Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-06-29 | 2336 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Понятия «грамматика», «морфология». Предмет морфологии.
Грамматика - Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений. Состоит из морфорлогии и синтаксиса.
МОРФОЛОГИЯ - это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.
Слово — основной объект морфологии.
Морфология изучает грамматические свойства слов, устанавливает, какими грамматическими значениями обладают те или иные слова, классы слов, выявляет специфику грамматических категорий у слов, относящихся к разным частям речи.
Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматические категории.
Грамматическая форма - Морфологическая (словоизменительная) разновидность слова,называемая также словоформой. Служит для выражения грамматического значения;
в институте - грамматическая форма слова "институт", имеющая словоизменительное значение предл.пад. ед. ч.
Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).
Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.
Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем!
Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.
Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.
|
Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида
Средства и способы выражения грамматических значений.
Грамматические значения выражаются различными материальными средствами (суффиксами, приставками, окончаниями и т.п.) Эти средства объединяются на основе общих характеристик в группы, которые называются способами. Для всех языков мира грамматические способы сводятся к следующим:
1) аффиксация (суффикс, приставка, и то и то)
2) чередование
3) упор
4) повторы
5) словоскладення
6) супплетивизм
7) способ служебных слов,
8) способ порядка слов,
9) интонации
Способы, выражающие грамматические значения средствами, находящимися в пределах слова, называют синтетическими, а способы, выражающие грамматические значения средствами, находящимися вне слов, - аналитическими.
Система частей речи в русском языке.
Имя существительное
Знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, определения дополнения[1], обстоятельства и именной части сказуемого. В русском языке — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.
|
Имя прилагательное
Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.
Глагол
Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?
Наречие
Самостоятельная часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Процесс образования наречий называется адвербиализацией.
Предлог
Служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Союз (часть речи)
Служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения или однородные члены предложения.
Междометие
Неизменяемые слова и словосочетания, не являющиеся частями речи, обычно морфологически не членимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их.
Категория числа. Существительные singularia tantum, pluralia tantum. Использование формы единственного числа конкретных существительных (обобщённое, собирательное, дистрибутивное). Использование формы множественного числа конкретных существительных. Использование формы множественного числа существительных singularia tantum.
Категория числа имени существительного — выражение противопоставления одного предмета или явления раздельному множеству тех же предметов или явлений: дом — дома, песня — песни, окно — окна. Все существительные имеют значение либо единственного числа (один предмет) либо множественного (несколько тех же предметов). Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам. Существительные, имеющие формы единственного и множественного числа, называют, как правило, реальные предметы (события, факты), подвергающиеся счету, и относятся к лексико-грамматическому разряду конкретных существительных. Существительные, обозначающие предметы, понятия и явления, не имеющие противопоставления один – несколько, по числам не изменяются, а имеют форму лишь одного числа — единственного или множественного. К словам, имеющим форму только одного числа, относятся собирательные, вещественные, абстрактные существительные и небольшая группа конкретных существительных. Парадигма таких существительных является неполной.
|
Основной способ выражения грамматического значения числа — окончание. Кроме этого, значение числа может выражаться:
а) при помощи суффикса -ј- (брат — брат-ј-а, колос — колос-ј -а),
б) заменой суффикса (котёнок — котята),
в) изменением места ударения (рука — руки, век — века),
г) чередованием звуков (друг — друзья),
д) супплетивным способом (ребенок — дети).
В современном языке формы множественного числа именительного падежа могут иметь окончания –ы (-и) (более продуктивный способ) или –а (я) (менее продуктивный способ). Варианты окончаний закреплены нормой.
Некоторые слова-омонимы имеют в именительном падеже множественного числа разные окончания в зависимости от значения: тоны (музыкальные) — тона (цветовые), цветы (растения) — цвета (окраски), ордены (рыцарские, монашеские) – ордена (награды, знаки отличия).
Существительные, употребляющиеся в форме только одного числа
(singularia tantum и pluralia tantum)
Существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа –singulariatantum (s.t.), обозначают предметы, понятия, котолрые нельзя сосчитать, к ним относятся:
1.Вещественные существительные: аспирин, железо, кожа, молоко, ртуть.
2.Собирательные:существительные молодежь, мошкара, периодика, сырье.
3.Абстрактные (отвлеченные) существительные: бездуховность, волейбол, горе, желтизна.
|
4.Имена собственные: географические наименования: Енисей, Гродно, Монблан; астрономические названия: Вернера, Марс и т.д.
5.Названия художественных произведений: «Шинель», «Война и мир».
Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа — pluraliatantum (pl.t.) представлены следующими группами слов:
1. Вещественные существительные: дрожжи, опилки, сливки.
2. Собирательные существительные: деньги, джунгли, промтовары.
3. Абстрактные (отвлеченные) существительные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; состояния природы: заморозки, сумерки.
4.Имена собственные: Альпы, Васюки, Жигули.
Конкретные существительные (небольшая группа), слова, типа: сани, брюки, прятки и.т.п.
Изменяющиеся по числам имена существительные в форме единственного числа, помимо своего основного значения – указания на данный отдельный предмет, отдельное явление, – могут иметь и другие значения: 1) обобщенное; 2) собирательное; 3) дистрибутивное.
1. Обобщенное значение. В этом случае существительное не соотносится с отдельным предметом, а обозначает целый рад предметов, обладающих общими характерными свойствами, т.е. обозначает класс однородных предметов: "Человеку свойственно ошибаться", "Человек выше сытости" (М.Г.); "Компетентность публициста – это не только знание тех или иных областей хозяйства, но и умение рассматривать вещи широко, оценивать их с общегосударственных позиций"*. Слово здесь выступает в своей обобщающей, или понятийной, функции. Такое значение появляется у существительных единственного числа в тех контекстах, где нет указания на место, время, конкретные обстоятельства существования данного явления
Наиболее часто существительные в форме единственного числа со значением обобщенности используются в научном и научно-популярном стилях речи, в таких контекстах, где определяются общие свойства, характерные для целого класса предметов: "Слон, если научиться его понимать, многое "говорит"– говорит мимическим языком, который может выражать всевозможные, иногда довольно тонкие оттенки хорошего и плохого настроения. Язык слона складывается из движений головы, хобота, ушей..."*; "Характеристики устного выступления обусловлены прежде всего объемом и структурой предложений в звучащей речи. Считается, что для устного выступления предпочтительнее короткие и несложные предложения, которые легче всего воспринимаются на слух"
В приведенных примерах существительные слон, выступление обозначают не отдельный предмет, а все предметы данного класса. И само высказывание – это характеристика каждого из предметов, входящих в данный класс.
|
Употребление существительных в обобщенном значении широко распространено и в газетно-публицистическом стиле речи: "Бюрократ – это такая особь исполнителей, которые, находясь "при исполнении", элементарного не исполняют" (Лит. газ. 1984. 28 нояб.); "Садовод знает, когда надо опрыскивать деревья ядохимикатами, когда – рыхлить прикорневую землю, когда собирать урожай. Он только не знает ничего о дальнейшей судьбе плодов, которые взрастил с таким трудом" (Лит. газ. 1984. 21 нояб.).
2. Собирательное значение. Существительные в форме единственного числа могут заменять собой форму множественного числа, употребляясь для обозначения множества предметов, лиц, явлений, связанных с конкретными ситуациями: "Магазины ждут покупателя", "Массовый читатель газеты". В этом случае форма единственного числа приобретает собирательное значение. По сравнению с синонимичной формой множественного числа "собирательное" единственное число подчеркивает, что данное множество предметов представляется как единое целое, как совокупность.
В собирательном же значении выступают имена существительные, называющие лицо, в ставших устойчивыми наименованиях: День учителя, День геолога, Дом рыбака, Комната матери и ребенка.
В собирательном значении могут выступать и существительные некоторых других тематических групп: "Наш завод более пятидесяти лет выпускает ручную швейную иглу и рыболовные крючки"*; "Продукция цеха – полихлорвиниловая плитка для настила полов"; секция мягкой игрушки; "Дом игрушки". Такие случаи характерны преимущественно для профессиональной речи, поэтому в газете их использование закономерно прежде всего в тех контекстах, которые связаны с профессиональной сферой или отражают профессиональные особенности речи героев.
Нередко разные значения формы единственного числа существительного (указание на отдельный предмет, обобщенное или собирательное значение) выражаются в слове одновременно. Это явление наиболее широко распространено в агитационно-пропагандистских текстах. Очень часто использовал подобным образом форму единственного числа, работая в "Окнах РОСТа", В. Маяковский. Например: "Пролетарий деревни, пролетарию города руку протяни! Дайте городу все, чем деревни богаты, а город все, чем богат, понесет в деревенские хаты!"; "И ты не будь в работе долог, исполни, шахтер, перед рабочими долг!"; "Крестьянин, чтоб выработать для тебя сеялки и плуги, фабрикам нужен уголь, а рабочим – есть!" Здесь формы пролетарий деревни, пролетарий города, шахтер, крестьянин, "собирательно обозначая ту или иную общественную группу... одновременно указывают и на всякого отдельного представителя этой группы. Иными словами, они выступают как двуплановые. Это делает их особенно выразительными: они действенны, эффективны"*.
3. Дистрибутивное (или распределительное) значение. Существительное в форме единственного числа иногда употребляется вместо множественного числа для обозначения нескольких предметов, каждый из которых принадлежит одному из множества лиц: "Старики надели на нос очки", "Присутствующие повернули голову в сторону двери". Употребление существительных в дистрибутивном значении важно для различения смысла в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет только об одном предмете, свойстве, присущем каждому из данной группы лиц (ср.: "Присутствующие подняли руку"– "Присутствующие подняли руки", "По команде тренера все сделали наклон в сторону"– "По команде тренера все сделали наклоны в сторону").
8. Категория падежа. Склонение существительных. Варианты падежных окончаний существительных. Склонение сложносоставных существительных. Склонение собственных имён (имён и фамилий, топонимов).
Категория падежа – категория, обозначающая отношение имени к другому слову словосочетания, предложения или к целой синтаксической конструкции.(ИРДВТП)
Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.
Первое склонение.
К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).
Второе склонение.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).
Третье склонение.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Краткая форма прилагательных. Переход других частей речи в прилагательные. Переход прилагательных в существительные.
часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность предмета и изменяющаяся по падежам, числам и родам.
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, например: талантливый поэт; этот поэт талантливее других; он был талантливейшим поэтом своего времени.
Относительные прилагательные обозначают постоянный признак, не изменяющийся по степени своего проявления: ложки не могут быть более (или менее) деревянными, ограда — самой железной, а сок — наиболее (или наименее) берёзовым.
Притяжательные прилагательные обозначают признак, указывающий на принадлежность предмета (чей он?, кому принадлежит?): гусиное перо, дедушкины очки, помещичья усадьба.
Большинство качественных прилагательных имеют полную и краткую формы, например: интересный фильм — фильм интересен, повесть интересна, произведение интересно, рассказы интересны.
Способы образования простой сравнительной степени:
Морфемы, способы образования ср. ст. | Примеры |
1. С помощью суффиксов –ЕЕ, -ЕЙ | Длинный - длиннее, длинней, прибыльный – прибыльнее, экономичный – экономичнее и т. д. |
2.–Е (с чередованием гласных и усечением слов) | Молодой – моложе, красивый – краше |
3. -ЖЕ, -ШЕ | Тонкий – тоньше, глубокий – глубже |
4. Супплетивный способ | Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше |
4.Некоторые прилагательные образуют две формы | Большой – более, больше, поздний – позднее, позже |
⇒ Не образуют форму простой сравнительной степени:
Способы образования сложной сравнительной степени:
Морфемы, способы образования ср. ст. | Примеры |
1. + слова более, менее | Более ограниченный, менее прибыльный |
Причем слова в форме сложной сравнительной степени может спокойно склоняться по падежам, родам и числам.
Способы образования простой превосходной степени:
Морфемы, способы образования пр. ст. | Примеры |
1. + суффиксы -ЕЙШ-, -АЙШ-, -Ш- | Нежный – нежнейший, близкий – ближайший, высокий – высший, прибыльный – прибыльнейший |
2. Супплетивный | Хороший – лучший, малый - меньший |
3. + приставка НАИ- | Большой – наибольший, малый – наименьший |
⇒ Слова, которые не образуют форму простой превосходной степени:
Способы образования сложной (составной) превосходной степени:
Морфемы, способы образования пр. ст. | Примеры |
1. + слова наиболее, наименее, самый | Самый смешной, наиболее ограниченный, наименее старательный, самый конкурентоспособный |
2. всех, всего + сравнительная ст. | Всех способнее, всего краше, всех умнее, всего дороже |
Кра́ткая фо́рма име́н прилага́тельных — форма качественных имен прилагательных, в современном русском языке образующаяся от полной формы путем отсечения окончаний полной формы: старый — стар. Иногда при этом происходит усечение основы или происходит чередование звуков, в том числе, с нулем звука: свойств енн ый – свойств ен, тесный — тес е н.
Интересно, что изначально в праславянском языке существовали только краткие формы, от которых с помощью присоединения указательных местоимений были образованны полные формы.
Некоторые имена прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд и т. п.
Краткая форма не образуется от качественных прилагательных со значением цвета, масти, субъективной оценки, а также от многих прилагательных с суффиксами -СК-, -ИЧЕСК-, -ЕНСК-, -ОВ, -ЕВ-, -Н- и некоторых отглагольных прилагательных с суффиксом -Л-: фиолетовый, вороной, толстенький, иронический, бывалый.
Прилагательные в краткой форме изменяются по числам, а в единственном числе — по родам:
Единственное число | Множественное число | |
Мужской род | нулевое окончание светел | -Ы, -И светлы |
Женский род | -А светла | |
Средний род | -О светло |
Лексические значения полной и краткой формы прилагательных по-разному могут соотноситься между собой:
Инфинитив
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределенная форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи.
Инфинитив отвечает на вопросы: что делать? (писать, говорить), что сделать? (написать, сказать).
Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть
подлежащим (Читать — всегда полезно);
определением (Он отправился с приказанием атаковать врага);
дополнением (Я советовал ему обратиться за советом к моим родителям);
входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжать учиться — сложное глагольное сказуемое) и т. д.
Показателем инфинитива являются суффиксы -ть, -ти, -чь (беречь), -стъ, -сти (вести — вед-у).
Инфинитив– это исходная форма глагола, которая называет действие, состояние и т.д. безотносительно к лицу, времени, наклонению, т.е. сам по себе инфинитив не обладает категориями лица, времени, наклонения. Однако в конкретных речевых условиях инфинитив может выражать значения, свойственные тому или иному времени и наклонению. Например: "Быть бычку на веревочке". В этой поговорке инфинитив употребляется в значении будущего времени с оттенком безусловности осуществления действия. Ср. и в газетных употреблениях: "Одним словом, быть венскому чемпионату интересным" (Комс. пр. 1987.14 апр.); "Итак, новогоднему городскому празднику – быть" (Лен. пр. 1989. 10 янв.). В случае, если при инфинитиве есть отрицание, идея безусловности реализуется как условная невозможность, неосуществимость действия: "Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа" (Ес.); "Не заслонить вам свет дневной тревожной тенью ночи" (Марш.). То же значение – убежденность в неосуществимости действия – выражается и при использовании вместо отрицания конструкции где + дательный падеж (обычно местоимения): "– Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых же шагах он тебя сбросит..." (Л.).
Инфинитив может выражать и значение, свойственное формам прошедшего времени. Например: "Разыграть такого дурака. Стрелять два раза и не попасть. Этого я себе никогда не прощу" (Ч.); "Татьяна – ах! – а он реветь" (П.). То же значение имеет инфинитив в конструкции с «как (же) не»: "А скажите, – обратилась Марго... к Азазелло, – вы его застрелили, этого барона?" – "Натурально, – ответил Азазелло, – как же его не застрелить?" (М.Булг.).
С соответствующей интонацией (о которой на письме сигнализирует восклицательный знак) инфинитив способен выразить значения, свойственные повелительному наклонению, обычно категорический приказ, категорическое требование: "Встать!", "Молчать!", "Не разговаривать!", "Не курить!" Ср. также: "Но не успели они сделать и десяти шагов, как с балкона понеслись новые оглушительные крики. "Ай-яй-яй! Мне! Хочу-у! А-а-а! Д-а-й! Позвать!" (Купр.). Ср. и значение пожелания, передаваемое формой инфинитива: "... человек в капюшоне пересек площадку сада, вступил на мозаичный пол балкона и, подняв руку, сказал высоким приятным голосом: "Прокуратору здравствовать и радоваться" (М.Булг.).
В сочетании с частицей бы инфинитив может передать и значение желательности действия, характерное для сослагательного наклонения (но с оттенком понимания того, что это трудноосуществимая мечта): "Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье!" (П.); "Улететь бы вольною птицей от всех вас" (Ч.); "Ах, мне бы уйти на дорогу свою, достоинство гордо храня, но, старый солдат, я стою, как в строю, – вот так она любит меня" (Б.Ок.).
В сочетании с отрицанием инфинитив + бы выражает предостережение от совершения какого-то действия: "Только бы нотки неверной нам невзначай не пропеть" (Б.Ок.); "Но из грехов своей Родины вечной не сотворить бы кумира себе" (Б.Ок.). Так что "безликий" по форме инфинитив в живом употреблении может быть очень выразительным.
ПРИЧАСТИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ.
- форма глагола, слово, имеющее наряду с признаками глагола (время, залог, вид) признаки прилагательного (изменение по родам, склонение).
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
1. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются только от глаголов несовершенного вида (у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени).
2. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (у непереходных глаголов нет страдательных причастий).
3. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы настоящего времени.
4. Причастия прошедшего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы инфинитива.
5. Страдательные причастия прошедшего времени пре имущественно образуются от глаголов совершенного вида.
Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения), и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): пи- ш –ут — пишущий, numaj-ym — читающий (от глаголов I спряжения); кричат — кричащий, говорят — говорящий (от глаголов II спряжения).
Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш-, -ш-: писать — писавший, кричать — кричавший, нести — несший.
Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-, -ом- (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения): читаjут — читаемый (чита[]э]мый), вед-ут — ведомый, любят — любимый.
Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, строить, рубить и др.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-: прочитать — прочитанный, построить — построенный, открыть — открытый.
Суффикс -енн- присоединяется к основам на согласный (п ринес ти — принесённый) или на -и (замети-ть — замеченный).
Причастия Глаголы | Действительные | Страдательные | ||
Настоящего времени | Прошедшего времени | Настоящего времени | Прошедшего времени | |
-ущ (-ющ) от глаголов I спряжения; ащ (ящ) отглаголов II спряжения | -вш ■ш | -ом, -ем от глаголов I спряжения; -им от глаголов II спряжения | -нн, -енн, -т | |
Переходные несовершенного вида | + читающий | + читавший | + читаемый | + читанный |
Переходные совершенного вида | — | + прочитавший | — | + прочитанный |
Непереходные несовершенного вида | + сидящий | + сидевший | — | — |
Непереходные совершенного вида | — | + распустившийся | — | — |
Примечание. Большинство переходных глаголов несовершенного вида не имеют формы страдательных причастий прошедшего времени.
Причастия являются в целом принадлежностью книжной речи. Особняком в этом отношении стоят лишь краткие формы прошедшего времени страдательного залога ("работа написана", "чай уже налит", "улицы освещены" и т.д.), которые активно используются в живой речи, в бытовом разговоре. Остальные разряды причастий, составляя принадлежность разных стилей книжной речи, широко в ней употребляются. Это связано прежде всего с тем, что причастия способствуют сжатости речи, заменяя собой более длинные в словесном отношении придаточные предложения. Ср.: "Дерево, которое выросло на пригорке" и "Дерево, выросшее на пригорке".
Обладая стилистической повышенностью, особенно заметной в кратких формах настоящего времени страдательного залога, и еще более в формах на -омый, причастия являются выразительным средством, формирующим наряду с лексическими средствами стилистический тон текста: "...Где вечер пуст, как прерванный рассказ, Оставленный звездой без продолженья К недоуменью тысяч шумных глаз, бездонных и лишенных выраженья" (Паст.); "Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды..." (М.Булг.). Активно пользуется причастиями и научная речь. Чтобы убедиться в этом, достаточно раскрыть любую научную статью, любой учебник по какой-либо дисциплине.
Говоря о роли причастий, можно добавить и то, что причастия, утрачивая глагольные свойства (время, вид, залог, способность управлять), становятся поставщиками прилагательных и существительных: "подержанный костюм", "раскаленный асфальт", "уверенный ответ", "копченая колбаса", "плавленный сыр", "класс пресмыкающихся", "известный ученый" и т.д.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ.
- неизменяемая глагольная форма, примыкающая в предложении к глаголу, отглагольное наречие.
Деепричастия несовершенного вида, как правило, образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -а(-я): сверка-ют - сверка-я, грем-ят - грем-я, стуч-ат - стуч-а. В отдельных случаях (от глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва-: давать, сознавать и со связанной основой, например отставать) эти деепричастия образуются от основы неопределенной формы: выдава-ть - выдава-я, отстава-ть - отстава-я. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: 1) с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут и т.п. (исключение: мчаться - мчась); 2) с основой на г, к: бегут, текут и т.п.; 3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопределенной формы на з, с, cт, х: мажут - мазать, пишут - писать, хлещут - хлестать, пашут - пахать; 4) с суффиксом -ну-. Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить. Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и т.д. Уникальными для литературного языка являются деепричастия - будучи, крадучись: [Гений] будучи оригинальным, в то же время и общее таланта (Бел.); Я лежал в это время на полатях и, крадучись от деда, читал увлекательную книгу (Гладков). Деепричастия на -учи (-ючи) имеют архаичный характер и являются средством стилизации под народную речь: Никого не осуждаючи, он одни слова утешные говорил мне, умираючи (Н.).
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы посредством суффиксов -в, -вши, -ши. Суффикс -в, реже -вши, присоединяется к основам на гласный: прогуля-ть - прогуля-в, получить - получи-в. Вариант на -вши является обязательным для образования деепричастия от возвратных глаголов: воз-врати-ться - возврати-вшись. Суффикс -ши применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой неопределенной формы на согласный: истечь - истекши. От основ с суффиксом -ну-, выпадающим в прошедшем времени, возможно двоякое образование деепричастия: промокну-ть - промокну-в, промок-ши. Вместо образованных по общему правилу деепричастий от основ на т, д (выведши, приобретши и др.) употребляются: выведя, приобретя. Употребительны двоякие формы деепричастий: заперев - заперши, затерев - затерши, простерев - простерши и др. Возможны в современном русском языке двоякие образования деепричастий совершенного вида: с суффиксом -а (-я) и с суффиксом -в, -вши: наклоня - наклонив, поклонясь - поклонившись.
Деепричастия на -в, -вши, -ши от глаголов несовершенного вида употребляются редко: Волк, евши, никогда костей не разбирает (Кр.). Такие деепричастия обычны с отрицанием: Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть (П.).
Многие из деепричастий с суффиксом -а (-я) от глаголов совершенного вида входят в состав фразеологических сочетаний, например: положа руку на сердце и т.п.
Обозначая добавочное действие, которое сопровождает протекание другого действия, деепричастие по-разному характеризует соотношение этих действий в конкретных условиях контекста. Оно может быть использовано для того, чтобы установить перспективу между двумя действиями, когда одно выделяется как главное, другое – как второстепенное. Так, в предложении "Пятак падал к ногам, звеня и подпрыгивая" главное, основное действие – падал, а звеня и подпрыгивая, детализируя его, указывают на сопровождающие, сопутствующие основному действия. Эта роль деепричастия – указывать на подчиненное действие по отношению к другому как основному – становится более явной, если фразу с деепричастиями сравнить с той, где они заменены глаголами: "Пятак падал к ногам, звенел и подпрыгивал". Очевидно, что замена представляет все действия как равноправные, независимые.
В других сл
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!