Медитация на числа и геометрические фигуры — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Медитация на числа и геометрические фигуры

2017-06-29 363
Медитация на числа и геометрические фигуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вследствие того, что я много лет увлекалась изобразительными искусствами, теперь, при работе с числами, я предпочитаю наделять их формами для наглядности. Короткая медитация, текст которой воспроизведен здесь, когда-то помогла расширить мое понимание первых четырех чисел, и дала более ясное представление о том, как каждое из них может быть использовано символически.

Указания по медитации

Базовые установки просты как дважды два. О символизме поговорим подробнее ниже. Предварительно прочитайте текст, чтобы в общих чертах понять идею (или попросите друга продекламировать его вслух для вас, или запишите аудиокассету), затем закройте глаза.

1. Представьте перед своим мысленным взором прямую ровную линию. Дышите глубоко, глядя на этот широко распахнутый перед вами горизонт (рис. 55).

2. Теперь изгибайте эту линию до тех пор, пока ее концы не встретятся и у вас не получится круг (рис. 56).

3.Какое-то время просто подышите, глядя на этот круг, а затем вдавите одну из его сторон внутрь, чтобы получилась форма, напоминающая полумесяц, с направленными вверх рогами (рис. 57).

4. Теперь, продолжая глубоко дышать, распрямляйте и вытягивайте линии, пока они не превратятся в три прямые, образующие смотрящий вершиной вверх треугольник.

5.Продолжая дышать глубоко, расщепите его вершину, для добавления четвертой линии, что приведет к созданию квадрата — формы предсказуемой и стабильной.

6. Дышите, глядя на квадрат, а затем сузьте его основание, обратив в обращенный вершиной вниз треугольник.

7. Дышите и смотрите на этот треугольник, а затем округлите его углы, изогните линии и получите форму, напоминающую сердце.

8. Дышите, глядя на это сердце, а затем разгладьте все его неровности и углы, чтобы превратить его в круг. J

9. Дышите, глядя на этот круг, затем позвольте ему разомкнуться, чтобы он обернулся прямой вертикальной линией между Землей и Небом.

10.

Символизм медитации

Первая линия (рис. 55) — это горизонт. В ландшафтной живописи оН изображается в виде короткой горизонтальной черты, но в реальной жизни линия горизонта представляет собой огромный круг, внутри которого мы находимся. Это наша земная реальность, поскольку горизонт окружает нас.

Круг (рис. 56) является символом Воздуха и Востока, а также заходящего Солнца. Круг — замкнутая форма, которую можно изобразить одной линией. Если вы хотите вдохнуть жизнь в эту форму, то попробуйте представить ее в виде Уробороса — великой змеи, держащей во рту собственный хвост — знаменитого символа непрерывности и целостности.

_____________ О

Рис. 55. Горизонтальная линия Рис. 56. Круг

Полумесяц (рис. 57) — символ Воды и Запада, а также молодой Луны, первой замечаемой на закате. Полумесяц рисуется двумя линиями. Наполните эту форму содержанием, представив, как молодой месяц сияет в темнеющем ночном небе, или вообразив свои собственные, собранные горстью ладони, в которых искрится пронизанная лунным светом вода.

Треугольник, обращенный вершиной вверх (рис. 58), символизирует Огонь и Юг, а кроме того, мужскую энергию. Треугольник рисуется тремя линиями. Он может быть также изображен в виде пирамиды или столба пламени.

А

Рис. 57. Полумесяц Рис. 58. Треугольник,

обращенный вершиной вверх

Квадрат (рис. 59) — символ Севера и Земли, состоящий из четырех линий. Он ассоциируется с домом, столом, алтарем или детским кубиком.

треугольник, обращенный вершиной вниз (рис. 60), — символ жен- СК0Й ЭНергии, и тоже образуется при помощи трех линий. В качестве аь,алогии представьте себе волчок или торнадо.

□ V

Рис. 59. Квадрат Рис. 60. Треугольник,

обращенный вершиной вниз

Теперь позвольте любому из этих образов стать бьющимся сердцем (рис. 61), чьи изогнутые линии являются зеркальным отражением друг друга, что символизирует объединение, любовь и сострадание. Подобно полумесяцу — ладоням, держащим воду, — сердце рисуется двумя линиями.

Мы вновь возвращаемся к кругу (рис. 62) — символу единства и целостности всего Сущего. Вообразите, что вы стоите на холме, возвышающемся над остальной местностью, и ощутите себя центром очерченного горизонтом круга.

Вертикальная линия (рис. 63) представляет собой связь между Землей и Небом, между нами, на земном плане и высшими силами, связь, которая, однако, зависит только от нас самих. Представьте себя стоящим в центре горизонта-круга, с руками, простертыми над головой. Прочувствуйте себя проводником энергии между Землей и Небесами. С помощью нескольких глубоких вздохов верните себе всю затраченную энергию и откройте глаза.

О

Рис. 61. Сердце Рис. 62. Круг Рис. 63. Вертикальная

линия

Такая вот медитация с использованием чисел, элементов и воображения. Если вас заинтересовала методика, то продолжайте ее совершенствовать, находя простые и яркие образы для выражения каждой формы. В конце концов, может получиться неплохой набор из пестрых и эксцентричных ассоциаций. И хорошо! Неординарные сопоставления выбьют из нас рутинное мышление.

К примеру, бродячий художник 1950-х Роберт Раушенберг собирая материал для своих картин прямо на улицах Нью-Йорка. Его «Коломбина», работа в смешанной технике живопись-ассамбляж, представляет

«найденные объекты» — то есть, попросту говоря, выброшенный му- с0р — в новых, удивительных контекстах.

Если вы не воспринимаете окружающий мир в виде урбанистической помойки, вроде Нью-Йорка, то обратитесь к искусству Энди Голдсворти. Его творения элегантны и преходящи, поскольку в них используются только натуральные природные субстанции: опавшие листья, камни, головки одуванчиков, сосульки. Все объекты предварительно тщательно компонуются и фотографируются, а потом их уносит ветром, они уплывают, разлагаются или тают.

Неважно, тяготеете ли вы к причудливой стилистике Раушенберга или к хрупким работам Голдсворти, используйте эти техники. Результаты могут удивить вас. Во всяком случае, постарайтесь применить обретенные вами objets d'art (дословно, «объекты искусства») в качестве маячков для этой медитации.

Каббала и Древо Жизни

Только что, обозрев простые формы, соотносящиеся с числами, давайте бегло окинем взглядом формы более сложные.

Мы, чувственные создания, живущие на этой, бывающей неукротимой и жестокой — глобальное потепление, природные катаклизмы, личные несчастья — но все же радушной и щедрой планете, не можем уйти от использования природных метафор для выражения своих, наиболее важных духовных устремлений. Один из наиболее глубоких символов — каббалистическое Древо Жизни. Составляющие его десять позиций — сефиры [1J — соединены, в том числе и между собой, двадцатью двумя путями. Теологическая идея, стоящая за сфирот — барьер между бесконечностью Создателя и душой человека. Каббала говорит о том, что человек не может принять духовный «свет» таким, каков он есть на самом деле, и поэтому, прежде чем дойти до человека, он должен «сократиться», пройдя через пласты сфирот. Изображение этого нисходящего света, соединяющего по пути ключевые пункты в числовом порядке, напоминает своим видом ветвистую молнию (рис. 64). Да, в природе молния может уничтожить дерево, но здесь она выступает в качестве символа снисходящего духовного «света», являющегося источником наших жизненных энергий.

История каббалы прослеживается с вавилонских времен, однако в законченном виде учение сформировалось лишь в эпоху раннего средневековья (III-VI вв. н. э.). Один из ключевых текстов, Книга Зохар («Сияние»), был написан в XII веке испанским раввином [2]. В тот период еврейская культура процветала в этой стране и в соседнем Провансе [3].

По мнению писателя А. Э. Уэйта (разработчика колоды Таро Райдера- Уэйта), слово каббала происходит от ивритского корня, означающего «поучать», так что изучающие ее могут повысить свое «восприятие» через ее ИзУчение [4]. Каббала, как и другие сложные для понимания темы, раскрываются не сразу, требуют определенных знаний, и потому ниже приводятся Значения некоторых основные терминов.

каждая сефира имеет собственное значение или пласт значений (рис. 65).


 

1. Кетер — Корона: Божественный Источник Всего, изливающийся от мира к духу и от духа к миру. Сила Воли. Ей предшествует уже сформировавшаяся мысль. В человеческом теле Кетер соответствует голове.

2. Хокма — Мудрость: также имеет значение Аб (Отец), ассоциируется с «мужским» принципом, «активной потенцией», инициирующей знание. В человеческом теле Хокма соответствует мозгу.

3. Бина — Понимание: также имеет значение Ама (Мать), ассоциируется

с пассивным «женским» принципом. Бина олицетворяет собой объединение воли Кетера и знания Хокмы. В человеческом теле Бина соответствует сердцу. Планетарно связывается с Сатурном.

4. Хесед — Любовь: милосердие, любовь, добросердечность, а иногда то, что именуется благотворительностью. Безмерная забота, исцеление и сострадание. В человеческом теле Хесед соответствует правой руке. Планетарно связывается с Юпитером.

5. Гебура — Могущество: здесь подразумеваются суд и возможность наказания. Но в более общем плане имеет отношение к дисциплине и ограничениям общественного и личного характера. В человеческом теле Гебура соответствует левой руке. Планетарно связывается с Марсом.

6. Тиферет — Красота: сострадание, порядок и вселенская гармония. Баланс между отданным и полученным. В человеческом теле Тиферет соответствует грудной клетке или торсу. Планетарно связывается с Солнцем-

4. Нецах — Победа: сосредоточение воинской доблести, уверенности в себе и успеха. Иногда трактуется как «родительская» энергия. В человеческом теле соответствует правой ноге. Планетарно связывается с Венерой.

5. Ход — Слава: другое название — величие. Здесь присутствуют уязвимость и зависимость, что контрастирует с Нецах. Порой воспринимается как «детская» энергия. В человеческом теле Ход соответствует левой ноге. Планетарно связывается с Меркурием.

6. Йесод — Основа: стабильность и вещественная реальность. Баланс между Нецах и Ход, независимостью и зависимостью. Тематика — магическая работа и мощные заклинания. В человеческом теле Йесод соответствует половым органам. Планетарно связывается с Луной.

7. Малкут — Царство: также именуется Шекина. Проявляется как физическое соединение мужских и женских атрибутов. Малкут одновременно и Адонаи Ха-Арец (повелитель Земли), и Кала (Невеста). Малкут соответствует человеческому телу в целом. Связывается со всей Вселенной [5].

Эти позиции соединены между собой двадцатью двумя путями. Они ассоциируются и с древним еврейским алфавитом, что видно из гематрической схемы 22 букв иврита (рис. 66), и с двадцатью двумя Старшими Арканами Таро — каббалистической схемой Таро (рис. 67). Некоторые системы Таро

Название на иврите Изначальное значение Буква (англ. алфавит) Номер
Алеф Бык А  
Бет Дом В  
Гимель Верблюд C/G  
Далет Дверь D  
Хе Окно Е/Н  
Вав Дверная ручка или крючок St/V  
Зайн Оружие Z  
Хет Ограда Долгая E/Ch  
Тет Змея Th/T  
Йод Рука I  
Каф Ладонь К  
Ламед Прут L  
Мем Вода М  
Нун Рыба N  
Самех Поддержка Твердая Ch/S  
__ Айн Глаз О  
.....__ Пе Рот Р  
____ Цаде Рыболовный крючок Q/Tz  
__ Коф Затылок R/Rh/Q  
_____ Реш Голова S/R  
—__ Шин Зуб T/Sh  
____ Тау Крест Y/U/Th  
Рис. 66. Схема древнееврейского алфавита

 


Путь Номер карты Карта Таро
    Дурак
    Маг
    Верховная Жрица
    Императрица
    Император
    Иерофант
    Любовники
    Колесница
    Сила
    Отшельник
    Колесо Фортуны
    Правосудие
    Повешенный
    Смерть
    Умеренность
    Дьявол
    Башня
    Звезда
    Луна
    Солнце
    Суд
    Мир
Рис. 67. Схема каббала-Таро

 

Для истолкования и изуче­ния вам придется рассмот­реть особенности каждой свя­зи. Императрица, например, являющаяся картой Старших Арканов, под номером III, ас­социируется с путем номер 14, который является мостом между Хокма/ Мудрость (2) и Бина/Понимание (3). Какие новые смыслы все это при­даст эзотерическому значению Императрицы? Какие дополнительные значения могут получить Младшие Арканы? Вряд ли вы сможете уяс­нить это в результате поверхностной расшифровки. Подобный мате­риал требует долгих и неспешных медитаций над Таротакже сравнивают десять сфи- рот с картами Младших Арканов, от Единицы до 10. Сефиры ясно видны на Десятке Монет, из колоды Райдера-Уэйта, где на переднем плане помещено Древо Жизни. Еще один намек на них обнаруживается на расшитом гранатами гобелене, висящем позади Верховной Жрицы (карта II) меж двух колонн, обозначенных как В и J. Вооз — левая колонна в Древе Жизни, символизирующая Силу, тогда как Яхин — колонна по правую руку, символизирующая Мудрость. Сама Верховная Жрица может быть идентифицирована как центральная колонна или вертикаль [6].

 

Глава № 8

Пифагор

Существуют сотни математиков, работы которых повлияли на выводы других математиков, но если задаться вопросом, кто из них оказал столь же глубокое влияние на метафизическую мысль, то мысль неизбежно обращается к Пифагору.

Рожденный на Самосе, греческом острове, примерно в 572 году до н. э., он, как считается, много путешествовал — Египет, возможно, Индия и даже Британия — до того как осесть в Кротоне, что в южной Италии, примерно в 535 году до н. э. [1, 2]. В этом крупном греческом поселении, расположенном на «подошве» итальянского «сапога», Пифагор мыслил, учил и прославился.

В самом ли деле он учился у дактилей? Эти десять магических существ были созданы великой богиней Реей и их название — дактиль — дословно означает «палец» или «знак» [3]. Счет на пальцах был всего лишь одной из тайн, известных ученикам-последователям Пифагора, пифагорейцам [4]. Музыка и гармония, символизм чисел, геометрия и другие разделы математики входили в сферу интересов Пифагора и его последователей. Более сложная философия, в рамках которой развивалась та же математика и другие науки, предназначалась для «посвященных», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием.

Кое-что из пифагорейской математики может быть выражено посредством группы точек. Квадратные группы, показанные на рисунке 68, содержат 1 (как «семя»), 4, 9, 16 и 25 точек. В каждом случае это количество является квадратом числа точек в одном ряду: девятиточечный квадрат построен из рядов по три точки в каждом, а три в квадрате, или 3x3 — равно 9.

В треугольных группах есть 1 точка (как «семя»), 3, 6, 10 и затем 15, 21 и т. д. (рис. 69). Пифагорейцы особенно почитали десятиточечный треугольник и называли его «Священный Тетрактис»; понятие «tetra» относилось как к треугольнику с четырехточечным основанием, так и к сокровенной математике: 1 (единственность) + 2 (полярность) + 3 (гармония) + 4 (пространство и материя, четыре элемента) = 10. Жив- Ший примерно в 400 году до н. э. последователь Пифагора Филолай называл число 10 «безупречным и могучим творцом всего сущего, на- чалом и проводником божественной жизни на Земле». Три угловых точки тетрактиса охраняют шестиугольник — число 6, символизирует Жизнь — а шестиугольник окружает одинокую точку, известную как «Афина», чье имя соответствует древней богине мудрости (рис. 70). Для пифагорейцев эта точка-Афина олицетворяла здоровье, свет и разум [5]

Давайте взглянем на пифагорейское учение посредством самого треугольника Пифагора. Эта специфическая фигура (рис. 71) ценилась как высшее выражение порядка и гармонии. В нем есть один прямой угол; два острых угла; длина сторон составляет три, четыре и пять единиц длины, а площадь — шесть квадратных единиц. Каждое из этих чисел от 1 до б обладает собственным многозначительным символическим значением.

1 Вновь «семя». Хотя пифагорейцы и не считали 1 числом, они видели в нем генератора всех чисел.

2 Первое женское число, ставшее символом выбора и способности к делению.

3 Первое мужское число, символизирующее гармонию, посредством комбинации 1 и 2.

4 Число, представляющее справедливость и четыре направления и основание каждой стороны Текрактиса.

5 Комбинация женского и мужского, 2 и 3 символизируют любовь и союз, как в человеческом плане, так и в философских понятиях синтеза.

6 Площадь треугольника из шести квадратов выражает первое «совершенное» число.

Совершенными числами считаются числа, равные сумме всех меньших чисел, на которые они раскладываются — 1 +2 + 3 = 6 — мы видим, что 6 может быть умножено и без остатка разделено на эти самые числа: 1 х 2 х 3 = 6, и 6: 3 = 2.


 


 

Вернемся к 3-4-5-стороннему треугольнику Пифагора. Есть простой способ воочию убедиться в том, что он содержит шесть квадратов. Возьмите карточку из библиотечного каталога, ее размер 3 на 4 дюйма, и расчертите ее на двенадцать 1-дюймовых квадратов. Затем разрежьте ее по диагонали пополам, как показано на рисунке 72. Внимательно рассмотрите любой из полученных треугольников. В отличие от множества других объектов и их площадей, здесь все наглядно: можно увидеть, как каждый фрагмент квадрата подходит к другому фрагменту, создавая единое целое, то есть образуя шесть равных 1-дюймовых квадратов. Как показано на рисунке 73, фрагменты квадратов 1 и 12 точно дополняют друг друга, образуя целостную форму, равно как 2 с 11 и 6 с 7. Кроме того, каждая из этих пар при сложении дает сумму, равную 13. Возьмите другую диагональ, и соответственные квадраты — 4 и 9, 3 и 10, 6 и 7 — по-прежнему будут давать 13 при сложении. Даже если вы пронумеруете квадраты вертикально, по колонкам, а не по строкам — результат останется неизменным.


 


 

У этого треугольника есть и другая особенность: сумма квадратов двух его коротких сторон (3 и 4) равна квадрату его длинной стороны (5). Это утверждение прекрасно проиллюстрировано на рисунке 74. В мире «настоящей» математики данная квадратичная последовательность записывается так: а2 + Ь2 = с2 или, в данном случае, З2 + 42 = 52. Для такого ненавистника математики, как я, менее пугающей выглядит следующая формула: ЗхЗ + 4х4 = 5х5. Удивительно! Эти числа — 9, 16 и 25 — вновь отсылают нас к точечным квадратам с рисунка 68, помещенным в начале этой части.

Хотя прямоугольник 3 на 4, с которого мы начали, не таит в себе, подобно магическим квадратам, каких-либо математических сюрпризов, тем не менее, из сложения двенадцати записанных в него чисел образуется сумма 78, что соответствует количеству карт в колоде Таро: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10+11 +12 = 78.

Запомните этот прямоугольник 3 на 4 и, в особенности, треугольник Пифагора, который мы из него получаем. Мы еще встретимся с ним.

Глава № 9


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.