Работа на пожарных автомобилях — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Работа на пожарных автомобилях

2017-06-19 547
Работа на пожарных автомобилях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Своевременное прибытие по вызову на пожар и включение в работу пожарных насосов, механизмов и агрегатов основных и специальных ПА зависит от многих факторов. Наиболее важные из них удельная мощность двигателя, техническое состояние ПА, дорожная обстановка на пути следования на пожар, наличие водоисточников и пути подъезда к ним. Большую роль играет и профессиональный уровень квалификации водителя и начальника караула.

В ГПС накоплен громадный опыт по вопросам определенной последовательности управления агрегатами и механизмами. Ее строгое выполнение также способствует более рациональному использованию пожарных машин.

На всех пожарных автомобилях производятся различные оперативно-тактические действия. Рациональное их выполнение требует по прибытию на пожар правильной их установки. При этом должно быть исключено воздействие на пожарный автомобиль тепловых потоков. На автоцистернах и насосно-рукавных автомобилях для выполнения оперативно-тактических действий производится ряд работ: подача воды из цистерны, из открытого водоема, от водопроводной сети, перекачка воды на большие расстояния, подача воздушно-механической пены лафетными стволами, забор воды из открытых водоисточников при помощи гидроэлеватора.

Пожарные АЦ по прибытию к месту пожара устанавливают как можно ближе к очагу горения. Подача огнетушащих средств в стволы по решению руководителя тушения пожара осуществляется водой из цистерны и пенобаков, вывозимых на АЦ, или из других водоисточников. Подача воды и пены может производиться стационарным лафетным стволом или ручными стволами.

У АЦ, подготавливаемых к забору воды, должны быть плотно закрыты заглушки на всасывающих патрубках, все вентили или клапаны, сливные краники.

Насосно-рукавные автомобили устанавливаются на водоисточник – пожарный гидрант или открытый водоем.

Установка пожарного автомобиля на открытый водоем зависит от расположения в нем пожарного насоса. При среднем его расположении с выводом всасывающих патрубков в передней части автомобиля подъезд к водоисточнику осуществляется передним ходом. При расположении насоса в корме автомобиля – задним ходом. В обоих случаях необходимо выбирать удобное для подъезда место.

Большое значение для работы насоса имеет высота всасывания и условия прокладки всасывающих рукавов. Необходимо выбрать такое место, чтобы высота всасывания не превышала 7 м, а условия прокладки всасывающих рукавов исключали их резкие перегибы.

При постановке ПА на гидрант следует его устанавливать так, чтобы можно было свободно проложить напорно-всасывающий и напорные рукава.

При постановке ПА для работы следует поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение; установить ПА с работающим двигателем на ручной тормоз; выключить сцепление и включить коробку отбора мощности.

Такая последовательность действий должна соблюдаться при эксплуатации ПА на базовых шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и др.

На пожарных автомобилях с базовыми шасси ГАЗ-66 после включения коробки отбора мощности необходимо включить четвертую передачу коробки скоростей основной трансмиссии.

На ПА повышенной проходимости перед включением коробки отбора мощности рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение. При этом передний и задний мосты будут отключены от двигателя.

После включения коробки отбора мощности следует плавно включить сцепление. При этом крутящий момент от двигателя будет передаваться на вал насоса. Пожарные насосы не рекомендуется длительное время использовать без воды. Поэтому следует снизить частоту вращения вала двигателя до 800 – 1000 об/мин и быстро выключить сцепление рычагом в насосном отделении. Продолжительная работа выжимного подшипника сцепления в выключенном положении сцепления недопустима. Поэтому следует быстро заполнить водой пожарный насос и включить сцепление.

Заполнение насоса водой из цистерны перед подачей ее в рукавную линию можно осуществлять различными способами. Для обеспечения заполнения насоса водой необходимо, чтобы заглушка на всасывающем трубопроводе была плотно завернута. Закрыты все вентили, клапаны и краники в водопенных коммуникациях.

Подача воды из цистерны. По прибытии ПА на пожар необходимо подать первый ствол. Это сокращает время боевого развертывания, позволяет быстро начать тушение пожара. Основная задача водителя при этом заключается в заполнении насоса водой и подаче ее в напорную линию со стволом.

Последовательность выполнения работ рассмотрим на примере фрагмента (рис. 8.38) водопенных коммуникаций.

Для подачи первого ствола необходимо:

присоединить рукавную линию 4 стволом к напорному патрубку с напорной задвижкой 3;

открыть вакуумный клапан 5 для выхода воздуха из центробежного насоса при его заполнении водой;

включить подсвет вакуумного клапана;

открыть вентиль 8 на трубопроводе, соединяющем цистерну 7 со всасывающим патрубком 1 насоса 2;

через смотровой глазок вакуумного клапана следить за заполнением насоса водой;

при появлении воды в вакуумном клапане закрыть его.

После заполнения насоса водой следует:

включить сцепление рычагом из насосного отделения (при среднем расположении насоса – педалью сцепления, расположенной в кабине водителя);

создав насосом заданный напор, открыть задвижку 3 на напорном трубопроводе;

поддерживать требуемый напор изменением частоты вращения вала двигателя.

Подача воды пожарным насосом из открытого водоема. Работа по подаче воды пожарными автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями из открытых водоисточников производится в ряде случаев. Это имеет место в населенных пунктах со слабо развитой сетью водоснабжения, в сельской местности, а также в случаях, когда для тушения пожара требуется большое количество воды. Например, при тушении горящей нефти и нефтепродуктов в резервуарах или пожаров газовых и нефтяных фонтанов воду обычно подают из открытых естественных или искусственных водоемов.

Подготовка к подаче воды производится в следующей последовательности (рис. 8.39):

извлекают из пеналов всасывающие рукава, соединяют их друг с другом и подсоединяют всасывающую сетку;

снимают заглушку со всасывающего патрубка 1 и подсоединяют к нему всасывающие рукава 9 с сеткой;

опускают всасывающие рукава в водоем; при этом глубина всасывания Нs не должна превышать 7,5 м, а глубина погружения всасывающей сетки должна быть больше 300 мм;

открывают вакуумный клапан 5;

включают газоструйный вакуум-аппарат и плавно увеличивают частоту вращения вала двигателя;

при появлении в вакуумном клапане воды закрывают его и выключают газоструйный вакуумный аппарат;

включают сцепление и плавно увеличивают частоту вращения вала насоса;

создав требуемый напор, плавно открывают напорную задвижку 3, вода поступает в рукавную линию 4.

При наличии на АЦ дополнительной системы охлаждения необходимо в летнее время включать ее в работу, открыв оба краника на пожарном насосе.

При работе пожарных насосов с открытых водоемов возможны отказы в заборе воды. Основными их причинами являются: недостаточная частота вращения вала двигателя при включении газоструйного вакуумного аппа-
рата; преждевременное, до закрытия вакуумного аппарата, снижение час-
тоты вращения вала двигателя; большая частота вращения вала насоса и
развиваемый напор при открытии напорных задвижек.

При отказе в работе вакуумного аппарата заполнение пожарного насоса можно осуществить двумя: заливкой полостей пожарного насоса и всасывающих рукавов водой, т.е. поступают так же, как при заборе воды из цистерны (см. рис. 8.38).

Подача воды от водопроводной сети. Подача воды от водопроводной сети самый распространенный способ при тушении пожаров в городах, промышленных предприятиях и т.д. В этих случаях АЦ или НРА следует устанавливать всасывающими патрубками как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.

Для забора воды от водопроводной сети необходимо собрать напорно-всасывающую линию, как показано на рис. 8.40, затем следует:

открыть вакуумный клапан 5 для выпуска воды из насоса;

заполнить водой насос;

закрыть вакуумный клапан 5;

включить пожарный насос и, следя за режимом его работы, плавно открыть напорную задвижку 3, вода поступит в рукавную линию 4.

Подача воздушно-механической пены. Воздушно-механическая пена применяется для тушения легковоспламеняющихся жидкостей.

Подача пенообразователя из бака, а воды из цистерны. Рассмотрим последовательность выполнения работы по схеме рис. 8.41.

К напорному патрубку с задвижкой 3 подсоединяют рукавную линию 4 с ГПС, а затем следует:

открыть вакуумный кран или приоткрыть задвижку 3 для выхода воздуха из насоса;

открыть задвижку 8 на трубопроводе из цистерны в насос;

заполнить насос водой, включить его в работу и создать напор 70 –
80 м.вод.ст.;

установить стрелку крана-дозатора пеносмесителя 9 на деление шкалы, соответствующее подаче присоединенных ГПС;

открыть пробковый кран на пеносмесителе 9 и кран 12 от пенобака 14 к пеносмесителю 9;

поддерживать режим работы таким, чтобы у ГПС напор был не менее 40 – 60 м вод.ст.

Подача пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или водопроводной сети. В этом случае выполняются все операции по заполнению насоса водой из открытого водоисточника или водопровода.

При работе от пожарной колонки, установленной на гидрант водопровода, напор во всасывающем патрубке не должен превышать 25 м вод.ст. Регулирование его производят при работающем насосе и открытых задвижках 3, изменяя положения вентилей пожарной колонки.

Для подачи к ГПС выполняют операции, как было указано выше.

Подача пенообразователя к пеносмесителю от посторонней емкости. Запас пенообразователя в пенобаках невелик, поэтому при тушении пожаров возникает необходимость использовать бочки с пенообразователем.

Для подачи в систему пенообразователя необходимо снять колпачок со штуцера 11 и подсоединить к нему шланг. Второй его конец опускают в емкость с пенообразователем.

Для работы системы выполняются все операции, изложенные ранее.

Работа стационарным лафетным стволом. Подача воды или пены стационарным лафетным стволом 15 может производиться как при движении пожарного автомобиля, так и при установке его на боевой позиции. Управление лафетным стволом может осуществляться или вручную, или с помощью пневматического или гидравлического привода (при их наличии).

Подача воды или пены стационарным лафетным стволом на ходу производится на первой или второй передаче коробки скоростей основной трансмиссии.

Подготовка к подаче пенообразователя к лафетному стволу производится так же, как и его подача к ГПС. Для подвода пенообразователя к лафетному стволу необходимо открыть вентиль 12.

Промывка системы подачи пенообразователя. После тушения пожара пеной система подачи пены, насос, стволы и пеногенераторы необходимо промыть водой. Вода удалит остатки пенообразователя с поверхностей деталей системы, в противном случае будут корродировать металлические поверхности деталей. Кроме того, остатки пенообразователя в пеносмесителе будут кристаллизоваться, образуя отложения, которые могут приводить к отказу в его работе.

В случае, когда на АЦ имеется промывочный трубопровод от цистерны, необходимо открыть вентиль 13. При рабочем насосе вода из цистерны поступит к вентилю 13 (показано стрелкой), а затем в систему подачи пены, как и при подаче пенообразователя.

После подачи пены лафетным стволом промывка осуществляется при открытом вентиле 16, а при подаче к ГПС – при открытой напорной задвижке 3.

Подача воды из водоема с помощью гидроэлеватора. Забор воды из открытых водоисточников с помощью гидроэлеватора происходит в трех случаях, когда:

уровень воды в водоеме ниже уровня насоса по вертикали более 7 м;

водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;

толщина слоя воды в водоеме 5 – 10 см.

Кроме того, гидроэлеваторы используются для откачки воды из подвалов, из различных объектов на пожарах.

Забор воды автоцистерной из открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов, включаемых по различным схемам.

 

 
 

 

 


Рис. 8.42. Схема подачи воды гидроэлеватором:

1 – рукавная линия; 2 – цистерна; 3 – напорный рукав 77 мм; 4 – гидроэлеватор;
5 – напорный рукав 66 мм

 

Схема, при которой в рукавную линию 1 подается небольшое количество воды, представлена на рис. 8.42. Для подачи воды необходимо:

выжав сцепление, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления;

выключить сцепление рычагом из насосного отсека;

открыть напорную задвижку а на насосе (к гидроэлеватору), через нее выйдет воздух из насоса;

открыть задвижку б на трубопроводе из цистерны;

включить сцепление и увеличить частоту вращения вала насоса до 2000 об/мин;

в начале поступления воды из напорного рукава 3 в цистерну 2 открыть задвижку б на напорном коллекторе насоса (к стволу в рукавной линии 1);

установить напор на насосе в пределах 70 – 80 м.

При работе необходимо следить за уровнем воды в цистерне. Он регулируется задвижкой на напорном коллекторе насоса и частотой вращения вала насоса.

В случае, когда необходимо подавать воду через два ствола (расход до 10 л/с), к всасывающему патрубку насоса подсоединяют водосборник. На один его патрубок устанавливают заглушку, а шарнирным клапаном перекрывают патрубок, к которому будет присоединяться напорный рукав от гидроэлеватора.

Запуск насоса осуществляют, как указано выше, но вакуумный кран должен быть открыт для выхода воздуха. После запуска такой системы следует закрыть задвижку из цистерны и затем подать воду к стволам.

При подаче воды в количестве 20 – 30 л/с используются два гидроэлеватора, включенные параллельно (рис. 8.43). Включают гидроэлеваторы поочередно: сначала один, затем другой.

 
 

 


Рис. 8.43. Схема подачи воды двумя гидроэлеваторами:

1 – цистерна; 2 – водосборник; 3 – напорный рукав 77 мм; 4 – гидроэлеватор;
5 – напорный рукав 66 мм; 6 –разветвления; 7 – рукавная линия

 

При уборке воды из помещений гидроэлеваторная система может работать от гидранта, рабочую и эжектируемую воду сливают в канализацию.

При эксплуатации гидроэлеваторных систем возможен срыв работы систем, уменьшение расхода эжектируемой воды. Наиболее распространенными причинами этого являются заломы рукавных линий, быстрое открытие задвижки подачи воды в рукавную линию, недостаточный напор на насосе. Возможно также засорение всасывающей сетки эжектора, превышение подаваемой воды на пожар над эжектируемым расходом.

Перекачка воды автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями. В районах с большими расстояниями до водоисточников или при неисправных пожарных водопроводных системах возникает необходимость подавать воду по рукавным линиям. В этом случае потери напора в них могут превышать энергетические возможности двигателя и пожарного насоса АЦ или АНР. Поэтому возникает необходимость использовать АЦ или АНР как перекачивающие станции.

Перекачка воды может осуществляться двумя способами. По первому из них вода из насоса одной АЦ подается в насос второй, как показано на рис. 8.44, а. По второму способу каждая из последующих АЦ используется как промежуточная емкость, то есть вода подается в цистерну (рис. 8.44, б).

 

 

Рис. 8.44. Схема включения пожарных автомобилей по перекачке воды:

а – из насоса в насос; б – из насоса в цистерну

 

Первый способ является более сложным. При его применении необходимо согласовывать работу насосов обеих АЦ. Кроме того, требуется поддерживать избыточное давление (не менее 100 кПа) перед последующим насосом. Если эти условия не соблюдаются, то не исключается срыв работы системы.

Второй способ не требует какого-либо согласования режимов работы насосов. Контроль за работой системы осуществляется по уровню воды в цистерне, заполняемой водой. Этот способ и более экономичен, так как нет необходимости ограничивать давление перед цистерной. Поэтому расстояние между АЦ может быть большим, чем в первом случае.

В обоих методах перекачку воды можно осуществлять по двум параллельным рукавным линиям. В этом случае расстояние между АЦ может значительно увеличиваться, особенно при использовании первого способа.

После прокладки рукавных линий возможно большего диаметра по первому способу (для уменьшения гидравлических сопротивлений по их длине) включение в работу системы выполняют в следующей последовательности:

Включают пожарный насос АЦ у водоисточника и подают воду во второй насос, который должен быть подготовлен к работе, но сцепление выключено.

При поступлении воды ко второму пожарному насосу включают его сцеплением и плавно открывают задвижки напорных патрубков. Требуемый напор у насоса регулируется изменением частоты вращения вала пожарного насоса.

При перекачке воды по второму способу пожарный насос второго пожарного автомобиля включают после заполнения цистерны водой.

Уровень воды в цистерне регулируется увеличением подачи первого или уменьшением подачи второго насоса. Это осуществляется изменением частоты вращения валов пожарных насосов.

 

Автомобили первой помощи

 

Сокращение времени следования АЦ по вызову – один из факторов уменьшения продолжительности свободного развития пожара и снижения ущерба от него. Важно также и то, что сокращение этого времени всегда приводит к уменьшению гибели людей на пожарах. Так, было установлено, что в течение только одной сокращенной минуты прибытия на пожар спасается в среднем 2 человека на 100 пожарах.

Время следования к месту вызова занимает до 20% от всего времени занятости АЦ и должно быть минимальным. Важным в этих обстоятельствах является учет дорожных условий эксплуатации ПА.

В настоящее время основные ПА общего применения создаются на шасси грузовых автомобилей ЗИЛ, Урал, КамАЗ и др. Они все имеют большие габариты и массу. Это ограничивает возможности АЦ в ряде современных городских условиях реализовать свои динамические характеристики. Поэтому в последние годы стали использовать грузовые автомобили малой грузоподъемности для создания пожарных автомобилей первой помощи (АПП). Эффективность их обусловлена тем, что в городских условиях они могут прибывать на пожары значительно быстрее, чем АЦ на шасси большой грузоподъемности. Кроме того, они более экономичны по эксплуатационным расходам.

Для эффективного использования АПП должны удовлетворять ряду требований. При грузоподъемности шасси до 1,5 т масса ПТВ должна быть не менее 800 кг. Полная масса АПП при этом составит 2,5…3,5 т, а необходимый внутренний объем кузова для размещения оборудования должен быть не менее 3,5 м3. При мощности двигателей шасси порядка 65-70 кВт удельная мощность может достигать значений 18…25 кВт/т. Общий вид АПП представлен на рис. 8.45.

 
 

 

 


Рис. 8.45. Автомобиль первой помощи:

1 – шасси ГАЗ 2705; 2 – кабина боевого расчета; 3 – размещение пенобака и
мотопомпы; 4 – кассета (решетка для ПТВ)

 

Боевой расчет на АПП должен быть не менее четырех человек. При изложенных выше требованиях, запас огнетушащих веществ на АПП может находится в пределах 300…500 кг, пожарные рукава не менее 50 м, насос с подачей до 4 л/с, а ПТВ массой 60…100 кг.

Результаты испытаний АЦ-40(130)63А и анализа испытаний АПП на шасси УАЗ-452 выявили ряд достоинств автомобиля первой помощи.

Прежде всего оказалось, что превышение средней скорости следования на пожар АПП составляет около 40%, по сравнению с такой же скоростью АЦ-40(130)63А.

При следовании на пожар в экстренном режиме возрастает вероятность аварийных ситуаций из-за увеличения числа случаев отрыва колес от поверхности дороги и бокового скольжения при маневрах автомобиля. И по этому показателю АПП оказался лучшим.

Вероятность появления аварийной ситуации при торможении также уменьшается в 2…2,5 раза.

На всех городских маршрутах увеличение средней скорости следования на пожар достигается за счет увеличения частоты и времени использования высших передач и уменьшения числа переключения передач.

На эффективность применения АПП большое влияние оказывает протяженность маршрута следования на пожар. По их протяженности можно выделить три интервала. Это маршруты протяженностью до 2-х км – здесь нет явного преимущества АПП по времени прибытия. Маршруты от 2-х до 6-и км – на них АПП имеет стабильное преимущество по сравнению с АЦ-40(130)63А. На маршрутах, протяженность которых более 6 км, преимущества АПП незначительны.

Замена одной автоцистерны на АПП экономически не всегда выгодна. Такая замена выгодна, если число выездов за год на пожары в жилой сектор более 70%. При условии, если маршруты следования имеют протяженность от 2 до 6 км, то на 25…40% уменьшится продолжительность следования по вызову и на 15…20% уменьшаются эксплуатационные расходы, главным образом, по экономии топлива.

Современные АПП создаются на грузовых автомобилях малой грузоподъемности. Так как они предназначены для использования в городах, то для них используются неполноприводные шасси.

По параметрам основных показателей они мало различаются. Так, у них очень близкие значения мощности двигателей. Они мало отличаются друг от друга по запасу вывозимой воды и пенообразователя. Они имеют большие значения удельной мощности (до 20…25 кВт/т) и, следовательно, могут развивать высокие скорости движения, достигающие 100 км/час и более. Однако они очень сильно различаются по оснащению ПТВ, компоновками. Некоторые параметры АПП указаны в табл.8.6 и табл.8.7.

Таблица 8.6

 

Показатели Размер- ность АПП-0,3-0,2 ГАЗ-33021 АПП-0,3-2,0 ГАЗ-33023 АПП-0,4-2 ГАЗ-33023 АПП-0,4-2 ГАЗ-330273
Мощность переносного генератора   кВт     -   -   -
Количество / мощность прожекторов   ш/кВт   2/1,5   2/1,0   -   -
Высота подъема мачты   м     -   -   -
Мотопомпа - МПВ-2/400-60 Fire-Skid НЦПВ 4/400 НЦПВ 4/400
Подача л/с   0,8    
Напор м        
Длина шланга рукавной катушки   м        
Предприятия ПО - ОАО «Пожтехника» г.Торжок «Восток» г.Иркутск

 

Таблица 8.7

 

Показатели Размер- ность АПП-0,3-0,2 АПП-0,3-2,0 АПП-0,4-2 АПП-0,4-2
Марка шасси - ГАЗ-33021 ГАЗ-33023 ГАЗ-33023 ГАЗ-3300274
Колесная формула - 4 2 4 2 4 2 4 4
Мощность двигателя кВт        
Число мест боевого расчета чел.        
Вместимость цистерны для воды   л        
Вместимость пенобака л - -    
Полная масса кг        
Скорость км/ч        

 

Из таблиц следует, что АПП имеют достаточные запасы воды, а некоторые и пенообразователь. Удельная мощность АПП находится в пределах 18...22 кВт/т, что обеспечивает достаточно высокие скорости следования на пожары. В кузовах АПП возможно размещать пожарно-техническое вооружение и гидравлический спасательный инструмент.

На выпускаемых промышленностью АПП устанавливаются мотопомпы или насосы (табл.___) с большими напорами. Предприятие ПО «Восток» устанавливает на АПП пожарный насос НЦПВ-4/400 отечественного производства. Предприятие ОАО «Пожатехника» рекомендует переносные мотопомпы. Каждая из них имеет автономный привод. Это расширяет возможности рационального использования водоисточников.

На АПП-0,3-20 на шасси ГАЗ-33021 возможна установка мотопомпы Fire-Said и ИРН250Нi-Pulse - с подачей воды 0,4 л/с при напоре 2450 м. На этом же АПП имеется переносной генератор мощностью 6 кВт и прожекторы, которые возможно устанавливать на мачте высотой 5 м.

В городских условиях применение АПП скажется на уменьшении ущерба от пожаров.

 

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

 

1. Показатели назначения основных пожарных автомобилей

2. Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн. Назначение. Работы, выполняемые на них.

3. Основные типы водопенных коммуникаций АЦ с насосами ПН-40УВ. Их анализ.

4. Водопенные коммуникации автоцистерн с насосами НЦПЦ-40/100.

5. Порядок заполнения автоцистерн от естественного водоисточника.

6. Подача воды и раствора пенообразователя из цистерны и пенобака.

7. Классификация пожарных автоцистерн.

8. Анализ пожарных автоцистерн с лестницами.

9. Автомобили насосно-рукавные. Назначение, оборудование. Работы, выполняемые с их помощью.

10. Пожарные автомобили первой помощи. Особенность оборудования и их применения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.