Диалог сенсуализма и рационализма в новоевропейской философии. Скептицизм Юма. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Диалог сенсуализма и рационализма в новоевропейской философии. Скептицизм Юма.

2017-06-29 308
Диалог сенсуализма и рационализма в новоевропейской философии. Скептицизм Юма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рационализм (Р) – учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не м.б. выведены из оборота и его обобщений; м.б. почерпаны только из ума, либо понятий, присущих уму с рождения. Представители Р. В 17в. Спиноза, Лейбниц, в 18в.-Кант, Фихте, Гегель. Ограниченность Р. – в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. Осознает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности.

Сенсуализм ( С) – учение о гносеологии, признающее ощущение 1-им источником познания. Если ощущение рассматривать как отражение объективной реальности, то последовательный С. Приводит к материализму (Гольбах, Фейербах). Но если в ощущениях рассматр-ся т. S-е, то с приводит к S-му идеализму (Юм, кант).

Скептицизм – филос. концепция, подвергающая сомнению возможность познания объект-ой действительности. Скептицизм Юма ограничивал возможности разума вообще и расчищал место для религиозной веры.

Ед. предмет достоверного знания – объекты математики. Все суждения о существовании происходят из опытов. Отрицал объективный хар-р причинности, признавая бесспорное существе S-ой причинности в виде ассоциаций идей и порождения идей (т.е. образов памяти) чувственными впечатлениями. Источником практической уверенности служит не знание, а вера.

Рационалистич. учение Де Карта о врожденных идеях.

Есть 3 вида идей:

1) Идеи, получаемые кажд. ч-ком в рез-течув-ных контактов с вещами внеш. мира.

2) Идеи, образующиеся в уме ч-ка на основании идей первого вида;

3) Врожденные идеи, имеют 2 существенные х-ки:

а) Они независимы от чув-го опыта и от внеш. предметов, воздей-щих на чув-ва.

б) Ясность, отчетливость и простота говорят т о независимости этих идей от воли.

Признание врожденности идеи объясняется невозм-тью вывести всеобщее необходимое знание из чув-го опыта (Пр.: у всякой вещи есть причина).

Врожденные идеи делятся на: 1) Врожденные понятия (Бог, свободная воля).

2) Врожденные аксиомы – представляют собой связь м\у понятий (логический з-н тождества, матем. аксиомы). С помощью интел. интуиции чел. осознает истинность врожденных понятий и связи м\у них, т.к. они самоочевидны для ума

Сенсуализм Дж. Локка:

1) Все знание происходит из чув-го опыта. Пр-п сенсуализма: нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении. Отрицается врожденный х-р понятий и аксиом, отрицается х-р идеи Бога; матем. логич, и метафизич. пр-пов.

Указать путь, каким мы проходим ко всякому знанию достаточно для док-ва, что идеи не явл-сяврожденными. 2) Понятие и стр-ра опыта. Жизн. опыт постеп. наносит на чистый лист души свои знаки. Виды опыта:

-Внешний – пораждаемвоздей-ем на орг-ы чув-в человека вещей и обст-в внеш. мира.

-Внут. чув-во или рефлексия знания души о своих обстоят-вах, сост-ях и деят-ти.

Опыт склад-ся из идей. Идеи делятся на:

1) Простые идеи – неделимые эл-ты опыта (Пр.: ощущ-е зелен.цвета).

2) Сложные - комбинация простых.

При возникновении простых идей активную роль играют чувства, ум пассивен. Активность ума проявляется позже, при комбинировании простых идей в сложные.

Исторические типы мировоззрения: религия

В истории человеческой культуры сложилось 3 типа мировоззрения: мифология, религия, философия. Религия – это мироощущение и миропонимание, а также соответствующее поведение и специфические ритуальные действия – культ, которые основываются на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.

Особенности религии как формы мировоззрения:

I. Религия имеет несколько исторических форм и прошла долгий путь развития.

Исторически первыми формами религии являлись:

1. фетишизм. Объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделённый в человеческом воображении сверхъестественными свойствами

Магия – настрой человека, стремление оказать влияние на ход событий (в нужном направлении) при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т.п.

2. анимализм – это вера в самостоятельную по отношению к телу душу. Именно на этой стадии религиозного развития человечества произошло удвоение мира на:

ü реально существующий и

ü потусторонний (сверхъестественный).

Политеизм-многобожие

4. монотеизм. Например, христианство, ислам.

II. Религия существует в силу её объективной необходимости и основана на двух группах предпосылок:


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.