Виды реабилитационной досуговой деятельности пожилых людей, находящихся на стационарном обслуживании — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Виды реабилитационной досуговой деятельности пожилых людей, находящихся на стационарном обслуживании

2017-06-29 1454
Виды реабилитационной досуговой деятельности пожилых людей, находящихся на стационарном обслуживании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

"Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!"

Ф. Ницше

 

Болезнь – это всегда дезадаптация. Ее содержанием является утрата чувства безопасности, эмоционального принятия, снижение самооценки и самоуважения с ограничением возможности самореализации/самоактуализации, недостаточное усвоение важнейших социальных ролей, неполнота приобщения к общественным целям и ценностям. Формируется искаженный - «отвергающий», «угрожающий» – «образа мира» (Леонтьев Д.А. [10]).Организация досуговой деятельности с внедрением методоварт-терапии позволяет сделать процесс реабилитации и адаптации радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

В наши дни активно развивается биопсихосоциальный подход к лечению психических заболеваний – помимо собственно медикаментозного лечения внимание уделяется важности социального фона: повышению качества жизни пациентов и преодолению стигматизации, развивается модель паллиативного подхода – "Если человека нельзя вылечить – это не значит, что ему нельзя помочь…", смещающая акцент с собственно излечения от болезни на возможности помощи больному человеку, связанные с улучшением качества его жизни.

Современные подходы в организации деятельности стационарных учреждений направлены на:

– развитие личности клиента в пределах реабилитационного потенциала;

– развитие утраченных навыков и активизацию компенсаторных механизмов;

– формирование социального опыта групповой сплоченности;

– поддержание психологического тонуса;

– установление и упрочение межличностных отношений;

–наполнение жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием и развитием;

– опору на активизирующие формы деятельности, способствующие развитию контактов.

Для больных шизофренией:

– на достижение автономности, независимости в жизни, улучшение социальных связей, профилактику полной изоляции (творческий реабилитационный потенциал таких больных может быть значительным, лица с психическими проблемами иногда несут в себе настоящую талантливость).

Реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций организма. (Ф.З.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» от 24 ноября1995г.)

Основные задачи реабилитации:

1.Развивать нарушенные функций.

2. Формировать способности, необходимые для успешной социальной адаптации.

3. Обеспечить возможность адекватного самоопределения.

4. Обеспечить оптимальную позицию человека в отношении других реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, педагогических и т.д.).

5. Формировать средовые условия, стимулирующие психологические развития человека.

Досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности, способствовать эффективному процессу адаптации в современном мире.

Цели реабилитационной досуговой деятельности:

– воспитание культуры общения;

– развитие познавательной потребности, интереса и активности;

– привитие эстетического вкуса и чувства гармонии, навыков бытового характера;

– формирование комфортных средовых условий;

– поддержка и развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и самоорганизации;

– занятость пациентов за счет их вовлечения в интересную и содержательную деятельность;

При организации досуговой деятельности, направленной на реабилитацию следует учитывать:

- личность самого человека;

- отношения и контакты людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;

- досуговые формы и методы, активно влияющие на личность человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.

Особенности организации реабилитационной досуговой деятельности с гражданами, находящимися на стационарном обслуживании:

1) преимущественная простота, доступность и предсказуемость;

2) наличие длительного этапа "разогрева" и подготовки;

3) необходимость поддержания мотивации;

4) постоянная готовность к оказанию помощи и поддержки – как технической, так и эмоциональной;

5) пациенты пожилого возраста с благодарностью откликаются на задания, предусматривающие возможность рассказать о своей жизни, поделиться жизненным опытом;

6) терапевтический эффект проявляется медленно;

7) изменения зачастую не носят стойкого характера, а влияние на каждого конкретного пациента представляется мало предсказуемым,

Говоря о применении досуговых форм реабилитационной деятельности в условиях стационара, также важно учитывать ряд факторов, обусловленных возрастными особенностями и состоянием здоровья пациентов. В первую очередь, это:

– стойкий характер нарушений, хронические состояния;

– наличие многочисленных органических нарушений;

– расстройства личности и поведения;

– одновременное наличие "разноуровневых" пациентов, что затрудняет групповую работу;

– снижение когнитивных возможностей и/или эмоционально-волевой сферы у пациентов, их низкая вовлеченность в процесс, нерегулярность посещения занятий, необходимость постоянной мотивирующей поддержки или директивности;

– низкие коммуникативные возможности пациентов, что ведет к сложностям установления продуктивных отношений.

Рост значимости социализирующих практик в отношении больных психиатрического профиля связан с необходимостью учета особенностей проживания пожилых людей в условиях стационара, с явлением "госпитализма":

-монотонный образ жизни;

-ограниченная связь с внешним миром;

-бедность впечатлений;

-скученность;

-недостаток жизненного пространства;

-зависимость от персонала;

-ограниченные возможности занятости;

-регламентированность деятельности социального учреждения.

Конечные реабилитации:

1. Развитие способностей адекватного поведения.

2. Развитие способностей самообслуживания.

3. Развитие способностей общения с окружающими.

4. Уменьшение (ликвидация) ограничений к интеграции в общество

В соответствии с данными тенденциями специалистами БУ Омской области "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" проводятся курсы повышения квалификации, в рамках которых представлены следующие темы:

КПК "Оказание психологической поддержки гражданам пожилого возраста" (тема "Реабилитационные виды досуга для граждан пожилого возраста");

КПК "Оказание психологической поддержки инвалидам" (тема "Реабилитационные формы досуга для инвалидов");

КПК "Психологическая поддержка граждан, находящихся на стационарном обслуживании" (тема "Применение реабилитационных форм досуга для оказания психологической поддержки гражданам, находящимся на стационарном обслуживании").

Согласно Резолюции РОО "Арт-терапевтическая ассоциация", принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия может применяться с целью коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями для достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала ("Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии", 2009, Том 12, № 1, С. 9).

направлена на решение психологических проблем, и не ставит своей целью сделать человека художником или актером; может принимать участие каждый человек, независимо от возраста и физического состояния; помогает устанавливать отношения между людьми; помогает познавать себя и окружающий мир; развиваются творческие возможности и неизвестные ранее таланты; является отличным способом социальной адаптации; в арт-терапии в основном используются средства невербального общения, а это очень важно для людей, которые не могут выразить свои мысли в словах.

Особенности арт-терапии:

• не ставит своей целью сделать человека художником или актером;

• может принимать участие каждый человек, независимо от возраста и физического состояния;

• помогает устанавливать отношения между людьми, познавать себя и окружающий мир;

• развиваются творческие возможности и неизвестные ранее таланты;

• является отличным способом социальной адаптации;

В арт-терапии в основном используются средства невербального общения, а это очень важно.

Основные цели арт-терапии:

-на начальных этапах лечения арт-терапия имеет своей целью стабилизацию состояния больного и его адаптацию к условиям психиатрического учреждения;

-самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной);

-достижение позитивных личностных изменений и включает в качестве главных
своих задач коррекцию личности в трех основных аспектах – когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Задачи арт-терапии:

-сохранять и развивать практические навыки и умения;

-развивать у пациентов способность к сознательному контролю над своими потребностями эмоциями и переживаниями;

-формировать чувство защищенности самостоятельности, независимости.

Основные формы в применении арт-терапии:

1. Использование уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия).

2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия).

3. Одновременное использование первого и второго принципов.

Реабилитационные виды досуга: изотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, кинотерапия, имаготерапия (театрализация), коллажирование.

На курсах повышения квалификации, в процессе ознакомления с различными формами и методами арт-терапии, слушатели имеют возможность принять участие в выполнении заданий и упражнений, которые, как показывает опыт, в дальнейшем успешно используются в практической деятельности:

Изотерапия (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, техника автопортрета (работа больного над собственным образом стимулирует рефлексию, обращенность сознания к внутреннему миру), лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.). Упражнения с элементами изотерапии: "Мое имя в красках", "Грани моего "Я", "Диалог без слов", работа с мандалой.

Выставочная деятельность является неотъемлемой частью арт-терапии и для многих участников выступает стимулом для создания новых художественных работ, предполагает активное взаимодействие зрительской аудитории с экспонируемыми произведениями, способствует уменьшению социальной дистанцированности посетителей выставок от пациентов, обеспечивает пропаганду творческих достижений психически больных людей в обществе в целях оптимизации реабилитационной работы и повышения качества их жизни.

Библиотерапия (воздействие чтением).Упражнения:"Книга", "Рассказы о жизни»

Имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию);

Музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию. Упражнение с элементами музыкотерапии "Жизнь".

Коллажирование

Также в условиях стационарного обслуживания возможна организация таких видов досуговой деятельности, как: кинотерапия, лэнд-арт, квилинг, декупаж, садовая терапия.

Особенности АТ, имеющие важное позитивное значение:

– именно АТ за счет своей творческой, невербальной природы предоставляет душевнобольным людям возможность частично выразить сложные, мало поддающиеся словесному описанию переживания, что обеспечивает снятие эмоционального напряжения;

– наличие большого количества ресурсных техник, возможность повышения самооценки, получения доступа к состояниям уверенности, спокойствия, расслабленности, гармонии и т.д.;

– возможность коммуникации с другими людьми "в обход слов", с помощью выразительных средств, что улучшает социальную адаптацию пациентов;

– активизация образного мышления может способствовать возникновению связей между разобщенными элементами опыта, обеспечивая большую целостность;

– возможность осознания внутриличностных конфликтов или сложных переживаний за счет того, что в процессе изобразительной деятельности они становятся зримыми, объективизируются;

– АТ направляется и подчеркивает здоровые, сохранные, творческие аспекты личности пациента.

Кроме того, АТ может иметь важное диагностическое значение за счет получения дополнительной информации о содержании внутреннего мира пациента.

Возрастающий интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру “аппаратной медицины” и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями. С дальнейшим развитием арт-терапии связывают надежды на создание такой гуманной, “синтетической” методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

 

О.В. Копотиенко,

Заместитель директора

АСУСО «Омский психоневрологический интернат»


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.