Сравнительно-историческое литературоведение — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сравнительно-историческое литературоведение

2017-06-25 214
Сравнительно-историческое литературоведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Представитель: Веселовский.

Все открытия базируются на открытиях мифологической и культурно-исторической школ.

Настает потребность в осмыслении мировой литературы (сопоставление многих литератур, изучение типологических сходств, выявление национальных различий).

Задача – построение истории литературы, как специальной науки.

Историческая работа осуществляется снизу – народом, воплотить эту работу не под силу одному человеку.

Эстетическое возникает из неэстетического, поэтическое из непоэтического.

История общественной мысли (к-с школа – содержание) выражается в поэтическом слове (форма). Одно без другого не существует.

Новая форма – вызывает новое содержание.

Цель сравнения – найти первоэлементы формы, установить генезис форм - выстроить параллельные ряды сходных литературных явлений - выстроить лестницы жанров, приемов – архетипы –проследить весь путь в обратном порядке от прошлого к настоящему.

Абсолютно новых произведений в литературе не бывает.

Явление первобытного синкретизма – некое народное действо, коллективная хоровая игра, состоящая из танца с песней, мелодией, с элементами слова, вызывает эффект психофизического катарсиса.

Стадии первобытного синкретизма – 1) до обрядовыйс-зм, 2) обрядовый с-зм, 3) лиро-эпическая стадия - первые лирические формы, не являющиеся пока ни лирикой, ни эпосом, лиро-эпические образования.

База для появления литературных родов. Вслед за этим этапом идет поэтическая стадия, где из лиро-эпических образований вымывается лирическое и остается только эпика.

Эпика – 1 выделившийся из синкретизма род.

Мы невольно переносим на природу наше самоощущение жизни, выражающееся в движении, в проявлении силы, направляемой волей

Параллелизм — употребление одинаковых или сходных элементов, сопоставляемых по их близости или по контрасту: звуков, значений, ритма сюжетных линий. Чаще, однако, параллелизм рассматривается как фигура поэтической речи, один из видов повтора.

Теория сюжетов и мотивов. – исследования уже на уровне художественного произведения, не вычленяется понятие композиции из понятия сюжета. Сюжеты – это сложные схемы в образности, которые обращались акты человеческой психики в бытовой действительности. От сюжета мотивы отличаются простотой. Мотив - по Веселовскому – простейшая повествовательная единица ответов на разные вопросы. Мотив - не разложимая единица.

 

 

Психологическая школа

Представители: зарубежное крыло – Вильгельм Вундт (учение о творческом процессе, в котором главная роль отводилась психическому состоянию художника, психология писателя, психология персонажа), Эмиль Гэнекен (интерпретация только художественного текста, исследование эстетических эмоций), Поль Лако (интерпретация произведения через изучение личности художника)

Русское крыло – Потебня (порядок в окружающий мир вносит мысль человека, что художественное творчество есть отражение внутреннего мира писателя)

Слово – генератор мысли, не фиксация, а именно средство создания мысли.

Вывел теорию внутренней формы слова.

Внешняя форма слова – звуковая оболочка.

Кроме внешней звуковой формы, слова несут образ.

Внутренняя форма слова – есть источник образности языка (сущность вн.ф.сл. – ОБРАЗНОСТЬ)

Функции внутренней формы: 1. Источник новых слов, 2. Источник образности языка 3. Утрата ВФ переводит слово в научный язык 4. Элемент худ. произведения

Разграничивает поэтически язык (язык образный, язык всех родов и жанров литературы) и прозаический язык (язык деловых бумаг, научного обихода).

Свойство образа – иносказательность. Понимание сущности слова.

Формы образности – ТРОП – скачок образа к значению

Формула поэтического языка Х(собственное значение слова) - а (внутренняя форма слова) – А (материальная звуковая оболочка)

Формула делового языка Х – А (лошадь)

Формула мифического слова x-a, горячее сердце

Слово – микромодель художественного произведения. Строение произведения = строению слова.

Метод Потебни – индуктивный.

Языка – живой организм, которому присущи изменения.

 

Формальная школа

Представители: Шкловский, Эйхенбаум, Тынянов.

Преобладание формы над содержанием. Никакого содержания, только сцепление приемов. Искусство как сумма приемов художника.

ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка.

Язык – живой организм, которому присущи изменения.

«Новая форма существует не для того, чтобы выразить новое содержание, а для того, чтобы заменить старую форму». Шкловский

Основной материал – слово – как средство коммуникации.

Связан с футуризмом и авангардом.

Ключевые понятия:

Автоматизация – потеря поэтичности (когда слово уже не способно привлечь к себе внимание)

Ощутимость построения – слово обращает на себя внимание своим построением, необычностью внешней формы).

Установка на выражение – исключает смысл, который несет слово.

Заумный язык – предельная степень установки на выражение.

Разграничили фабулу и сюжет.

Фабула – последовательность событий, действий в их причинно-следственных взаимосвязях и реально временной последовательности.

Сюжет – совокупность приемов преобразования элементов фабулы в конструкцию художественного произведения (сочетание мотивов, изложение истории с отступлениями – пейзаж, портрет, введение других элементов). Осознание и осмысление фабулы, художественно оформленная рефлексия фабулы.

Фабула – материал (события, действия, ситуации и их причинно-следственные связи в реальной временной последовательности), сырье; сюжет – конструкция из этого сырья.

Фабула выводится за грань художественной конструкции.

Уровни понимания сюжета: задумываемся над действительностью-события отобранные автором –худ. оболочка – фабула – сюжет произведения.

Разграничение реального времени и художественного

Открытие в стихотворном искусстве – ритмика, строфика.

Метод формализма – дедуктивный (моделирование гипотезы и применение модели к фактам).

У Потебни взяли учение о внутренней форме слова, противопоставление поэтического и прозаического языка.

Шкловский: литература развивается не путем преемственности (от отца к сыну), а боковыми ходами (от дяди к племяннику)

Тынянов: необходимо помнить не только о генералах лит-ры, но и писателях 2, 3 ряда, без этого ничего нельзя понять. Тынянов: литература прерывно эволюционирующий ряд.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.