Дефекты нёбных звуков (х, х'; u(j)). — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Дефекты нёбных звуков (х, х'; u(j)).

2017-06-29 278
Дефекты нёбных звуков (х, х'; u(j)). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Недостатки произношения звуков х и х' — хитизма. Недостаток произношения звука и (j) называется йотацизмом.

Йотацизм:

а) отсутствие звука;

б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).

Парайотацизм – замена звуками И, Л',3', X'

при нисходящей йотации при восходящей йотации
мои – «мои» яма – «иама»
мой – «моль» яма – «ляма»
мой – «мозь» яма – «зяма»
мой – «мохь» яма – «хяма»

Недостатки произношения звука х могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в замене его звуком к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками. Вместо халва, муха, мох слышится тогда «Налва», «мула», «моп». Такое образование х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку.

Постановка звуков Й (j).

ЭТАП. Артикуляционная гимнастика для звука Й

1. "Заборчик". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. "Слоник". Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».

3. "Заборчик-Слоник". Чередовать 2 предыдущих упражнения.

4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

5. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

6. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

ЭТАП. Постановка звука Й

Способ 1. Путем отраженного (за взрослым) и сопряженного (вместе со взрослым) проговаривания звука Й.

Способ 2. От мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем.

Способ 3. Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [она], [уиа]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть максимально коротким.

Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [и]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [и]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.

Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа – аиа – аиа – аиа] – между гласными будет отчетливо слышаться звук [и].

Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»).

Способ 4. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка: за-за-за зя-зя-зя йа-йа-йа

Способ 5. Пусть ребенок вслед за вами произносит максимально закрытый звук [и] (зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса, губы сильно растянуты в улыбку, а широкий распластанный язык упирается в нижние зубы). Звук ребенок должен «выдувать» себе на ладонь. Произносить нужно длительно – тихим и низким голосом.

На фоне такого произнесения пусть поставит как бы «точку» языком, прижав его к нёбу в районе альвеол. Предварительно покажите ребенку, где он должен поставить «точку». Прижать язык нужно резким и отрывистым движением по вашему сигналу. В этот момент послышится звук [и] (то есть ребенок произнесет [и – и – ий]).

Потренируйте некоторое время такое произношение. Обратите внимание ребенка на то, что после [и] слышится другой звук. Как-нибудь назовите этот звук (можно сказать ребенку, что так «визжит» пила).

После этого нужно сразу ставить языком «точку» и произносить звук, который от этого получается («визг пилы»). Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

 

ЭТАП. Автоматизация звука Й

Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Й», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.

Автоматизация звука «Й» может осуществляться разными способами, зависящими от многих факторов. Для каждого ребенка специалист подбирает свой способ с учётом всей информации, которой располагает о ребёнке, и который, по его мнению, даст наилучший результат. Чем более творчески специалист подойдёт к выбору способов автоматизации звука для каждого малыша, тем более заметными станут результаты.

Для автоматизации звука «Й» используются различные упражнения со слогами, словами и предложениями, включающими нужный звук. Упражнения с картинками, на которых изображены слова, имеющие звук «Й», очень интересны детям и вводят их в атмосферу игры, что делает усвоение более лёгким и быстрым. Звук «Й» можно автоматизировать с помощью стихов, где на данный звук делается явный акцент. Автоматизация звука в текстах на основе подражания помогает воссоздать реальную ситуацию говорения. Таким образом, автоматизацию звука можно сделать интересной и увлекательной для ребёнка.

1) Произношение изолированного звука [й].

Больно, щипет! - Йййй!

2) Автоматизация звука [й] в слогах

йа-йа-йа – йа-йа, йа-йа – йа-йа-йа

йо-йо-йо – йо-йо, йо-йо – йо-йо-йо

йу-йу-йу – йу-йу, йу-йу – йу-йу-йу

йэ-йэ-йэ – йэ-йэ, йэ-йэ – йэ-йэ-йэ

3) Автоматизация звука [й] в словах

Яма, ямка, ябеда, мания, комедия, станция, ноябрь, шея, фамилия, братья, новая, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт, чутьё, юноша, юность, Юнона, юмор, еда, езда, Егор, ежи, Ефим, ела, ель, ешь, май.

4) Автоматизация звука [й] в словах с двумя звуками.

Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обояние, Майя, южный, юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный, юбилей.

5) Автоматизация звука [й] в словосочетаниях

горячий чай, маленький попугай, моё платье, колючий ёжик, спелое яблоко, зелёная хвоя, маленькая Яна, белая акация, юная фея, голодная гиена, кожаный пояс, раненый боец, обойный клей, едет еле-еле, моё шитьё, своё жильё,поём втроём серый зайка, высокие ели.

6) Автоматизация звука [й] в предложениях

Чётко произносить чистоговорки.

Я-я-я - Яна - ягодка моя. Я-я-я - Яков едет на маяк. Я-я-я - всё умею делать я.

Я-я-я - с малышом гуляю я. Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт. Яна ест ежевику. Яков удит ершей. В ящике много яблок.

7) Автоматизация звука [й] в связной речи

Скороговорки.

Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.

Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.

Мы ели, ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели.

Чётко произносить строки стихотворений.

Потешки

Ежевику ела Ева,

Кустик - справа, Ева - слева.

Ёж под ёлкою лежит

И от холода дрожит.

Стихи

Под Новый год

Говорят, под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Не лениться, не зевать

И иметь терпенье,

И ученье не считать

За своё мученье...

С. Михалков


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.