Формироующий этап исследования — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формироующий этап исследования

2017-06-26 286
Формироующий этап исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ психолого – педагогических причин неуспеваемости у учащихся экспериментального класса позволил сформулировать задачи и определить содержание индивидуальных занятий с ними.

Были выявлены следующие причины неуспеваемости:

- нарушение зрительно – моторной координации

- нарушение фонетико – фонематического восприятия

Были выявлены такие причины неуспеваемости, как:

- слабо-развитое логическое мышление

- ослаблено внимание

- слабо-развитая память

В связи с этим комплекс индивидуальных занятий направлен на решение следующих задач:

1) развитие зрительно-моторной координации;

2) развитие фонетико-фонематического восприятия;

Комплекс индивидуальных занятий был направлен на решение следующих задач:

1) развитие мышления;

2) развитие внимания;

3) развитие памяти;

Занятие 1.

1) Упражнение для развития зрительно - моторной координации

Учащимся с нарушениями моторики пальцев руки необходимо выполнять задания по штриховке фигур. Штриховка (правая, левая) сверху вниз, слева направо.

Задание: Выполни штриховку фигур.

       
 
   
 


 

2) Упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия

Учащимся предлагается узнать, какой первый звук в словах: Аня, Оля, Алик, Ася и т.д. Затем гласный звук в середине слова: СУП, МАК,ДЫМ и т.д. Выделенный звук должен находиться в ударной позиции.

После того как это усвоено, можно переходить к выделению согласного звука, который находится в конце слова.

1.Показать ребенку картинку и попросить назвать первый или последний звук (кот, дом, пар)

2. Подобрать картинки на заданный звук (рис.1).Затем дать слова для сравнения по звуковому составу (рис.2). При этом надо спросить, чем отличаются эти пары слов, и составить эти слова из разборной азбуки (кассы).

 

 

Рис.1

 

 


Рис.2

3) Упражнения для развития орфографической зоркости

Дети, имеющие несформированность фонетико-фонематического восприятия (фонематического слуха), часто пропускают гласные звуки. Одним из условий акцентирования внимания на гласных звуках является деление слов на слоги. При этом необходимо на практике показать, что без гласных не слога, и отработать на упражнениях правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Усвоив это, можно предложить следующие задания:

- дописать в каждом слове слог:

шко.-; руч.-; кни.-;

пар.-; дос.-; пап.-;

- составить имена из слогов верхней и нижней строчек:

Фе, Ле, Ва, Та, То, Во, Ве

дя,ва, ля, ня, ма, ва, ра.

Занятие 2.

1) Упражнение для развития зрительно - моторной координации

При выполнении следующих заданий очень важно, чтобы ребенок «чувствовал» форму и пропорции любого графического элемента, умел его правильно располагать на линии. Копирование фигур, моделирование из деталей – прекрасная тренировка зрительно- моторной координации.

Задание: Нарисуй в нижних квадратах эти же фигуры.

 

 
     

 

 

3.Нарисуй

 
 
 

 

 

       

2) Упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия

Дети со сниженным фонематическим восприятием очень часто путают парные звонкие и глухте согласные, заменгяют звонкие согласные глухими.Часты, например, такие замены:

Гусь – кусь

Булка – пулка

Кошка – коска

Заяц – саяц.

Для того, чтобы исправить данный дефект, надо прежде всего сравнивать оппозиционные звуки. Возьмем, например, звуки Б-П. Попросите ребенка произнести звуки б- п и сравнивать их по артикуляции. Звук «б» - звонкий. Проверим это: положим руку (тыльной стороной ладони) на гортань – горлышко дрожит. При звуке «п» - не дрожит, значит, он глухой. Затем проговорим звуки по слоговой таблице, которую можно сделать самим на плотном картоне:

Ба – па аба - апа

Бо – по обо - опо

Бу –пу убу - упу

Бы – пы ыбы – ыпы

Попросите ребенка сравнивать слова и дать смысловое различие слов с изменением одной буквы:

Бочка – почка.

А теперь составьте с этими словами предложения:

В саду стояла почка с водой.

На деревне распустилась бочка.

Пусть ребенок отгадает, где ошибки, а потом запишет эти слоги под диктовку.

Занятие 3.

1) Упражнение для развития зрительно – моторной координации

 

 
 

 

 

     

 

 

           
   
 
   

 

     

2) Упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия

Звуки б – п в слоге, слове, предложении. Повторите второе занятие:

- попросите сравнить звуки б – п по артикуляции;

- попросите поработать со слоговой таблицей (па – ба, по – бо, пу –бу, пы – бы);

- попросите прочитать эти слоги и записать под диктовку;

- попросите взять опять карточки: ба, па, бу, пы, бо, прочитать слоги и запомнить их. А потом карточки пепеверните, и пусть ребенок вспомнит этот ряд слогов.

Затем взять картинки, на которых изображены слова с буквами «б» и «п»: бабочка, шляпа, рыба, рубашка, парта, бананы и др., разложить их на две кучки: в одну – с буквой «б», в другую с буквой «п» и поппросить записать их.

Занятие 4.

1) Упражнение для развития зрительно – моторной координации

Умение ребенка видеть отличия не всегда связано со способностью выполнить отличающиеся фигуры по инструкции или способность расположить фигуры одну по отношению к другой. Для тренировки этой способности можно дать задания типа:

Задание: Нарисуй круг, поставь точку посередине, сверху, снизу, справа, слева.

 

 

 
 

           
   
     
 

 


 

2) Упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия

Очень часто дети с неформированным фонематическим восприятием с трудом усваивают правописание гласных после шипящих: жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Основным затруднением является то, что дети не могут запомнить данное правило, и это, безусловно отражается на письме.

Поэтому ребенку сразу необходимо объяснить, что «люди договорились о том, что после шипящих «ж», «ш» будут писать букву «и», а после «ч» и «щ» - «у» или «а»: жи – ши, чу – щу, ча –ща».

Начинать работу нужно с одной пары шипящих звуков. Например, жи – ши. Положим перед ребенком буквы «ж», «и», «ш». «и», «ы». Называем слог ЖИ, при этом ребенок должен составить данный слог. После того, как ребенок начал ориентироваться в этой работе, ему можно дать следующее упражнение.

Называем предметы:

Кувшин, машина, ужи, уши..

Задание 1. Напиши гласную, которую ты поставишь после «ш» (даны буквы «и», «ы», «а», «о», «у»).

Задание 2. Допиши слово, слоги ЖИ, ШИ подчеркни:

МАЛЫ..

КАМЫ..

СТРИ..

Задание 3.Спиши стихотворение, вставь пропущенную букву цветным карандашом:

Белый снег пуш.стый

В воздухе круж.тся

И на землю тихо

Падает, лож.тся.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.