Основные концепции в изучении проблемы стресса. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Основные концепции в изучении проблемы стресса.

2017-06-20 391
Основные концепции в изучении проблемы стресса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нужно начать с определения стресса вообще их психологического словаря. В современной психологии труда профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Стрессоры – это события, в которых человек видит угрозу своему физическому и психологическому благополучию. Автор первой концепции стресса был Ганс Селье, в трудах которого стресс рассматривался равно??? как неспецифическая реакция организма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия. Применение биологического определения стресса в психологии привело к тому, что его первоначальное значение осталось за термином «физиологический стресс». В настоящее время принято делать акцент также в сфере профессионального стресса и другие его типы: информативный, эмоциональный, интеллектуальный и другие (Бодров В. А., 2000). Состояние стресса способно улучшать показатели деятельности (в случае если данное состояние никак не вызывает перегрузок и представляет собой состояние оперативной мобилизации). Однако в случае если деятельностная нагрузка чрезмерна для этого сотрудника, стресс преобразуется в дистресс, который в свою очередь, при продолжительном влиянии приводит как правило к психосоматическим болезням.

А.Б.Леонова (2000) выделяет три концептуальных подхода в исследовании профессионального стресса:

1) экологический подход;

2) трансактный подход;

3) регуляторный подход.

В рамках экологического подхода, известного в 60-е гг. XX в., или эпидемиологического подхода (Касл С. В., 1995), стрессовые реакции живого организма рассматриваются как неспецифический ответ на влияния сферы в форме физиологических реакций и поведения живого организма, обладающие для него приспособительной значимостью. Если применить данный подход к человеку, специалисту, то он никак не потеряет собственной значимости, поскольку людям приходится работать, адаптироваться к неблагоприятным условиям среды. Данный подход и категория физиологического стресса служат базой для работ в сфере эргономики, профессиональной гигиены, психофизиологии труда, инженерной психологии, направленных на оптимизацию, оздоровление функционирования индивида в производственной среде.

Трансактный подход в изучении профессионального стресса (Кокс Т., Маккей К., 1995) сформировался в русле когнитивной психологии в 70-е гг. XX в. Его характерной особенностью считается представление о работающем человеке равно (что означает это слово????) как о субъекте деятельности и общения, личности, сознательно регулирующей собственное поведение.

Мобилизация ресурсов организма человека в форме нервно-психической напряженности подразумевается как итог его оценки профессиональной ситуации, осознания индивидуального (личностного) смысла стрессовых ситуаций для субъекта деятельности. (сложно читаемое и понимаемое предложение) В рамках данного подхода, опирающегося на изучения Р.Лазаруса (1966) и многочисленных других психологов, факторами стресса стали не только лишь физические характеристики среды, но и организационные условия труда, способности профессионального продвижения, возможные потенциальные мотивы труда, характерные черты производственных взаимодействий, конфликтные ситуации. В рамках этого подхода приобрели развития исследования приспособительных стратегий поведения специалистов (копинг-стратегий, с англ. to cope — преодолевать, справляться). Уровень мобилизации нервно-психологического напряжения субъекта деятельности оказалась завищей (а это что????) не от объективной действительности рабочий ситуации, а от её отражения в сознании работающей личности.

Регуляторный подход в исследовании профессионального стресса, предложенный современными трудами эргономистов, психологов труда, анализирует работающего индивида как субъекта трудовой деятельности с точки зрения отличительных черт регуляции и саморегуляции исполняемых им эргатических функций и их результативности. Этот подход никак не считается достижением последних лет, он реализует задачи, обычно рассматривавшиеся в науках о трудящемся человеке в интересах обеспечения высокой продуктивности, качества работы, надежности эргатических систем (Леонова А.Б., Медведев В.И., 1981; Необузданная Л. Г., 1985 и др.).

Стресс в рамках этого подхода рассматривается не только как источник вероятных неблагоприятных последствий для сотрудника, его самочувствия и итогов работы. Стресс, как оказалось, является и условием формирования и профессиональной самоактуализации личности. Под научным руководством профессора и доктора психологических наук Л. Г.Дикой было осуществлено изучение стратегий преодоления стресса у здоровых людей и спинальных пациентов с результатами травм и аварий. В результате было обнаружено, что основную роль в приспособления к стрессу как нелегкому этапу в жизни человека относится ценностно-смысловая сфера личности, в которой сосредоточена основа волнений, переживаний, позволяющих вынести трудное испытание за счет формирования новых актуальных жизненных смыслов (Торчинская Е.Е., 2001).

Дж. Эверилл следом за С. Сэллсом полагает, что сутью стрессовой ситуации является потеря контроля, отсутствие адекватной реакции соответственной для индивида результатов несогласия (отказа) от реагирования. П. Фресс предлагает дать название стрессом особенный тип эмоциональных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Согласно суждению Д. Фонтана, стресс необходимо расценивать равно как «требование, предъявляемое к адаптивным способностям разума и тела» где ссылка?. По определению Ю. С. Савенко психологический стресс - «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации» а где ссылка?.

Можно сказать, что основная направленность в изучении психологией определения стресса заключается в отрицании неспецифичности ситуаций, приводящих к стрессовому состоянию. Не каждое условие среды порождает стресс, а именно такое в случае которого оно начинает расценивается как угрожающее, нарушающее адаптацию, контроль, мешающее самоактуализации.

Психологи отбрасывают это «любое», то есть имеется в виду идея о неспецифичности стресса, противополагая ей идею специфичности. Однако ликвидировать саму идею о неспецифичности стресса (реакций и ситуаций) – может означать «уничтожить» в самом понятии представлении о том ради чего оно создавалось, его главной значение и основной смысл. Престиж данного определения никак не в отречении от характера стимулов и ответов самого организма на их воздействие, а в утверждении этого, то, что каждой стимул наравне с собственным особым воздействием предъявляет организму неспецифические условия, ответом на которое считается неспецифическая реакция во внутренней среде организма. Таким образом, задача психологии заключается в том, чтобы, отказавшись от неоправданного расширения объема данного определения, сохранить главную его сущность – идею о неспецифичности стресса. Это явно не Ваши слова. Где ссылка?

Любое условие среды способно спровоцировать опасную, в некоторых случаях критическую, экстремальную ситуацию только лишь у живого организма, что никак не способен совладать ни с какими требованиями в целом. В таком случае в этот же период внутренней потребностью существования считается неотложная (здесь и теперь) удовлетворенность любой потребности. Таким образом, у живого организма, обычный жизненный мир которого прост и несложен, психическая активность которого располагается на низком уровне. Согласно З. Фрейду – этот принцип носит название «принцип удовольствия». Осуществление такой установки происходит наиболее простыми, всевозможными условиями действительности. В случае если такого рода прорыв расценивать равно как опасную критическую жизненную ситуацию - стресс.

Таким образом, мы можем сказать, что в наше время представление о понятии стресс, можно рассматривать как опасным критическим событием и расценивать равно как постоянное жизненное состояние, воздействующее на адаптацию индивида и его психическую активность.

Вот это должно быть в начале параграфа, а потом уже о профессиональном стрессе вести речь!!!!!!!!!! В современной науке имеется большое число определений стресса. В своей работе за базу я (вообще то мы нужно писать) взяла следующее понятие, что отображает, на мой (наш) взгляд, саму суть стресса.

Стресс - это универсальная реакция организма на различные по своему характеру раздражители; состояние общего психофизического напряжения, возникающее у индивида под влиянием экстремальных условий, нарушающее механизмы адаптации систем организма и психики. Чье определение? Где ссылка?

Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г. Селье в 1936 году «синдром ответа на повреждение как таковое», получивший в дальнейшем название «триада»:

• увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников;

• уменьшение вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез;

• точечные кровоизлияния, кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника. Маркеры в виде точек недопустимы!!!!!!!!!

Затем Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания: чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему можно было только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития. Данный процесс Г. Селье обозначил как стресс.

Присутствие непрекращающегося воздействия стрессогенного фактора проявления «триады» стресса меняются согласно интенсивности. В соответствии с этим Г. Селье выделил три стадии данных изменений или стадии развития стресса:

· Стадия тревоги – на этой стадии происходит мобилизация адаптационных способностей организма, в котором появляются сигналы о несбалансированности стрессогенных условий среды и ответов организма на данные условия. Данные сигналы ведут к выявлению возможных способностей индивида. В течение периода всей стадии завершается развитие новой «функциональной системности» организма, адекватной для новых экстремальных требований среды.

· Стадия резистентности – здесь происходит сбалансированное использование адаптационных запасов. При этом удерживается почти никак не выделяющееся от норм существование организма в обстоятельствах высокого требования среды.

· Стадия истощения – это расход адаптационных запасов. В отличии от первой стадии, если сигналы водят к выявлению возможных способностей организма, на третьей стадии сигналы – это как «лозунги» о помощи, поддержки, что способна прийти только лишь снаружи: в виде ф ликвидации стрессора. ТОЧКИ!!!!!!!!!

Сущность стресса. Это что, подзаголовок или????? Если конфликтная ситуация потребует стремительного решения и незамедлительного ответа, то в нашем организме действуют заложенные на биологическом уровне адаптационные механизмы. Биохимические реакции проходят в учащенном темпе, увеличивая электроэнергетический возможности организма и реагируют на опасность с учащенной мощью. Надпочечники повышают выброс в кровь адреналина, который считается общим высокоактивным катализатором. Гипоталамус, «эмоциональный орган» мозга, сообщает сигналы гипофизу и коре надпочечников, что увеличивает сочетание гормонов и выброс их в кровь. Если мы сердимся, боимся либо тревожимся, наш организм вырабатывает гормоны: адреналин и норадреналин, для того чтобы мы смогли действовать: броситься в потасовку либо, напротив, ускользнуть. В случае если мы регулярно беспокоимся, эти гормоны формируются в организме постоянно, что порождает стресс. Гормоны меняют водно-солевое равновесие крови, увеличивая давление, стимулирует активное усваивание еды, и освобождают энергию, увеличивают количество лейкоцитов в крови, активизируя иммунную систему и провоцируя появление аллергических реакций. При этом у человека учащается пульс, увеличивается давление и содержания глюкозы в крови, дыхание частое и прерывистое. Можно сказать человек готов к бою и его организм вооружён. В случае если выплескивания чувств и эмоций никак не совершается, гормоны накапливаются. Это порождает напряжённость и утомление.

Можно выделить четыре категории симптомов стресса: физиологические, интелетуальные, поведенческие и эмоциональные.

· Физиологические признаки: постоянные головные боли; нарушение пищеварения; вздутие живота; диарея или наоборот запор; спазмолитические, внезапные боли в животе; сердце бьется часто или не регулярно, сильно; ощущение недостатка воздуха при вздохе; судороги; переутомление; склонность аллергиям; высокий гипергидроз; обмороки, рвота; нередкие простудные болезни; восстановление заболеваний, которые были раньее; активное повышение либо утрата веса; нередкое мочевыделение; чувство покалывания в руках и ногах; напряжение в мышцах нередкие боли в шее и позвоночнике; дерматологические сыпи; ощущение комка в горле; усложнение в рассматривании объектов; раздваивание в глазах или расплывание образа предмета.

· Интеллектуальные признаки: неуверенность; снижение памяти; концентрация внимания снижается; высокая отвлекаемость; «туннельное» зрение; действия зачастую становятся ошибочными; утрата инициативы; непрерывные отрицательные идеи; нарушение суждений; порывистость, скоропалительные решения; импульсивное, спутанное мышление.

· Эмоциональные признаки: нервозность, раздражительность; волнение, беспокойство; недоверчивость; угрюмое душевное состояние, подавленность; мрачное настроение; беспокойность; изможденность; склонность к приступам бешенства; грубое, неприемлемое остроумие; чувство боязни, беспокойства; утрата решительности; ощущение отчужденности; недостаток интереса; сниженная самоощенка; недовольство работой.

· Поведенческие признаки: плохой аппетит; речь нарушена; дрожь в голосе; проблемы в семье и на работе; несоблюдение режима дня (плохое распределение времени);избегание поддержки со стороны друзей и близких; не ухоженность; антисоциальное поведение, лицемерие; невысокая эффективность; стремление к трагедиям, авариям; нарушение сна, бессонница, зачастую снятся кошмары; наиболее активное табакокурение либо использование спиртного; брать работу на дом; высокая загруженность, отсутствие времени на полноценный отдых и восстановление сил. Где ссылки?????


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.