Принципы диалектической логики — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Принципы диалектической логики

2017-06-29 318
Принципы диалектической логики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диалектическая логика — философская наука, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира в рамках диалектики. Является логической дисциплиной о формах правильных рассуждений, в диалектической логике учитываются законы диалектики и философские понятия.

Предмет диалектической логики — мышление, которое изучается в двух аспектах:

1) в аспекте единства формы и содержания мысли

2) в аспекте взаимодействия и развития элементов мысли и, прежде всего, – понятий.

Идея диалектической логики была воплощена, продемонстрирована в известной работе Гегеля, которая называется «Наука логики». У Гегеля диалектическая логика представлена в её идеалистическом варианте. В материалистическом осмыслении эта идея воплощена в работе Маркса «Капитал».

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ: 1. Принцип развития. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).

2. Принцип всеобщей связи. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.

3. Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество.??

4. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание

происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.

5. принцип единства исторического и логического: историческое – это описание фактического процесса, становления и развития изучаемого объекта (например, капитал); логическое – теоретическая модель развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях. Суть принципа: логика объекта – это история его становления, но представленное в основных существенных соотношениях.

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ:

1. Принцип соответствия мышления действительности - Этот принцип обязывает рассматривать мышление не «само по себе», т.е. в отрыве от действительности, а в процессе превращения действительности в мысль. Принцип соответствия реализуется посредством "диалектического метода", который обеспечивается путём выполнения определённых требований к организации рассмотрения действительности.

2. Способ (метод) восхождения от абстрактного к конкретному

Метод восхождения от абстрактного к конкретному обеспечивает соответствие сознания с действительностью, достигаемое через сложный диалектически противоречивый процесс развития понятий, категорий.

3. Противоречие

Противоречие — важнейший логический принцип и форма развития определений, принцип логического перехода от факта к факту. Этот принцип только и обеспечивает объективность перехода от категории к категории.

Теория научных революций

Концепция социологической и психологической реконструкции и развития научного знания связана с именем и идеями Т.Куна, изложенными в его широко известной работе по истории науки “Структура научных революций.” В этой работе исследуются социокультурные и психологические факторы в деятельности, как отдельных ученых, так и исследовательских коллективов.

Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов - “нормальной науки” и “научных революций”. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Социально-психологический характер концепции Куна определяется его пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением в социальной организации науки, принципами, воспринятыми при обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы, по Куну, и становятся основой научного сообщества.

Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей. Парадигма - это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

Парадигма, по Куну, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов:

1) “символические обобщения” - те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму,

2) “метафизические части парадигм” типа: “теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело”,

3) ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны быть предпочтительнее качественных,

4) общепризнанные образцы.

Все эти компоненты парадигмы воспринимаются членами научного сообщества в процессе их обучения, роль которого в формировании научного сообщества подчеркивается Куном, и становятся основой их деятельности в периоды “нормальной науки”.

Однако научная деятельность в целом этим не исчерпывается. Развитие “нормальной науки” в рамках принятой парадигмы длится до тех пор, пока существующая парадигма не утрачивает способности решать научные проблемы. На одном из этапов развития “нормальной науки” непременно возникает несоответствие наблюдений и предсказаний парадигмы, возникают аномалии. Когда таких аномалий накапливается достаточно много, прекращается нормальное течение науки и наступает состояние кризиса, которое разрешается научной революцией, приводящей к ломке старой и созданию новой научной теории - парадигмы.

Мнение о том, что новая парадигма включает старую как частный случай, Кун считает ошибочным. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого, так как не существует объективного языка научного наблюдения. Восприятие ученого всегда будет подвержено влиянию парадигмы.

Кун вносит в эту проблему природы науки и НТП “человеческий” фактор, привлекая к ее решению новые, социальные и психологические мотивы.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.