Нейропластичность мозга. Гендерные различия — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Нейропластичность мозга. Гендерные различия

2017-06-29 295
Нейропластичность мозга. Гендерные различия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕСУРСНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Материалы межведомственной научно-практической конференции

специалистов учреждений социального обслуживания

Омской области

 

 

Омск – 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ
Пластун Е.Н. Нейропластичность мозга. Гендерные различия…................    
Седлицкая Е.А. Ресурсные направления работы социально-психологической службы дома-интерната….................................................  
Миске Е.Г.Организация социально-психологической адаптации пожилых людей в условиях стационарного учреждения социального обслуживания…………………………………………………………………..  
Дьяконова О.А.Ресурсные направления работы психологической службы в условиях АСУСО "Нежинский ГЦ"……………………………………….  
Коваленко Ю.В.Арт-терапия в работе с пожилыми людьми………….…..  
Плотникова Ю.С.Геронтология как субъект и объект волонтерской деятельности…………………………………………………………………….  
Коптева Т.В.Формы оздоровительной работы социально-психологической службы с пожилыми людьми……………………………..  
Сморжаник Е.Ю.Арт-терапия в работе с лицами пожилого возраста  
Парчевская Н.П.Виды реабилитационной досуговой деятельности пожилых людей, находящихся на стационарном обслуживании………….  
Копотиенко О.В.Причины, факторы развития синдрома эмоционального выгорания у персонала стационарных учреждений социального обслуживания…………………………………………………….  
Саютина И.Н.Опыт реализации инновационной программы "Если бы молодость знала, если бы старость могла" в условиях АСУСО "Омский ПНИ"………………………………………………………………………..….  
Лаврентьева Л.А.Возможности речи………………………………………  
Резолюция……………………………………………………………………..  

 

 

Е.Н. Пластун,

клинический психолог БУЗ ОО «ККД»

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

К ПРЕБЫВАНИЮ В СТАЦИОНАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В современном мире пожилые люди являются наиболее социально-незащищенной кaтeгорией общества. Дом-интeрнaт является той средой, в котoрoй многие прecтaрeлые люди живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, от организации досуга занятости, сoциально-медицинскoй помощи, зависит состояние физического и психoлогическoго здоровья пожилого челoвекa. Поэтому очень важно обеспечить пожилым людям достойные условия для проживания.

Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является проблема гармоничного приспособления к изменившимся условиям среды. Цель социальной адаптации лиц пожилого возраста в условиях интерната определяется как сохранение и продление социальной активности клиентов учреждения. Она включает в себя развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.

Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым – в возрасте 75-89 лет, к долгожителям – люди в возрасте 90 лет и старше.

По состоянию на 01.04.2017 года в АСУСО «Марьяновский ПНИ» проживает 378 человек, в том числе лиц старше 60 лет 150, что составляет 39,7%. Из них пожилых людей в возрасте 60-74 года 93, старых людей в возрасте 75-89 лет – 49 и долгожителей в возрасте старше 90 лет - 8 человек. Из 75 инвалидов 1 группы лица старше 60 лет составляют 25,3% (19 человек). Из 251 проживающих инвалидов 2 группы, данная категория составляет 35,9% (90 человек). Из 11 инвалидов 3 группы, количество лиц старше 60 лет составляет 81,8% (9 человек). В учреждении проживают 41 человек без инвалидности, из них в возрасте старше 60 лет 32 человека, что составляет 78,0%.

Основными характеристиками проживающих пожилого возраста вообще и в доме интернате, в частности, являются:

- тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявляют более 7 болезней);

- ограниченная способность к самообслуживанию, неспособные и частично себя обслуживающие проживающие;

- ограниченная способность к передвижению; лица, неспособные к передвижению и осуществляющие двигательную активность в пределах палаты;

- изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, моторика, координация);

- изменения личности, характерные для пожилого возраста; выявляются полярные, контрастирующие черты: повышенная внушаемость, сосуществующая с ригидностью, выраженная сенситивность (повышенная эмоциональная чувствительность) с нарастанием черствости, эмоциональной "сухости". К возрастным особенностям личности относят также обидчивость, эгоцентризм.

Поступление в интернат для пожилых людей является критическим моментом в жизни. Они сталкиваются с новыми людьми, непривычной обстановкой. Жизненная реальность клиентов стационарного учреждения социального обслуживания, характеризуется признаками, составляющими понятие «госпитализм». К этим признакам относятся:

· монотонный образ жизни;

· ограниченность жизненного пространства и ограниченность связей с внешним миром;

· бедность впечатлений;

· психологическая несовместимость проживающих;

· зависимость от персонала;

· ограниченные возможности занятости;

· регламентированность деятельности социального учреждения.

Наличие подобных обстоятельств заставляет пожилых людей приспосабливаться к внешней среде, реагировать на изменения, которые происходят в ней. Этот процесс является болезненным и сложным, но пожилым людям помогают справиться с подобными трудностями сотрудники интерната. Задача персонала учреждения, сделать так, чтобы у пожилого человека не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо, если он окружен теплом и заботой, имеет возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Различают несколько типов процесса адаптации к новым условиям пребывания в интернате:

1) конструктивный (оптимально приспособленные люди) могут адаптироваться в любых условиях. В качестве доминирующих выступают потребности и четкая жизненная позиция;

2) защитный (в целом адекватно приспосабливающиеся) на первом плане выступают потребности в защите собственного «Я», он приспосабливается за счет себя и может себя защитить;

3) активно-агрессивный – вину за собственные трудности приписывают внешним обстоятельствам «виноват не я». Они характеризуются агрессивностью и неадекватностью восприятия действительности;

4) пассивный – для них характерна пассивность, жалость к самому себе, депрессия, безынициативность.

Условно процесс социальной адаптации к новым условиям пребывания в стационарном учреждении социального обслуживания можно разделить на несколько этапов:

1 этап – принятие решения о переезде в дом-интернат. Хотя длительность данного этапа может составлять от одного месяца до нескольких лет, большинство поступающих в дом-интернат и их родственников до последнего момента испытывают неуверенность и сомнения в правильности принятого решения. Это связано в первую очередь с малой информативностью пожилого человека об условиях проживания в доме интернате. Большинство из них имели к моменту поступления в дом-интернат поверхностные сведения об учреждении, полученные из разных источников (от родственников и близких знакомых, врачей и работников органов социальной защиты). Сведения носили формальный, в ряде случаев искаженный характер, а представления о бытовом обслуживании, организации труда и досуга были неполными. Поэтому, перед специалистами учреждения стоит задача – максимально обеспечить граждан информацией о деятельности дома-интерната, условиях проживания, медицинском обслуживании, питании, жилищно-бытовых условиях, возможностях проведения досуга и пр. Консультации по телефону, публикация информации в средствах массовой информации, размещение доступной и наглядной информации на сайте учреждения, информационных стендах, распространение буклетов – все это способствует получению большего количества информации о деятельности учреждения, увеличению «порога доверия».

2 этап – поступление в дом-интернат. Поступление в дом-интернат начинается с пребывания в приемно-карантинном отделении (от 7 до – 14 дней). На данном этапе происходит знакомство с персоналом учреждения, разъясняются распорядок дня, правила проживания в учреждении, знакомство с меню. Медицинский персонал, социальный работник, психолог осуществляют интенсивное наблюдение, проводят беседы, изучают документы, в ходе общения выясняют степень мобильности поступившего, его интересы и предпочтения, исследуют жизненный опыт, адекватность восприятия реальности, составляют «входную» диагностику и предварительный план индивидуального ухода. Все это способствует адаптации поступивших, позволяет снизить неуверенность, тревожность, повысить самооценку, почувствовать себя нужным. На данном этапе специалисты получают как можно больше разносторонней информации о поступившем, с целью оказания в дельнейшем наиболее полного спектра социальных услуг и создания комфортных условий проживания.

3 этап – заселение в комнату. Заселение происходит после окончания процесса медицинского наблюдения на основании результатов входной диагностики специалистов, с учетом индивидуальных особенностей пожилого гражданина. После подбора оптимальной комнаты для проживания (подбор соседей осуществляется по различным критериям: возрасту, общности интересов, степени мобильности, увлечения и пр.) начинается самый сложный период адаптации. Пожилому человеку приходится приспосабливаться к режиму дня в учреждении, вынужденному общению с незнакомыми лицами, зависеть от режима работы обслуживающего персонала, находится под наблюдением сторонних лиц, контролировать «вредные» привычки. При переводе пожилого человека в комнату к соседям нередко возникают сложности совместного проживания. Особенно сложно решается вопрос изолированности территории, неопределенность «личного» пространства, что может вызвать нервный срыв, сопровождающийся резкими негативными эмоциональными переживаниями и депрессией. Для того чтобы наиболее эффективно помочь человеку, необходимы сведения об его индивидуально-психологических особенностях. В связи с этим в учреждении проводится социально-психологическая диагностика, направленная не только на изучение индивидуальных особенностей личности, но и на выявление его самочувствия, активности, настроения, склонности к конфликтам. При этом используются различные психологические методики (опросник «САН», методика Айзенка, опросник Томаса и пр).

4 этап – вход в общество. Длительность этого этапа составляет от двух до 6 месяцев и зависит от эмоционально-психического состояния пожилого человека. За те месяцы, которые человек провел в доме-интернате у него встает проблема окончательного осознания и принятия (непринятия) нового места жительства, происходит критическая оценка, как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из наиболее эффективных методов работы, применяемых нами, на этом этапе является «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата. Осуществляется это путем вовлечения человека в созданные малые группы «самопомощи и взаимопомощи», которые объединяют живущих в комнате или по близости людей. В этих группах граждане получают рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения, чувствуют внимание и заботу о себе, поддержку, учатся коммуникации, осознают, что подобные затруднения также свойственны и другим, проживающим в доме-интернате, и это совместное решение проблемы способствует более легкой адаптации к новым условиям, развитию коммуникативных связей, определения социальных ролей. Социальный работник, психолог, медицинский персонал уделяют больше внимание пожилому человеку на данном этапе, совместно корректируют программу индивидуального ухода, налаживают социальные связи с родственниками поступившего, предлагают различные способы и формы организации досуга, имеющиеся в учреждении.

Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для специалиста по социальной работе представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:

· определение индивидуальных способов действий к разрешению конфликтных ситуаций;

· поддержание активных стратегий приспособления; формирование адекватных установок на среду;

· снятие негативных эмоциональных переживаний; формирование и вовлечение пожилых людей в различные микросоциальные группы;

. · групповая психокоррекционная работа.

Индивидуальная психотерапевтическая работа направлена на формирование нового жизненного стереотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения. Число занятий определяется индивидуально.

Групповая психокоррекционная работа проводиться с использованием дискуссионных групп, групп обобщения, тренинга умений, релаксационных групп.

Дискуссионные группы, как правило, не требуют специального подбора слушателей. Целью ее является осознание текущей ситуации, дискутирование вопросов "что помогает нам жить?", "что мешает нам жить?".

Группы общения требуют предварительного отбора, желательно формировать их из лиц, не находящихся в межличностных конфликтах. Цель группы - сознательное отношение к чувствам своим и другого, осознание самого себя, развитие межличностного доверия.

Группа тренинга умений требует подбора лиц пожилого возраста с относительно сохранными сенсорными функциями. Возможны различные основы тренинга. Например, тренинг умения вести разговор. Цель - снижение тревожности, связанной с межличностным общением, возможность практики в коммуникативном умении. Возможна также организация групп репетиции поведения, групповое рисование, рисование с партнером и т.п.

Релаксационная группа не требует специального подбора лиц пожилого возраста. Цель - снятие напряжения. При проведении ее со старыми людьми необходимо учитывать нарушения кожной чувствительности, в результате чего начальный этап, связанный с чувствованием своего тела, становится более длительным, требующим специальных упражнений для формирования адекватных ощущений.

При обсуждении проблемы социальной реабилитации лиц старших возрастов, пребывающих в домах-интернатах, необходимо иметь в виду одно обстоятельство - организацию их занятости. Цель организации занятости пожилых людей - восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятель-ость и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни.

Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознательный уход от деятельности, связанной с подвижностью, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно сказывается как на соматическом, так и на психологическом статусе пожилого человека.

Теперь уже установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедляется при наличии активного образа жизни.

В связи с этим при организации образа жизни, занятости пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сметать акценты, рекомендовать терапию движением, трудовой занятостью, использование методов лечебной физкультуры.

В 2016 году в учреждении была организована работа 15 кружков, групп по интересам, секций, в некоторых из них занимаются лица пожилого возраста:

- Мастерица», «Элегия», «Очумелые ручки», «Радуга цветов» по освоению техник шитья, вязания спицами и крючком, бисероплетения, вышивания нитками, лентами и бисером, выполнение поделок из доступных средств, аппликации. Техники направлены на развитие и сохранение мелкой моторики рук, воображения, на следование необходимым правилам и инструкциям, на развитие творческого потенциала, внимания и усидчивости;

- «Мир цветов» по освоению навыков ухода за комнатными растениями. Занятие в кружке формирует заботу о растениях, ответственность, развивает эстетические чувства, трудолюбие;

- «Час красок» по рисованию и раскрашиванию предложенных рисунков, в ходе занятий развивается мелкая моторика рук, развивается художественное воображение, формируется эстетический вкус;

- спортивные секции легкой атлетики, дартса, шахмат и шашек способствуют поддержанию проживающих в хорошей физической форме, укрепляют и тренируют сердечно-сосудистую систему, способствуют закаливанию, формируют изобретательность и сообразительность, способствуют развитию памяти и внимания;

- музыкотерапия влияет функции человеческого организма, снимает нервно-психологическое напряжение. Музыкотерапия в активной форме включает в себя терапию пением (разучивание песен, частушек). Во время этих занятий возникает эмоциональная активность, развиваются и укрепляются межличностные отношения. Наступает эмоциональная разрядка, повышается социальная активность, улучшается физическое самочувствие.

В учреждении проводятся коллективное и игровое общение, организует представления, проводит вечера развлечений, праздники, концерты и другой досуг. Также проводит физкультурно-спортивные мероприятия среди клиентов и оформительскую работу в отделении.

Целью организации досуговых мероприятий является повышение самооценки пожилого человека, возможности его скорой адаптации к изменившимся условиям жизни путем создания условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения.

 

Используются следующие направления организации досуга:

- организация праздничных мероприятий, вечеров отдыха;

- проведение тематических бесед;

- проведение музыкальных часов;

- проведение игр, психологических тестов, викторин;

- организация экскурсий и посещение культурно-зрелищных мероприятий.

Игровая терапия поддерживает хорошее настроение, оптимизм также благотворно влияет на различные функции организма. Развлечения, соответствующие возрасту и общему состоянию способствуют сохранению физической независимости, физической активности. Периодически проводятся подвижные игры. Во время этих игр наши клиенты вырабатывают способность быстрой реакции на ситуацию, поддерживают активный образ жизни, развивают способность к творческому восприятию предложенного игрой образа, обогащаются эмоционально, воспитываются волевые качества, способности к саморегуляции. И у зрителей, и у играющих создается определенный творческий интерес, который обогащает их новым содержанием. Во время игры пожилые люди преображаются, воодушевляются, входят в процесс соревнования, испытывают радость, укрепляют чувство уверенности в себе.

В учреждении ежегодно проводится праздничное мероприятие «День пожилого человека». А также: «Новый год», «23 февраля», «Международный женский день 8 марта», «1 апреля – день юмора», «1 мая», «9 мая – День Победы»; ежемесячно проводится «День именинника», мероприятия, посвященные религиозным праздникам. К каждому событию оформляются наглядные стенды.

Немаловажна в общем процессе реабилитации и адаптации пожилых людей, проживающих, в отделении, трудотерапия. Она проводится исходя из физических способностей, склонностей и предпочтений, является безопасной и посильной, не утомительной, осуществляется под контролем с соблюдением режима труда и отдыха. Важную роль в трудовой терапии играет фактор осознания пожилыми людьми своей нужности, полезности. Большое значение имеет моральное и материальное поощрение за труд. Способные и стремящиеся трудится, пожилые люди помогают в работе по благоустройству и уборке территории учреждения.

В завершении своего сообщения хотелось бы отметить, что старость предотвратить невозможно, но ее можно сделать счастливой, активной, интересной и наполненной.

О.А. Дьяконова,

психолог АСУСО «Нежинский ГЦ»

Формы музыкальной терапии

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что человек в процессе занятия не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции, либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие его состоянию.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Эффект танцевальной терапии

«Каждый человек имеет свой защитный панцирь из внутренних зажимов и скованных мышц, которые возникают от обид, стрессов, тревожных мыслей. Когда же человек танцует, он освобождается от этого панциря и его душа обретает гармонию и болезни отступают». Вильгельм Райх

Фототерапия - это терапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.

Техники фототерапии

В зависимости от того, какие взаимоотношения связывают человека и фотографию, выделяют пять общих техник фототерапии:

1. Личные коллекции.

2. Работа с фотографиями, сделанными другими людьми.

3. Работа с автопортретами.

4.Работа с семейным/биографическим альбомом.

5. Работа с фото-проекциями.

Коллажирование

Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу различных материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. С помощью коллажирования создается изображение по смыслу, некая «фантазия на тему»

Коллажирование

Также в условиях стационарного обслуживания возможна организация таких видов досуговой деятельности, как: кинотерапия, лэнд-арт, квилинг, декупаж, садовая терапия.

Особенности АТ, имеющие важное позитивное значение:

– именно АТ за счет своей творческой, невербальной природы предоставляет душевнобольным людям возможность частично выразить сложные, мало поддающиеся словесному описанию переживания, что обеспечивает снятие эмоционального напряжения;

– наличие большого количества ресурсных техник, возможность повышения самооценки, получения доступа к состояниям уверенности, спокойствия, расслабленности, гармонии и т.д.;

– возможность коммуникации с другими людьми "в обход слов", с помощью выразительных средств, что улучшает социальную адаптацию пациентов;

– активизация образного мышления может способствовать возникновению связей между разобщенными элементами опыта, обеспечивая большую целостность;

– возможность осознания внутриличностных конфликтов или сложных переживаний за счет того, что в процессе изобразительной деятельности они становятся зримыми, объективизируются;

– АТ направляется и подчеркивает здоровые, сохранные, творческие аспекты личности пациента.

Кроме того, АТ может иметь важное диагностическое значение за счет получения дополнительной информации о содержании внутреннего мира пациента.

Возрастающий интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру “аппаратной медицины” и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями. С дальнейшим развитием арт-терапии связывают надежды на создание такой гуманной, “синтетической” методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

 

О.В. Копотиенко,

Заместитель директора

АСУСО «Омский психоневрологический интернат»

Формирование речи.

Речь - это вторая сигнальная система, присущая только человеку. Условным раздражителем этой системы является слово. Головной мозг воспринимает возбуждение, появившееся в результате сказанного слова, затем анализирует его и даёт ответ. Слово является толчком для работы первой сигнальной системы. По мнению И. Павлова, слово – это «сигнал сигналов». Появление второй сигнальной системы (речь) напрямую связано с трудовой деятельностью и общением. С помощью слова человек воспринимает определённые понятия и осмысливает их. Для животных слово характеризуется только как раздражитель. У человека с помощью слова и речи формируются сознание и мышление.

Речь – важнейшая функция человека, в её осуществлении принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы.

В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую организацию.

Речевой аппарат.

Речевой аппарат – это совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарата в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи. К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле относят: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. к активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть.

Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твёрдое нёбо и вся верхняя челюсть.

Речевые расстройства.

Речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения можно разделить на следующие группы:

1. Речевые нарушения, связанные с органическими поражениями центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:

- Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;

- Алалии – системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;

- Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.

2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС.

- Заикание.

-Мутизм.

- Сурдомутизм.

3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата.

- Механические дислалии;

- Ринолалии.

Задержки речевого развития различного генеза (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности).

О видах речи.

Цель любой нашей речи – повлиять на слушателя (убедить, информировать, развлечь и тд). Причём повлиять не так, как случайно получится, а именно так, как того хотим мы. В искусстве красноречия есть свои правила. Объективно в речи практически любого человека есть вредные привычки, которые мешают её воспринимать, снижают её привлекательность и, как следствие, уровень влияния на слушателей.

Живая речь, произнесённая по всем правилам, более привлекательна, чем та же самая речь, написанная на бумаге, потому что на бумаге можно отравить только слова и невозможно передать всю радугу элементов живой речи.

Основные элементы речи:

1. Содержание – самый важный элемент речи, которому подчинены все остальные. В содержании речи отражаются знания, в том числе словарный запас говорящего.

2. Естественность – отсутствие скованности и наигранности.

а. Уверенность в себе;

б. Разговорный стиль произнесения;

в. Свободные движения.

3. Понятность – один из самых приоритетных элементов.

а. Точность выражения мыслей;

б. Громкая и чёткая дикция;

в. Темп от 100 до 150 слов в минуту, средний – 125;

г. Построение не очень длинных предложений;

д. Разъяснение специфических терминов, иностранных слов, аббревиатуры;

е. Повторение сложных для понимания идей другими словами.

4. Яркость речи

а. Интонация (делает речь рельефной за счёт контрастов между ударными словами и фоном, привлекает внимание слушателей и облегчает понимание речи).

б. Эмоциональная окраска в тоне голоса и выражении лица (передаёт отношение говорящего к содержанию речи).

5. Зрительный контакт (показывает к кому мы обращаемся).

6. Жесты.

7. Композиция

а. Целеустремлённость.

б. Последовательность.

8. Правильность.

9. Краткость, лаконичность.

10. Чистота речи (без слов-паразитов)

11. Назализация (отсутствие заполнения пауз звуками)

12. Техника речи

а. Голос

б. Дикция.

РЕСУРСНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Материалы межведомственной научно-практической конференции

специалистов учреждений социального обслуживания

Омской области

 

 

Омск – 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ
Пластун Е.Н. Нейропластичность мозга. Гендерные различия…................    
Седлицкая Е.А. Ресурсные направления работы социально-психологической службы дома-интерната….................................................  
Миске Е.Г.Организация социально-психологической адаптации пожилых людей в условиях стационарного учреждения социального обслуживания…………………………………………………………………..  
Дьяконова О.А.Ресурсные направления работы психологической службы в условиях АСУСО "Нежинский ГЦ"……………………………………….  
Коваленко Ю.В.Арт-терапия в работе с пожилыми людьми………….…..  
Плотникова Ю.С.Геронтология как субъект и объект волонтерской деятельности…………………………………………………………………….  
Коптева Т.В.Формы оздоровительной работы социально-психологической службы с пожилыми людьми……………………………..  
Сморжаник Е.Ю.Арт-терапия в работе с лицами пожилого возраста  
Парчевская Н.П.Виды реабилитационной досуговой деятельности пожилых людей, находящихся на стационарном обслуживании………….  
Копотиенко О.В.Причины, факторы развития синдрома эмоционального выгорания у персонала стационарных учреждений социального обслуживания…………………………………………………….  
Саютина И.Н.Опыт реализации инновационной программы "Если бы молодость знала, если бы старость могла" в условиях АСУСО "Омский ПНИ"………………………………………………………………………..….  
Лаврентьева Л.А.Возможности речи………………………………………  
Резолюция……………………………………………………………………..  

 

 

Е.Н. Пластун,

клинический психолог БУЗ ОО «ККД»

НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ МОЗГА. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

 

Сегодня под нейропластичностью понимается способность нервной системы восстанавливать свою функцию посредством качественных и количественных перестроек, изменения нейрональных связей и глиальных элементов.
Нейропластичность опровергает положение о том, что разные виды мозговых функций закреплены за отдельными его районами.

Существуют три простых сценария пластичности мозга.

При первом происходит повреждение самого мозга: например, инсульт моторной коры, в результате которого мышцы туловища и конечностей лишаются контроля со стороны коры и оказываются парализованными. Второй сценарийпротивоположен первому: мозг цел, но повреждён орган или отдел нервной системы на периферии: сенсорный орган — ухо или глаз, спинной мозг, ампутирована конечность. А поскольку при этом в соответствующие отделы мозга перестаёт поступать информация, эти отделы становятся „безработными“, они функционально не задействованы. В том и другом сценарии мозг реорганизуется, пытаясь восполнить функцию повреждённых областей с помощью неповреждённых либо вовлечь „безработные“ области в обслуживание других функций. Что касается третьего сценария, то он отличен от первых двух и связан с психическими расстройствами, вызванными различными факторами. Среди факторов, определяющих восстановительные способности мозга, можно выделить: возраст пациента, длительность воздействия, повреждающего агента, локализация повреждения мозга, обширность поражения. Кроме того, имеют важное значение индивидуальные вариации в анатомических и, функциональных связях мозга.

Следует сказать, что сегодня получены научные доказательства того, что мозг может изменяться не только под воздействием повреждений. Другие проявления нейропластичности связаны с развитием мозга, точнее с механизмами, ответственными за память, обучение и другие процессы. Как было доказано, вопреки утверждению о том, что новые нейроны не способны образовываться в головном мозге, нейроногенез всё-таки происходит. Гиппокампальный нейроногенез у взрослых играет важную роль в обучении и запоминании. В настоящее время изучается совокупное влияние некоторых факторов, таких как нейротрофины, генная экспрессия, окружающая среда, стресс, упражнения, различные виды медитаций на процесс нейропластичности.

Перспективы теории нейропластичности чрезвычайно велики как для людей, страдающих тяжелыми заболеваниями (в случае восстановления после повреждения), так и для здоровых людей, когда проявления нейропластичности связаны с развити


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.