Заимствования как аллюзии на культуру, мифологию и традиции других стран — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Заимствования как аллюзии на культуру, мифологию и традиции других стран

2017-06-29 246
Заимствования как аллюзии на культуру, мифологию и традиции других стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дадим определение аллюзии. Большой Энциклопедический словарь предлагает нам следующее определение: аллюзия (от лат. allusio - шутка - намек) – стилистическая фигура, намек посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения [Большой Энциклопедический словарь; 2000]. Язык фэнтези (не только Магии) нередко полон аллюзий на исторические события, популярных личностей и известные факты. Аллюзии в языке Магии начали появляться с первых выпусков (например, Arabian Nights отражает культурное наследие Ближнего Востока), но основной расцвет приходится на 2004-2006 года: блок Kamigawa, включающий в себя три выпуска: Champions of Kamigawa, Betrayers of Kamigawa, Избавители Камигавы, и полностью посвященный японской культуре, и блок Ravnica, в которую вошли Ravnica: City of Guilds, Guildpact и Dissension, основой для которого послужили мифы и легенды Восточной Европы. Сравнительно недавно Wizards of the Coast решили вернуться к традиции аллюзий и в 2012 годы вышел блок Return to Ravnica, включающий в себя три выпуска: Возвращение в Равнику (Return to Ravnica), Gatecrash и Dragon's Maze. Также существует нетурнирный сет «Портал» («Portal»), описывающий события II-III веков в Китае (междоусобица среди трех китайских королевств). Сет практически полностью отсылает нас к историческим событиям того времени и содержит массу аллюзий, но, к сожалению, не является легальным для игры на турнирах.

После успеха данного выпуска компания-правообладатель решила усилить мифологический и исторический подтекст, так как игрокам понравилось искать отсылки и намеки к общеизвестным фактам в картах, и выпустила два блока, полностью построенных на лингвокультурных аллюзиях: Терос (Theros) (три выпуска: Терос (Theros), Порождения Богов (Born of the Gods), Путешествие в Никс (Journey into Nyx)) и Ханы Таркира (Khans of Tarkir) (выпуски: Ханы Таркира (Khans of Tarkir), Перекованная судьба (Fate Reforged), Драконы Таркира (Dragons of Tarkir). Терос полностью основан на аллюзиях к древнегреческим мифам, а Ханы Таркира – лингвокультурная отсылка к народам Востока эпохи татаро-монгольских завоеваний. Специфика аллюзий просматривается в карточных номинациях и способностях карт. Рассмотрим базовые принципы, по которым строятся аллюзии.

1. Фонетическое соответствие номинаций

Номинации карт в блоках, построенных на аллюзиях, фонетически сопоставимы с языком «оригинала». Так, в блоке Терос большинство карт имеет созвучие либо с оригинальными названиями греческих реалий, либо ссылается на реалии мифов Древней Греции. Номинации могут быть не полностью идентичны, но сходное звучание дает точное представление о предмете, на который ссылается та или иная карта. Например, карта Acroan Crusader (Акросский Крестоносец) соотносится с понятием «акрополь» - так называемый «верхний город», укрепленная часть древнегреческих городов. При этом карта Colossus of Acros (Колосс Акросский) – очевидная отсылка к Колоссу Родосскому – гигантской статуи древнегреческого титана Солнца - Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции, и является одним из «Семи чудес света» [URL: http://7chydessveta.com/], что создает двойную аллюзию – на название города (Родосс) и на понятие «акрополь». Акрополь – это возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город [Бартенев, Батажкова, 1983, c.31]. Акрос в данном случае – собирательный образ греческого мира. Белый бог – Heliod, God of the Sun берет свое название от греческого [ˈhēlēˌäs] (Ἥλιος) – Гелиос (древнегреческий бог, сын титана Гипериона и Тейи). Черный бог – Erebos, God of the Dead – прямая аллюзия на Эреба (др.-греч. Ἔρεβος, «мрак»; → лат. Erebus) — в греческой мифологии – олицетворение вечного мрака. Более сложная аллюзия присутствует в номинации Pharika, God of Affliction (Фарика, Богиня Недуга). Имя богини происходит от греческого корня «φαρ», имеющего значение «лекарство», что находится в одном лексическом поле со словом «недуг», то есть болезнь. Богиня болезней вольна насылать и излечивать недуги, и именно поэтому она получила такое имя [URL: http://www.reddit.com/]

Нередко для создания особого колорита имя собственное строится по принципу перевода какой-либо реалии языка культуры-донора. Обратимся к блоку Камигава. Само слово Kamigawa (по сюжету Камигава – это страна) поначалу кажется аллюзией на Kamikawa, поселок в Японии, но, если проанализировать состав слова, то можно заметить, что kami в переводе с японского «божество», а «gava» – река [URL: http://mtgsalvation.gamepedia.com/kamigawa].

В блоке Kamigawa также прослеживается фонетическое соответствие, но уже в несколько иной форме. Так, в номинациях некоторых карт, например, Kitsune Healer или Pious Kitsune появляется слово Kitsune, при типе карты «лиса». Слово Kitsune совершенно созвучно японскому слову «лиса», и является аллюзией к японской культуре. Карты, содержащие слово SoratamiSoratami Rainshaper, Soratami Savant и так далее – в основном синие и имеют способность «Полет». Слово soratami с японского языка переводится как «sky people», «люди неба». На русский язык переведены калькой – Соратами (название клана). [URL: http://mtgsalvation.gamepedia.com/kamigawa].

В Ханах Таркира создатели пошли еще дальше, переосмысляя форму слова таким образом, чтобы аллюзия была неочевидна, но при этом игроку казалось, что он где-то нечто подобное слышал. Так, клан Jeskai (Джескай) соотносится с древним Китаем – в китайской упрощенной транскрипции слово «Китай» звучит как «Zhōngguó» ([джонгуо]), а в корейской – «jung-gug» ([джун-гу]), в казахском языке «Qıtay» – [кытай]. Именно эти транскрипции обуславливают выбор звука [ʤ] в начале номинации и [ai] в конце. Клан Mardu (Марду)– аллюзия на татаро-монгольскую орду (Mongolian Horde) [URL: http://mtgsalvation.gamepedia.com/khans].

2. Аллюзия на фонетический строй языка-донора.

Каждый язык имеет свою неподражаемую мелодику. Мы можем отличить по звучанию итальянский от китайского, японский от французского по некоторым признакам: характерным звукам, тонике, количеству слогов. [Торсуева, 1990, с. 217]. Именно этот принцип используется при создании имен собственных для персонажей в Магии. Для распознавания аллюзии номинация сопровождается экстралингвистическими факторами, в частности способностями и иллюстрациями. Например, герои в блоке Theros обладают в том числе уникальными номинациями, которые созвучны с греческими именами, при этом ими не являясь: Anax and Cymede (Анакс и Кимеда) с типичными для греческого языка слогоформами и сочетанием звуков [ан] и [кс] [Торсуева, 1990, с. 302].

В блоке Kamigawa подобные случаи представлены номинациями Azami, Lady of Scrolls, Brothers Yamazaki, Hisoka, Minamo Sensei с характерными для немецкого языка сочетаниями [хи], [йам], [аз] [Торсуева, 1990, с. 434].

3. Аллюзия на известный факт без прямого названия.

Еще один тип аллюзии строится при помощи отсылки к определенному историческому факту, мифу или персоне, не называя ее, а переосмысляя и лишь давая намек. Так, карта Resque from the Underworld отсылает нас к мифу об Орфее и Эвридике, а Chained to the Rocks – к мифу о Прометее, который был прикован к скале [URL: http://greece.diera.su/]. Чаще всего подобные номинации являют собой словосочетание, но есть и исключения – так, карта Gild (Позолота) является аллюзией на миф о царе Мидасе, который превращал в золото все то, к чему прикасался (собственно, примерно это же является способностью данной карты) [URL: http://greece.diera.su/]. Данный вид аллюзии крайне тяжело распознать, так как для точного указания на отсылку необходимо отлично знать мифы, легенды и традиции культуры, к которой обращается карта.

Аллюзии играют значительную роль в составлении мира Магии. Игроки пытаются распознать связи между реальными событиями и номинациями карт, и нередко успешно. Сами авторы говорят, что подобная тенденция направлена на расширение кругозора игроков и повышения интереса к игре [URL: http://wizards.com].


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.