Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-25 | 524 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Хотелось бы обратить внимание на то, что необходимо проводить профессиональную психологическую подготовки личного состава, направленную на развитие профессионально-значимых качеств. Повышать психолого-педагогическую компетентность руководителей подразделений в организации воспитательной работы с подчиненными, пропагандировать психологические знания.
Осуществлять психологическое обеспечение воспитательной и профилактической работы с курсантами.
Обеспечивать процесс психологической адаптации курсантов к различным видам служебной деятельности и условиям оперативной обстановки, психологически сопровождать курсантов в рамках морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений в особых условиях.
Организовывать работу по коррекции негативных психических состояний, отклоняющегося, в том числе аутоагрессивного, поведения у курсантов, психологической реабилитации, направленной на восстановление профессиональной работоспособности, и оказание в установленном порядке психологической помощи курсантам.
Организовать профилактику, направленную на сохранение психологического здоровья, как диагностику, так и коррекцию.
На первом курсе предполагается доведение и ознакомление курсантов с «Законом о полиции», приказами и иной нормативной документацией, которая им будет встречаться на периоде обучения в вузе и понадобиться в дальнейшей профессиональной деятельности.
Так же принятие присяги сотрудника ОВД. Сама по себе воспитательная работа проводится не только с курсантами первого курса, а со всем личным составом факультета - как комплексно, так и индивидуально.
|
Особое внимание уделяется соблюдению нормативной документации: Конституции Российской Федерации, Закона о полиции, Кодекса профессиональной этики и др., соблюдение законности. Так же к каждому взводу прикрепляются кураторы, которые помогаю курсантам в учебной деятельности, проводят групповую и индивидуально - воспитательную работу.
Помогают курсантам адаптироваться к новой деятельности, участвовать в различных научно - практических конференциях, в написании научных работ и помогают разрешить трудности, которые возникают у курсантов в процессе обучения. Также проводится работы на формирования патриотизма, чувства долга, гуманного подхода, совести, чести и т.д.
Рис 1.
Осознавание себя, как профессионала связано с мотивацией учебной деятельности. На первом курсе успеваемость у курсантов примерно выглядит так. (Рис 1).
Мы предлагаем провести ряд программ и бесед, направленных на адаптацию к служебной и профессиональной деятельности. Выработать психологическую готовность к столкновению с трудностями профессиональной деятельности. Упражнение «Психологическая самохарактеристика».
На первом курсе проводиться ряд мероприятий на адаптацию к учёбе, форме, подчинению, режиму, коллективу. Курсанты встречаются с такими трудностями, как охрана общественного порядка с 18 лет. Проводятся беседы, тренинги на разрешение конфликтов и как разбираться в людях.
Проводиться ряд мероприятий, направленных на улучшение коммуникативных способностей с указанием трудностей которые стоят на пути улучшения профессионального самосознания.
Все курсанты ознакамливаются с памяткой или учебным пособием по В.Н. Панкратову " Уловки в спорах и их нейтрализация".
Служебная деятельность курсантов отнимает много времени. Учеба затрагивает массу усилий. Зачастую даже не хватает времени отдохнуть. Для этого существуют методики саморегуляции, релаксации и аутогенная тренировка.
Совместная работа, направленная на составление образа своей будущей профессии позволяет курсантам адекватно воспринимать свою будущую профессиональную деятельность.
|
Мы предлагаем проводить упражнения на снятие тактильного напряжения. На этом упражнении сокурсники открываются перед друг другом с новой стороны. Психогимнастика перед проведением таких упражнений позволяет курсантам расслабится и настроится на «позитив».
На втором курсе предполается проведение программы, направленные на выявление Я-концепции. Например упражнение «Рисунок Я». И упражнение «Самопрезентация». Рис 2.
На втором курсе курсанты имеют представление о будущей профессиональной деятельности. Знают для чего они изучают ту или иную служебную дисциплину и их успеваемость возрастает.
Все тренинговые упражнения направлены на позитив и выработку позитивных эмоций. Все задания и упражнения мотивировуют к деятельности через любопытство и интерес.
Тренинговые упражнения, направленные на доверие помогают курсантам быть уверенными в своих сокурсниках. Суметь положится в любой трудной ситуации, что положительно влияет на профессиональную деятельность.
Служебные коллективы уже успели сложиться, курсанты готовы к предстоящим служебным обязанностям и совместной деятельности. Имеют четкое представление о необходимости совместного выполнения поставленных как служебных, так и учебных задач. Выработалось активное участие в жизни коллектива, стремление к взаимодействию. Представление об основных законодательных актах, о требованиях, предъявляемых им начальством, уже сложилось. Но появилось новое - курсанты осознают зачем это надо и стремятся их соблюдать.
Тренинговые упражнения на групповую динамики и коллективную работу имеют огромное значение. Курсанты активно выполняют все упражнения, обсуждают и позитивно реагируют.
Курсантам предлагается выполнить тренинговые упражнения, направленные на так называемое «чувство плеча», коллективную деятельность и проверки волевого ресурса.
Рис 3.
Рис 4.
На рисунке 3 и 4 изображена успеваемость на третьем и четвертом курсах. Курсанты уже имеют фундаментальные знания, представления о профессии. Применяют полученные знания на практике. Успеваемость и ответственность за учебу возрастает. Взрослея, они осознают всю серьезность будущего выбора и то, с какой сферой деятельности связана их жизнь. Стремятся стать квалифицированными профессионалами.
|
На третьем и четвертом курсе предполагается организация тренинга - «Группы встреч». Группы встреч - это специфический вид личностно ориентированных тренингов, где участники работают над сходными проблемами, объединяющими их. Проводится саморегуляция психических состояний учителя с помощью нейролингвистического программирования (НЛП).
Наиболее типичными техниками, используемыми в работе групп встреч являются элементы из психодрамы, социодрамы, техник расширения сознания, техник диссоциации, групповые дискуссии и ролевые игры.
Предлагается проведение тренинговых упражнений на находчивость и креативность, на снятие напряжения. Упражнения на сотрудничество и проявление себя как управленца позволяют курсантам проявить себя, почувствовать себя начальником.
Так же предполается проведение тренинговых упражнений, таких как: «Какого я цвета?», «Гнев», «Встаньте в круг», «Твое будущее», «Преувеличенное либо противоположное поведение», «Бегущие огни», «Благодарность без слов».
В результате проведения тренинговых упражнений у курсантов, мы предполагаем, выработается готовность к будущей профессиональной деятельности. Осознание себя как профессионала, на котором лежит серьезная ответственность.
Таким образом, содержательная наполненность компонентов профессионального самосознания обусловлена двойственностью статуса курсанта (сотрудник полиции и обучаемый), а также специфическими условиями деятельности не только учебной, но и служебно-боевой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие общие выводы, предложения и рекомендации:
Происходящие в современных условиях реформирование ОВД и совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел предопределяют необходимость целенаправленного формирования профессионально важных аспектов самосознания сотрудников ОВД, и, прежде всего, профессионального «Я-образа», представляющего собой результат осознания и оценивания сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности.
|
Результаты эмпирического исследования позволили выделить в структуре профессионального «Я-образа» сотрудника полиции следующие компоненты: а) когнитивный компонент - система представлений сотрудника о себе как субъекте профессиональной деятельности, носителе профессиональных ролей, обладателе профессионально значимыми качествами, свойствами, способностями, знаниями, навыками и умениями; б) эмоциональный компонент - отношение сотрудника к себе как субъекту профессиональной деятельности и общения, оценка себя как профессионала; в) операциональный компонент - склонность и готовность сотрудника к профессиональным действиям, которые могут быть вызваны его представлениями о самом себе как о профессионале и его профессиональной самооценкой.
Содержание профессионального «Я-образа» курсантов вузов образовательных организаций МВД существенно отличается от профессионального «Я-образа» опытных сотрудников органов внутренних дел, проявляясь в неполном представлении курсантов о профессионально значимых качествах, необходимых для успешной служебной деятельности и в отражении преимущественно внешних атрибутов профессионально-ролевой позиции.
Оптимизировать формирование профессионального «Я-образа» курсантов и слушателей в высшем образовательной организации МВД можно путем придания систематического характера процессу профессионального самоосознавания при использовании специальных упражнений, ролевых игр, групповой дискуссии, в частности, в виде предлагаемого автором практикума «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие».
Разработанный на основе результатов научных исследований, посвященных межролевому и внутриролевому конфликтам, механизмам идентификации и социального сравнения, явлениям когнитивного диссонанса и конфликтного личностного смысла, практикум «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» влияет на формирование всех компонентов профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел: когнитивного - через уточнение, конкретизацию и расширение системы знаний о себе, о своих характеристиках как личности и профессионала; эмоционального - посредством выработки позитивного отношения к себе, повышения адекватности оценивания своих личностных и профессиональных качеств, возможностей и потенциалов; операционального - через развитие и закрепление профессионального «Я-образа» в конкретных ситуациях профессиональной деятельности и общения и отработку навыков саморегуляции.
|
Изменения характеристик профессионального «Я-образа» курсанта вуза МВД, возникшие под влиянием используемого в учебном процессе практикума, а именно: усложнение и дифференцирование когнитивной структуры, положительная динамика самооценки, развитие направленности на самосовершенствование, способствуют успешной адаптации молодого сотрудника органов внутренних дел к профессиональной деятельности.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие предложения по оптимизации формирования профессионального «Я-образа» сотрудников полиции и психологической диагностике его содержания:
Преподавателям психологических дисциплин образовательных организации МВД России при проведении учебных занятий с курсантами и слушателями в рамках дисциплин: «Введение в специальность», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Юридическая психология», предлагается использовать упражнения практикума «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» в целях конструктивного воздействия на сферу профессионального самосознания личности. Однако, для повышения результативности формирования профессионального «Я-образа» будущих сотрудников целесообразно выделить учебное время для проведения практикума как отдельного спецкурса.
Отделениям (группам) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России рекомендуется проводить психологическую диагностику содержания профессионального «Я-образа» курсантов и слушателей на различных этапах обучения, используя апробированный в настоящей диссертации комплекс методик: «Профессиональная самохарактеристика», «Опросник самоотношения» В.В. Столина, а также разработанную автором специализированную анкету и модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения».
Практическим психологам, работникам воспитательных и кадровых аппаратов органов внутренних дел предлагается использовать упражнения практикума «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» при проведении занятий по профессионально-психологической подготовке сотрудников и в ходе индивидуального консультирования.
Учитывая влияние профессионального «Я-образа» на эффективность профессиональной деятельности, практическим психологам органов внутренних дел рекомендуется проводить диагностику компонентов профессионального «Я-образа» сотрудников ОВД при осуществлении профессионального отбора, аттестации, формировании резерва кадров на выдвижение.
Дальнейшие перспективы исследования проблемы
профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел могут предполагать:
- построение психологической типологии профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних дел;
конкретизацию роли и механизмов влияния профессионального «Я-образа» на развитие личности и профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел на протяжении всего профессионального пути.
разработку новых методов психологического воздействия на сферу самосознания личности, оптимизирующих формирование профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел.
Список использованных источников:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. ТІ. М.: «Педагогика», 1980.-232с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 270с.
3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: «МОДЕК», 1997. - 416с.
4. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188с.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. // Собрание сочинений в 6 т. - Т.4. -М.: Педагогика, 1983.
6. Гаранцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. -М.: ЮНИТА, 1987. - 214с.
7. Деркач А. А. Метод психолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: РАГС, 1999. - 392с
8. Джемс У. Личность/ Психология самосознания. Хрестоматия. — Издательский Дом «БАХАР - М», 2003. - 672с.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА, 1997.-256с.
10. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера-М.: ВПА, 1979. - 141с.
11. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: Изд-во БГУ, 1993. -99с.
12. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности. //Психол. журнал. - 1997. - Т. 18, №6. - с.35-44.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академ, проект. - 2003. - 336с.
14. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 128с.
15. Иванова 3., Косев И. Личность и профессия. - София. 1976. - с.65
16. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -199с.
17. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 440с.
18. Кон И.С. Психология самосознания / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР — М», 2003. - 672с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1997. - 231с.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.: Т.1. — М.: Педагогика, 1983. - 392с.
21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.-444с.
22. Лупырь В.Г. Структурирование профессиограммы будущих сотрудников // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журнал. - Омск: Изд-во Омской академии МВД России. - 2001. № 1(15). - с. 27.
23. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308с.
24. Марьин М.И., Ефанова И.Н. Профессиография основных видов деятельности сотруднков Государственной противопожарной службы МВД России: (Пособие). - М.: ВНИИПО, 1998.-114с.
25. Маслоу А. Самоактуализация личности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, А.А. Пузырей. - М., 1982. - 123с.
26. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. -462с.
27. Пряжникова Е.Ю. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога. — М.: Континент, 2001. - 311с.
28. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. Пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 224с.
29. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 416с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. — 705с.
31. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800с..
32. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Смысл, 1983. - 248с.
33. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456с.
34. Фромм Э. Человек для себя. - Минск: Коллегиум, 1992. - 253с.
35. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Институт психологии РАН, 1977. - 287с.
36. Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974. - с.209-225.
37. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). -М.: Тривола, 1994. — 168с.
38. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. - 295с.
39. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.—Т. 1.
40. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. «Психодиагностические методы изучения личности» Учебное пособие, М., московский психологический социальный институт, Издательство «Флинт»-2003.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!