Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Роль различных источниках права в основных правовых системах современности.

2017-06-29 432
Роль различных источниках права в основных правовых системах современности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. Англосаксонская правовая система. Иначе ее называют системой общего права. Она возникла в Англии в средние века и впоследствии получила распространение во всех английских колониях, ставших в настоящее время независимыми государствами (например, США), либо доминионами — фактически независимыми государствами, главой которых номинально является английский король (королева) (Австралия, Канада, Новая Зеландия).

Ведущее место в странах этой правовой системы занимает судебный прецедент как источник права. Имеются некоторые отличия в использовании этого источника.

Так, в Великобритании каждый суд связан своим прецедентом и не может изменить его.

В США действует более гибкая прецедентная система. Суды США не связаны своими прецедентами. Они никогда не ссылаются на прецеденты, созданные судами других англоязычных стран. Иначе дело обстоит в британских доминионах. Так, суды Австралии часто обращаются к прецедентам аналогичных судов Англии и Новой Зеландии, решениям судов высшего уровня Канады и США.

Кроме судебных прецедентов в англосаксонской правовой системе широко используются правовые обычаи, поэтому эти страны характеризуются наличием так называемого «неписаного» права. Нормативно-правовые акты как источники права не имеют большого значения и очень слабо кодифицированы. Как правило, отсутствуют крупные законодательные акты, в которых воедино сведены нормы одной отрасли права (кодексы), Так, в Великобритании нет «писаной» конституции: ее составляет совокупность правовых обычаев, прецедентов и разрозненных нормативно-правовых актов. В Великобритании нет никаких кодексов. В США имеется «писаная» конституция, причем она является старейшей в мире, но общегосударственных кодексов практически нет; они имеются лишь в отдельных штатах.

2. Романо-германская (континентальная правовая система). В нее В настоящее время входят все страны континентальной (т. е. без Британских островов) Европы. Развивалась она первоначально в Западной Европе: Франции, Италии (романские страны), в Германии. Отсюда и название — романо-германская правовая система.

Эта система, так же как и англосаксонская, возникла в эпоху средневековья. Она стала формироваться на основе рецепции (возрождения) римского права. Большой вклад в рецепцию римского права внесли европейские университеты, так называемые глоссаторы.

Романо-германская правовая система восприняла от римского права его деление на частное и публичное, юридическую классификацию, юридическую терминологию. В этом заключается еще одно отличие от англосаксонской правовой системы, которая не знает деления права на частное и публичное (можно сказать, что все право в этой системе — частное), не использует римскую терминологию. В то же время англосаксонской правовой системой воспринят важнейший принцип римского права: право там, где есть его защита. Отсюда и высокая роль суда и судебного прецедента.

Судебные акты (решения, приговоры судов) в романо-германской правовой системе не рассматриваются в качестве источника права. Они могут только толковать право, но не творить его. Романо-германская правовая система признает «писаное» право, Широко применяется и кодификация. Во всех странах этой системы есть «писаные», в основном кодифицированные конституции, принимаются многочисленные кодексы по важнейшим отраслям права — уголовные, гражданские и т. д.

Выделяют и другие правовые системы: мусульманскую, японскую и т. д.

Имеются и смешанные правовые системы. Так, в Шотландии правовая система строится на сочетании англосаксонского и континентального права. Та же ситуация -- в американском штате Луизиана (первоначально французская колония). Своеобразием отличается правовая система Индии. Традиционно в этой стране было распространено индусское право, базирующееся на религиозных нормах индуизма. В пери- Т| од колониальной зависимости от Англии индусские правовые нормы, относящиеся к праву собственности и обязательственному праву (гражданское право) были заменены нормами англосаксонского права. В то же время семейное и наследственное право (тоже части, подотрасли гражданского права) остались индусскими.

Крупной правовой системой в настоящее время является мусульманская.

Первое место среди источников права в этой системе занимают религиозные нормы. Основной религиозный источник мусульманского права — Коран — священная книга мусульман. Второй по значимости религиозный источник — Сунна — описание поступков, поведения, высказываний пророка Магомета. Значительное место в мусульманской правовой системе занимает юридическая доктрина. Первое место в доктрине принадлежит иджме, представляющей собой единогласное мнение знатоков ислама, ученых-правоведов, мусульманских юристов (улемов), устанавливающих нормы мусульманского права на основе Корана и Сунны. Следующий доктринальный источник — кияс — умозаключения по аналогии, осуществляемые улемами,

Фундаментальные основы мусульманского права остаются неизменными с IX в., т. е. со времени основания ислама. Все «писаное» мусульманское право называется шариатом (арабск. — путь следования). Наряду с шариатом действует и обычное право — адаты. География распространения мусульманского права: арабские страны, а также Иран, Афганистан, Пакистан и некоторые другие.

К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. В Российской Федерации согласно действующей Конституции законодательный орган РФ есть, как уже сказано, Федеральное Собрание – парламент России. Закон также может быть принят непосредственно народом – путем референдума (всенародного голосования). Так, Конституция РФ была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года. Законами регулируются наиболее значимые, важнейшие общественные отношения.

Законы в Российской Федерации по своему значению (юридической силе) делятся (классификация ученых МГЮА) на:

а) основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно статье 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень вопросов, относящихся к ведению РФ, содержится в статье 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 70 Конституции РФ Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;

в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции РФ). Федеральные законы, согласно статье 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным конституционным законам;

г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Законы, уставы субъектов РФ (республик и др.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Уголовный кодекс РФ и др.)

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Они суть подзаконные акты.

2. Подзаконный акт, как акт правотворчества, основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распределения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на:

1. Общие. Нормативные предписания высших органов исполнительной власти. Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. Например: постановления правительства, нормативные указы президента.

2. Местные подзаконные акты. Издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах... Действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например: постановление местной администрации города.

3. Ведомственные подзаконные акты – разновидность правовых актов общего действия, которые распространяются на ограниченную, специальную сферу общественных отношений. Например: банковские, транспортные, правоохранительные органы издают приказы, инструкции.

4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются общественными организациями для разрешения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Например: уставы политических партий.

Значительное место среди подзаконных актов как источников права занимают указы Президента Российской Федерации, хотя, как уже отмечалось выше, не все они могут быть таковыми. Источники права – это те указы Президента, которые содержат нормы права, то есть нормативы, и направлены на регулирование общественных отношений. К их числу относится, например, Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".

Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания – Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 года "О совершенствовании деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации") и др.

На территории субъектов Российской Федерации, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов РФ. Это постановления, распоряжения органов исполнительной власти краев, областей, другие правовые акты.

К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года субъектами Российской Федерации (при этом надо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям новой Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ), международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, надо иметь в виду и то, что, согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ есть составная часть ее правовой системы. На значение общепризнанных норм международного права как источника права РФ указывает и статья 17 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, соответствующие Конституции РФ.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период 13 – 20 вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (то есть представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 году и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 года.

1. Как Основной Закон государства и общества Конституция в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного и общественно-экономического строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно статье 135 Конституции РФ, положения главы 1 "Основы конституционного строя", главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" и главы 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции, и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации)

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.