Организация занятий игротерапией — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация занятий игротерапией

2017-06-29 329
Организация занятий игротерапией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация сессий игротерапиш предполагает оборудо­вание игровой комнаты, подбор игрушек и подбор детей в терапевтическую группу.

Игровая комната

Игровую комнату следует оборудовать таким образом, чтобы можно было обеспечить:

— организацию и проведение самых разнообразных видов игр:

• сюжетно-ролевых;

• игр-драматизации;

• подвижных игр с правилами (салочки, жмурки,
прятки и др.);


 

организацию и проведение упражнений под музыку;

организацию и проведение занятий рисованием и леп­кой;

проведение групповых и индивидуальных игровых занятий;

физическую и личностную безопасность всех участни­ков занятий.

Игровая комната должна предоставлять детям максимальные возможности свободной деятель­ности и вместе с тем полностью исключить любую угрозу их физическому здоровью и без­опасности.

^

Для обеспечения чувства личностной безопасности участ­ники игровых занятий должны иметь свободу выбора: уча­ствовать в коллективной игре или предпочесть индивиду­альную деятельность. Пространство игровой комнаты нужно организовать так, чтобы при желании ребенок мог в любой момент изменить свою позицию в отношении уча­стия в игре — от активного участника до наблюдателя за игрой сверстников. Такая практика свободного включения и выхода из игры является важным условием формирова­ния у ребенка способности самостоятельно регулировать свою деятельность в условиях коллективной деятельности и сотрудничества.

В игровой комнате необходимо создать атмосферу уюта, комфорта, стимулировать творческую активность ребенка, обеспечивая условия для его свободного самовыражения.

Размеры игровой комнаты, должны быть таковы, чтобы все участники могли свободно взаимодействовать друг с другом и в то же время имели бы возможность при желании перейти к индивидуальной игре. Слишком маленькие размеры комнаты создают тесную простран­ственную близость участников занятий и вызывают напря­жение и тревожность, а также не позволяют создать необходимые для эффективной работы зоны для различ­ных видов игр (например, сюжетно-ролевой игры с кукла­ми, подвижных игр с правилами, игр-упражнений на


 




релаксацию) и занятий изобразительной деятельностью. Но если комната слишком велика, она может спровоциро­вать хаотическую ненаправленную активность ребенка — бегание, прыжки, лазанье, крики и т. п.

Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает:

• шкафы с открытыми и закрытыми полками для игру­
шек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, для
хранения документации и методических материалов
психолога;

• длинный низкий вытянутый стол с расположенным на
нем кукольным домом для игр в семью;

• круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком для
занятий рисованием и лепкой (его можно заменить
двумя сдвинутыми столами, расположенными таким
образом, чтобы дети размещались лицом друг к другу
для кооперации и сотрудничества);

• рабочее место для психолога (расположить небольшой
стол так, чтобы психологу было удобно наблюдать за
поведением детей);

• детские стулья и стул для взрослого;

• для определенных игр и упражнений нужны большая
доска с мелом, раковина с водой, ковер и большие
подушки на полу;

 

• для выполнения упражнений, предполагающих зри­
тельный контроль детей за своими действиями, жела­
тельно иметь большое зеркало на стене (в случае
необходимости его можно задернуть занавеской);

• ряд игр (типа «Создай свой мир») требует наличия
ящика с песком размером 1х1м. Его можно разме­
стить на полу или на специальном низком столе (на
клеенке) и оборудовать совками, лопатками, ведерком;

• при расстановке мебели необходимо запланировать
«уголок уединения» — это может быть отдельно стоя­
щий детский стол со стулом.

В состав оборудования игровой комнаты входят также магнитофон или проигрыватель с необходимым набором пластинок или аудиозаписей.


Игрушки и игровые предметы

Игрушки и игровые предметы должны обеспечивать:

— возможность проигрывания всех значимых для детей
дошкольного и младшего школьного возраста сфер
деятельности, в которых могут возникать трудности
общения и конфликты: общение в семье, общение вне
семьи — в школе, в детском, саду, со сверстниками,
воспитателями, учителями; •

— возможность выражения негативных эмоциональных
состояний (злости, гнева, обиды, ревности) и отноше­
ний эмоциональной зависимости, привязанности, от­
вержения;

— развитие личностных качеств (позитивного образа Я,
самопринятия, преодоления страха и чувства тревоги),
формирование уверенности в себе, целенаправленности
и произвольности;

— умственное развитие (развитие восприятия, сенсомо-
торных качеств, наглядно-образного мышления, па­
мяти, внимания, воображения).

В числе игрушек и игровых предметов должны быть сюжетные игрушки, игровые предметы с фиксированной функцией, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы и как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры, и как игровые предметы для неструктурированных игр (игр-манипуляций, не имеющих четко структурированного сюжета и роли).

Приведем примерный перечень игрушек и игровых предметов, отвечающих указанным выше требованиям.

Для игры в семью

Набор кукол для изображения мамы, папы, бабушек,
дедушек, других родственников, братьев и сестер,
в том числе кукла-младенец. Последний персонаж
может быть использован для моделирования отноше­
ний конкуренции и ревности между братьями и
сестрами либо для выражения собственной беспомощ­
ности, эмоциональной зависимости путем самоиден­
тификации играющего с куклой-младенцем;


 





набор кукольной мебели, включая кровати (уклады­
вание спать персонажей в игре в семью позволяет
увидеть, кто, где, в какой пространственной близости
находится от остальных членов семьи, и тем самым
получить исчерпывающее представление об эмоцио­
нальных отношениях в семье и о межличностной дис­
танции);

кукольная посуда — чашки, тарелки, ложки, буты­
лочка с соской (ситуация кормления часто является
причиной конфликтов в семье);

ванночка и горшок (приучение ребенка к туалету,
самостоятельности также бывает источником кон­
фликтов, особенно для детей младшего дошкольного
возраста).

В набор игрушек рекомендуется включать также куклу с непрорисованным лицом, что позволяет ребенку осуще­ствить идентификацию ее с любым «значимым другим» или с самим собой в случае актуализации защитных механизмов, сопротивления, а также на ранних стадиях реализации игровой коррекции. При физических дефек­тах или заболеваниях ребенка в состав игрушек целесо­образно включать куклу, обладающую тем же дефектом (например, в очках или на костылях, с заметными шра­мами на лице и пр.).

Игрушки не должны быть слишком большими, чтобы ребенок мог легко и удобно держать их в руке и мани­пулировать ими. Куклы надо отбирать гибкие и проч­ные, чтобы ребенок мог свободно, придавать им желае­мую позу.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.