Первая репродукция портрета в книге «Н.И. Лобачевский в Казани. Памятка к 100 летию со дня открытия им неэвклидовой геометрии». — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Первая репродукция портрета в книге «Н.И. Лобачевский в Казани. Памятка к 100 летию со дня открытия им неэвклидовой геометрии».

2017-06-29 283
Первая репродукция портрета в книге «Н.И. Лобачевский в Казани. Памятка к 100 летию со дня открытия им неэвклидовой геометрии». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фото автора

 

 

Более крупная репродукция была сделана в книге «Столетие неэвклидовой геометрии Лобачевского». Казань. 1927.

Фото авора

 

Идею о том, что автором портрета является Л. Крюков, высказал все в той же книге «Н.И. Лобачевский в Казани» Петр Евгеньевич Корнилов. Сделал он это на основании писем Н.И. Лобачевского к И.Е. Великопольскому. В письме от 4 января 1839 года Лобачевский писал, что «портрет его жены и его самого еще не докончены», имея в виду отослать эти портреты в Москву к Великопольскому. (Там же. С. 13). Портреты эти, по словам Лобачевского, выполнял Л. Крюков.

Дополнения к этим соображениям можно найти в книге Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. Здесь приводятся следующие соображения: «Время написания портрета можно ориентировочно установить по изображенным орденам, так как даты награждений Лобачевского известны из его формулярных списков. На орденской ленте на шее находится орден Св. Анны 2-й степени, награждение которым произошло в июне 1836. Следующий более высокий орден св. Анны 2-й степени с «короной украшенный», Лобачевский получил в окт. 1840 г. На портрете этого ордена нет. К тому же из переписки Лобачевского с Великопольским известно, что художник Крюков заканчивал в январе 1839 г. портрет Лобачевского для отправки Великопольским в Москву. Если в письме упоминается именно рассматриваемый портрет, то дата портрета – 1839 год, а художник–Крюков». (К иконографии Н.И. Лобачевского // Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. С. 654).

От себя добавим, что из письма видно только, что Л. Крюков действительно писал в нач. 1839 г. какой-то портрет Лобачевского, причем, по словам Лобачевского, Крюков писал одновременно и портрет его жены. Портрет жены Лобачевского не сохранился. Возможно, это был парный портрет, на котором Лобачевский и его жена были изображены вместе. Учитывая то обстоятельство, что Л. Крюков часто писал семейные портреты, это вполне возможно. Тогда вряд ли можно делать вывод о том, что речь в письме шла именно о рассматриваемом здесь портрете. Хотя и исключать такую возможность тоже нельзя.

 

Чем же еще интересен этот портрет? На наш взгляд, это самый «живой» портрет Лобачевского из всех известных. Почему? По нашему мнению, в отличие от предыдущего портрета, так же приписываемого Крюкову, он передает психологические черты Николая Ивановича Лобачевского. Присмотритесь внимательнее к выражению лица Николая Ивановича на этой картине. На губах Лобачевского можно заметить легкую ироническую улыбку. Случайно ли это? На наш взгляд, не случайно. Многие современники говорили об иронии Лобачевского, о его чувстве юморе. По воспоминаниям П.М. Коринфского «глаза Лобачевского блистали умом, на губах нередко скользила ироническая улыбка». (Из воспоминаний П.М. Коринфского // Модзалевский Л.Б. Материалы для биографии Н.И.Лобачевского М.-Л. АН СССР. 1948. С. 659). По словам Н.П. Вагнера, одной из существенных черт характера Лобачевского была насмешливость. (Воспоминания Н.П. Вагнера // Модзалевский Л.Б. Материалы для биографии Н.И.Лобачевского. С. 659).

В наибольшей степени отражает данный портрет и внешний облик ученого. По словам того же профессора Вагнера, оставившим описание внешности Лобачевского, «на этой гениальной голове была целая шапка густых темно-русых волос, которые слегка курчавились и торчали вихрами во все стороны». В этом смысле портрет также довольно точно отражает эти особенности внешнего вида Николая Ивановича. Правда, возможно, что на портрете волосы причесаны по моде тех лет (т.н. прическа «en coup de vent» т.е. «в порыве ветра»).

Итак, об иронии Лобачевского. Многие современники отмечали, что, несмотря на сосредоточенность и некоторую угрюмость, Н.И. обладал отменным чувством юмора. Всем известны шалости, которые отличали Лобачевского еще в юности. Не случайно студенты в известной песенке об университетских преподавателях пели:

«А наш ректор Лобачевский


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.