Прометеевские, богоборческие мотивы в творчестве Байрона после 1816 г. «Каин». — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Прометеевские, богоборческие мотивы в творчестве Байрона после 1816 г. «Каин».

2017-06-29 1014
Прометеевские, богоборческие мотивы в творчестве Байрона после 1816 г. «Каин». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Переезд Байрона в Венецию создал почву для его сближения с борцами за независимость Италии — карбона­риями. Связь с ними произвела некоторые сдвиги в мировоззрении поэта, обогатив его «мировую скорбь» новыми оттенками. В его поэтическом кругозоре все большее место занимает «прометеевская тема». В центр его произведений выдвигается во многом для него новый образ борца за счастье человечества — человеколюбца, гото­вого возложить на свои плечи тяжкое бремя человеческих стра­даний.

 

«Манфред» Драматическая поэма (1816-1817)

В ней три акта и по своему характеру она необузданна, метафизична и необъяснима. Почти все действующие лица, за исключением двух или трех, духи земли, воздуха и вод. Действие происходит в Альпах, герой нечто вроде волшебника, страдающий от необычных угрызений совести, причина которых наполовину остается невыясненной. Он блуждает, вызывает этих духов, они являются ему, но пользы от них нет. В конце концов он идет в само обиталище Главного Зла, чтобы вызвать некий призрак, который явившись, дает ему двойственный и неутешительный ответ. В третьем акте служители находят его умирающим в башне, где он занимался своим искусством.

- Скептическая оценка разума: чем больше человек знает, тем больше перед ним открывается зло, царящее в жизни

- Но хотя разум и бессилен, отказ от разума равен отказу от человечности

- Даже если знание не облегчает жизнь, лучше знать, чем слепо верить

- Проблема добра и зла в натуре человека

- Бунтарский характер: Манфред отказывается преклонить колени перед Ариманом, отказывается признать себя побежденным

- Достоинство человеческой личности

- Духовное величие Манфреда трагически бесплодно из-за его отчужденности от других людей

«Манфред» не столько трагедия характера, сколько трагедия идеи абсолютного. Титанический герой неизмеримо несчастнее обычного человека; абсолютная власть делает властителя рабом; полное знание раскрывает бесконечность зла в мире; бессмертие оборачивается мукой, пыткой, в человеке возникает жажда смерти — таковы некоторые трагические идеи «Манфреда». Главная же из них: абсолютная свобода освещает жизнь человека прекрасной целью, но ее достижение уничтожает в нем человечность, приводит его к «мировой скорби».

И все же Манфред до конца сохраняет свою свободу, на пороге смерти бросая вызов и церкви, и потусторонним силам.

 

С особой ясностью этот прометеевский мотив звучит в его второй философской драме «Каин» (1821), продолжающей (на несколько иной основе) мысли, воплощенные в «Манфреде». Подобно Прометею, герой этой библейской драмы братоубийца Каин является богоборцем, ополчившимся на вселенского тирана — Иегову. В своей религиозной драме, названной им «мистерией», поэт использует библейский миф для полемики с Библией. Но бог в «Каине» это не только символ религии. В его мрачном образе поэт объединяет все формы тиранического произвола. Его Иегова — это и зловещая власть религии, и деспотическое иго реакционного антинародного государства, и, наконец, общие законы бытия, без­различные к скорбям и страданиям человечества.

Этому многоликому мировому злу Байрон, идя вслед за про­светителями, противопоставляет идею смелого и свободного чело­веческого разума, не приемлющего царящие в мире жестокость и несправедливость.

 

«Каин» (1821)— вершина драматургии Байрона. В основу сюжета положена библейская легенда о сыне первого человека Адама Каине, убившем своего брата Авеля. Такой сюжет был характерен для средневекового театра, поэтому Байрон назвал «Каина» мистерией (жанр религиозной драмы в Средние века). Но религиозности в драме нет. Убийца Каин в поэме становится подлинным романтическим героем. Титанический индивидуализм Каина заставляет его бросить вызов самому Богу, и убийство рабски покорного Богу Авеля — страшная форма протеста против жестокости Бога, требующего себе кровавых жертв.

Богоборческие идеи воплощаются и в образе Люцифера — прекраснейшего из ангелов, восставшего против Бога, низвергнутого в ад и получившего имя Сатаны. Люцифер посвящает Каина в тайны мироздания, он указывает на источник зла в мире — это сам Бог с его стремлением к тирании, с его жаждой всеобщего поклонения.

Герои не могут победить в борьбе с всемогущим божеством. Но человек обретает свободу в сопротивлении злу, духовная победа — за ним. Такова главная мысль произведения.

 

Авель и Каин противопоставлены друг другу в их отношении к тому, как создан мир. Авель покорно приемлет существующий порядок вещей. Каин наделен пытливым умом: его разум вопрошает, а страсть возмущается.

Перед Каином открывается, что он носит зло в самом себе. Люцифер убеждает его, что зло и смерть — неумолимые законы бытия.

Каин приходит в отчаяние. Он решает противостоять злу.

Величие человека — в способности отвергнуть зло. «Первый бунтарь на земле».

Авель выступает как лицемер и трус, в основе его благочестия — страх. Каин — поборник прав и свобод всего человечества, порабощенного несправедливым произволом.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.