Определите вклад Алихана Букейханова в национально-демократическое движение в Казахстане в начале ХХ века. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Определите вклад Алихана Букейханова в национально-демократическое движение в Казахстане в начале ХХ века.

2017-06-29 1813
Определите вклад Алихана Букейханова в национально-демократическое движение в Казахстане в начале ХХ века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Алихан Нурмухамедович Букейханов родился в 1866 году (ныне Каркаралинский район, Карагандинской области). Окончил Омское техническое училище (1888), экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехнического института (1894). Обучаясь в Омске и Санкт-Петербурге, Алихан Букейханов был знаком с русскими учеными такими как Г. Потанин, академики Ф. Щербина, С. Швецов, Бартольд и Радлов. Букейханов принимал участие в экспедиции Ф.А. Щербина, которая в 1904 году исследовала особенности природы и экономики северо-восточных и центральных областей Казахстана и Сибири и подготовила материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов.

Оживление политической жизни в Казахстане начавшаяся в 1905 году связано с первой Российской революции. В 1905 году Алихан Букейханов вступил в конституционно-демократическую партию России (кадеты), провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. Кадетами признавалась культурная автономия, а не государственное самоопределение нации. Главной целью лидеров казахской элиты было создание автономной казахской государственности в составе России.

В 1905 году принял активное участие в массовом антиколониальном выступлении в Каркаралинске, и был одним из составителей петиции, в которой выдвигались политические требования. Букейханов был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу по Семипалатинскому округу, участвовал в составлении документа, названного «Выборгским манифестом», осуждающим роспуск Государтвенной Думы. За активную деятельность против колониальной политики царизма Алихан Букейханов сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара Он был сторонником достижения национальной свободы через активную политическую борьбу. Он считал, что к возрождению государственности можно прийти эволюционным путем через развитие местного самоуправления. Для сплочения народа он выдвинул идею Алаша, подразумевающую консолидацию всей казахской нации. А. Букейханов был убежденным демократом, который придерживался европейского пути развития.Через газету «Казах» активно пропагандировал идеи национального возрождения.В Июле 1917 года стал одним из основателей и лидером партии «Алаш». В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на Всеказахском учредительном курултае была провозглашена «Алаш-Орда».Несмотря на недолгое существование, движение Алаш оказало огромное влияние на историю Казахстана. Именно лидерами этой партии, еще в начале века, была выдвинута идеи о создании независимого суверенного Казахстана. Многие члены движения были не только правозащитниками и политическими деятелями, но и крупными просветителями.Алихан Букейханов оставил оЧень богатое, бесценное наследие. Одна лишь его публицистика насчитывает более тысячи статей, очерков и заметок, опубликованных в более чем 50 газетах и журналах, ряд фундаментальных научных трудов, очерков по истории Казахстана, антропологии, земледелию, животноводству, литературе и другим отраслям знаний до и после Октябрьского переворота. В последние годы увидели свет многие научные исследования и публицистические статьи Алихана Букейхана, долгие годы бывшие под запретом.

Ликвидация неграмотности

Даты События Результаты
1918 год Декларация о единой трудовой школе провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление.  
  Декрет о ликвидации неграмотности К 1935 году охвачен обучением 91% детей школьного возраста, из них 1/3 учились в семилетних и средних школах.
  Создание Казграмчека взрослое население овладевало азбучной грамотой.
  Усовершенствование арабской графики арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания,
  Переход на литинскую графику в борьбе за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.
  Введение всеобщего начального образования в 1939 г. грамотность среди населения республики достигла 65%
  Обязательное всеобщее 7-летнее образование.  

 

13 билет

1. Основание Акмолы.

В 1824 году были открыты два окружных приказа — Кокчетавский и Каркаралинский. Из-за нехватки финансовых средств и протестов со стороны Китая открытие других внешних округов было отложено на некоторое время. Это обстоятельство не могло не насторожить местную знать во главе с султаном Конуркульджой Кудаймендыулы. Султан начал настойчиво обращаться в Омск с просьбой об открытии нового округа на своих кочевьях.

Неоднократные обращения султана заметно ускорили открытие нового округа. По приказу генерал-губернатора Западной Сибири комендант Петропавловской крепости подполковник Ф.К. Шубин летом 1830 года с отрядом из 200 казаков, обозом и необходимым запасом продовольствия направился в сторону будущего укрепления. Также его сопровождали военные картограф и топограф. Данная экспедиция должна была осуществить административную и хозяйственную подготовку открытия нового округа, а также составить подробную карту местности.

Наиболее подходящим местом было выбрано урочище Акмола. Оно пользовалось особым почитанием у местного населения. Главными причинами основания в этой местности крепости явились: во-первых, недалеко от места будущего окружного центра находился брод Караоткель, через который проходили торговые караваны. Во-вторых, рядом была река с плодородными пастбищными угодьями и лугами. В-третьих, членов экспедиции привлекло и наличие тальника, пригодного в качестве топлива. И, наконец, новое место привлекало выгодным стратегическим расположением: оно находилось в центре кочевий наиболее крупных родов Среднего жуза.

В 1830 году на правом берегу Есиля начали строить крепость. Утвердилось первоначальное название укрепления – Акмола. В 1832 году Николай I санкционировал открытие Акмолинского внешнего округа. Старшим султаном был избран Конуркулжа Кудаймендыулы, правнук хана Среднего жуза Семеке. Вскоре Акмолинское укрепление стало превращаться в крупный военно-административный и торговый центр Центрального Казах-стана. Сюда стекалась ясачная подать с казахского населения округа. Отсюда осуществлялся контроль за движением торговых караванов. Укрепление стало служить удобным плацдармом для открытия других степных округов.Со временем Акмолинское укрепление превратилось в крупный военно-административный и торговый центр. В 1852 году при Акмолинской станице были учреждены две ярмарки: Константиновская и Дмитриевская.

Бурное развитие города привело к тому, что Акмола в 1862 году официально была объявлена окружным городом.

 

Одним из не менее важных моментов из истории города и региона является тот факт, что в 1868 году город стал центром Акмолинского уезда и одноименной области. Но областное управление и все главные учреждения остались в Омске. Это обстоятельство объяснялось двумя причинами: во-первых, существовала острая нехватка финансовых средств для переселения чиновников. Во-вторых, руководство Западной Сибири выразило открытое нежелание перемещать региональный колониальный центр в глубь Казахской степи. Поэтому областным центром оставался город Омск, но область стала называться Акмолинской.

 

2.Оцените роль Каныша Сатпаева в становлении казахской науки.

Сатпаев родился 12 апреля 1899 года в семье казаха-кочевника в ауле № 4 Баянаульского района Павлодарской области. Учился в аульной школе, затем в русско- казахском училище Павлодара и после успешного окончания Семипалатинской учительской семинарии в 1918 году работал учителем естествознания на педагогических курсах в Семипалатинске, а в 1920 году назначается народным судьей. По просьбе Сатпаева Семипалатинский ревком в 1921 году направляет его в Томский технологический институт, где он, после блестяще сданных приемных испытаний, становится студентом геологоразведочного отделения горного факультета.

Академик Каныш Имантаевич Сатпаев - выдающийся геолог, ученый и крупный организатор науки, основатель республиканской геологической службы и Академии наук Казахской ССР, создатель Большого Жезказгана и Института геологических наук, носящих ныне его имя. Он - первый президент Академии наук Казахстана и первый союзный академик-казах (с 1946г.). С его именем связана одна из самых ярких страниц истории геологического изучения и раскрытия богатств недр Казахстана, организации широких комплексных исследований, направленных на скорейшее выявление месторождений полезных ископаемых и расширение минерально- сырьевой базы страны.

 

1928 году Сатпаев пришел к смелому и обоснованному выводу о том, что “Жезказганский район представляет собой одну из богатейших провинций меди, в пользу которой в будущем, быть может, уступят пальму первенства не только месторождения Урала, но и большинство известных медных провинций Америки”

концу 1931 года в недрах Жезказгана были выявлены огромные запасы руд, и он прочно занял первое место среди медных месторождений бывшего Союза. В 1938 году было принято решение о проектировании и начале строительства Жезказганского горно-металлургического комбината. В 1940 году за выдающиеся достижения в геологическом изучении Жезказган-Улытауского района К. И. Сатпаев был награжден орденом Ленина. Молодой горный инженер-геолог Каныш Сатпаев пятнадцать лет возглавлял комплексную геологическую службу в Жезказган-Улытауском районе. Сегодняшний Большой Жезказган по праву называют детищем академика Каныша Сатпаева.

Открытием богатых запасов марганца (в Жезды) он внес существенный вклад в повышение обороноспособности в годы войны.

июня 1946 года была учреждена Академия наук Казахской ССР, на торжественном открытии которой Сатпаев был избран первым президентом, оставаясь при этом и директором Института геологических наук.

Одна из выдающихся заслуг Сатпаева - это создание “казахстанской школы геологов”, почерк которой и поныне уверенно проглядывает в геологической науке и практике. За короткий срок этой молодой организацией было разработано и передано для внедрения в народное хозяйство более 200 интереснейших работ, автором и соавтором многих из которых был К. И. Сатпаев.

Открылся ряд новых академических институтов: ядерной физики, математики и механики, гидрогеологии и гидрофизики, химии нефти и природных солей в Атырау, химико-металлургический в Караганде, Алтайский горно-металлургический в Усть-Каменогорске, ихтиологии и рыбного хозяйства в Балхаше, экспериментальной биологии, экономики, философии и права, литературы и искусства, языкознания и другие.

 

3. Отметьте на контурной карте, область где расположен памятник неолита Сексеул. Расскажите о находках, обнаруженных при раскопках данного памятника

Археологи описали неолитическую стоянку Сексеул в Кызылординской области. Рядом со стоянкой когда"то находился водоем, куда сбрасывали останки животных. Ученые, изучая эти костные останки, узнали, что большинство их принадлежали овцам и коровам, а оставшиеся – диким лошадям. Отсюда становится ясно, что древнейшие жители Сексеула преимущественно занимались скотоводством. Разведение скота имело огромное значение. Люди ранее использовали только готовое от природы, а теперь они не зависели от ее капризов и стихии.

Билет 14.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.