История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-06-26 | 419 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Совокупный спрос и его состав. Совокупный спрос – это объем национального производства, который государство, потребители и предприниматели готовы купить на рынке:
AD=C + I + G + X, (45.1)
где AD – совокупный спрос; C – потребительские; I – инвестиционные расходы; G – государственные расходы; X – чистый экспорт.
Зависимость совокупного спроса от уровня цен можно р выразить графически (рис. 45.1).
Кривая совокупного спроса
Ценовой фактор, влияющий на совокупный спрос, расщепляется на три эффекта:
1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса).
Повышение общего уровня цен (P) ведет к росту процентной ставки (%), которая снижает покупательную способность (покупок) и сокращает инвестиционную активность предпринимателей (I). В итоге совокупный спрос снижается (AD).
2. Эффект богатства (кассовых остатков)
Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение реальной ценности финансовых активов населения (кассовых остатков) (U), что в свою очередь делает людей менее богатыми (R), а их спрос на рынке, естественно, снижается (AD);
3. Эффект импортных закупок (товаров)
Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение спроса на отечественные товары (ADx) и делает привлекательными импортные, которые их замещают в потреблении (ADE).
Все ценовые факторы (AD) традиционно воздействуют на его движение вдоль кривой совокупного спроса, а неценовые – сдвигают ее в системе координат вправо или влево.
К неценовым относятся факторы, указанные в формуле 45.1.
2. Совокупное предложение и его элементы. Совокупное предложение – объем национального производства, который предприниматели могут произвести и предложить на продажу на рынке.
|
Зависимость AS (совокупного предложения) от уровня цен описывается кривой совокупного предложения (рис. 45.2).
Рис. 45.2. Кривая совокупного предложения
AS – совокупное предложение.
Кривая совокупного предложения AS условно состоит из трех участков:
I – горизонтальный – производство растет при низком неизменном уровне цен;
II – восходящий – увеличение объемов производства идет на фоне роста цен;
III – вертикальный – экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.
Сторонники неоклассического и кейнсианского подходов к экономике по-разному оценивают кривую AS в коротком периоде: кейнсианцы считают, что она представлена участком I, а неоклассики – участком II. Различие их взглядов кроется в неодинаковой интерпретации поведения продавцов и покупателей на рынке. Неоклассики, как известно, исходят из гибкости цен и полной рациональности в поведении агентов рынка (homo economicus), а вторые это отрицают.
По существу, вид кривой AS в коротком периоде зависит от поведения экономических субъектов и условий рыночной конъюнктуры, т. е. ряда неценовых факторов.
Среди основных неценовых факторов совокупного предложения выделяют:
– уровень технологии производства в стране;
– общую производительность труда;
– изменение условий деятельности в бизнесе;
– характер применения ресурсов (экстенсивный, интенсивный) и т. д.
Если под воздействием ценового фактора совокупное предложение скользит по кривой AS, то изменение неценовых факторов приводит к ее сдвигу.
В долгосрочном периоде сторонники обеих противоборствующих экономических теорий сходятся в едином мнении: кривая AS принимает вертикальный вид, так как в длительном периоде вслед за ростом товарных цен работники всегда требуют повышения зарплаты, а вслед за ростом прибыли идет рост издержек. В этих условиях объем предложения ограничивается техническими возможностями производства и не может увеличиваться произвольно.
3. Графическая интерпретация взаимодействия совокупных спроса и предложения. Совокупные спрос и предложение встречаются на рынке благ, формируя равновесную ситуацию: AD = AS. В самом общем виде кривая AD пересекает AS на участке II, образуя равновесный объем национального производства (ВНП) и равновесную цену PE.
|
Эта ситуация описывается графиком (рис. 45.3).
Различные взгляды на кривую AS в коротком периоде приводят неоклассиков и кейнсианцев к противоположной оценке макроэкономического равновесия на рынке благ.
Рис. 45.3. Равновесие на рынке благ
Представители неоклассической школы считают, что в условиях гибкости цен, зарплаты, процентной ставки они способны расти и сокращаться под влиянием спроса и предложения. В результате снижение AD не приводит к сокращению объема национального производства, а только Р 4 изменяет цены. Отсюда делается вывод о том, что свободное ценообразование способно само, без всякого вмешательства государства, установить равновесие на рынке благ (рис. 45.4).
Рис. 45.4. Неоклассическая трактовка равновесия на рынке благ
E, E 1 – точки равновесия.
Представители кейнсианской школы не признают такой оценки равновесия и предлагают свою: совокупное предложение AS лишь в длительном периоде имеет вертикальный вид, а в коротком – принимает горизонтальный: в экономике постоянно существуют незадействованные ресурсы (в том числе безработица), а цены и зарплата не являются гибкими, так как зафиксированы в договорах поставок продукции, закупленном сырье и оборудовании, заключенных трудовых соглашениях с работниками на длительный период (месяцы и годы) и т. д.
Сокращение совокупного спроса AD ведет к сокращению объемов национального производства y (ВНП), поэтому, чтобы не допустить спада или даже кризиса в экономике, необходимо вмешательство государства с целью поддержки достаточного уровня совокупного спроса AD (рис. 45.5).
Рис. 45.5. Кейнсианская трактовка равновесия на рынке благ
СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
1. Цели и методы проведения стабилизационной политики. Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.
Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.
Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.
|
Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.
Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.
2. Лаги стабилизационной политики. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на развитие экономики по истечении какого-то промежутка времени, причем стабилизационная политика проходит в два этапа:
1) этап осознания необходимости принятия мер в отношении экономики. Подобный промежуток времени принято называть внутренним лагом стабилизационной политики;
2) этап претворения в жизнь принятых решений. Период времени между принятием мер стабилизационной политики и получением первых результатов принято называть внешним лагом.
Период времени, охватывающий внутренний и внешний лаги стабилизационной политики, принято называть лагом решений (см. рис. 46.1).
Рис. 46.1. Лаг решений стабилизационной политики
Временные лаги, существующие в стабилизационной политике, снижают ее эффективность. Однако им противостоят автоматические встроенные стабилизаторы, которые позволяют замедлять или стимулировать экономическое развитие страны без специальных активных мер по изменению экономической политики. В качестве встроенных стабилизаторов экономики выступают:
1. Система налогов на личные доходы населения. В период экономического спада по мере сокращения доходов граждан и фирм налоги автоматически сокращаются без специальных законодательных актов, а в период «бума» инфляция толкает доходы вверх, и они автоматически облагаются по более высокой ставке.
|
2. Правительственные расходы по социальному страхованию. При экономическом спаде большое количество людей обращается за помощью по безработице, социальной поддержкой к государству. К тем же результатам приводит развитие инфляции, так как все больше людей оказывается за чертой бедности и может на законных основаниях претендовать на помощь от государства. В периоды подъема эти процессы ослабевают, что автоматически ведет к сокращению государственных расходов.
Использование встроенных автоматических регуляторов рынка позволяет избежать ряда ошибок при проведении активной стабилизационной политики государством.
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ
1. Мотивы использования дохода населением
2. Взаимосвязь сбережения с потреблением
3. Предельная склонность к потреблению и сбережению
1. Мотивы использования дохода населением. Весь продукт, созданный в обществе, предназначен для потребления. Потребление – индивидуальное и совместное использование благ, нацеленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
Потребление населения – ведущий показатель развития экономики, так как на него приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы – важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения людей, их потребительские ожидания.
2. Взаимосвязь сбережения с потреблением. С потреблением тесно связаны сбережения. Сбережения – это временно отложенное потребление. Оно возникает тогда, когда доход и потребление не совпадают между собой. Причиной, побуждающей фирмы не использовать полностью полученный доход, а сберегать и накапливать его, является их инвестиционная активность с целью расширения бизнеса.
Мотивы сбережения у домохозяйств более разнообразны и связаны с психологическими особенностями людей.
Размеры как потребления, так и сбережения зависят от получаемого дохода и лимитируются им.
Зависимость потребляемой и сберегаемой частей дохода от его общей величины принято называть функциями потребления и сбережения.
а) S = f(s);
б) C = f(c);
в) y = С + S, (47.1)
где У – доход; C – потребление; S – сбережения.
Психология людей оказывает существенное влияние на использование дохода, поэтому в экономической теории применяются показатели средней склонности к потреблению и сбережению.
3. Предельная склонность к потреблению и сбережению. За средней склонностью населения к потреблению и сбережению стоят колебания как дохода, так и настроений людей, поэтому важно знать, как человек реагирует на изменение его дохода – в сторону увеличения потребления или сбережения? Для этой цели применяются, соответственно, показатели предельной склонности к потреблению и сбережению (рис. 47.1).
|
Рис. 47.1. Предельная склонность
а) к потреблению; б) к сбережению.
Предельная склонность к потреблению – изменение в потреблении вследствие изменения дохода:
где:?C – прирост потребления;?у – прирост дохода; MpC – предельная склонность к потреблению.
Предельная склонность к сбережению – изменение в сбережении вследствие изменения дохода:
где?S – прирост сбережений;?у – прирост дохода; MPS – предельная склонность к сбережению.
Величины MPC и MPS всегда колеблются в пределах прироста дохода – в этом проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость.
а) MPC + MPS = 1;
б) 1 – MPC = MPS; (47.5)
в) 1 – MPS = MPC.
Корректирующее воздействие на МРС и помимо дохода, оказывают:
– уровень цен;
– налогообложение;
– накопленное имущество и т. д.
Обобщая индивидуальные стремления отдельных людей, можно перейти к расчету МРС и MPS на макроэкономическом уровне.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!