Виды реабилитационной досуговой деятельности пожилых людей, находящихся на стационарном обслуживании — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Виды реабилитационной досуговой деятельности пожилых людей, находящихся на стационарном обслуживании



 

"Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!"

Ф. Ницше

 

Болезнь – это всегда дезадаптация. Ее содержанием является утрата чувства безопасности, эмоционального принятия, снижение самооценки и самоуважения с ограничением возможности самореализации/самоактуализации, недостаточное усвоение важнейших социальных ролей, неполнота приобщения к общественным целям и ценностям. Формируется искаженный - «отвергающий», «угрожающий» – «образа мира» (Леонтьев Д.А. [10]).Организация досуговой деятельности с внедрением методоварт-терапии позволяет сделать процесс реабилитации и адаптации радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

В наши дни активно развивается биопсихосоциальный подход к лечению психических заболеваний – помимо собственно медикаментозного лечения внимание уделяется важности социального фона: повышению качества жизни пациентов и преодолению стигматизации, развивается модель паллиативного подхода – "Если человека нельзя вылечить – это не значит, что ему нельзя помочь…",смещающая акцент с собственно излечения от болезни на возможности помощи больному человеку, связанные с улучшением качества его жизни.

Современные подходы в организации деятельности стационарных учреждений направлены на:

– развитие личности клиента в пределах реабилитационного потенциала;

– развитие утраченных навыков и активизацию компенсаторных механизмов;

– формирование социального опыта групповой сплоченности;

– поддержание психологического тонуса;

– установление и упрочение межличностных отношений;

–наполнение жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием и развитием;

– опору на активизирующие формы деятельности, способствующие развитию контактов.

Для больных шизофренией:

– на достижение автономности, независимости в жизни, улучшение социальных связей, профилактику полной изоляции (творческий реабилитационный потенциал таких больных может быть значительным, лица с психическими проблемами иногда несут в себе настоящую талантливость).

Реабилитация- система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций организма. (Ф.З.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» от 24 ноября1995г.)

Основные задачи реабилитации:



1.Развивать нарушенные функций.

2. Формировать способности, необходимые для успешной социальной адаптации.

3. Обеспечить возможность адекватного самоопределения.

4. Обеспечить оптимальную позицию человека в отношении других реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, педагогических и т.д.).

5. Формировать средовые условия, стимулирующие психологические развития человека.

Досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности, способствовать эффективному процессу адаптации в современном мире.

Цели реабилитационной досуговой деятельности:

– воспитание культуры общения;

– развитие познавательной потребности, интереса и активности;

– привитие эстетического вкуса и чувства гармонии, навыков бытового характера;

– формирование комфортных средовых условий;

– поддержка и развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и самоорганизации;

– занятость пациентов за счет их вовлечения в интересную и содержательную деятельность;

При организации досуговой деятельности, направленной на реабилитацию следует учитывать:

-личность самого человека;

- отношения и контакты людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;

- досуговые формы и методы, активно влияющие на личность человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.

Особенности организации реабилитационной досуговой деятельности с гражданами, находящимися на стационарном обслуживании:

1) преимущественная простота, доступность и предсказуемость;

2) наличие длительного этапа "разогрева" и подготовки;

3) необходимость поддержания мотивации;

4) постоянная готовность к оказанию помощи и поддержки – как технической, так и эмоциональной;

5) пациенты пожилого возраста с благодарностью откликаются на задания, предусматривающие возможность рассказать о своей жизни, поделиться жизненным опытом;

6) терапевтический эффект проявляется медленно;

7) изменения зачастую не носят стойкого характера, а влияние на каждого конкретного пациента представляется мало предсказуемым,



Говоря о применении досуговых форм реабилитационной деятельности в условиях стационара, также важно учитывать ряд факторов, обусловленных возрастными особенностями и состоянием здоровья пациентов. В первую очередь, это:

– стойкий характер нарушений, хронические состояния;

– наличие многочисленных органических нарушений;

– расстройства личности и поведения;

– одновременное наличие "разноуровневых" пациентов, что затрудняет групповую работу;

– снижение когнитивных возможностей и/или эмоционально-волевой сферы у пациентов, их низкая вовлеченность в процесс, нерегулярность посещения занятий, необходимость постоянной мотивирующей поддержки или директивности;

– низкие коммуникативные возможности пациентов, что ведет к сложностям установления продуктивных отношений.

Рост значимости социализирующих практик в отношении больных психиатрического профиля связан с необходимостью учета особенностей проживания пожилых людей в условиях стационара, с явлением "госпитализма":

-монотонный образ жизни;

-ограниченная связь с внешним миром;

-бедность впечатлений;

-скученность;

-недостаток жизненного пространства;

-зависимость от персонала;

-ограниченные возможности занятости;

-регламентированность деятельности социального учреждения.

Конечные реабилитации:

1. Развитие способностей адекватного поведения.

2. Развитие способностей самообслуживания.

3. Развитие способностей общения с окружающими.

4. Уменьшение (ликвидация) ограничений к интеграции в общество

В соответствии с данными тенденциями специалистами БУ Омской области "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" проводятся курсы повышения квалификации, в рамках которых представлены следующие темы:

КПК "Оказание психологической поддержки гражданам пожилого возраста" (тема "Реабилитационные виды досуга для граждан пожилого возраста");

КПК "Оказание психологической поддержки инвалидам" (тема "Реабилитационные формы досуга для инвалидов");

КПК "Психологическая поддержка граждан, находящихся на стационарном обслуживании" (тема "Применение реабилитационных форм досуга для оказания психологической поддержки гражданам, находящимся на стационарном обслуживании").

Согласно Резолюции РОО "Арт-терапевтическая ассоциация", принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия может применяться с целью коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями для достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала ("Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии", 2009, Том 12, № 1, С. 9).

направлена на решение психологических проблем, и не ставит своей целью сделать человека художником или актером; может принимать участие каждый человек, независимо от возраста и физического состояния; помогает устанавливать отношения между людьми; помогает познавать себя и окружающий мир; развиваются творческие возможности и неизвестные ранее таланты; является отличным способом социальной адаптации; в арт-терапии в основном используются средства невербального общения, а это очень важно для людей, которые не могут выразить свои мысли в словах.

Особенности арт-терапии:

• не ставит своей целью сделать человека художником или актером;

• может принимать участие каждый человек, независимо от возраста и физического состояния;

• помогает устанавливать отношения между людьми, познавать себя и окружающий мир;

• развиваются творческие возможности и неизвестные ранее таланты;

• является отличным способом социальной адаптации;

В арт-терапии в основном используются средства невербального общения, а это очень важно.

Основные цели арт-терапии:

-на начальных этапах лечения арт-терапия имеет своей целью стабилизацию состояния больного и его адаптацию к условиям психиатрического учреждения;

-самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной);

-достижение позитивных личностных изменений и включает в качестве главных
своих задач коррекцию личности в трех основных аспектах – когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Задачи арт-терапии:

-сохранять и развивать практические навыки и умения;

-развивать у пациентов способность к сознательному контролю над своими потребностями эмоциями и переживаниями;

-формировать чувство защищенности самостоятельности, независимости.

Основные формы в применении арт-терапии:

1. Использование уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия).

2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия).

3. Одновременное использование первого и второго принципов.

Реабилитационные виды досуга: изотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, кинотерапия, имаготерапия (театрализация), коллажирование.

На курсах повышения квалификации, в процессе ознакомления с различными формами и методами арт-терапии, слушатели имеют возможность принять участие в выполнении заданий и упражнений, которые, как показывает опыт, в дальнейшем успешно используются в практической деятельности:

Изотерапия (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, техника автопортрета (работа больного над собственным образом стимулирует рефлексию, обращенность сознания к внутреннему миру), лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.). Упражнения с элементами изотерапии: "Мое имя в красках", "Грани моего "Я", "Диалог без слов", работа с мандалой.

Выставочная деятельность является неотъемлемой частью арт-терапии и для многих участников выступает стимулом для создания новых художественных работ, предполагает активное взаимодействие зрительской аудитории с экспонируемыми произведениями, способствует уменьшению социальной дистанцированности посетителей выставок от пациентов, обеспечивает пропаганду творческих достижений психически больных людей в обществе в целях оптимизации реабилитационной работы и повышения качества их жизни.

Библиотерапия (воздействие чтением).Упражнения :"Книга", "Рассказы о жизни»

Имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию);

Музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию. Упражнение с элементами музыкотерапии "Жизнь".

Коллажирование

Также в условиях стационарного обслуживания возможна организация таких видов досуговой деятельности, как: кинотерапия, лэнд-арт, квилинг, декупаж, садовая терапия.

Особенности АТ, имеющие важное позитивное значение:

– именно АТ за счет своей творческой, невербальной природы предоставляет душевнобольным людям возможность частично выразить сложные, мало поддающиеся словесному описанию переживания, что обеспечивает снятие эмоционального напряжения;

– наличие большого количества ресурсных техник, возможность повышения самооценки, получения доступа к состояниям уверенности, спокойствия, расслабленности, гармонии и т.д.;

– возможность коммуникации с другими людьми "в обход слов", с помощью выразительных средств, что улучшает социальную адаптацию пациентов;

– активизация образного мышления может способствовать возникновению связей между разобщенными элементами опыта, обеспечивая большую целостность;

– возможность осознания внутриличностных конфликтов или сложных переживаний за счет того, что в процессе изобразительной деятельности они становятся зримыми, объективизируются;

– АТ направляется и подчеркивает здоровые, сохранные, творческие аспекты личности пациента.

Кроме того, АТ может иметь важное диагностическое значение за счет получения дополнительной информации о содержании внутреннего мира пациента.

Возрастающий интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру “аппаратной медицины” и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями. С дальнейшим развитием арт-терапии связывают надежды на создание такой гуманной, “синтетической” методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

 

О.В. Копотиенко,

Заместитель директора

АСУСО «Омский психоневрологический интернат»






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.