Виды социально-педагогической деятельности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Виды социально-педагогической деятельности

2017-06-25 4074
Виды социально-педагогической деятельности 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

виды социально-педагогической деятельности:

· психосоциальная работа;

· медико-социальная работа;

· социально-правовая работа;

· культурно-досуговая работа;

· информационно-воспитательная работа.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

· социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

· социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

· социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

· социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

· социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;

· социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда – и в профилактической работе.

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.

6.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др., а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него

Социальная помощь и защита прав ребенка

Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группы детей:

1.Дети-сироты, у которых умерли родители;

2.Дети, родители которых лишены родительских прав;

3.Дети, временно лишившиеся родительского попечения (находятся в больнице, под следствием, в розыске, в заключение)

4.Дети из семей, где они подвергались физическому или сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целый день или ночь одних без присмотра, где родители пьют или дебоширят, т.е. где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

5.Дети вынужденных переселенцев;

6.Дети, жилище которых находится в аварийном состоянии, либо оно отсутствует вовсе, либо не отвечает санитано-гигиеническим нормам.

Прежде чем принять по ребенку решение, определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо изучить условия семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения), интересы, сведения о здоровье, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальным педагогом

Основные функции социального педагога при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей:

Сбор информации, касающейся социального статуса ребенка. С этой целью педагог посещает семью ребенка, изучает материальные условия, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье, отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственниками, соседями, школой, милицией и другими учреждениями.

Сбор и ведение документации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело. В папку собираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство о рождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в различные органы и т. д. Обязательно отмечается, какая помощь, и поддержка были оказаны ребенку, и предполагаемое решение его дальнейшей судьбы. Для этой цели используется «Социальную карта ребенка». Такая карта является удобной для оценки жизненной ситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятия фиксируются в дневнике.

Установление контактов и поддержание связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей.

Помощь директору учреждения в подготовке документов для возбуждения уголовных дел в интересах ребенка на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.

Социальная поддержка ребенка (устройство в школу, профессиональное училище и т.д.).

Наблюдение за условиями жизни детей, живших в приюте и вернувшихся в семью или взятых под опеку.

Понятно, что эти задачи требуют тесного контакта социального педагога и всего педагогического коллёктива

Из сказанного следует, что важной задачей социального педагога является изучение условий жизни семьи с тем, чтобы принять правильное решение о возможности возвращения в семью. Надо отметить, что социальный педагог не обладает карательными функциями, его задача — полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с ребенком и родственниками. Мы используем для достижения взаимопонимания социального работника и клиента ряд приемов, рекомендуемых зарубежными психологами. В данном случае слово «клиент» относится как к родителям или другим членам семьи, так и к самому ребенку.

Начать беседу с «разминки» — разговора на нейтральные темы. Особенно важно соблюдать это правило, начиная разговор с подростками, так как они переживают стадию освобождения от влияния взрослых и настороженно относятся к попытке проникнуть в их мир.

Продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуаций. Чуткость способствует установлению контакта, так как собеседник начинает воспринимать социального работника как человека заинтересованного в его судьбе.

Относиться к клиенту «как к родному — быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения — открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций клиента.

Прежде чем изучить интересующую социального работника проблему, следует проявить внимание к нынешнему состоянию клиента, на момент интервью.

После такой подготовки можно перейти к изучению интересующей проблемы. Во время дальнейшей беседы с помощью поощрительных реплик поддерживать обратную связь. Случается, что одного посещения недостаточно, приходится делать повторные визиты. Каждый раз составляется подробный неформальный отчет социального педагога в «Тетради учета посещений семей», в которой излагаются условия жизни, обстановка на момент посещения, поведение родителей и других членов семьи, их реакция на сведения о ребенке. Эти акты или отчеты являются документом, который может быть использован при возбуждении дела о лишении родительских прав или отобрании детей по суду. Когда по разным причинам не удается попасть в семью или родители отказываются от беседы, тогда необходимо опросить соседей, других родственников.

Семьи, где развращали детей, принуждали к воровству, обману, совершенно не заботились об их устройстве в школу. Дети из этих семей не имели кровати и спали в лохмотьях на полу, с которого даже линолеум был снят и пропит родителями.

Таким образом, посещение социальным педагогом семьи ребенка дает возможность решить вопрос о возвращении ребенка в семью. Или вызволения его из обстановки, опасной для его жизни и здоровья. Если возвращение ребенка в семью по тем или иным причинам невозможно. А родственники не хотят или не могут взять его под опеку, готовятся документы на передачу его в школу-интернат или детский дом.

Социальная помощь детям включает также помощь в решении жизненных проблем, т.е. закреплении имеющегося жилья за ребенком, а также открытие счетов в Сбербанке на разные виды пенсии (по потери кормильца, социальные, алименты родителей, лишенных родительских прав.

В России создана законодательная база, позволяющая в той или иной мере защитить основные права ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это предоставление им на время пребывании в соответствующем государственном пли муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

7. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его без специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды или дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ достаточно неоднородная. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Область различий в развитии детей с ОВЗ очень велика. Она проходит от детей, нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми поражениями центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом такие границы различий наблюдаются не только в группе учащихся с ОВЗ, но и в группе школьников с различными нарушениями в развитии.

В таких условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптированным к потребностям и возможностям детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют свои специальные потребности обучения:

- начало обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- индивидуализировать обучение ребенка с ОВЗ следует в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- введение в содержание обучения ребенка специальные разделы, которые не присутствуют в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использование методов, приемов и средств обучения, которые обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения и облегчают усвоение учебного материала;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

- максимально раздвижение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Учет особых потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности обучения учащихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Как показывает исследование, важную роль в данном моменте играет социально – педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в здоровье, которая призвана решить следующие задачи:

-создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

-обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

- построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

- обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие результаты:

- выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

- реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

- получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

- реализация себя в обществе;

- повышение качества жизни;

- овладения знаниями, социальными навыками;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно:

- между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями;

- между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

- между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

- между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии; и др.

Цель и смысл социально – педагогической поддержки детей с ОВЗ в общеобразовательном школах – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

Освоение образовательной программы призвано обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Для этого необходимо использовать интегративные формы, организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе предполагает открытие специализированного класса или отделения надомного обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам на дому и в школе со значительным числом общеразвивающих занятий и мероприятий.

Ребенок получает образование, которое можно сопоставить по уровню академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более длительные календарные сроки. Учебное место организуется в соответствии с особенностями развития школьников и дополнительно переделывается к конкретному ребенку.

Для того, чтобы данная модель усвоилась необходима организация специального обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. В данном случае нужно усилить внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, к использованию обучающимися полученных знаний в реальных жизненных условиях.

В связи с неизбежной упрощенностью образовательной и воспитательной среды, необходимо максимально приспособить данную среду к физическому ограничению ребенка и его жизненному опыту и взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основным значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Основная задача образовательного учреждения в сотрудничестве со специалистами – разработка и корректировка индивидуальных учебных планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на основе изучения его особенностей, психических и физических ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних этапах.

Важным условием для повышения учебного процесса в специализированном классе или отделении надомного обучения должна стать комплексная социально -педагогическая поддержка психологического состояния ребенка; развитие его социального интеллекта, самостоятельности, способности к преодолению трудностей. Таким образом, существенно повышается роль службы социально –педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

Введение учащихся с ограниченными возможностями в здоровье в контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию в обществе.

Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.