Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-20 | 355 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Актуальность исследования заключается в обращении к изучению факторов, влияющих на аддиктивное поведение личности. Определение доминирующих факторов позволяет осуществлять своевременно профилактику зависимого поведения человека. Как показал теоретический анализ психологической литературы, в качестве личностных факторов аддиктивного поведения выступают завышенная самооценка, слабая волевая регуляция, повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность. Среди социальных факторов наиболее часто выделяют воспитание в условиях недостаточной эмоциональной поддержки со стороны родителей или наиболее близких членов семьи в первые годы жизни ребенка. Эти факторы являются благоприятной почвой для возникновения привязанности к аддиктивным заменителям, которые воспринимаются как наиболее надежные, по сравнению с поддержкой окружающих людей.
Аддиктивная реализация создает иллюзию возможности без какого-либо вреда для себя контролировать по желанию свое психическое состояние, вызывать чувство психического комфорта, избавляться от неприятных эмоций и мыслей.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Раскрытие аддиктивного поведения как понятия, невозможно без обращения к трактовке аддикции, которая чаще всего толкуется как стойкий уход человека от реальности, достигаемой посредством изменения психического состояния. Как справедливо отмечают Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева, «процесс употребления того или иного вещества, изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию к аддикции»[11].
|
Наиболее точное определение понятия «аддиктивно-го поведения» принадлежит Ц.П. Короленко с соавторами, которые отмечают, что это «форма девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций».
При углубленном анализе данного понятия и схожих с ним - «аддикция», «зависимость», - можно дополнить вышеприведенное определение тем, что «при длительном периоде патологического пристрастия к веществу (объекту) происходит приращение, сплетение и переход одной привычки, пристрастия в другие».
Как известно, психологическая сущность того или иного определения раскрывается через его определение, исходя из чего, структуру аддиктивного поведения возможно представить в следующем виде:
Как видно на рис. 1, человек, встречаясь с какой-либо жизненной трудностью, проблемой, попадая в конфликтную ситуацию, начинает определенным образом реагировать на нее, проявляя некоторое количество активности (и физической, и психической). Иногда этой активности бывает недостаточно, и неразрешенная проблемная, конфликтная ситуация начинает вызывать у человека напряжение (и физическое, и психическое). Будучи не в состоянии (не имея на данный момент ресурсов, или не желая тратить имеющиеся) должным образом реагировать, отвечать, человек вынужден уходить от этой ситуации, от этой реальности. Но возникшее напряжение никуда не исчезает (если оно не было снято в другой ситуации, другой деятельности) из личности, и продолжает «давить» на человека, мешая выполнять основную деятельность, препятствуя удовлетворению различных потребностей. Такого рода напряжение К. Левиным было названо квазипотребностным, иначе говоря - ложным, связанным с удовлетворением той потребности, которая не была удовлетворена ранее. В зависимости от сочетания личностных особенностей (темперамента, характера, мотивации, черт личности и т.п.), конкретный человек будет разными путями снимать данное напряжение. Некоторые же, находясь в состоянии напряжения, возбужденности, не способны рационально мыслить и видеть социально полезные пути для снятия напряжения. И поэтому выбирают неадекватные способы разрешения проблемы, стремясь к употреблению различных психоактивных веществ, или к занятию рискованными для здоровья и жизни видами деятельности и т.д. Обладание тем или иным аддиктивным агентом (объектом пристрастия) изменяет отношение человека к себе, к другим, к деятельности. Иногда, тот или иной аддиктивный агент не приносит ожидаемого эффекта, и человек добавляет другие или меняет его, чтобы получить все больше и больше удовольствия, поддержать соответствующие эмоции для того, чтобы забыть, избавиться от существующего напряжения. Поддержание определенных эмоций становится с каждым разом все более и более необходимым. Для их получения индивидуум систематически будет нуждаться в конкретном аддиктивном агенте, обладание которым, стремление к которому будет каждый раз приводить его к отрыву от реальности. Этот процесс, будет происходить на первых этапах параллельно с основными видами деятельности, а затем будет подменять их, навязывая человеку все большую и большую вовлеченность в обладание аддик-тивным агентом.
|
В настоящее время аддиктивное поведение наиболее изучено применительно к подростковому возрасту как наиболее уязвимому в этом отношении. Однако в период юности и ранней взрослости такое поведение - отнюдь не редкость, но исследований этого феномена в данный период не так много. Не изучены факторы развития склонности к аддикциям и аддиктивному поведению молодых людей, вопросы профилактики аддиктив-ного поведения в студенческом возрасте.
В то же время переход от юности к взрослости через молодость сопровождается становлением Я-концепции, развитием нравственного сознания и самосознания, изменением системы ценностных ориентаций, формированием эго-идентичности и т.д., и здесь молодые люди часто сталкиваются с проблемами, которые не в состоянии решить.
|
Задача молодых людей, согласно Э. Эриксону, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы в личную идентичность, которая представляет собой осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.
Часть молодых людей кризис идентичности разрешают путем продолжения занятия учебной деятельностью, поступая в колледжи, институты, вузы, и, таким образом, опосредуют свое личностное развитие еще одним дополнительным институтом социализации, получая не только навыки той или иной профессиональной деятельности, но и реализацию ряда потребностей в общении, достижениях, саморазвитии[12].
Если молодым людям не удаётся разрешить эти задачи, то формируется неадекватная идентичность. Канадский психолог Дж. Марсиа выделив четыре этапа развития личности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека:
- «неопределённая, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид ещё не выработал сколько-нибудь чётких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности;
- «досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету;
«мораторий» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов тот единственный, который может считать своим;
«достигнутая зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершён, индивид перешел от поиска себя к практической реализации.
То есть, другими словами, если у молодежи не формируется адекватная эго-идентичность, то может быть развито одно из данных четырех состояний, и, фактически, следует говорить об измененной идентичности.
|
При аддиктивном поведении, по мнению ряда исследователей (Гусева И.Ю., Дмитриевой Н.В., Кушнеровой Ю.Ю., Твердохлебовой Н.В., Четверикова Д.В., Ярышевой А.А. и др.) у молодых людей происходит трансформация эго-идентичности, образуется аддиктив-ная идентичность.
Как было отмечено выше, важным моментом профилактики аддиктивного поведения является выявление факторов его определяющих.
Обратимся к раскрытию понятия «фактор».Большинство ученых (Благуш П., Готтсданкер Р., Ребер А., Дудьев В.П., Жмуров В.А., Ефимова Л.А., Авдонина Н.И., Конюхов Н.И., Митина Т.А. и др.) считают, что фактор - это причинная движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его сущность и направленность. Поскольку факторов аддиктивного поведения существует немало, встает вопрос о их классификации. Наиболее полные классификации факторов, по мнению Лазаренко Д.В., насчитывают до двух тысяч. При оценке склонности к аддиктивному поведению такое количество факторов вызвало бы значительные трудности в организации и проведении исследования, поэтому предприняты попытки уменьшения количества факторов, подлежащих учету. По мнению В.Ф. Венды, факторы могут быть систематизированы, подвергнуты «системной свертке». Такая систематизация факторов может быть использована при проверке того или иного теоретического положения о склонности человека к аддиктивному поведению, о ее связи с внешними и внутренними факторами[13].
С точки зрения источника воздействия факторы делятся: на внешние источники, определяемые структурой общественных отношений того социального целого, которому принадлежит познающая личность. По мнению И.С, Морозовой речь идет о социально-психологических факторах как совокупности социальных ситуаций развития, социальных статусов, ролей и ценностных ориентаций.
внутренние источники, определяемые интраин-дивидуальной структурой самой личности. Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяют интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. И.С. Морозова называет эту группу факторов индивидуально-психологическими, рассматривая ее как совокупность различных психических свойств, являющихся компонентами структуры личности [14].
В качестве внутренних, индивидуально-психологических факторов, влияющих на развитие у студентов склонности к аддиктивному поведению, могут выступать черты личности, под которыми понимаются «относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время».
Заключение
|
Проблема зависимости (адцикции) на сегодняшний момент является одной из наиболее актуальных проблем не только в области медицины, но и с точки зрения социально-психологического здоровья каждого конкретного человека и всего общества.
Термин «аддикция» имеет давнюю историю. Во времена античности он использовался для определения имущественных отношений граждан. В Древнем Риме должник в качестве аддикта (присужденный, addictus) становился рабом кредитора. В психологии термин «аддикция» видоизменялся также в значительной степени.
Первоначально он описывал поведение людей, зависимых от химических веществ, например, от никотина, алкоголя, наркотиков. Дальнейшее исследование данного феномена определило более масштабный взгляд на него как на специфическое поведение, в формировании которого задействованы как социальные условия раннего развития, так и психофизиологические особенности индивида.
Зачастую, выделяют две основные формы зависимости - химическую и нехимическую. Предметом исследования психологической науки является нехимическая форма аддикции, при которой объектом зависимости становится определенный поведенческий паттерн, а не вещество, вызывающее изменение психического состояния. Именно на данном основании подобный вид зависимости называют поведенческой аддикцией.
Существуют типы поведения, при котором люди меняют свое психическое состояние посредством химических веществ и усиливают его при помощи психологической компоненты. Известно, что использование наркотика в присутствии других людей приводит к иным ощущениям, чем в одиночестве. Так, алкоголь в одиночестве вызывает сонливость и заторможенность, в то время как в компании людей у того же человека провоцирует повышение настроения и возбуждение. Обе формы зависимости взаимодействуют теснейшим образом и разделение их возможно лишь гипотетически.
К специфическим особенностям аддикции относится вероятность легкого перехода от одной формы зависимости к другой. Человек, отказавшийся от одной из зависимостей производит впечатление выздоровевшего. Но при более пристальном взгляде выясняется, что просто произошла замена одного вида аддикции другим. Например, бывший алкоголик становится трудоголиком.
Лица с такого рода поведением характеризуются низкой толерантностью к фрустрации, сниженной стрессоустойчивость, страхом перед возможными жизненными тредностями, непроявленной способностью ждать и терпеть, жаждой сиюминутного исполнения желания.
Механизм зависимости формируется на базе последовательного чередования определенных психологических состояний, при котором переживание напряжения, чувства острого одиночества, эмоциональной боли сменяется сильным позитивным ощущением и таким образом запечатлевается опыт "совладающего" поведения при столкновении с неприятностями. Примечательно, что для скорости и устойчивости формирования зависимости важна интенсивность сменяющих друг друга эмоциональных переживаний. Следовательно, чем сильнее и глубже переживаемые эмоции, тем легче формируется аддиктивное поведение.
Зависимое поведение развивается как субъективная фиксация на том занятии, которое индивид считает для себя безопасным и успокаивающим. При столкновении с жизненными трудностями человек, не имеющий ресурсов и навыков совладающего поведения в стрессовых ситуациях, желает быстро и безболезненно достичь состояния счастья. Если удается реализовать подобную стратегию, то формируется связь между данным состоянием и действием, которое привело к нему. Последующие негативные переживания будут подкреплять появление действий и поступков, которые способны быстро купировать негативную эмоцию и сформировать патологический паттерн.
Зависимая личность воспринимает мир как тюрьму, вырваться из которой позволяет не целесообразная продуктивная деятельность, а уход от реальности любым возможным способом. Согласно данному тезису, аддикция - в той или иной мере это уклонение от взрослой личной ответственности, характерной для психологически зрелой личности.
В мыслительной сфере зависимая личность строит свою собственную действительность, мало сопряженную с реальной жизнью. Все, что не соответствует их желаниям и представлениям - выпадает из поля зрения. Аддикт создает свой воображаемый мир, в котором и живет, все более и более входя в конфликт с окружающими людьми, которым его придуманный мир недоступен и непонятен.
Зависимое поведение развивается постепенно, проходя ряд этапов. В качестве триггерного, пускового механизма сначала должна случайно возникнуть смена двух полярных состояний: крайне тяжелое скачкообразно переходит в эйфорию. Индивид на осознанном уровне фиксирует способ перехода от одного эмоционального состояния к другому. В последующем данная последовательность возникает автоматически, при ухудшении психологического состояния. Для последнего этапа характерно встраивание аддиктивного поведения в структуру личности. При этом происходит значительная активизация защитных механизмов, обеспечивающих правомерность зависимого поведения на уровне сознания.
На последнем этапе происходят нарушения социальной адаптации человека, т. к. весь арсенал душевных сил аддикта направлен на поиск стимула, запускающего механизм механизм зависимости с последующей эйфорией. К этому времени человек, как правило, уже не способен на нормальное общение, качественную профессиональную деятельность, полноценный отдых. Происходит разрушение физического и психического здоровья.
Список литературы:
1.Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 40 - 43.
2.Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2014. № 3(18). С. 13 - 16.
3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -
СПб.: Питер, 2015. - 288 с.
4.Благуш П. Факторный анализ с обобщениями: Пер. с чешск. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 248 с.
5.Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.
6. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
7. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
8. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
9. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.
10. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
11. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
12.Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис.... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 87 с.
13.Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция.- М.: Изд-во МГУ, 1987. - 214 с.
14. Венда В.Ф. Перспективы развития психологиче-
ской теории обучения операторов. //Психологический
журнал. - 1980. - № 4. - С.48-63.
15. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. 251 с.
16.Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 2015. 512 с.
17.Кушнерова Ю. Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дис.. канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 53 с.
18.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикция в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 434 с.
19.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015. - 251 с.
20.Лазаренко Д.В. К вопросу о необходимости изучения психологических средств коррекции аддиктивного поведения личности // Материали за VIII международна научна практична конференция «Achievement of high school - 2012», Том 19, Психология и социология. -С.30-32.
21.Марсиа Д. Развитие личности. - М.: Прогресс, 1993. - 287 с.
22.7. Менделевич В. Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005. 432 с.
23.Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. 448 с.
24.Хмелевская О. Е. Психологические предикторы и детерминанты формирования наркотической аддикции личности с нарушением адаптации: дис.. канд. психол. наук. Красноярск, 2015. 123 с.
25.Чеверикина Е. А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ: дис.... канд. психол. наук. Казань, 2013. 218 с.
26.Четвериков Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: дис.... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2015. 385 с.
27.Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер.
с англ. / Общ. ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 2015.- 344 с.
28. Морозова И.С. Психологические факторы и механиз-
мы интенсификации познавательной деятельности лично-
сти. Дисс.. д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2006. - 430 с.
29.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.:«Питер», 1999. - 608 с.
[1]Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2015.С.110.
[2] Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис.... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005.С.15.
[3] Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 2015.С.168.
[4] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015.С.168.
[5] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015.С.185.
[6] Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016.С.116.
[7] Менделевич В. Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005.С.169.
[8] Четвериков Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: дис.... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2015.С.105.
[9]Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер.с англ. / Общ. ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 2015.-С.185.
[10] Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2014. № 3(18). С. 13.
[11] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикция в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.С.187.
[12] Кушнерова Ю. Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дис.. канд. психол. наук. Кемерово, 2012.С.11.
[13] Лазаренко Д.В. К вопросу о необходимости изучения психологических средств коррекции аддиктивного поведения личности // Материали за VIII международна научна практична конференция «Achievement of high school - 2012», Том 19, Психология и социология. -С.30.
[14] Морозова И.С. Психологические факторы и механизмы интенсификации познавательной деятельности личности. Дисс.. д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2006.С.163.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!