Тема 5. Немецкая классическая философия. — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 5. Немецкая классическая философия.



5.1. Предшествующая философская мысль обозначила целый ряд проблем, которые и оказались в центре внимания немецких философов: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понятие «немецкая классическая философия», введенное Ф. Энгельсом, обозначает линию развития новоевропейской мысли второй половины ХVIII – первой половины ХIХ веков, представленную учениями _______________________________________________________________________________________________________________________. Можно выделить ряд моментов, которые позволяют говорить о единстве концепций, созданных указанными немецкими мыслителями и особом месте их творчества в истории философии:

1. Преемственность философской традиции: после Канта каждый последующий мыслитель опирался на воззрения своего предшественника.

2. Рациональная форма философствования.

3. Стремление к построение масштабных философских систем, охватывающих собой всю философскую проблематику.

4. Ориентация представителей немецкой классики на читателей, занимавшихся философией профессионально, в отличие от философов английского и французского Просвещения, ориентировавшихся на более широкие круги.

 

5.2. Заполните пропуски и найдите в словаре значения выделенных слов:

Иммануил Кант (_________________гг.) родился в небогатой семье ремесленника. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в нем одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в ___________________________ университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу, не утратившую актуальности до сих пор. В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» идеями: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы. И. Кант утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы, которая состояла в решении четырех задач, сформулированных в виде следующих вопросов (написать недостающие):



· Что я могу знать?

· ______________________________________________________

· ______________________________________________________

· ______________________________________________________

В этот период Кантом были написаны три фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

«Критика__________________________________________________»

«Критика__________________________________________________»

«Критика__________________________________________________»

И. Кант по-новому подходит к проблемам философии. Он ставит целью исследование условий возможности и пределов человеческого познания. Подходя к решению этих проблем И. Кант признавался, что разбудил его от «догматического сна» Давид Юм (напишите об этом английском философе, и какие из его идей оказали наибольшее влияние на И. Канта)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И. Кант писал, что две вещи в мире поражают и волнуют больше всего на свете:

________________________________________________________________________________________________________________________

Будучи слабым здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала «притчей во языцех» даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел.

Этика Канта является важнейшей частью философской системы Канта. Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала. Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант предлагает свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми (напишите его наименование и формулировку).



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770 г. в семье крупного чиновника. Изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801 году защитил докторскую диссертацию и стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом Гегеля является его "Феноменология духа" (1806).

Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Но процессы движения, развития, изменения осуществляются не хаотично, но подчиняются объективным законам – законам диалектики. (Сформулируйте, в версии Фридриха Энгельса.)

1. __________________________________________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________________________________________________

Г. Гегель подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Он выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения» (поясните).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.5. Людвиг Фейербах (_________________гг.)

Концепция, созданная Л. Фейербахом, стоит особняком среди учений немецкой классической философии. Одной из центральных тем его произведений было противопоставление философии и ___________________ как несовместимых между собой типов воззрения на мир. Философ полагал, что их смешение являлось ошибкой предшествовавших ему философских представлений, которая в свою очередь порождала теоретические и практические просчеты в решении основных философских проблем.

Истоки религиозных чувств людей мыслитель видел в ___________________________________________________________________________________________________Как следствие, Бог представляет собой создание человеческого духа, которое в сознании людей превратилось в Творца и стало довлеть над ними. Он есть лишь отраженная в сознании людей проекция их собственной природы. Л. Фейербах полагал, что религия носит античеловеческий характер, поскольку, направляя стремления индивида за пределы действительного мира, мешает его самореализации и социальному успеху. В качестве высших сил он предлагал мыслить самого человека, провозглашая лозунг «человек человеку Бог».

Всякая философия берет свое начало в определенном, конечном, реальном. Она должна строиться на примате чувственного познания по отношению к теоретическому. Чувственность предстоит сознанию. Ощущения и эмоции, предоставляя опытный материал, формируют сознание человека. Человек же является высшим творением природы, поэтому он должен стоять в центре философских и научных теорий. Удостоверяет индивида в его существовании любовь. Она лежит в основе всех видов отношения к жизни.

 

· Почему философия Л. Фейербаха называется антропологическим материализмом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· За что Л. Фейербах подверг критике философию Г. Гегеля? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы, требующие самостоятельного размышления.

1. Как вы понимаете слова И. Канта: «Просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Объясните афоризм Л.Фейербаха «Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же».________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. К. Маркс, критикуя Л. Фейербаха, писал: «Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Как вы это понимаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.