть чем-то вроде моста, связывающего с миром».

Другими словами, анима/анимус позволяет Эго входить внутрь и переживать глубины души.

«Персона исключительно озабочена отношением к объектам», в то время как анима/анимус сконцентрирован(а) на отношении Эго к субъекту. «Субъект» здесь – прежде всего мир бессознательного, не Эго. Это субъективная сторона души, ее основа, ее внутреннее пространство.

 

Достаточно просто наблюдать отношение людей к другим, но, чтобы увидеть, как люди относятся к себе, нам потребуется большая проницательность.
Каково их отношение к внутреннему миру? Является оно принимающим и теплым (какой может быть Персона), или жестоким и придирчивы?
Многие щедрые люди – внутри свои худшие враги, свои собственные злейшие судьи и жесточайшие критики, но это скрыто за очаровательной и дружелюбной Персоной.
Или человек может быть чрезвычайно критичен по отношению к другим, но относиться к собственной внутренней жизни с сентиментальным потаканием.
Нужно хорошо знать человека, чтобы понять его истинное отношение к себе. Принимают ли они себя всерьез? Относятся ли они к себе, как к детям?
То, что они в действительности чувствуют по отношению к своему внутреннему Я, характеризует отношение их анимы или анимуса.

Анима/анимус – это отношение, которое управляет нашими взаимоотношениями с внутренним миром бессознательного: воображением, субъективными впечатлениями, идеями, настроениями и эмоциями.

Анима есть внутреннее женское начало мужчины, а анимус есть внутреннее мужское начало женщины.

Как психическая структура анима/анимус – это инструмент, с помощью которого мужчины и женщины вступают в контакт и приспосабливаются к более глубоким слоям своей психической природы. Подобно тому как Персона направлена на социальный мир и помогает осуществлять необходимую внешнюю адаптацию, так и анима/анимус обращены к внутреннему миру души и помогают человеку адаптироваться к требованиям и потребностям интуитивных мыслей, чувств, образов и эмоций, которые противостоят Эго.

Например, о мужчине, который часто поддается плохому настроению, можно сказать, что у него проблема в анимой. Он под влиянием негативной анимы. Она вместо того, чтобы помогать справиться с эмоциями, излучает настроение, которое просачивается подобно газу, в сознание Эго и несет в себе множество сырых и недифференцированных эффектов.

Его анима мало развита, поэтому она не помогает ему справлять с охватившим его настроением, а еще глубже втягивает в это настроение. Анима скорее ошеломляет его, чем помогает.

Подобным образом женщина, имеющая «проблему, связанную с анимусом», также переполнена бессознательным, обычно эмоционально заряженными мыслями и мнениями, которые контролируют ее больше, чем она контролирует их. Часто они опасны для ее отношений, потому что людям, окружающим такую женщину, приходится строить вокруг себя защитные стены, когда они рядом с ней. Они чувствую себя в ее присутствии дискомфортно, и у них возникает желание защищаться. Как бы сильно она ни старалась быть восприимчивой и теплой, ей это не удается, потому что ее Эго подвержено вторжениям разрушительной энергии, которые превращают ее в кого угодно, но только не в доброго и нежного человека, каким она хотела бы быть. Наоборот, она резка и охвачена бессознательной борьбой за власть и контроль.

В большинстве случаев, мужчины, охваченные анимой, имеют тенденцию уходить в чувство обиды; женщины, охваченные анимусом, стремятся нападать.

В любом случае, каким бы ни было содержание такой «одержимости», внутренний мир бессознательного контролируется недостаточно и эмоциональная, иррациональная вынужденность беспокоит и искажает нормальные отношения с другими людьми и с миром в целом.

Одержимость анимой/анимусом широко распахивает ворота бессознательного и впускает практически все то, что обладает достаточной энергией, чтобы проникнуть в них. Человека охватывают настроения и прихоти. Контроль импульсов минимален. Мысли и аффекты не удерживаются.

Это, безусловно, и проблема Эго – симптом неразвитого Эго и проблема слишком слабой развитой структуры анимы/анимуса.

В таких случаях мужчины обычно ищут женщину, которая помогала бы им управлять своими эмоциями, а женщины обычно ищут мужчину, который может воспринимать их вдохновенные мысли и что-нибудь с ними делать. Таким образом, другие люди включаются в игру отношений Эго и анимы/анимуса.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.