Глава 3. Формирование психологической культуры личности — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 3. Формирование психологической культуры личности

2017-06-25 1449
Глава 3. Формирование психологической культуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На формирование психологической культуры влияет семья и образовательное учреждение. Если в этом направление не ведется работа, то показатели оказываются в зоне нереализованных возможностей.

Формирование психологической культуры личности это усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала ресурсных возможностей психики.

К ним можно отнести рефлексивность, социальную и личностную компетентность (в соответствии с возрастом). Чтобы справится с негативным состоянием, с возникающими проблемами молодому человеку необходимо приобрести чувство уверенности в себе, собственного достоинства и психологическую компетентность.

К сожалению, в настоящее время в образовательном пространстве процесс становления психологической культуры остается стихийным, а эпизодическая работа с отдельными подростками или группами недостаточна для достижения значимых результатов в целом.

Формирование психологической культуры это сложный и неоднозначный процесс.

Основная задача в деятельности это понимание смысла действия, знания о нем и умений, обеспечивающих его эффективную реализацию.

Важнейшим параметром успешности является умение жить среди людей. Это умение трактовалось как искусство общения, которое отождествлялось с психологической культурой в целом.

Психологическая культура самоорганизации это умение регулировать свои мысли и чувства, управлять своим поведением.

Были выделены показатели оптимального уровня психологической культуры выпускника средней школы:

1. Осознание различий научной и житейской психологии.

2. Освоение эмпирических и теоретических понятий наиболее значимых для дальнейшей личной и общественной жизни.

3. Познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей.

4. Понимание необходимости учитывать внутренние состояния, переживания, индивидуальные особенности в общении и взаимоотношениях.

5. Освоение средств и способов познавательной деятельности, общения, анализа различных ситуаций, саморегуляции и поведения.

6. Овладение базисными коммуникативными умениями.

7. Готовность к сотрудничеству, совместной деятельности.

8. Свободное самовыражение и самопредъявление, отсутствие скованности и закомплексованности.

9. Выработка идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, стремлений, принципов в основе которых лежат гуманистические общечеловеческие ценности.

10. Интерес к внутреннему миру человека и к своему собственному, бережное отношение к индивидуальности и уникальности каждого человека.

11. Сформированность стремлений. Поддерживать хорошую физическую и психическую форму, развивать нравственные качества, самосовершествоваться в намеченных областях. Сформированность разумных потребностей.

12. Принятие ответственности за свои действия за свой выбор, возможность контролировать события собственной жизни.

13. Самоиндефикация согласно полу и возрасту.

14. Адекватная самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение.

15. Развитая рефлексия. Анализ и сравнение своего поведения, поступков. Действий с социально принятыми нормами.

16. Проявление гибкости, самостоятельности, критичности в отношении противоречивой информации, воздействий.

17. Развитие собственного видения и способа решения проблем, не копируя слепо чужой опыт.

Успешность в формировании психологической культуры зависит:

1. От организации воспитательно - образовательного процесса, т.е. как это планируется, реализуется и контролируется.

2. От особенностей обучающихся (возраста, интеллекта, уровня притязаний, самооценки)

3. От индивидуальных особенностей педагога, системой его отношений к ученикам.

4. Спецификой учебной дисциплины и организации воспитательных мероприятий.

Большая роль принадлежит социальному окружению. Например, в условиях кадетского корпуса это педагоги и офицеры – воспитатели. Именно они являются носителями знаний и образцами для подражания в трех аспектах: в деятельности, общении и самоорганизации.

Психологическая культура человека является частью или элементом его общей культуры, и, одновременно, важнейшим компонентом его личности. Психологическая культура обеспечивает эффективное взаимодействие человека с другими людьми при решении различных жизненных проблем. Этим объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Она зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем и другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов, как в семье, так и за ее пределами: в детском саду, в школу, во дворе, в общественных местах, в профессиональных учебных заведениях, на производстве и т.д. Развитие психологической культуры человека происходит в основном стихийно. Важную роль в этом играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.