Й крупный лит. успех Фонвизину принесла его комедия «Бригадир» 1763. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Й крупный лит. успех Фонвизину принесла его комедия «Бригадир» 1763.

2017-06-25 286
Й крупный лит. успех Фонвизину принесла его комедия «Бригадир» 1763. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Й крупный лит. успех Фонвизину принесла его комедия «Бригадир» 1763.

В центре пьесы – дворянство, но не старинное и родовитое, а завоевавшее свой ранг (или чин) усердной службой.

Суть персонажей – их чины, социальное положение. Недаром Фонвизин называет основных действующих лиц на протяжении всей пьесы по чинам, а не по именам, хотя в разговорах звучат и имена: Игнатий Андреевич, Акулина Тимофеевна, Артемий Власьевич, Авдотья Потаповна. Выложившись на службе, Бригадир оказывается формальным «отцом семейства»: в его доме всё ложится на плечи отупевшей от беспросветной гарнизонной жизни, домашней экономии и грубости мужа Бригадирши.

Интересно, что, называя героя Иванушкой и обыгрывая его имя. На формирование характера Иванушки сначала оказало воздействие неразумное воспитание, данное ему невежественной матерью — «дурой» (по определению её мужа). Следующим этапом стало обучение у французского кучера, «на пансионе» у которого Иванушка находился до отъезда в Париж. Завершающей стадией была поездка во Францию.

Галломания — доминанта образа Иванушки, «русского парижанина», безмозглого щёголя, слепым и бессмысленным преклонением перед всем французским.

В комедии очень много и сильно обличается взяточничество — и в лице Советника, и в упоминаниях о корыстолюбивых судьях, не желавших «по справедливости» решить дело Добролюбова.

Героев комедии в не меньшей степени, чем сословная принадлежность, объединяет тема «глупости». Бригадир дослужился до своего чина и знает наизусть «Артикул» и «Устав военный» (как воплощение грубости, тупого солдафонства, ненависти к просвещению он предвосхищает основные черты Скалозуба); Советник умеет толковать Уложение так, чтобы обирать и правого и виноватого; Советница читает французские романы и берет уроки у французов-учителей; Иван побывал в Париже; Бригадирша умеет наживать (она единственная не изменяет мужу даже в мыслях). Амурные намерения героев — пародия на любовь.

И если в содержательном плане Фонвизин преодолевает однолинейность, свойственную произведениям других авторов на ту же тему, то в области формы он не выходит за рамки традиционных для этого жанра приемов и правил. Комедия состоит из положенных пяти актов. Основу действия составляет любовная интрига: кроме Бригадирши, кажется, будто здесь влюблены все до единого. Герои делятся на симметричные любовные пары, именно в сценах сватовства и любовных признаний раскрывается суть каждого действующего лица. Стремление объясниться в чувствах, «определиться» в симпатиях движет действие пьесы. Хотя необходимо отметить отсутствие ярко выраженной динамики. Герои мало действуют, больше говорят.

Уже в «Бригадире» Фонвизин постоянно сравнивает отрицательных персонажей с животными, тем самым намечая тему «человеческого скотства», в полной мере зазвучавшую в «Недоросле».

«Недоросль» (1781). Комедия «Недоросль» впервые поставлена 24 сентября 1782 г. в Петербурге. «Недоросль» – первая в русской драматургии XVIII века социальная комедия, в которой предмет изображения составляют не быт и нравы, а общественные условия.

 

На языке XVIII века недоросль – это несовершеннолетний дворянин (подросток), не достигший 15 лет, т.е. возраста, когда он должен поступить на действительную (военную или государственную) службу по указу Петра I (1714). Жил при родителях дома и учился. Не получивший образования (либо в школе, либо на дому) дворянин на службу не принимался и не имел права жениться.

Основные проблемы, которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и разложение дворянства в условиях крепостного строя.

По мнению П. Н. Беркова, 4 основные темы делали фонвизинского «Недоросля» значительным событием тогдашней литературы: 1) тема политическая, 2) тема крепостного права, 3) тема воспитания, 4) тема провинциального дворянского быта.

Основные мотивы и художественное своеобразие лирики А.С. Пушкина.

В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы.

Основные темы и мотивы лирики:

1. Вольнолюбивая (свобода) лирика.

Относится ода «Вольность», в стихах «К Чаадаеву» и «Во глубине Сибирских руд».

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина.

После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение «Пророк» (1826 ). Пушкин задумывается о призвании поэта, о высшей цели творчества. В восприятии Пушкина поэт – это пророк, которому Богом дан дар обостренного чувства восприятия действительности. В основу сюжета Пушкин положил текст христианской молитвы. Для придания большей значимости автор часто использует архаизмы. Обостренное восприятие автора позволяет поэту предвидеть ход событий, поэтому поэт и является пророком. Исполняя волю всевышнего, пророк должен делиться своим даром с людьми.

Философская лирика

Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движения человеческой души. Поэта преследует неотвратимая грусть и тоска («Зимняя дорога»), мучает душевная неудовлетворенность («Воспоминание», 1828; «Безумных лет угасшее веселье», 1830), страшит предчувствие надвигающихся бед («Предчувствие», 1828).

Воспоминание – Пушкин говорит о том, что жизнь быстро проходит и заставляет задуматься о её смысле. В связи с этим в стихотворении звучит тема счастья. С т.з. Пушкина, на свете счастья нет, но есть покой и воля, т.е. возможность свободы. Но и её лишён герой, называя себя усталым рабом. Его мечта о счастье связана с творчеством и любовью

В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) отражены мечты Пушкина о переменах в России:

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Тема бесконечности бытия звучит в стихотворении «...Вновь я посетил...» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское.. Лирический герой – двойник автора возвращается в те места, которые когда-то посетил и видит молодую рощу, поднявшуюся у подножия старых сосен. Это побуждает его задуматься о жизни и смерти, о вечности, залогом которой является смена поколений.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных..» - размышления о жизни и смерти, о вечности и бессмертии. Залогом бессмертия автор видит бессмертие природы и постоянную смену поколений.

+ Пророк, Поэту.

Пейзажная лирика.

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А. С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям. К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, можно отнести такие стихотворения, как «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Погасло дневное светило...», «К морю», «Вновь я посетил» и другие.

А в стихотворении «К морю» (1824) поэт рисует «торжественную красу» моря, вдохновляющую поэта:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

В стихотворении «Зимнее утро» (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Собеседница – молодая особа. Здесь Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

«Зимний вечер» - пейзаж передаётся не только зрительными, но и звуковыми образами. В соответствии со временем суток изображенная в стихотворении собеседницей лир. героя становится ветхая старушка.

В стихотворении «Осень» (1833) любит эту пору потому, что в это время он совершает конные прогулки, любуется яркими картинами увядающей осени, а главное, - в эту пору его чаще всего посещает вдохновение.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

6. Тема дружбы и любви.

На протяжении всей жизни поэта меняется содержание и значение дружбы.

Светская жизнь, красавицы и даже книги наскучили Онегину, наступил период разочарования в окружающей действительности и обществе. В это время в деревне умирает дядя, и молодой наследник едет в деревню, предполагая, что его ожидает скука у постели больного дяди, которого он не знал. С этих размышлений и начинается первая глава романа «Евгений Онегин».

Почему Онегин открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века?

Одиночество

«Парус», «Выхожу один я на дорогу» - рассуждает о судьбе поэта, будущности поэта. Пере нами одинокий поэт, обреченный на страдания. Поэт одинок не как человек, а одинок среди явлений.

«Дума» - заканчивает стихотворение тем, что когда уйдет это поколение, то ничего не оставит после себя.

«Как часто пёстрою толпою окружён». Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. У произведения кольцевая композиция. Оно начинается и заканчивается описанием высшего света. В середине же лирический герой переносится в детство — он окунается в естественный мир гармонии. Для произведения характерно сочетание двух контрастных жанров — элегии и сатиры. В стихотворении три смысловые части. В первой части дана картина великосветского бала. Во второй — поэт уводит читателя в светлый мир своих воспоминаний. В третьей части лирический герой возвращается в чуждый ему мир, что вызывает в нём бурю негодования и душевной боли. Все присутствующие на балу надели маскарадные маски будто для того, чтобы скрыть своё бездушие и прочие пороки. В этой толпе лирический герой чувствует себя чужим и одиноким. Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство. Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …
Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе:
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете».

«И скучно, и грустно»… Основная тема произведения — размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни. Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Таким образом, это стихотворение — беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью.

Патриотическая тема.

«Когда волнуется тенеющая нива»

«Родина». В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Главная мысль стихотворения: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Тема любви к родине подчеркнута повтором глаголов, обозначающих отношение поэта: «но я люблю», «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д. Состоит стихотворение из двух частей, они различаются по размеру и концепции. Чувствуется горечь, боль и обида за страну и народ, который не проснется от рабства.

«Бородино»

Творчества, поэта и поэзии.

«Пророк»

«Смерть поэта». Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Пушкина, а после его смерти надели маску вселенской скорби. «… к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья?», — пытается обличить светское общество Лермонтов. И тут же намекает на то, что гибель Пушкина была неизбежной, так как, по преданию, смерть на дуэли поэту еще в юности предсказала гадалка, в точности описав внешность того, кто сделает роковой выстрел. Поэтому в стихотворении появляется достаточно загадочная строчка о том, что «судьбы свершился приговор».

Оно состоит из двух различных как по размеру, так и по настроению частей. Первая из них представляет собой печальную элегию, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Вторая часть стихотворения, более короткая и емкая, наполнена едким сарказмом и напрямую обращена ко всем тем, кто виновен в гибели поэта. Их Лермонтов изображает в качестве «надменных потомков», заслуга которых лишь в том, что они появились на свет у прославленных отцов. Автор убежден, что так называемая «золотая молодежь» надежно защищена «сенью закона», поэтому избежит наказания за смерть Пушкина. Но при этом Лермонтов напоминает, что еще существует и Божий суд, который «недоступен звону злата». Перед ним всем явным и неявным убийцам поэта рано или поздно все равно придется предстать, и тогда справедливость наверняка восторжествует.

Любовь

Заслуга Тургенева в области романа заключается в создании и разработке особой разновидности этого жанра – романа общественного, в котором своевременно и быстро отражались новые и притом важнейшие веяния эпохи. Основные герои тургеневского романа – так называемые “лишние” и “новые” люди, дворянская и разночинно-демократическая интеллигенция, которая в течение значительного исторического срока определяла нравственный и идейный уровень русского общества.

Почти все романы Тургенева посвящены русской молодежи, а значит, становлению характера и убеждений, выбору жизненному пути, осмыслению своего места в жизни, своего отношения к родному народу и человечеству и, конечно, любви: ею автор всегда испытывает своих героев. Во всех романах так или иначе возникает тема взаимоотношения поколений.

В «Рудине», первом романе «николаевской» трилогии, изображается период конца 1830-х (может быть, самого начала 1840-х) годов — время интенсивного увлечения русской интеллигенции классической немецкой, главным образом гегелевской, философией, в которой молодые искатели истины видели ключ к разрешению всех мировых проблем и, в частности, проблем русской жизни.

Главный герой романа — небогатый дворянин Дмитрий Рудин, получивший духовное крещение в философском кружке Покорского, где он приобрел любовь к абстрактному мышлению и где расцвел его дар красноречиво и вдохновенно излагать на публике отвлеченные философские истины.

Тургенев показывает Рудина со стороны, извне. Как и Пушкин в Евгении Онегине, Тургенев не анализирует и не разбирает по косточкам своих героев, как это сделали бы Толстой и Достоевский; он не раскрывает их души; он только передает окружающую их атмосферу

Тема крушения традиционного уклада жизни в «Грозе» звучит особенно остро — и в зловещих предчувствиях Катерины, и в тоскливых вздохах Кабанихи, посвященных уходящей «старине», и в грозных пророчествах сумасшедшей барыни, и в мрачных рассказах странницы Феклуши о приближающемся конце света. Самоубийство Катерины это тоже проявление краха патриархальных ценностей, которым она изменила.

Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе, самоотверженность. Тема положения женщины в мире расчета также повторяется в «Бедной невесте», «Горячем сердце», «Бесприданнице».
Позже в драмах усилился сатирический элемент.

Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.

 

Вобразах трех братьевписатель изобразил три основные тенденции развития русского общества. И каждый получает свою расплату. Убит Федор Павлович, Смердяков покончил жизнь самоубийством, сходит с ума Иван, идет на каторгу Дмитрий. А Алексей? Ему предстоит жить со всем этим.

В романе представлены три поколения: отцы, дети и «мальчики» - одноклассники Илюши. Это новая, зарождающаяся Россия. Не зря «Братья Карамазовы» заканчиваются сценой, где 12 мальчиков, собравшись вокруг Алеши, дают клятву служить добру.

Верой в неистощимые силы, скрытые в русском народе, в его национальном характере, проникнуты многие произведения Лескова. Он искал наиболее яркие проявления национального духа в разных сферах русской жизни и социальных слоях русского общества, среди крестьян, мастеровых, дворян и т.д.

Его рассказы «Однодум» (1879), «Несмертельный Голован»(1880), «Человек на часах»(1887), «Инженеры-бессребреники»(1887) и - другие отразили представления писателя не только о русском характере, но и о нравственном потенциале личности, об истоках ее внутренней силы, искренности и чистоте душевных порывов.

Еще в 1865 г. в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» он показал страшный исход бунта героини, в котором трагически смещались, с одной стороны, желание любить и быть свободной, искренность порывов, пробуждение потребности постичь другого человека, а с другой – отсутствие четких нравственных ориентиров, подчинение законам среды, эгоизм и жестокость.

И в более поздних произведениях Лесков изображает драматизм внутренней борьбы героев, подчеркивая, что ее итог зависит от способностей самого человека осознать свое предназначение, найти свой путь в жизни. Герой повести «Очарованный странник» (1873) пережил много испытаний, прежде чем почувствовал в себе желание «отстрадать» за другого человека, а позже и «за народ помереть».

Одним из наиболее значительных произведений Лескова стал роман-хроника «Соборяне» (1872), где он с большой симпатией воссоздал самобытный и гармоничный мир людей, силу которым давала вера.

Жанр хроники стал одним из основных в прозе писателя, сознательно стремившегося реформировать традиционную форму романа, не отвечающую, по его мнению, потребностям изображения реальной жизни. Кроме того, писатель отдавал предпочтение малым эпическим жанрам (рассказам, очеркам), которые в большей мере отвечали его стремлению к изображению «мелочей жизни».

* Склонный к оригинальному, причудливому, занимательному, Лесков проявлял особую изобретательность в заглавиях своих произведений и, случалось, оказывал помощь в этом отношении и своим собратьям.

* Хроникальная композиция особенно показательна для тех произведений Лескова, в которых рассказчик, он же герой, повествует окружающим слушателям о приключениях и происшествиях своей жизни. Это наблюдается, например, в таких произведениях, как «Очарованный странник», «Смех и горе», «Заячий ремиз»: многочисленные фабульные эпизоды, которые по существу являются «вставными новеллами», объединены личностью рассказчика.

* Пейзаж является у Лескова существенным звеном в общей конструкции многих рассказов. Лесков никогда не берет природу в плане контраста с окружающей жизнью людей. Наоборот, мы у него встретим яркие примеры полной гармонии между миром природы и жизнью людей.

* Вдумчивый художник, прекрасный знаток русского быта, Лесков умел ценить сочность, яркость и точность бытовых описаний. Предварительно добросовестно, тщательно изучив необходимый ему бытовой фон, он любовно воссоздавал его затем в творчестве

Творчество Лескова не только отражавшего противоречия русской жизни, но и раскрывавшего истоки ее возрождения, показавшего самобытность национального характера и духовный потенциал народа, стало важным этапом в формировании национального своеобразия русской литературы.

 

 

Герои романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания.

Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах.

Писатель убежден, что зло в конце концов будет понято и разоблачено. Истина и добро победят – в них истинная Красота.

Новаторский принцип постр сюжета: 2 главных героя (А. Болконский и П. Безухов). Главные герои проходят трудный путь поисков смысла жизни, поисков своего места в обществе. Их драм. судьбы были близки Толстому, т.к. он сам был искателем истины.

Жанровые особенности: 1.исторический роман (реальные события и люди, Кутузов, Наполеон). 2.семейно-бытовой роман. Толстой прослеживает судьбы нескольк.поколений дворянских семей (Болконские, Ростовы, Безуховы). +огромное кол-во др действующих лиц. 3.социальный роман. Толстого волнуют вопросы, связ с устройством общества. Важны отношения дворян и крепостных крестьян. 4.философский роман. Т.сознательно вводит в роман свои философ размышления.

Поэтому в совокупности определяют жанр ВиМ как «роман-эпопея». т.к.широкомасштабность описываемых действий, глобальность проблем, количество героев, социальные, философские, нравственные аспекты.

В романе «Анна Каренина» (1837 – 1877) Толстой - великий реалист. Центральный образ романа-Анна Каренина, представительница великосветского общества 70-х годов. Тостой рисует свою героиню как прелестную, очаровательную женщину. Но Анну выделяет из ряда великосветских женщин не столько её внешность, сколько сложность и своеобразие её душевного облика. Не удивительно, что в душе её должна была проснуться неудовлетворённость пустой светской жизнью. К тому же она была равнодушна к мужу, человеку сухому и рассудочному.

Встреча с Вронским словно пробудила Анну. Пожертвовав для Вронского мужем, сыном, блестящим общественным положением, Анна и от Вронского требовала этого. Вот почему, видя постепенное охлаждение Вронского, она естественно приходит к мысли о смерти. «Я хочу любви, а её нет,- думает Анна.- Стало быть, всё кончено». Ту же мысль, что для неё всё кончено, Анна выражает другими словами: «Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?» И Анна бросается под поезд.

Анна Каренина - замечательный образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. Но трагизм её положения лежит глубже - в условиях той социальной среды, которая обрекла женщину на общественное презрение и одиночество.

Алексей Вронский - второй из главных героев романа. Это - один из наиболее блестящих представителей великосветских кругов России своего времени. «Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант, и вместе с тем - очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый... он и образован, и очень умён» - так характеризует Вронского Стива Облонский.

Граф Вронский ведёт образ жизни, типичный для молодого, обеспеченного аристократа. Он служит в одном из гвардейских полков, тратит сорок пять тысяч рублей в год, очень любим товарищами и во всём разделяет взгляды и привычки своей аристократической среды.

Полюбив Анну, Вронский понял, как дурно жил он прежде, понял, что. Жертвуя честолюбием и свободой, он выходит в отставку, расстаётся с привычной светской средой и начинает искать новые формы жизни. Моральная перестройка Вронского, однако, так и не привела его к выходу, который дал бы ему полное жизненное спокойствие и удовлетворение. Потрясённый самоубийством Анны и внутренне опустошённый, он сам начинает искать смерти и уезжает добровольцем на войну в Сербию.

Образ Каренина нарисован Толстым резко сатирически. В этом сказалось отрицательное, враждебное отношение автора к бюрократическим сферам страны.

Полную противоположность людям великосветского общества, изображённого в романе, представляет собой Константин Левин. Левин ненавидит столичную жизнь с её ложью, суетой, условным этикетом и развратом.

Идеал Левина - патриархально-усадебный уклад, деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством. Левин энергично берётся за организацию хозяйства, вырабатывая целую программу экономического сотрудничества барина и крестьянина.

Автобиографическое значение образа Левина несомненно. Левин пережил тяжёлый нравственный кризис дворянского самосознания, который переживал в 70-х годах и сам Толстой.

В романе «Анна Каренина» Толстой выступает не только как великий художник, но и как философ-моралист и социальный реформатор. Он ставит в романе ряд вопросов, которые волновали его в эпоху: вопрос о положении женщины в семье и обществе и вопрос о роли в стране дворянского класса и его перспективах.

МОТИВЫ ЛИРИКИ ТЮТЧЕВА


Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и "море ночное”, и летний вечер, и "полдень мглистый”, и "весенний первый гром”, и "мох седой” севера, и "благоухания, цветы и голоса” юга. Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта. Природа прекрасна в любых проявлениях.

И любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого противоречия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга. Поэт делает потрясающий вывод: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Футуризм

Еще одно направление в модернизме футуризм. Для русских футуристов главными оказались вопросы формального эксперимента над стихом. Первый футуристический сборник «Садок судей» вышел в 1910 г. Однако он прошел почти незамеченным.

В 1911 году заявили о себе эго-футуристы. тогда же был создан кружок «ЭГО», куда вошли Игорь-Северянин, К.Олимпов, Павел Широков, Г.Иванов. Основой поэзии эго-футуризма является интуиция и эгоизм. Современность привлекала эго-футуристов преимущественно в бытовом плане: это прежде всего новые моды, последние марки машин; Игорь-Северянин, «забегая вперед», создает собственные рецепты модных экзотических блюд (мороженое из сирени, ананасы в шампанском).

Группа эго-футуристов распалась в 1913 году, когда из нее ушел Игорь-Северянин. А в 1914 году, после самоубийства Ивана Игнатьева, она прекратила свое существование

Поэзия кубофутуристов тесно связана с живописью и графикой. Многие их них были художниками-профессионалами (Д.Бурлюк, В.Маяковский) или любителями. Часто они набирали свои произведения на особой бумаге, особым шрифтом. В некоторых случаях произведения кубофутуристов начинали напоминать картины, которые лучше не читать, а рассматривать. В своих произведениях кубофутуристов использовали не только буквы и знаки препинания, но и математические знаки, ноты и т.п.3. Важной чертой художественного и жизненного поведения кубофутуристов был эпатаж. Он выражался и в шокирующей манере одеваться (знаменитая желтая кофта Маяковского), и в нарочито грубом поведении во время выступлений. В произведениях кубофутуристов эпатажная манера проявлялась прежде всего в виде антиэстетизма: использования намеренно грубых, отвратительных образов.

Кубофутуристы исповедовали творческий анархизм, который проявлялся в демонстративном пренебрежении правилами орфографии и пунктуации, нарушении грамматического строения речи (так называемый телеграфный стиль). Несмотря на многие крайности, отдельные находки кубофутуристов оказались очень продуктивными и были развиты в поэзии более позднего времени.

 

Итак, для русского футуризма характерны:
Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
Эксперимент по созданию заумного языка.

Эстетика футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.

 

 

Тема поэта и поэзии (Поэты)

Первые три дореволюционные сборника Ахматовой утвердили за ней славу мастера тончайшей интимной лирики. Любовная тема в ранних ахматовских стихах дана в особом ракурсе: тайное тайных любовного переживания со всеми изгибами женской психологии неожиданно открывается перед читателем. «Малый мир» ахматовской поэзии оказался максимально приближен к читателю.

Ахматова явилась создателем в высшей степени своеобразной психологизированной лирики, резко выделявшейся на фоне символистской поэзии. Уже в ранней, камерной лирики Ахматовой вырисовывались неясные очертания «большого», исторического мира с его кризисностью, надломленностью, сдвинутыми перспективами.

Высокая гражданственность лирики Ахматовой проявилось в стихотворениях 1914 г., посвященных первой мировой войне - они вошли в ее книгу «Белая стая». Война была воспринята и пережита ею как трагедия - общенародная и мировая.

В 20-ые годы лирика Ахматовой оказалась на время невостребованной. В 20-30-е годы А. Ахматова продолжала писать, но ее стихи лишь изредка появлялись на журнальных страницах, а большая часть вообще не могла быть обнародована. Так случилось с циклом стихотворений, составивших затем своеобразную поэму «Реквием».

Общечел. проблемы (война и мир, жизнь и смерть, счастье и муки) Ш. рассм-т в 2 аспектах: «Тихий Дон» – с позиций общечел. гуманизма, а начиная с «Поднятой целины» – с маркс.-ленинских позиций, следуя принципам СРеализма.

В послевоен. рассказе «Судьба ч-ка», где впервые бывшем военнопленном (Андрей Соколов) показан как истинного патриота, а не как изменника родины. Через трагедию этого героя автор преломляет трагедию сов. народа в годы ВОВ. Однако вся полнота правды оказалась Ш. не под силу. Хотя пр-ние напис. в годы оттепели. Многих не удовлетворила публикация рассказа, и хотя в печати появились только хвалебные рецензии, было и очень много критических отзывов, в основном от бывших военнопленных. Мы видим, что от пр-ния к пр-нию писатель становится слабее в худ.-эст. отношении. В этом, конечно же, сказался всё более усиливающийся отрыв Ш. от жизни. При Хрущёве Шолохов занимает очень высокие посты, становится членом ЦК КПСС. В печати его непрестанно захваливают. Есть мн., что Ноб. премию 65 г. Ш. получил только благодаря настойчивым полит. интригам сов. правительства. В последние годы Ш. был рабом конъюнктуры. За посл. 15 лет жизни не написал ни одной строчки. Но в офиц. литературоведении его статус оценивался как очень высокий. Его чтение и изучение в школах и вузах было обязательным.

 

Именно Маргарита награждена вечным приютом, в который попадает с мастером. Покой – это и наказание, и награда. Верная женщина – идеальный женский образ в романе и идеал Булгакова в жизни. Маргарита рождается из образа Маргариты «Фауста», погибшей в результате вмешательства сатаны. Маргарита Булгакова оказывается сильнее сатаны и пользуется ситуацией.

 

 

30. Русская литература конца ХХ — начала ХХI вв.: основные тенденции развития.

Общая характеристика – это гласность, политическая и религиозная терпимость, появление новых возможностей. Впервые после Февральской революции русская литература функционирует в условиях свободы слова и печати, что ведёт к появлению и утверждению в ней ситуации постмодерна. В конце XX века влияние лит-ры на жизнь общества уменьшилось. Лишь на рубеже XX – XXI века возник настоящий интерес к современ. лит-ре. Возникают проблемы с изданием книг, ориентир. на читателя-интеллектуала. Хорошо расходится в основном массовая беллетристика. Совр. Лит-ра получила свободу, но лишилась гос. финансовой поддержки. На прибыли, получ. от издания своих книг, существуют культовые писатели (Пелевин, Сорокин, Петрушевская, Акунин, Лимонов, Макс Фрай, Мария Арбатова).. Возникли издательства, специализирующ-ся на совр. Лит-ре: Вагриус, Амфора, Ad Marginem. Появилось огромное число новых журналов и альманахов: «Новая Юность», «Золотой век», «Арион», «Драматург», «Если».

Характерно сосуществование нескольких лит. поколений. В XXI ст. появилась новая волна авторов, которую наз-т поколением Next: Сакин, Тетерский, Денежкина, Осокин, Сигарев и целый ряд других авторов. Произошло воссоед-е лит-ры метрополии и эмиграции. Ряд писателей-эмигрантов советской эпохи вернулись на родину. Это Александр Зиновьев, Солженицын, Мамлеев, Лимонов, Кублановский и некоторые другие. Возникла и четвёртая волна эмиграции, ещё совершенно не изученная: Друк, Михаил Шишкин, Могутин и др.

Возникли: союз писателей России, союз российских писателей, союз литераторов России, союз писателей Москвы, союз писателей Санкт-Петербурга.Меняется во многом эстетическая парадигма совр. русск. лит-ры.

Лит-ра конца XX и нач. XXI веков – итожащая, аналитическая, предупреждающая. Она подводит итоги двадцатого столетия, эпохи модерна, истории человеч. цивилизации в целом. Аналитическая она потому, что осмысляет постсоветскую реальность. Предупреждающая – потому, что прогнозир-т возможные варианты будущего, предлагает новые жизненные ориентиры. реализм, модернизм, постреализм, постмодернизм, пост-постмодернизм, романтизм. Отсюда эстетич. плюрализм.

Соц. реализм угасает и трансформир. в национал-коммунистическую ветвь иск-ва. То, что было запрещено, преобладает сейчас. Укрепляются традиции реализма. Характерная черта совр реалистич лит-ры – проблемно-тематич и жанровое обновление.

Итоги советской истории признаются неутешительными. Фиксир-ся начало раскрепощения общ-ва, расширения жизн. горизонтов. Солженицын пишет рассказ «На изломах» о разгосударствлении банков.. Крупин: «Прощай, Россия, встретимся в раю».

Гибельные настроения владели многими, например, Айтматовым («Тавро Кассандры»). Литература как бы загипнотизирова


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.