Методика логопедической работы при нарушении заднеязычных звуков и j. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методика логопедической работы при нарушении заднеязычных звуков и j.

2017-06-29 1018
Методика логопедической работы при нарушении заднеязычных звуков и j. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика логопедической работы при нарушении заднеязычных звуков и j.

Программа коррекции нарушений произношения звука Х.

1. Артикуляционный профиль звука Й (j), Х, Х,.

Артикуляция звука Й [j]

«Й (j)» – звук согласный, ротовой, звонкий, мягкий, среднеязычный, фрикативный. Губы прижаты к зубам, зубы сближены. Кончик языка находиться за нижними резцами, боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам, средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому небу и образует щель. Мягкое небо поднято, прижато к задней спинке глотки. Воздух проходит через рот. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют. Голос есть.

Звук Й [j] в русской фонетической системе употребляется в двух значениях:

1) неслоговый мягкий звук – так называемая нисходящая йотация: май, майка

2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е – так называемая восходящая йотация:

я ма мо я ма я к
ё лка мо ё по ё т
ю ла по ю по ю т
е хать фой е по е зд

Артикуляция звука [Х]

«Х» – звук согласный, ротовой, глухой, твердый, заднеязычный, фрикативный. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, задняя часть спинки языка не полностью смыкается с небом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки. Воздух проходит через рот. Голосовые связки разомкнуты. Голоса нет.

Артикуляция звука [Х,]

«Х,» – звук согласный, ротовой, глухой, мягкий, заднеязычный, фрикативный. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и касается нижних зубов, средняя часть спинки языка не полностью смыкается с небом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки. Воздух проходит через рот. Голосовые связки разомкнуты. Голоса нет.

2. Недостатки произношения звука Й (j), Х, Х,.

Постановка звуков Й (j).

ЭТАП. Постановка звука Й

Способ 1. Путем отраженного (за взрослым) и сопряженного (вместе со взрослым) проговаривания звука Й.

Способ 2. От мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем.

Способ 3. Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [она], [уиа]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть максимально коротким.

Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [и]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [и]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.

Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа – аиа – аиа – аиа] – между гласными будет отчетливо слышаться звук [и].

Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»).

Способ 4. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка: за-за-за зя-зя-зя йа-йа-йа

Способ 5. Пусть ребенок вслед за вами произносит максимально закрытый звук [и] (зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса, губы сильно растянуты в улыбку, а широкий распластанный язык упирается в нижние зубы). Звук ребенок должен «выдувать» себе на ладонь. Произносить нужно длительно – тихим и низким голосом.

На фоне такого произнесения пусть поставит как бы «точку» языком, прижав его к нёбу в районе альвеол. Предварительно покажите ребенку, где он должен поставить «точку». Прижать язык нужно резким и отрывистым движением по вашему сигналу. В этот момент послышится звук [и] (то есть ребенок произнесет [и – и – ий]).

Потренируйте некоторое время такое произношение. Обратите внимание ребенка на то, что после [и] слышится другой звук. Как-нибудь назовите этот звук (можно сказать ребенку, что так «визжит» пила).

После этого нужно сразу ставить языком «точку» и произносить звук, который от этого получается («визг пилы»). Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

 

ЭТАП. Автоматизация звука Й

Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Й», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.

Автоматизация звука «Й» может осуществляться разными способами, зависящими от многих факторов. Для каждого ребенка специалист подбирает свой способ с учётом всей информации, которой располагает о ребёнке, и который, по его мнению, даст наилучший результат. Чем более творчески специалист подойдёт к выбору способов автоматизации звука для каждого малыша, тем более заметными станут результаты.

Для автоматизации звука «Й» используются различные упражнения со слогами, словами и предложениями, включающими нужный звук. Упражнения с картинками, на которых изображены слова, имеющие звук «Й», очень интересны детям и вводят их в атмосферу игры, что делает усвоение более лёгким и быстрым. Звук «Й» можно автоматизировать с помощью стихов, где на данный звук делается явный акцент. Автоматизация звука в текстах на основе подражания помогает воссоздать реальную ситуацию говорения. Таким образом, автоматизацию звука можно сделать интересной и увлекательной для ребёнка.

1) Произношение изолированного звука [й].

Больно, щипет! - Йййй!

2) Автоматизация звука [й] в слогах

йа-йа-йа – йа-йа, йа-йа – йа-йа-йа

йо-йо-йо – йо-йо, йо-йо – йо-йо-йо

йу-йу-йу – йу-йу, йу-йу – йу-йу-йу

йэ-йэ-йэ – йэ-йэ, йэ-йэ – йэ-йэ-йэ

3) Автоматизация звука [й] в словах

Яма, ямка, ябеда, мания, комедия, станция, ноябрь, шея, фамилия, братья, новая, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт, чутьё, юноша, юность, Юнона, юмор, еда, езда, Егор, ежи, Ефим, ела, ель, ешь, май.

4) Автоматизация звука [й] в словах с двумя звуками.

Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обояние, Майя, южный, юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный, юбилей.

5) Автоматизация звука [й] в словосочетаниях

горячий чай, маленький попугай, моё платье, колючий ёжик, спелое яблоко, зелёная хвоя, маленькая Яна, белая акация, юная фея, голодная гиена, кожаный пояс, раненый боец, обойный клей, едет еле-еле, моё шитьё, своё жильё,поём втроём серый зайка, высокие ели.

6) Автоматизация звука [й] в предложениях

Чётко произносить чистоговорки.

Я-я-я - Яна - ягодка моя. Я-я-я - Яков едет на маяк. Я-я-я - всё умею делать я.

Я-я-я - с малышом гуляю я. Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт. Яна ест ежевику. Яков удит ершей. В ящике много яблок.

7) Автоматизация звука [й] в связной речи

Скороговорки.

Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.

Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.

Мы ели, ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели.

Чётко произносить строки стихотворений.

Потешки

Ежевику ела Ева,

Кустик - справа, Ева - слева.

Ёж под ёлкою лежит

И от холода дрожит.

Стихи

Под Новый год

Говорят, под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Не лениться, не зевать

И иметь терпенье,

И ученье не считать

За своё мученье...

С. Михалков

Постановка звуков Х.

1 ЭТАП. Артикуляционная гимнастика для звука Х, Х,

1. Для нижней челюсти: рот полуоткрыть – широко открыть закрыть, двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, двигать челюстью вправо влево, открывать рот с сопротивлением.

2. Для губ и щек: растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы, затем их расслаблять; попеременно произносить [и] – [у], [и] – [о] (с голосом).

3. Покусать язык. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

4. «Наказать непослушный язык». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».

5. «Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

6. «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

7. «Горку построим – горку разрушим». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

8. «Ветерок дует с горки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Для языка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка», покусывать язычок.

9. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.

2 ЭТАП. Постановка звука Х, Х,

Постановка звука [Х] по подражанию.

а). Звук [Х] легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

- Предложите представить ребёнку, что он оказался на сильном морозе. Что бывает с ручками на морозе? Они мёрзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них тёплым воздухом (тёплая воздушная струя). При этом слышится звук [х].

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук [Х] в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука [Х] с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука [Х] от правильного [К]. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук [К]. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук [Х], после чего отрываем [К] от [Х]. Получается [Х].

Постановка звука Х’ по подражанию:

Звук Х’ вызывается сразу в слогах. Логопед предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог «ХИ», подражая смеху маленькой девочки.

• Постановка звука Х’ с механической помощью:

Звук Х’ ставится от опорного звука С, Ребенку предлагается произносить слог «СА», логопед с помощью зонда отодвигает язык вглубь рта до тех пор, пока не послышится звукосочетание «хя»: «са-ся-хя».

3 ЭТАП. Автоматизация звука Х, Х,

В слогах:

ха__ ху__ ха__ ха__ фа__

ха__ ха__ ху__ ху__ ха__ ха__ ма__

ха__ ха__ ха__ ху__ ху__ ху__

ХА-ХА-ХА – хата AX-AX-AX – бабах

ХО-ХО-ХО – хохот ОХ-ОХ-ОХ – мох

ХУ-ХУ-ХУ – худо УХ-УХ-УХ – петух

ХИ-ХИ-ХИ – мухи ИХ-ИХ-ИХ – дихта

Ха-хя

Хо-хе

Ху-хю

Хы-хи

В словах:

«хала», «уха», «муха», «халва», «халат», «хомяк», «хохот», «хурма», «хулиган», «хохолок».

а) в начале слова:

хаты, хан, халат, хаос, халва, хорек, хомут, холод, ход, холм, хобот, худой, худоба, хутор, хурма, хвоя, хвост, хворост, хлам, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлыст, хлеб, хрен, хруст, хищный, хирург;

б) в середине слова: уха, муха, папаха, эпоха, помеха, пряха, рубаха, ольха, черепаха, засуха, мачеха, неряха, стряпуха, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, ухабы, пахнет, шахматы, сухо, охота, пехота, ухо, уход, тихоня, охотник, поход, ледоход, вездеход, тихоход, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, вихрь;

в) в конце слова: запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, воздух, пастух, вслух, олух, мех, орех, смех, грех, наспех, стих, верх.

Предложения со звуками Х, X'

«У уха муха», «Муха у уха», «У мамы хомяк».

Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошел пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха-горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идет в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовит уху. Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут.

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х, X'

По утрам поет (петух).

В воздухе летает тополиный (пух).

В квартире большая, уютная (кухня).

Машина дала обратный (ход).

Дети перестали шуметь, стало (тихо).

Стадо пасет (пастух).

В текстах:

Сухой морозный воздух

Нос щиплет в январе.

Сегодня что-то мерзнет

Хохлатка во дворе.

Иди погрейся в хату,

Хохлатка с петухом.

И в комнату хохлатку

Впускает дед Пахом.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, потешки

У страха глаза велики.

Хорошую речь хорошо и выслушать.

Хороший человек хорошо и работает.

Хорош ерш в ухе, а лещ в пироге.

Хорошо сказал, хорошо и поехал.

Страх хуже смерти.

На словах тих, а на деле лих.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Кабы этот смех – да на всех.

Каков уход, таков и доход.

Делано наспех – и сделано на смех.

4. ЭТАП. Дифференциация звука Х, Х,

Упражнения с разрезной азбукой (составление по следам анализа, преобразование и чтение слогов).

а) - ребята, звуки X и ХЬ на письме и при чтении обозначаются буквой X.

на что похожа буква X? Крест буква X напоминает. Руки расставив буква шагает, Если ты букву перевернешь - Где руки, где ноги - не разберешь.

б) - где живет буква X?

какая буква находиться справа от нее, слева? ребята, откройте кассу букв и найдите букву X.

в) составление схем и слогов из букв (преобразование).

АХ - ХА - ХАП - ХАК - ХАТ ИХ - ХИ - ХИК - ХИП - ХИТ

ребята, составьте с помощью букв слова

УХО - УХА - МУХА - ХАТА (как вы получали новые слова)

Печатание буквы X, слогов, слов. Чтение.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

АХ, ХА, ХАП. УХО, МОХ, УХА.

1. Игра «Сигнальщики» (определение звуков Х и Хь в словах).

Кошка, мох, подушка, петух, коньки, лапша, духи, кактус, хомяк, машина, подсолнухи

2. Задание «Вставь пропущенный звук Х и Хь»

...леб,...обот,...олод, …орек, …рам, оре…, ду…, стра…, шороюю., запа...,

3. Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Скажите, какой звук Х или ХЬ в словах «хорошо», «плохо».

4. Хлопните, когда последний звук в слове будет Х: мох, ток, пух, мак, бак, порох, сок, горох, огонёк, свисток, пастух, петух.

5. Упражнение «Услышь звук»

кот, халат, ток, яхта, порох, азбука, мох, куст, пух, уха, закон, пихта, мак, ком.

6. Игра на развитие фонематического слуха: на х – топнуть, на к – присесть.

а) в звуковых рядах: п, т, к, х, м, п, х, к…

б) в слоговых рядах: па, ха, та, ка, фа, ма…

в) в рядах слов: хлопушка, краски, полоть, крокодил, хобот, акробат, фонарь, хоровод, картофель, пушка, панама, хвост…

г) отбор картинок на наборное полотно.

7. Упражнение в различении глухого и звонкого согласного X-ХЬ

а) сейчас послушайте ряд звуков и хлопните в ладоши, когда услышите твердый (мягкий) звуки:

X, КЬ, ХЬ, Т, П, X, К, ХЬ, X.

б) в слоговом ряду

ХА, КО, ХИ, КИ, ИК, КЕ, КА, ХО, ОХ, ХЕ.

в) в ряду слов

хижина, мех, хитрый, выхухоль, хирург, стихи.

г) в игре «наоборот»

ХА-ХА-ХА - ХЯ-ХЯ-ХЯ ХО-ХО-ХО - ХЁ-ХЁ-ХЁ ХЫ-ХЫ-ХЫ - ХИ-ХИ-ХИ ХЭ-ХЭ-ХЭ - ХЕ-ХЕ-ХЕ

8. Рано утром мы услышали пение двух голосистых…

Дети купали в реке двух вороных…

Ласточка поймала и принесла птенчикам двух…

Мама поставила в вазу букет из трех алых…

9. Упражнение на развитие внимания, памяти

Игра «Запомни, повтори»

МУХИ - ПЕТУХИ - МОХ - КУХНЯ (меняется последовательность слов)

10. Дифференциация звуков «Х, ХЬ» в стихах

Если нет в лошадках силы,

Говорят: «Лошадки хилы!»

Говорила кукла Синди

На английском и на хинди!

Смотрит Васенька хитро:

– Мамочка, налей ситро!

И сестра его с хитринкой:

– Мне бы супа с осетринкой!

Расскажу-ка Симе я,

Что такое химия!

Местечки здесь насижены:

Всё хижины да хижины!

Если б лоси лес губили,

Очень плохи б лоси были!

У Оси и Аси вчера я была.

Всё «охи» и «ахи»… –

Плохие дела!

У Муси, нашей киски,

Две мухи были в миске!

Максим в гостях у Дуси

Сердитым был – не в духе…

Лень лентяев посещает,

Час за часом похищает.

Ты меня не посещай!

Сил моих не похищай!

Время близилось к ЗАКАТУ...

Село солнышко ЗА ХАТУ...

Ах, какой могучий ХРАП!

Не храпи так громко, КРАБ!

Бабуля любит ОКАТЬ,

Дедуля любит ОХАТЬ...

Два жука ползут

ПО КОЖЕ...

Ах, жуки, вы так

ПОХОЖИ!

Как хорошо ногой МАХАТЬ

И сухари в компот МАКАТЬ!

Методика логопедической работы при нарушении заднеязычных звуков и j.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.