Страх публичного выступления — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Страх публичного выступления

2017-06-25 186
Страх публичного выступления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для многих детей содержащиеся в контрольных заданиях элементы соревнования и соперничества являются источником стресса. Они могут усиливать волнение и беспокойство, связанные с устными ответами перед всем классом или экзаменационной комиссией. Сильное волнение при выполнении контрольных заданий может привести к тому, что на экзамене ученик будет обращать больше внимания на свое состояние, чем на сами задания. Таким образом, учащийся с высокой тревожностью может сам обречь себя на неудачу, если вовремя не оказать ему помощь.

Страх проверки знаний

Больше всего страдают от чувства тревожности и психологического напряжения школьники со средними способностями. Они понимают, как важно хорошо учиться, и усердно стремятся к этому, однако сравнение себя с более успевающими одноклассниками порождает чувство неполноценности и неуверенности в собственных силах.

Страх не успеть подготовиться к экзаменам

Основными источниками тревожности, как правило, являются ощущение своей беспомощности и неумение правильно организовать учебную деятельность, не успеть повторить весь учебный материал, систематизировать и запомнить необходимые данные. Этот страх связан, прежде всего, с применением нерациональных способов запоминания материала, когда ученик старается дословно или близко к тексту заучивать учебник, не умеет вычленять главное и сопутствующее, структурировать материал в удобные и ясные схемы.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Ожидания окружающих, прежде всего значимых взрослых, оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на возникновение тревожности учащегося. Значимыми взрослыми могут быть прежде всего близкие для ребенка люди: мама, папа, бабушка и т. п., но на эту роль в зависимости от обстоятельств могут претендовать и учителя, сверстники, а иногда и просто знакомые семьи. Завышенные ожидания, постоянные напоминания о том, "что ты обязан", "мы на тебя все надеемся" могут значительно повысить тревожность ребенка, привести к нервному срыву, а в случаи провала или получения более низкой оценки, чем ожидалось, к суициду. Решаются на такой крайний шаг подростки, а иногда и выпускники школы, как правило, замкнутые, ранимые по характеру. Своевременная поддержка, доброе участие родителей поддержат ребенка, дадут возможность открыто обсуждать свои проблемы и тревоги, не боясь осуждения и насмешки. Важно, чтобы ребенок чувствовал: его любят не за его успешность или не успешность в учебе, а за то, что он сын или дочь, его понимают и принимают таким, каков он есть.

Оказание помощи

• Сосредоточьте внимание на тех ситуациях, которые порождают тревожность ребенка, а также на тех его действиях, которые ведут к снижению результатов или неудаче на контрольных работах и экзаменах.

• Попытайтесь изменить восприятие ребенком угрожающей ситуации и помогите ему найти более эффективный путь поведения. Понимание ситуации снимает неопределенность, которая сопутствует тревожности и может усугублять ее проявления.

• Помогите осознать что неэффективные поведенческие проявления, такие как агрессия, при которой чувство недовольства и обиды переносится на учителей, родителей; уклонение от учебной деятельности, нередко проявляющееся в форме оттягивания, откладывания учебных дел и т. п., - не решают ситуацию, а нагнетают чувство тревожности.

• В случае высокой тревожности у ребенка, когда ситуация выходит из-под контроля, обратитесь за помощью к специалистам.

• Необходимость обсуждения вышеперечисленных вопросов не означает, что достаточно ограничиться поверхностными увещеваниями. Сочувствие на словах чаще всего встречает в этом случае обиду, а порой и раздражение со стороны ребенка: "Ты меня не понимаешь!" Поэтому необходима и конструктивная помощь.

Память и повторение

Одна из проблем учащихся - это трудности с запоминанием ключевых дат и имен, определений и формул, что порождает у них порой гнетущее ощущение от собственной беспомощности. Обучая школьников рассуждать, осмысливать факты, мы иногда невольно забываем, что для этого необходимо прежде всего умение их запоминать. Развить умение выделять и запоминать существенную учебную информацию — важнейшая задача. И хотя запоминание во многом зависит от понимания (как известно, то, что хорошо понято, лучше и быстрее запоминается), существуют специальные приемы, обращение к которым облегчает запоминание.

Хорошие результаты для усвоения учебного материала дает прием "мышление заголовками". Этот прием позволяет ученику выстраивать логическую структуру, в которой каждый заголовок помогает вспомнить соответствующие факты. В свою очередь образующие каждый заголовок ключевые слова можно запомнить, опираясь на приемы запоминания (например, ассоциации).

Заголовок 1

|_____ Вспомогательные идеи, положения, факты__ |

I Заголовок 2

______________________ I_____________________

[ Вспомогательные идеи, положения, факты ~|

I Заголовок 3

Как планировать работу по подготовке к экзаменам.

Подготовка к выпускным экзаменам нередко вызывает психологическую напряженность, если в ходе самостоятельных занятий ученики стараться пройти как можно больше материала, не заботясь о полноте и глубине его усвоения. Чтобы избежать этого, можно предложить учащемуся выполнить следующие рекомендации:

- Запишите кратко все, что вы можете вспомнить по теме, которую собираетесь повторять;

- Проверьте фактическую точность того, что вы помните;

- Просмотрите снова конспект, сравнив его с текстом учебника и обратив особое внимание на ключевые моменты и заголовки;

- Внимательно читайте учебный материал по теме повторения, отмечая основные мысли;

- Уделите несколько минут самопроверке усвоенного при помощи выбранного вами метода, используя логическую схему, конспект, магнитофон;

- Работайте над пунктами 4 и 5 до тех пор, пока не убедитесь в том, что полностью усвоили материал;

- Проверьте, насколько хорошо вы запомнили материал всей темы.

Данная методика предполагает длительную, постепенную работу. Не ждите мгновенного результата, но усилия обязательно окупятся.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.