Тема 1.1.7. Психолого-педагогическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 1.1.7. Психолого-педагогическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы

2017-06-25 433
Тема 1.1.7. Психолого-педагогическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Продолжите предложение

Текущие заболеваниями головного мозга учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида - это__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Опишите психофизические особенности детей перенесших травму головного мозга _________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Опишите особенности психики ребенка-эпилептика, обучающегося в специальной (коррекционной) школеVIII вида. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Опишите клинические формы олигофрении М.С.Певзнер._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

1. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. - М., 1978.

2. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М.,1987.

3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.:Речь, 2003.

4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

5. Маринтева Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М., 1988.

6. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника - М., 1979.

7. Специальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

8.Сухарева Г.Е Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961;

 

Самостоятельная практическая работа:

Задание 1. Исследование вербального мышления

Тест методики состоит из 20 вопросов, которые в устной форме подают­ся испытыемому. Ответы записываются и оцениваются в баллах. Подсчитывается общая сумма баллов, которая соотносится с нормативными данными.

Инструкция. Внимательно слушай вопросы, которые я буду тебе читать и постарайся как можно лучше ответить. В ответе постарайся выделить главное в отношении прочитанного мною вопроса.

1. Какое животное больше: лошадь или собака?

Ответ: лошадь — 0 баллов;

собака — минус 5 баллов.

2. Утром мы завтракаем, а днем…?

Ответ: обедаем, едим суп, мясо — 0 баллов;

ужинаем, спим, играем и т. п. — минус 3 балла.

3. Днем светло, а ночью…?

Ответ: правильный — 0 баллов;

неправильный — минус 5 баллов.

4. Небо голубое, а трава…?

Ответ: правильный — 0 баллов;

неправильный — минус 4 балла.

5- Черешни, груши, яблоки, сливы — что это?

Ответ: фрукты — 0 баллов;

неправильный — минус 1 балл

6. Почему раньше, чем придет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Ответ: чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не по^ I

пал под поезд и т. п. 0 баллов;

неправильный — минус 1 балл.

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Кишинев, Тирасполь?

Ответ: города— 1 балл;

неправильный — минус 1 балл.

8. Который час? на бумажных часах показать четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.

Ответ: если все правильно показывает — 4 балла; если не знает часов — 0 балов.

9. Маленькая корова — это теленок, а маленькая собака —?, а малень­кая овечка —?

Ответы: щенок и ягненок — 4 балла;

называет кого-то другого — 0 баллов; неправильный — минус 1 балл.

10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем они похожи?

Ответы: на курицу — минус 3 балла;

на кошку и называет 2 или более признаков подобия (хвост, лапы, уши, шерсть и т. п.) — 0 баллов;

на кошку, но не указывает признаков подобия — минус 1 балл.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Ответы: называет 2 причины и более (тормозить с горы, тормозить при повороте, остановить в случае надобности: опасности, столк­новения, по окончании езды) — 1 балл; неправильный («он бы без тормозов не ехал») — минус 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга топор и молоток?

Ответы: называет два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские и т. д.) — 3 балла; называет один признак подобия — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Ответы: называет два признака подобия и более (хвосты, уши, лапы, глаза и т. п.) — 3 балла; называет один признак подобия — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они здесь лежали? Ответы: у винта есть нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) или показывает ее — 3 балла; винт закручивается, а гвоздь забивается, или у винта есть гайка — 2 балла;

неправильный — 0 баллов.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание — что это? Ответы: спорт, физкультура — 3 балла;

игра, упражнение, гимнастические состязания — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

16.Какие ты знаешь транспортные средства?

Ответы: называет три наземных средства плюс самолет и корабль — 4 балла;

только 3 наземных или их полный перечень (с самолетом или кораблем), но только объяснения: «Транспортное средство — это то, на чем мы куда-то передвигаемся» — 3 балла; неправильный — 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Ответы: называет три признака (седые волосы или их отсутствие, мор­щины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, ходит с палочкой, чаще болеет и т. п7.) — 4 балла; называет 1 или 2 признака — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Ответы: называет 2 причины (чтобы они были здоровыми, закален­ными, сильными, чтобы были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были такими толстыми, они хотят победить, поставить рекорд и т. п.) — 4 балла; называет одну причину — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

19. Почему это аморально (неправильно, плохо, нехорошо), когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Ответы: остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб другой) — 4 балла; он ленивый или мало зарабатывает и не может себе ничего купить — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

20. Почему на конверт с письмом нужно наклеить марку? Ответы: так платят за пересылку (перевозку) этого письма — 5 баллов; тот, другой должен был бы уплатить штраф — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

Итоговый показатель — это сумма баллов (со знаком плюс или со знаком минус), полученных по отдельным вопросам. По итоговому показателю дети могут быть отнесены к одной из 5 групп с различным уровнем развития вербального мышления:

I группа – +24 балла и выше — высокий уровень развития вербального мышления.

II группа — от + 14 до +23 баллов — уровень развития вербального мышления выше среднего.

III группа — от 0 до +13 баллов — средний уровень развития вербального мышления.

IV группа — от — 1 до -10 баллов — уровень развития вербального мышления ниже среднего.

V группа – от – 11 и ниже – низкий уровень развития вербального мышления.

Заполните таблицу.

№ п.п Имя Количество баллов Выводы
       
       
       
       

Общие выводы по результатам исследования вербального мышления____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Исследование словесно-логической памяти.

Необходимый материал: короткий рассказ с четкими смысловыми единицами.

Ход выполнения задания

Экспериментатор читает рассказ и просит испытуемого воспроизвести его содержание.

Скажите ребенку: «Я сейчас прочитаю тебе маленький рассказ, а ты после этого попробуй его мне

рассказать». Прочитайте ребенку один из приведенных ниже текстов из «Рассказов для малень-

ких» Л. Н. Толстого.

Галка и голубь

«Галка услыхала, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби её прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже её не приняли».

Умная галка

«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить».

После окончания чтения попросите ребенка пересказать вам рассказ. Оцените результат в баллах:

« — пересказ из нескольких последовательных предложений, отражена основная мысль, грамматически правильно оформлены предложения, без «лишних» слов («э-э-э», «вот» и т.п.);

«3» — пересказ из нескольких предложений, отражена основная мысль, допущено 2-3 ошибки:грамматические ошибки при построении предложений (не согласованность слов в падеже, роде),

изменена последовательность изложения, встречаются «лишние» слова;

«2» — допущено более трех ошибок, но сохраняется основная мысль;

«1» — нет отражения основной мысли, а лишь перечисление отдельных моментов;

«0» — ребенок называет отдельные слова или вообще ничего не может повто

№ п.п Имя Количество баллов Выводы
       
       
       
       

Общие выводы по результатам исследования словесно-логической памяти ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (для старших школьников)

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция.“Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

здоровье;ум, способности;характер;авторитет у сверстников;умение многое делать своими руками, умелые руки;внешность;уверенность в себе.

На каждой линии чертой (–) отметь, как ты оцениваешьразвитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметь, при каком уровне развития этих качеств, ты был бы доволен собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

· уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

· высоту самооценки – от «о» до знака «–»;

· значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало.

За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7–10 старших классов (около 900 чел.).

Параметр Количественная характеристика (балл)
низкий средний высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60–74 75–89 90–100
Уровень самооценки Менее 45 45–59 60–74 75–100

 

Дельта = УП – СО:

0 – 7 – уровень притязания не является стимулом для развития, особенно для низкой самооценки;

8 – 22 – умеренная. Школьник ставит задачи, которые может достичь, реально смотрит.

> 23 – конфликт. Низко оценивает себя, а уровень притязаний слишком высокий.

Отрицательная дельта – при низкой самооценке человек не развивается, махнул на себя рукой.

Если в классе преобладает первая и вторая группы, то уровень взаимности межличностных отношений благополучный, а если третья или четвертая, – то неблагополучный.

Полученные данные полезно сопоставить с результатами систематического наблюдения за жизнью класса и поведением учащихся. Важно, например, установить, что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в системе межличностных отношений, почему некоторые учащиеся попали в число «пренебрегаемых» или «изолированных». Такое наблюдение – возможность внести коррективы в результаты социометрического обследования и наметить необходимые воспитательные мероприятия, направленные на изменение неблагоприятного социометрического статуса отдельных учащихся.

 

Заполните таблицы.

№ п.п Имя Уровень притязаний (баллы) Уровень самооценки (баллы) Дельта
         
         
         
         

 

 

№ п.п Имя Дельта Выводы
       
       
       
       

Общие выводы по результатам исследования уровня притязаний и самооценки___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Литература:

1. В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986

2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). – М., 1970.

3. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

 

 

Выберите правильный ответ или ответы, напишите их (например, 1.3. или 4.1.)

1.Основной международный правовой документ, в котором закреплены гарантии прав ребенка - это:

1) Конституция РФ;

2) Женевская декларация прав ребенка;

3) Закон «Об образовании»;

4) Конвенция ООН о правах ребенка._______________________________________________________________

 

2.Государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии закреплены в:

1) «Законе об образовании»

2) семейном кодексе РФ

3) Конституции РФ____________________________________________________________________

 

3.ООН разработал целый ряд документов по проблеме прав лиц с умственными и физическими недостатками:

1) всеобщая декларация прав человека

2) декларация о правах инвалидов

3) декларация о правах умственно отсталых лиц

4) конвенция о правах ребенка

5)стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов_____________________________________________________________

 

4.Согласно положению «Конвенции о правах ребенка» выберите требование, которое должно обеспечить соблюдение прав детей:

1) развитие;

2) защита;

3) обеспечение активного участия в жизни общества;

4) все вышеперечисленное.____________________________________________________

 

5.Развитие Российского образования входит в компетенцию:

1) Совета Федерации;

2) правительства Российской Федерации;

3) Государственной Думы;

4) высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.____________________________________________________________

 

6.Система мер, направленных на реализацию приоритетов Российского государства в сфере образования (ФЗ "Об Образовании", статьи 1, 2) – это:

1) государственная образовательная политика;

2) модернизация системы образования;

3) приоритетный национальный проект;

4) информатизация системы образования___________________________________________________________.

 

7.Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок…

1) как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека;

2) ограничен в своих правах, по сравнению с взрослым;

3) имеет больше прав, чем взрослый;

4) имеет особые права, отличные от прав взрослых______________________________________________________________.

 

8.Нормативный правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования:

1) Федеральные государственные образовательные стандарты;

2) ФЗ «Об образовании»;

3) Конституция Российской Федерации.__________________________________________________________

 

9.В чём актуальность проекта "Наша новая школа" на современном этапе развития системы образования в РФ?

1) в рассмотрении значимости образования для всех и для каждого;

2) в рассмотрении реализации принципов непрерывного образования;

3) в рассмотрении результата общего образования через призму социального заказа общества и опережающего развития;

4) в рассмотрении основных задач системы общего образования____________________________________________________

 

10.Какие категории детей должны требовать более пристального внимания при организации воспитательно-образовательного процесса согласно проекту "Наша новая школа":

1) особо одарённые дети;

2) дети с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающие в малоимущих семьях и другие категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

3) дети, имеющие индивидуальные особенности в развитии;

4) безнадзорые, асоциальные дети.__________________________________________________________________

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.