История развития статистики как науки — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития статистики как науки

2017-06-29 76
История развития статистики как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УДК 364

ББК 60.9я73

С69

Авторы-составители:

Е. В. Родькина, П. А. Шацков, Т. В. Егорова.

 

 

Рецензенты:

 

Доктор социологических наук, профессор
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

Л. И. Савинов;

Кандидат экономических наук, доцент Балашовского
института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный
университет имени Н. Г. Чернышевского»

А. О. Егоренко.

 

С69 Социальная статистика: учеб.-методич. пособие для студентов вузов специальности 040101 «Социальная работа» / Е. В. Родькина, П. А. Шацков, Т. В. Егорова. — Балашов: Николаев, 2010. — 96 с.

ISBN 978-5-94035-409-3

 

Учебно-методическое пособие полностью соответствует учебной программе по дисциплине «Социальная статистика» и имеет своей целью дать представление о содержании социальной статистики как научной дисциплины, познакомить с ее основными понятиями, методологией, методами сбора
и обработки данных, системой показателей, характеризующих уровень жизни, социальные процессы, тенденции эволюции личности и семьи.

В пособие включены краткий курс лекций, задания для самостоятельной работы, тематика рефератов и контрольных работ, основные понятия, тестовые задания.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа» и специалистов-практиков, использующих статистические методы в своей деятельности.

УДК 364

ББК 60.9я73

 

ISBN 978-5-94035-409-3 © Родькина Е. В., Шацков П. А.,

Егорова Т. В., 2010


Содержание

 

Введение........................................................................................................................... 5

1. Основы теории статистики.......................................................................................... 8

1.1. Предмет, метод и основные категории социальной статистики. Современная организация статистики 8

1.1.1. История развития статистики как науки................................................... 8

1.1.2. Предмет и метод социальной статистики.................................................. 9

1.1.3. Основные категории социальной статистики.......................................... 10

1.1.4. Органы государственной статистики РФ................................................ 12

Методические рекомендации к изучению темы............................................... 13

1.2. Методы обобщения статистической информации.......................................... 14

1.2.1. Сводка статистических данных................................................................ 14

1.2.2. Группировка статистических данных...................................................... 16

1.2.3. Понятие абсолютной и относительной величины в статистике............ 16

1.2.4. Статистические таблицы........................................................................... 17

Методические рекомендации к изучению темы............................................... 20

1.3. Статистическое наблюдение............................................................................. 21

1.3.1. Статистическое наблюдение. Этапы проведения
статистического наблюдения............................................................................. 21

1.3.2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения 22

1.3.3. Формы, виды и способы статистического наблюдения........................ 24

1.3.4. Точность наблюдения............................................................................... 26

Методические рекомендации к изучению темы............................................... 28

2. Статистика уровня жизни и доходов населения...................................................... 30

2.1. Статистика населения, трудовых ресурсов, рабочей силы
и рабочего времени.................................................................................................. 30

2.1.1. Характеристики состава населения.......................................................... 30

2.1.2. Группировки населения. Динамика населения....................................... 32

2.1.3. Показатели трудоустройства
и занятости населения. Баланс трудовых ресурсов.......................................... 35

2.1.4. Показатели использования рабочего времени. Фонды рабочего времени 36

2.2. Статистика уровня жизни населения............................................................... 39

2.2.1. Понятие «уровень жизни населения», его составляющие.................... 39

2.2.2. Социальные нормативы и потребности................................................... 40

2.2.3. Задачи изучения уровня жизни................................................................ 41

2.2.4. Системы показателей................................................................................ 42

2.3. Статистика доходов населения......................................................................... 45

2.3.1. Статистика доходов и расходов населения............................................. 46

2.3.2. Программа наблюдения доходов и расходов населения...................... 47

2.3.3. Дифференциация доходов........................................................................ 48

Методические рекомендации к изучению темы............................................... 50

2.4. Статистика потребления населением товаров и услуг.................................... 51

2.4.1. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления 52

2.4.2. Изучение потребления на базе выборки домашних хозяйств.............. 53

2.4.3. Прожиточный минимум и потребительский бюджет........................... 55

Методические рекомендации к изучению темы............................................... 57

3. Статистика отраслей социальной сферы.................................................................. 58

3.1. Статистика здравоохранения, образования и других
разделов социальной статистики............................................................................. 58

3.1.1. Задачи санитарной статистики. Показатели здоровья населения......... 59

3.1.2. Характеристика здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма 61

3.1.3. Уровень образования населения............................................................. 64

3.1.4. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма......... 65

3.1.5. Моральная статистика.............................................................................. 66

3.1.6. Правовая статистика................................................................................. 67

Методические рекомендации к изучению темы............................................... 69

3.2. Статистика национального богатства и окружающей среды........................ 71

3.2.1. Статистика национального богатства и национального имущества...... 71

3.2.2. Система показателей статистики окружающей среды........................... 74

3.2.3. Показатели состояния окружающей среды............................................ 75

3.2.4. Показатели охраны окружающей среды................................................. 76

Методические рекомендации к изучению темы............................................... 77

Примерный перечень вопросов к зачету..................................................................... 79

Терминологический словарь........................................................................................ 81

Тестовые задания для оценки остаточных знаний...................................................... 87

Учебно-методическое обеспечение курса.................................................................... 94

 


 

Введение

 

Учебное пособие по курсу «Социальная статистика» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД) составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения подготовки специалистова по направлению 040101 «Социальная работа», включающего следующие основные разделы: основы теории статистики, статистика уровня жизни и доходов населения, статистика отраслей социальной сферы.

Целью курса является получение студентами знаний и навыков работы по социальной статистике в самостоятельном ее применении, а также используемой в различных формах и направлениях социальной деятельности.

В процессе изучения дисциплины «Социальная статистика» студенты должны овладеть методами статистической работы, включающей сбор, обработку и анализ социальной и другой информации, а в необходимых случаях уметь осуществить разработку программ социальных наблюдений, организовать их проведение и произвести оценку полученных результатов.

По итогам изучения дисциплины студенты должны:

знать:

¾ основные понятия, категории и методы общей теории статистики;

¾ систему показателей экономической статистики;

¾ принципы и порядок показателей социальной статистики;

иметь представление:

¾ о работах по экономической и социальной статистике в органах государственной и ведомственной статистики;

¾ об организации базы данных по экономической и социальной статистике

уметь:

¾ использовать применяемые в практике показатели по социальной статике, исходя из их сущности и решаемых с их помощью задач;

¾ организовать проведение статистического обследования социальной работы и проанализировать полученные данные


Тематический план курса «Социальная статистика»

Наименование темы Количество часов
общее количество всего аудиторных лекции практи-ческие СРС
  Раздел 1. Основы теории статистики          
1.1 Предмет, метод и основные категории социальной статистики. Современная организация статистики          
1.2 Методы обобщения статистической информации          
1.3 Статистическое наблюдение          
  Раздел 2. Статистика уровня жизни и доходов населения          
2.1 Статистика населения, трудовых ресурсов, рабочей силы и рабочего времени          
2.2 Статистика уровня жизни населения          
2.3 Статистика доходов населения          
2.4 Статистика потребления населением товаров и услуг          
  Раздел 3. Статистика отраслей социальной сферы          
3.1 Статистика здравоохранения, образования и других разделов социальной статистики          
3.2 Статистика национального богатства и окружающей среды          
  ВСЕГО          

 

 


Основы теории статистики

1.1. Предмет, метод и основные категории
социальной статистики. Современная организация
статистики

1.1.1. История развития статистики как науки.

1.1.2. Предмет и метод социальной статистики.

1.1.3. Основные категории социальной статистики.

1.1.4. Органы государственной статистики РФ.

 

Основные понятия: статистика, статистический учет, метод статистики, статистическая совокупность, признак, единица совокупности, признак, вариация, статистический показатель, статистические данные.

 

Литература

1. Гусаров, В. М. Теория статистики / В. М. Гусаров. — М.: Аудит, 1998.

2. Елисеева, И. И. Общая теория статистики / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев. — М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Курс социально-экономической статистики: учеб. для вузов / под ред. профессора М. Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Общая теория статистики / под ред. А. Я. Боярского, Г. Л. Громыко. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУ, 1985.

5. Стадник, А. Я. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие /
А. Я. Стадник, Н. П. Маслова. — Ростов н/Д, 1990.

6. Экономическая статистика: учеб. / под ред. Г. Д. Громыко. — М.: МГУ, 1989.

Вопросы для контроля

1.К какому времени относится становление статистики как науки?

2.Дайте определение предмета статистики.

3.Что такое совокупность, единица совокупности? Понятие вариации и признака.

4.Какие принципы положены в основу организации статистики в России?

5.Какова организационная структура Госкомстата РФ?

Методические рекомендации к изучению темы

Данная тема имеет большое значение не только для курса теории статистики, но и для всех статистических дисциплин в целом. В ней изложены важнейшие вопросы статистической науки: предмет и метод статистической науки, теоретические основы, задачи, современная организация статистики.

Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии. При рассмотрении темы важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль социально-экономиче-ских категорий в статистическом исследовании.

Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия, как статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель. Без них невозможно обойтись в дальнейшем, при изучении курса социальной статистики,
в котором применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их сущность, смысл, значение, поскольку это составляет задачу теории статистики.

Литература

1. Гусаров, В. М. Теория статистики / В. М. Гусаров. — М.: Аудит, 1998.

2. Общая теория статистики / под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. — М.: Финансы и статистика, 1999.

3. Социально-экономическая статистика / под ред. Г. Л. Громыко. — М.: Изд-во МГУ, 1989.

4. Энциклопедический социологический словарь. — М.: ИСПИ РАН, 1995.

5. Статистический словарь / под ред. Ю. А. Юркова. — М.: Финстатинформ, 1996.

Статистические таблицы

Статистические таблицы являются средством наглядного выражения результатов исследования. Знание таблиц позволяет рассматривать изолированные статистические данные совместно, достаточно полно и точно охватывать сложную природу явлений. Любая статистическая таблица представляет собой форму рационального, наглядного изложения статистических данных о явлениях и процессах изучаемой статистикой.

Статистическая таблица, подобна предложению, имеет подлежащее
и сказуемое. Подлежащее таблицы — это перечень единиц в совокупности групп, т. е. объект изучения. Сказуемое таблицы — цифровые данные.

Требования к составлению и оформлению таблиц

1. Таблица должна быть по возможности краткой.

2. Каждая таблица должна иметь подробные названия, из которых становиться известно: а) какой круг вопросов излагается и иллюстрирует таблица; б) каковы географические границы статистической совокупности; в) каков период времени, за который приведены данные или момент времени; г) каковы единицы измерения;

В верхних или боковых заголовках обязательно следует указывать,
в каких единицах приводятся статистические данные.

3. В таблице желательно давать нумерацию графика. Подлежащее обозначается заглавными буквами, сказуемое нумеруется арабскими цифрами.

4. Приводимые признаки в подлежащем и сказуемом должны быть
расположены в логическом порядке с учетом необходимости рассматривать их совместно.

5. Таблица может сопровождаться примечанием.

6. При оформлении таблиц обычно используются условные обозначения:

¾ знак тире (—) когда явление отсутствует;

¾ X — если явление не имеет осмысленного содержания;

¾ многоточие (...) — когда отсутствуют сведения о его размере;

¾ округлые числа приводятся в таблице с одинаковой степенью точности.

Графиками в статистике называют условия изображения числовых
величин и их соотношений в виде различных геометрических образов: точек, линий, плоских фигур и т. д. Использование графиков позволяет придать последним наглядность и выразительность, облегчить их восприятие, увидеть тенденции его развития, взаимосвязь характеризующих показателей изучаемого явления.

Каждый график состоит из графических и вспомогательных элементов. Графический образ — это совокупность точек, линий и фигур, с помощью которых изображаются статистические данные.

Вспомогательными элементами графиков являются:

1. Поле графика — пространство, в котором размещаются образующие график геометрические знаки.

2. Пространственные ориентации, определяющие расположение гео-метрических знаков в поле графика. Они задаются системой координатных сеток или структурных линий, которые делят это поле на части.

3. Масштабные ориентиры, придающие геометрическим знакам количественную определенность.

4. Экспликация графика, состоящая из объяснений:

¾ предмета, изображаемого графика (его название);

¾ смысловое значение каждого знака, применяемого на другом графике. Без экспликации график нельзя прочитать и понять. Название графика должно кратко и четко рассказывать его содержание.

Статистические графики классифицируются по признакам:

¾ по содержанию или назначению можно выделить графики сравнения в пространстве, графики различных относительных величин, графики размещения по территории, графики взаимосвязанных.

¾ способу построения: диаграммы, картодиаграммы и картограммы.

¾ характеру графического образа: точечные, линейные, плоскостные (столбиковые, квадратные, круговые, секторные, фигурные и объемные).

Столбиковая диаграмма используется чаще всего для сравнения одноименных показателей, характеризующих различные объекты или территории. Ее разновидностью является полосовая (ленточная), для которой характерны горизонтальные ориентации столбиков и вертикальное расположение базовой линии.

Особые виды плоскостных диаграмм — квадратные или круговые. Их построение основано на том, что величины изображаемых показателей должны быть пропорциональны площадям квадратов или круга.

Секторные диаграммы — основная форма структур 1 % = 3,6 градусов, а сумма всех углов составляет 360 градусов = 100 %.

Другая форма структурных диаграмм — полосовые диаграммы удельных весов.

Фигурные диаграммы сравнения предназначены в основном для целей по нумерации. Показатели в них вычерчиваются в виде определенного количества стандартных фигур, представляющих собой упрощенные изображения объектов.

Для изображения экономических явлений, протекающих во времени, применяют динамические диаграммы, объектами в них служат процессы. Геометрически адекватной формой их отражения являются линейные координатные диаграммы. Для изображения вариационных рядов применяются линейные и плоскостные диаграммы (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение квартир жилого дома по численности проживающих в них

Число проживающих в квартире               Всего
Число квартир                

При неправильной вариации используют, как известно, интервальные вариационные ряды — гистограммы.

 

Вопросы для контроля

1. Что такое сводка? Цель статистической сводки.

2. Группировка, виды группировок.

3. Значение абсолютных и относительных величин в статистике.

4. Дайте определение понятия «статистическая таблица».

5. В чем сходство и отличие таблицы от графика?

Методические рекомендации к изучению темы

Тема включает следующие основные вопросы: сводка статистических данных; группировка статистических данных; понятие абсолютной и относительной величины в статистике; статистические таблицы. В связи
с этим при подготовке материала необходимо рассмотреть основные понятия: сводка, группировка, классификация, интервал, структурная группировка, аналитическая группировка, статистическая таблица, график, ряд распределения, атрибутивный признак.

Табличная форма является рациональной, наглядной и компактной формой представления статистических данных, изложения результатов сводки и группировки материалов статистического наблюдения.

Анализ данных статистических таблиц как метод научного исследования позволяет: выявить соотношения и пропорции между группами явлений по одному или нескольким признакам; провести сравнительный анализ, охарактеризовать типы социально-экономических явлений; выявить характер и направление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными, определенными логикой экономического анализа признаками; сформулировать выводы и определить резервы развития изучаемого явления, объекта или процесса.

Важно практически закрепить понятия статистического подлежащего и иметь знания и навыки построения таблиц по характеру подлежащего,
а также провести рассмотрение различных видов таблиц из различных статистических ежегодников и данных периодической печати или данных, составленных преподавателем и студентами.

Полезно в процессе подготовки к занятию не ограничиваться техникой построения таблиц, а предложить студентам проанализировать каждую из них и сформулировать экономические выводы по объектам и процессам, рассмотренным в них.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующее: выявление роли и значения графических методов изображения статистических данных; освоение техники построения различных графических изображений; аналитическое значение графиков.

При выявлении роли и значения графических методов изображения статистических данных необходимо обратить внимание на графические методы в статистике, которые выступают способом наглядного изображения результатов статистической сводки и обработки массового материала. При правильном построении графики обладают выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений, их обобщению и изучению. В ряде случаев графики становятся незаменимыми средствами анализа, исследования и определения закономерностей статистических данных.

При освоении техники построения различных графических изображений следует тщательно разобраться во всей совокупности различных методов построения графиков.

Главным в определении аналитического значения графиков является определение той формы графических изображений, которая дает наиболее наглядный аналитический результат.

 

К самостоятельной работе следует выполнить следующие задания из учебного пособия «Практикум по теории статистики» (под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2000. 416 с.):

4.4 — с. 67; 4.6 — с. 67; 5.17 — с. 93.

Статистическое наблюдение

1. Статистическое наблюдение. Этапы проведения статистического

наблюдения.

2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения.

3. Формы, виды и способы статистического наблюдения.

4. Точность наблюдения.

 

Основные понятия: программа наблюдения, время наблюдения, единица наблюдения, отчетность, случайный отбор, объект, субъект, ошибка выборки.

 

Литература

1. Общая теория статистики / под ред. А. Я. Боярского, Г. Л. Громыко. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУ, 1985.

2. Социальная статистика: учеб. / под ред. М. Г.Назарова. — М.: Финансы
и статистика, 1988.

3. Статистика / под ред. В. Г. Ионина. — Новосибирск: НГЭиУ, 1997.

1.3.1. Статистическое наблюдение. Этапы
проведения статистического наблюдения

Статистическое наблюдение— это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

¾ подготовка наблюдения;

¾ проведение массового сбора данных;

¾ подготовка данных к автоматизированной обработке;

¾ разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения — процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из них являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических, необходимо решить проблемы организационного характера: определить состав служб, организующих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные
непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует
немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

1.3.2. Программно-методологические
и организационные вопросы статистического наблюдения

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения— совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы,
в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации — наличное, т. е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т. е. живущее в данной местности постоянно. При обследовании промышленности необходимо точно установить, какие предприятия будут отнесены
к промышленным.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности. Так, например, при переписи производственного оборудования нужно строго определить, что отнести к производственному оборудованию, а что к ручному инструменту, какое оборудование подлежит переписи — только действующее или также и находящееся в ремонте, на складе, резервное.

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек. Однако если ставится также задача определить численность и состав домохозяйств, то единицей наблюдения, наряду с человеком, будет являться каждое домохозяйство. Именно эти две единицы наблюдения устанавливались при проведении микропереписи населения в 1994 г. Наряду с определением единицы наблюдения важную сторону статистического исследования составляет разработка программы статистического наблюдения.

Программа наблюдения — это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в него заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления. Основные принципы составления программы:

1. Программа должна содержать только такие вопросы, которые безусловно необходимы для данного статистического исследования. Нет необходимости загромождать программу излишними деталями. Чем обширнее проводимое исследование, тем короче должна быть программа.

2. В программу следует включать лишь те вопросы, на которые можно получить точные ответы. Часто для того чтобы обеспечить единообразное толкование, пояснить вопрос отвечающему, дают подсказку.

3. Нельзя включать в программу вопросы, способные вызвать подозрение, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым. Программу наблюдения целесообразно строить так, чтобы ответами на одни вопросы можно было контролировать ответы на другие.

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

Определение субъекта наблюдениясводится к тому, какой орган будет осуществлять наблюдение. Это могут быть органы статистики со своими кадровыми работниками, но в некоторых случаях для статистического наблюдения могут привлекаться и другие специалисты.

При организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос о времени наблюдения. При этом устанавливается период, когда будет проводиться наблюдение, — срок наблюдения — и точно определяется время регистрации сведений, — объективное время наблюдения. Это может быть либо определенный момент, либо тот или иной период (сутки, декада, месяц, квартал, год). Момент времени, к которому приурочены регистрируемые сведения, называют критическим моментом наблюдения. Например, критическим моментом при микропереписи населения 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля. Устанавливая критический момент, можно с фотографической точностью отразить истинное состояние явления в определенный момент времени. Сроком наблюдения
в микропереписи населения 1994 г. являлся период с 8 часов утра 14 февраля до 23 февраля включительно, т. е. 10 дней.

1.3.3. Формы, виды и способы
статистического наблюдения

В статистической практике используются две организационные формы наблюдения — отчетность и специальное статистическое обследование.

Отчетность — это такая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца.

Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.

Примером второй формы наблюдения — специального статистического обследования — является проведение переписей населения. В СССР было осуществлено семь таких переписей: в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. В результате обобщения данных переписей получали сведения о численности, размещении, составе населения по различным признакам. Эти данные важны для изучения вопросов социального и экономического развития, они также необходимы для анализа демографических процессов.

Примерами единовременного учета могут служить срочные переписи, которые проводились в военные годы для учета остатков материалов, оборудования и т. д.

К специальным статистическим обследованиям относятся также
выборочное социально-демографическое обследование населения по состоянию на 1 января 1985 г. и микроперепись населения 1994 г.

В зависимости от задач статистического исследования и характера изучаемого явления учет фактов можно производить:

¾ систематически, постоянно охватывая факты по мере их возникновения — это текущее наблюдение (отчетность);

¾ регулярно, но не постоянно, а через определенные промежутки времени — это периодическое наблюдение (переписи населения).

С точки зрения полноты охвата фактов, статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным. Сплошное наблюдениепредставляет собой полный учет всех единиц изучаемой совокупности. Несплошное наблюдениеорганизуют как учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности.

Способ основного массивакак один из видов несплошного наблюдения характеризуется тем, что отбирают наиболее крупные единицы наблюдения, в которых сосредоточена значительная доля всех подлежащих изучению фактов (например, обследование конъюнктуры торговых оборотов и цен на городских рынках).

Выборочным наблюдениемявляется такое, при котором характеристика всей совокупности дается по некоторой ее части, отобранной в случайном порядке. Случайность отбора единиц гарантируется независимостью результатов выборки от воли лиц, ее производящих. Таким образом, результат выборки освобождается от тенденциозных ошибок. Возникающие же случайные ошибки выборки можно определить с помощью теорем закона больших чисел и надлежащей организацией наблюдения, свести их к допустимому минимуму.

Монографические описания применяют для подробного изучения единичных, но типичных объектов, например отдельных предприятий.

Статистическое наблюдение может основываться на непосредственном учете фактов в процессе обследования либо на документальном учете, либо на опросе респондентов.

При непосредственном учетефактовсведения получают путем личного учета единиц совокупности: пересчета, взвешивания, измерения и т. д.

Документальный способсбора статистической информации базируется на систематических записях в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт.

В ряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросу населения.

При экспедиционном способеспециально подготовленный счетчик опрашивает людей и с их слов заполняет бланк обследования. Работа счетчиков гарантирует единообразное понимание вопросов и максимальную правильность ответов.

При анкетном наблюденииопределенному кругу лиц вручают специальные анкеты, заполнение которых носит добровольный характер и осу-ществляется анонимно. Это снижает полноту и достоверность получаемой информации. Поэтому данный способ наблюдения применяется
в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные результаты, например при изучении работы органов связи, издательств периодической печати и т. п.

При корреспондентском способенаблюдения рассылаются бланки обследования и указания к их заполнению с просьбой ответить на поставленные вопросы. После заполнения бланка анкеты организация или отдельное лицо высылают ее в адрес статистической организации, которая их рассылала.

Суть способа саморегистрациисостоит в том, что обследуемому лицу вручают бланк обследования и разъясняют вопросы, бланк же обследуемое лицо заполняет самостоятельно. В назначенный день специально подготовленный работник посещает обследуемое лицо, получает заполненный бланк и проверяет полноту и правильность ответов.

Точность наблюдения

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия величины какого-либо показателя (значение какого-либо признака), определенной по материалам статистического наблюдения, действительной его величине.

Расхождение между расчетным и действительным значениями изучаемых величин называется ошибкой наблюдения.

Точность данных — это основное требование, предъявляемое к статистическому наблюдению. Чтобы избежать ошибок наблюдения, предупредить, выявить и исправить их, необходимо:

¾ обеспечить качественное обучение персонала, который будет


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.