Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.

2017-06-20 129
Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.


Глава 2. Экспериментальная работа влияние памяти на успешность обучения

Диагностика развития школьников

 

Цель экспериментального исследования: доказать, что интеллектуально-тренинговые игры на уроках математики эффективно влияют на развитие памяти детей младшего школьного возраста, что в свою очередь позитивно отражается на успешности их обучения математике.

Экспериментальное исследование было проведено на базе Тогучинской средней общеобразовательной школы №2 имени В.Л. Комарова

Для эксперимента мы выбрали 3 «А» и 3 «Б» классы.

3«А» класс - экспериментальный:

1. Аня З.

3 «Б» класс - контрольный:

1. Гена С.

2. Артем А. 2. Гоша Е.

3. Борис А. 3. Даша П.

4. Вова В. 4. Люба У.

5. Дима Г. 5. Надя Р.

6. Женя Ш. 6. Наташа Т.

7. Лена Д. 7. Оля Ф.

8. Света К. 8. Ира У.

9. Сергей Б. 9. Саша Е.

10. Рома Л. 10. Слава О.

11. Арман М. 11. Мери М.

12. Алина Л. 12. Катя Н.

13. Саша Ш. 13. Наташа М.

14. Маша В. 14. Оля Г.

15. Егор В. 15. Ира П.

16. Леша Н. 16. Нина П.

17. Кирилл С. 17. Данил П.

18. Оля Б. 18. Влад К.

19. Андрей Д. 19. Юля В.

20. Катя Г. 20. Олеся В.

Констатирующий этап эксперимента. На данном этапе эксперимента была подобрана контрольная и экспериментальная группа детей младшего школьного возраста. Экспериментальная группа – 3 «А» класс и контрольная группа – 3 «Б» класс.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня состояния проблемы с помощью различных методик изучения памяти.

Для определения качественных характеристик развития памяти мы использовали следующие методики:

- Методика 1. «Оперативная память» (см. приложение 1).

Высокий уровень – от 30 и более сумм.

Средний уровень – от 15 до 30 сумм.

Низкий уровень – менее 8 сумм.

На основе этой методики нами было проведено первичное обследование памяти у учащихся обеих групп.

Протокол обследования памяти по методики 1 «Оперативная память» (групповая форма). Дата 10.09.2008 год

Таблица 1 - Обработка данных тестирования «Оперативная память»

Уровень запоминания Экспериментальный класс Контрольный класс
30 чисел 15 чисел 8 чисел 4 числа 2 учащихся 5 учащихся 8 учащихся 3 учащихся 4 учащихся 6 учащихся 6 учащихся 3 учащихся

 

- Методика 2. «Память на числа» (см. приложение 2).

Высокий уровень – от 9 и более чисел.

Средний уровень – от 4 до 6 чисел.

Низкий уровень – 1 число и менее.

Протокол обследования памяти по методике 2 «Память на числа» (групповая форма). Дата18.09.2008 года.

Таблица 2 - Обработка тестирования по методике 2 «Память на числа»

Уровень запоминания Экспериментальный класс Контрольный класс
9 чисел 6 чисел 5 чисел 4 числа - 6 учащихся 8 учащихся 6 учащихся - 4 учащихся 10 учащихся 4 учащихся

- Методика 3. «Память на образы» (см. приложение 3).

Протокол обследования памяти по методике 3 «Память на образы» (групповая форма). Дата 24.09.2008 года.

Таблица 3 - Обработка тестирования по методике 3 «Память на образы»

Уровень запоминания Экспериментальный класс Контрольный класс
9 образов 6 образов 5 образов 4 образов 1 учащийся 6 учащихся 8 учащихся 6 учащихся - 4 учащихся 10 учащихся 4 учащихся

- Методика 4. «Словесно-логическая память» (см. приложение 4).

Протокол обследования памяти по методике 4 «Словесно-логическая память» (групповая форма). Дата обследования 29.09.2008год.

Таблица 4 - Обработка данных обследования памяти по методике 4

Уровень запоминания Экспериментальный класс Контрольный класс
7 пар слов 6 пар слов 5 пар слов 4 пары слов - 3 учащихся 5 учащихся 12 учащихся - 2 учащихся 10 учащихся 6 учащихся

- Методика 5. «Определение типа памяти» применяется для выявления преобладающего типа памяти. (см. приложение 5).

Анализ результатов обследования памяти по методике 5 «Определение типа памяти» - 3 «А» класс и 3 «Б» класс (см. Приложение 6).

О преобладающем типе памяти испытуемых я сделала вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С): С =а /10. Где а - количество правильно воспроизводимых слов. Чем ближе коэффициент памяти к среднему, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

 

Таблица 5 - Сравнительные данные уровня развития памяти и успеваемости

Ф.И ребенка Средний коэффициент Оценка по успеваемости
  Аня З. 1,9  
  Артем А. 2,1  
  Борис А. 1,6  
  Вова В. 1,4  
  Дима Г. 1,3  
  Женя Ш. 2,2  
  Лена Д. 1,5  
  Света К. 1,6  
  Сергей Б. 1,4  
  Рома Л. 1,8  
  Арман М. 2,2  
  Алина Л. 1,6  
  Саша Ш. 1,7  
  Маша В. 1,5  
  Егор В. 1,5  
  Леша Н. 2,3  
  Кирилл С. 2,0  
  Оля Б. 1,5  
  Андрей Г. 1,5  
  Катя Г. 1,4  
итого Кол-во Отметки Кол-во
Средний уровень – 1,8 Высокий: Средний: Низкий:   Отлично Хорошо Удовлет. Неудовл.  
             

Рисунок 1 – Диагностика развития памяти

 

Рисунок 2 – Диагностика успеваемости

 

Таблица 6 - Сравнительные данные уровня развития памяти и успеваемости по математике за 2 класс – 3 «Б» класс

Ф.И ребенка Средний коэффициент Оценка по успеваемости
  Гена С. 1,7  
  Гоша Е. 2,3  
  Даша П. 1,7  
  Люба У. 1,7  
  Надя Р. 1,3  
  Наташа Т. 2,1  
  Оля Ф. 2,2  
  Ира У. 1,9  
  Саша Е. 1,8  
  Слава О. 1,3  
  Мери М. 2,2  
  Катя Н. 2,0  
  Наташа М. 1,2  
  Оля Г. 1,3  
  Ира П. 1,6  
  Нина П. 2,1  
  Данил П. 1,9  
  Влад К. 1,4  
  Юля В. 2,1  
  Олеся В. 1,8  
итого Кол-во Отметки Кол-во
Средний уровень – 1,9 Высокий: Средний: Низкий:   Отлично Хорошо Удовлет. Неудовл.  
             

 

Исследуя память учащихся, мы получили такие данные: средний коэффициент в 3 «А» классе составил 1,8; в 3 «Б» средний коэффициент – 1,9, что так же говорит о среднем уровне развития памяти. Для наглядного примера представим диаграммы развития памяти у учащихся экспериментальной и контрольной группы при первичной диагностике.

 

Рисунок 3 – Сравнительные данные уровня развития памяти

 


ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА. На констатирующем этапе эксперимента мы продиагностировали уровень развития памяти у учащихся 3 «А» класса (экспериментальная группа) и 3 «Б» класса (контрольная группа). На формирующем этапе эксперимента нами была спланирована развивающая программа и проведена работа, направленная на повышение уровня развития памяти. На этом этапе целью экспериментатора было проведение занятий, игр, упражнений, бесед, тренингов направленных на развитие зрительной, слуховой, логической памяти. Так в экспериментальной группе – 3 «А» класс на протяжении 5 месяцев с учащимися проводились коррекционные и развивающие занятия по развитию памяти. В контрольной группе – 3 «Б» класс никаких дополнительных занятий по развитию памяти не проводилось.

На формирующем этапе эксперимента были поставлены задачи:

1. Разработка календарного плана формирующих занятий.

2. Проведение уроков математики с включением упражнений и заданий для развития памяти младших школьников.

3. Выявление влияния, оказываемого использованием предложенных упражнений и заданий на эффективность запоминания – контрольный этап.

 

Таблица 7 - Подробный календарный план формирующих занятий и конкретная программа, направленная на повышение уровня развития памяти

Тема занятий игр Основная дидактическая задача Кол-во занятий Повторные сроки
  Игра «Цвет и форма» Игроки должны точнее скопировать форму и цвет по памяти 3-4 Октябрь-ноябрь
  Игра «Часы» Нарисовать свои ответы по памяти 3-4 Октябрь-ноябрь
  Игра «Запомни» Придумать способы запоминания ряда чисел 4-5 Ноябрь-декабрь
  Игра «Треугольники» Запомнить и нарисовать расположение фигур   Октябрь-ноябрь
  Игра «Человечки» Посмотреть, на рисунки и запомнить, из каких геометрических фигур состоят 5-6 Октябрь-декабрь
  Игра «На что похоже» Придумать названия к предметам, нарисовать по памяти 4-5 Октябрь-декабрь
  Игра «Запомни и ответь» Задача учащихся запомнить ряд чисел и порядок их следования. 5-6 Октябрь-ноябрь
  Игра «Предметы» Восстановить геометрический ряд назвать какая фигура, где стояла.   Октябрь-декабрь
  Игра «Кто больше?» Подобрать термины к ключевому слову   Октябрь-декабрь
  «запомни и посчитай» Развивать умение слушать и закрепить устный счет 3-4 Октябрь-декабрь

 

Рассмотрим эти занятия, игры и упражнения конкретнее. Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти мы использовали ниже приведенные игры, для развития слуховой памяти целесообразно использовать те же упражнения, но с применением вместо наглядного образца словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, попросить ребенка выполнить с помощью конструктора, предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти воспроизвести какой – либо рисунок по словесному описанию и так далее.

Например:

1. Игра «Восстанови память».

Учащимся предлагается геометрический ряд, его нужно запомнить и нарисовать.

 

2. «Запомни».

Придумай способ запоминания чисел: 3,6,4,8,5,10,1,2.

Например: Число 3 в два раза меньше числа 6;

Число 4 в два раза меньше числа 8;

Число 5 в два раза меньше числа 10;

Число 1 в два раза меньше числа 2.

3. «Часы».

а) который час показывают часы (1,2,3…) ;

б) постарайтесь по памяти нарисовать свои ответы.

 

4. «Запомни».

Сейчас я вам покажу ряд цифр их нужно запомнить в таком же порядке и записать.

2, 3, 5, 7, 3, 5, 7.

Расскажи, как их запомнил. Каким способом можно сгруппировать эти цифры?

5. «Треугольники».

Посмотри на эти треугольники в течение 1 минуты. Постарайся запомнить (через 1 минуту рисунок закрывается).

Задание: а) нарисуй.

               
   
   
   
 
 
 
 

 

 


б) Расскажи, как запоминал.

Например: каждый треугольник состоит из 4 маленьких треугольников:

- центральный треугольник не закрашен;

- запомнить нижние треугольники, которые лежат в основании больших треугольников;

- запомнить вершины больших треугольников.

6. «Запомни».

Постарайся запомнить за 1 минуту фигуру.

Задание: а) нарисуй.

б) расскажи, как запоминал.

 
 

 


7. «Рассмотри рисунки и постарайся запомнить».

а) (рисунок убирается). Обсуждение: - из каких фигур состоят человечки? - чем похожи фигуры? - в чем различие?

б) нарисуй, что ты запомнил.

8. Счет с наращиванием.

Называется исходное число (237) дальше по два однозначных числа (3 и 5), которые учащиеся должны сложить, сумму запомнить, прибавить ее к исходному числу, и получить второе исходное число (237+(3+5)=245). Записывается два однозначных числа (7 и 2) и так далее.

9. У этих предметов нет названий, имени. Может быть, это детские игрушки или конфеты, а может быть даже детали от машины. Придумай сам названия к каждому рисунку.

                           
   
 
   
       
 
 
 
   
   
       
 
 

 

Задание:

а) нарисуй по памяти;

б) помогли ли тебе названия?

в) расскажи, какие названия ты придумал.

10. «Запомни и ответь»:

5, 7, 3, 2, 4, 25, 40, 9.

Просмотри в течение 30 секунд на предлагаемый вашему вниманию ряд чисел. Постарайся запомнить их взаимное расположение, порядок следования. После этого ты должен закрыть числа листом бумаги и ответить на вопросы (числа закрываются).

Вопросы:

1) Сколько ты всего чисел увидел?

2) Назови предпоследнее число.

3) Правда ли, что третье с начала число соответствует номеру склонения существительного Речь?

4) Чему равна сумма первого и последнего числа?

5) Как называется месяц, номер которого соответствует первому числу ряда?

6) Произведением, каких чисел является четвертое число?

7) Правда ли, что пятое число четное?

8) Правда ли, что последнее число ряда делится на 3 без остатка?

11. «Предметы».

На 30 секунд учащимся показывают геометрические фигуры, которые стоят в определенном порядке на столе (пирамида, куб, призма, цилиндр). Учащимся предлагается закрыть глаза, в это время учитель меняет фигуры местами. Ученики, должны восстановить геометрический ряд и назвать, какая фигура, где стояла.

12. «Кто больше?».

Учащимся дается ключевое слово («время»). Первый ученик называет термин, который относится к ключевому. Например: секунда, второй ученик повторяет слово и называет свое и так далее с нарастанием: секунда, час, век…и т.д.

13. «Запомни и посчитай».

На деревьях грибы сохли,

Ну а в дождь, конечно, мокли

40 желтеньких маслят,

8 тоненьких опят,

Да 3 рыжие лисички –

Очень милые сестрички.

Вы, ребята, не молчите,

Сколько всех грибов? Скажите.

Лисица учила своих малышей

Ловить под кустами веселых мышей.

Мыши услышали злую лису

И спрятались все под елкой в лесу.

Мышек же было всего только 5,

У каждой мамаши по 9 мышат.

Так сколько, скажите, мышей и мышат

Тихо под елкой ветвистой сидят?

В кармане у Коли монеты звенели,

Когда он бежал, они песенку пели.

По 10 копеек 6 было монет,

40 копеек ушло на обед,

За 8 копеек линейку купил, 10 копеек друзьям одолжил.

Осталась в кармане лишь самая малость.

Сколько копеек у Коли осталось?

Привлекая ребенка к развитию памяти, надо научить его осмыслению запоминаемого материала через установление ассоциативных связей с хорошо знакомой информацией. Например:

1. Набери 13:

       
       
       
       

 

 

2. Как удобнее сложить:

(273+59)+63.

(237+59)+41.

3. Реши ребус:

* 8: * = 7.

3*: *=9.

5*: * = 6.

*2: 8 = *.

4. Определи, не вычисляя, меньшую из данных сумм:

1) 27+48+16+9.

2) 47+25+8+13.

3) 18+10+50+ 28.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.