С пожарными насосами ПН-40УВ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

С пожарными насосами ПН-40УВ

2017-06-19 1761
С пожарными насосами ПН-40УВ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В пожарных частях эксплуатируется большое количество автоцистерн АЦ-40(131)137 с насосами ПН-40УВ. В настоящее время эти насосы устанавливаются на ряде автоцистерн на шасси Урал, КамАЗ. Однако их ВПК значительно отличаются от ВПК на АЦ-40(13)137.


Таблица 8.3

 

 

№ п/п Модель Шасси Число мест расчета Вмести-мость пенобака, л Тип пожарного насоса Вакуумный насос Размещение пожарного насоса Масса полная, кг Габаритные размеры, м
Легкого класса
  АЦ-1,6-40(33081) ГАЗ, 4×4     ПН-40УВ ГСВА З   6,3×2,3×2,8
  Ац-20-40/4(3310) ГАЗ, 4×2     НЦПК-40/100-4/400 З   6,3×2,3×2,8
  АЦ-1,3-4/400(5301) ЗИЛ, 4×2     НЦПВ-4/400 - З   6,3×2,3×2,8
Среднего класса
  АЦ-3,2-40/4(4308) КамАЗ, 4×2     НЦПК-40/100-4/400 З   6,3×2,3×2,8
  АЦ-3,2-40(433112) ЗИЛ, 4×4     ПН-40УВ ГСВА С   6,3×2,3×2,8
  АЦ-2,5-40(433302) ЗИЛ, 4×2     НЦПН-40/100 С   6,3×2,3×2,8
  АЦ-3,0-40(433302) ЗИЛ, 4×2     НЦПН-40/1-- АВС-01Э З   6,3×2,3×2,8
Тяжелого класса
  АЦ-5,0-40(5557) Урал, 6×6     ПН-40УВ ГСВА З,С   8,5×2,5×3,3
  АЦ-5,5-40(5557) Урал, 6×6     НЦПН-40/100 АВС-01Э З   8,4×2,5×3,4
  АЦ-5,0-40(5557) Урал, 6×6     НЦПН-40/100 АВС-01Э З   8,2×2,5×3,4

 


Принципиальная схема АВК автоцистерны АЦ-40(131)137 представлена на рис.8.16. Особенность ее заключается в том, что в управлении ВПК предусмотрено ручное управление клапанами и задвижками, а также пневматическое.

ВПК с ручным управлением. При изучении ВПК все вентили, клапаны и задвижки должны быть закрыты. Сравнивая ВПК, представленную на рис.7.16 и 8.16, легко установить, что обе схемы идентичны, но на схеме рис.8.16 имеется распределительный клапан 11. Он предназначен распределять воду, подаваемую пожарным насосом, в цистерну 10 для ее заполнения или в лафетный ствол 12 на тушение пожара.

В водопенных коммуникациях всех АЦ используется идентичная арматура. Однако они имеют ряд конструктивных особенностей, которые ниже будут рассмотрены на АЦ прежнего и нового поколения.

Водопенные коммуникации пожарной автоцистерны АЦ-40(131)137. Принципиальная схема водопенных коммуникаций представлена на рис. 8.16. При рассмотрении работы коммуникаций будем использовать только ручной привод. В исходном положении все вентили, краны и задвижки должны быть закрыты.

 

Рис. 8.16. Принципиальная схема водопенных коммуникаций АЦ-40(131)137:

1 – масленка; 2 – пеносмеситель; 3, 17 – заглушка; 4 – крестовина; 5 – вентиль; 6 – кран;
13 – клапан; 7 – пенобак; 8 – вакуумный кран; 9 – коллектор; 10 – цистерна;
11 – распределительный клапан; 12 – лафетный ствол; 14, 15 – задвижки; 16 – напорная труба; 18 – пожарный насос; 19 – всасывающий патрубок; 20 – заглушка

 

В системе ВПК этой автоцистерны имеется распределительный клапан. Его устройство показано на рис. 8.17. Он предназначен регулировать подачу воды насосом в цистерну или лафетный ствол.

 

 

Рис. 8.17. Распределительный клапан:

1 – патрубок; 2 – седло; 3 – клапан; 4 – седло; 5 – корпус; 6 – манжеты; 7 – гайка;
8 – цилиндр; 9 – поршень; 10 – уплотнительное кольцо; 11 – пробка; 12 – масленка

 

В положении клапана 3, указанном на рисунке, вода, подаваемая насосом, будет поступать в лафетный ствол. При подаче воздуха под давлением в надпоршневое пространство цилиндра 8 поршень 9 переместится в левую сторону. При этом клапан 3 войдет в контакт с седлом 2 и вода из насоса будет поступать в цистерну.

На АЦ этого и другого типа устанавливают лафетные стволы для подачи воды и воздушно-механической пены на большие расстояния до 60 м.

Лафетные стволы могут подавать до 60 л/с воды и до 25 м3/мин пены. Лафетный ствол ПЛС-20, установленный на АЦ-40(131)137, – 20 л/с и до
10 м3 /мин пены кратностью до 10.

Лафетный ствол ПЛС-20 (рис. 8.18) устроен следующим образом. Разветвление 8 с помощью стальных втулок 10 с фланцами установлено на тройнике 9. Ствол, вращаясь вокруг горизонатальной оси, перемещается также и в вертикальной плоскости. Внутри разветвления 8 размещен золотник 7. Он уплотняется втулками 13 из фторопласта. С помощью рукоятки 11 посредством хвостовика 12 золотник 7 поворачивается на 90о. В положении, указанном на рисунке, вода поступает в ствол 4. Она может подаваться через насадки 1 с диаметром спрысков, равным 19 и 25 мм. Возможна подача воды через сменную насадку с диаметром спрыска
38 мм. Успокоитель 5 (стальная труба) служит для формирования потока струи. При необходимости подавать воздушно-механическую пену золотник следует повернуть на 90о. Вода с пенообразователем будет поступать в воздушно-пенный ствол 2 через втулки-распылители 6. Воздух будет эжектироваться через раструб ствола 2 и образовывать пену.

 

 

 

Рис. 8.18. Лафетный ствол:

1 – сменная насадка; 2 – воздушно-пенный ствол; 3 – насадка; 4 – ствол;
5 – успокоитель; 6 – втулки-распылители; 7 – золотник; 8 – разветвление;
9 – тройник; 10 – стальная втулка; 11 – рукоятка; 12 – хвостовик;
13 – уплотнительные втулки

 

Управление лафетными стволами обеспечивается механизмом поворота и механизмом подъема. Механизм поворота обеспечивает поворот лафетного ствола в горизонтальной плоскости на 130о в обе стороны. Механизм подъема лафетного ствола служит для обеспечения движения в вертикальной плоскости на угол в пределах от –8 до +75о от горизонтали.

Заполнение пожарного насоса водой из цистерны (см. рис. 8.16) производится по трубопроводу при открытом клапане 13 типа
Ду-80, а из открытого водоема – с помощью всасывающих рукавов, подсоединяемых к всасывающему патрубку насоса 18. Забор воды из водопроводной сети производится колонкой, установленной на гидрант. Разрежение во всасывающей полости создается газоструйным вакуумаппаратом, который соединяется со всасывающей полостью вакуумным краном 8. От коллектора 9 по трубопроводу при открытой винтовой задвижке 14 вода подается в распределительный клапан 11, а от него в цистерну или к лафетному стволу. Задвижку 14 необходимо открывать перед выездом, если предполагается работа лафетным стволом на ходу автомобиля. По трубопроводу от коллектора при открытой задвижке 14 цистерну можно заполнить водой из водоисточника или водоема. При этом распределительный клапан 11 должен быть поставлен в положение «Цистерна».

К задвижке 15 присоединены напорные трубы 16 с соединительными головками для подсоединения напорных рукавов. Эти трубы закрыты заглушками 17.

Подача воды. При подаче воды в рукавную линию ствола «первой помощи» вода в цистерне 10 при открытом клапане 13 по трубопроводу поступает в насос. Из насоса вода поступает в коллектор 9, и при открытии напорной задвижки 15 она подается в напорные трубы 16 и в присоединенные к ним рукавные линии.

При подаче воды лафетным стволом из цистерны необходимо открыть клапан 13 и напорную задвижку 14. Кроме того, распределительный клапан следует предварительно поставить в положение «Лафетный ствол».

Для подачи воды ручным стволом или лафетным стволом при ее заборе из открытого водоема, сняв заглушку, подсоединяют к всасывающему патрубку 19 насоса 18 всасывающие пожарные рукава. С помощью вакуумной системы производится забор воды. При открытых задвижках 14 и 15 вода подается в лафетный 12 или ручные стволы через рукавные линии, подсоединенные к напорным трубам 16. Для подачи воды стволами при заборе ее из водопроводной сети, сняв заглушку со всасывающего патрубка насоса 18, присоединяют к нему водосборник. Установив пожарную колонку на гидрант, соединяют его патрубки всасывающими рукавами с водосборником. Для надежного забора воды один из рукавов должен быть обязательно жестким. Подача воды насосом производится, как указано выше.

Подача водного раствора пенообразователя. Поступление пенообразователя в насос возможно из пенобака 7, посторонней емкости или цистерны 10 (если она вместо воды заполнена пенообразователем).

При всех способах забора воды и подачи ее к стволам можно подавать водный раствор пенообразователя. Для этого необходимо включить пеносмеситель 2, открыв его кран и вентиль 5. При этом пенообразователь из бака 7 по трубопроводу поступит к пеносмесителю 2 и от него будет эжектироваться и по трубопроводу поступать во всасывающую полость насоса 18. Подача насосом водного раствора пенообразователя осуществляется так же, как при подаче воды.

Подачу пенообразователя в пеносмеситель можно осуществить из посторонней емкости. Для этого необходимо снять заглушку 3 с крестовины 4 и подсоединить к ней шланг от внешней емкости с пенообразователем. При этом пенообразователь (клапан 6 должен быть закрыт), как описано выше, будет поступать в насос. Если цистерна 10 заполнена пенообразователем, то его поступление в пеносмеситель будет происходить при открытом вентиле 5 и закрытом клапане 6.

Промывка системы пеносмесителя. Пенообразователь вызывает сильную коррозию металлов, поэтому после работы систему необходимо промыть водой. Промывка может осуществляться водой из цистерны или из посторонней емкости. При открытом вентиле 5 и работающем насосе необходимо включить кран пеносмесителя 2. Вода из цистерны 10 пойдет по трубопроводам через вентиль 5, крестовину 4, пеносмеситель 2 во всасывающую полость насоса 18, при этом целесообразно несколько раз повернуть рукоятку пеносмесителя. Остатки пенообразователя будет удалены из трубопроводов и пеносмесителя. Промывка системы из посторонней емкости производится так же, как и подача пенообразователя.

Пневматическое дистанционное управление клапанами водопенных коммуникаций на АЦ-40(131)137 (рис. 8.19).

 

 

Рис. 8.19. Схема пневматического дистанционного привода:

1 – пенобак; 2, 8 – клапаны; 3, 11 – поршни; 4 – пружина; 5 – клапан Ду-32;
6 – цистерна; 7 – клапан Ду-80; 9 – клапан- распределитель; 10 – шток; 12 – баллон
со сжатым воздухом; 13 – клапан-ограничитель; 14 – разобщительный кран;
15 – золотник; 16 – колонка управления

Из баллона 12 сжатый воздух поступает по трубопроводам через разобщительный кран 14 и клапан-ограничитель 13 к кранам I, II, III колонки управления 16, установленной на крыше кабины водителя слева от лафетного ствола. Разобщительный кран отключает от пневматического привода тормозов систему дистанционного управления, если в ней появляются неисправности. Клапан-ограничитель поддерживает необходимое давление в тормозной системе.

По трубопроводу от крана I воздух поступает к клапану 5, а от крана II – к клапану 7, кран III соединен с пневмоцилиндром распределительного клапана 9. Корпуса кранов I, II и III имеют по три штуцера: А – для подвода воздуха из баллонов 12, Б и В – для подвода воздуха к исполнительным механизмам. На штуцера Б кранов I и II установлены заглушки. Через штуцер Г полость каждого крана и клапана сообщается с атмосферой. В кранах I, II и III золотниками 15 регулируется направление воздуха в системе.

Заправка цистерны водой. Рассмотрим схему, приведенную на рис. 8.19. В кранах I и II путь воздуху прегражден. Из крана III воздух по трубопроводу поступает к центральному штуцеру пневмоцилиндра распределительного клапана 9. При движении поршня 11 с уплотнительными кольцами заслонка в штоке 10 прижимается к седлу корпуса и вода из пожарного насоса поступает в цистерну.

Подача воды в лафетный ствол. Для подачи воды необходимо выполнить следующие действия.

1. Поставить кран III в положение “Включение” (см. расположение золотника в правой части рисунка). При этом положении золотника воздух будет поступать по воздухопроводу в левую часть пневмоцилиндра и перемещать поршень 11, а с ним шток 10 и клапан 8, открывая путь воде к лафетному пожарному стволу. Воздух из правой части пневмоцилиндра распределительного клапана через воздухопровод и золотник 15 будет выходить в атмосферу. При открытой задвижке 14 (см.рис. 8.16) вода из насоса будет поступать в лафетный ствол. Так будет подаваться вода, если пожарная автоцистерна установлена на водоисточник.

2. Для забора воды из цистерны необходимо включить клапан 7. Для этого следует перевести рукоятку крана II в положение “Включено”. Воздух по трубопроводу поступит в пневмоцилиндр клапана 7. При движении поршня 3, преодолевая сопротивление пружины 4, вместе с ним переместится клапан 2, давая доступ воде из цистерны в пожарный насос и к распределительному клапану. По окончании работы рукоятку крана следует переместить в положение “Выключено”, при этом под действием пружины 4 клапан 2 перекроет доступ воды из цистерны в пожарный насос. Воздух из пневмоцилиндра по воздухопроводу выйдет в атмосферу.

Подача воздушно-механической пены. Для подачи воздушно-механической пены необходимо на лафетный ствол подать воду, а во всасывающую полость насоса – пенообразователь. Для этого следует включить водяной кран пеносмесителя и установить дозировку. Затем нужно рукоятку крана I перевести в положение “Включено”, при этом по воздухопроводу сжатый воздух поступит в клапан 5. Этот клапан работает аналогично клапану 7. Клапан 2 откроет трубопровод из бака с пенообразователем 1, и пенообразователь поступит к пеносмесителю, а затем во всасывающую полость насоса.

Поддержание необходимого давления воздуха в тормозной системе обеспечивает клапан-ограничитель (рис. 8.20). Мембранная диафрагма 11 зажата между корпусом 5 и крышкой клапана 7, соединенными шпильками. На диафрагме закреплены две стальные детали 10 и 12 в виде полых цилиндров с дном, а также латунный клапан 6 с резиновой вставкой. Между мембраной и шайбой 3 размещена пружина 4. Воздух проходит через штуцер 9 и давит на диафрагму. Преодолевая силу пружины 4, мембрана прогибается и отводит клапан 6 вниз. При этом открывается проход воздуха через отверстие 8, в которое ввертывается выходной штуцер.

Пружина рассчитана таким образом, что клапан открывается только при давлении выше 539 кПа. Сила сжатия пружины регулируется болтом 1, который стопорится контргайкой 2. Давление воздуха в системе обычно около 735 кПа. При разборке клапана его детали 10 и 12 должны смазываться смазкой ЦИАТИМ-201. Разобщительный кран и клапан-ограничитель монтируются на крыше кабины.

На автоцистернах АЦ-30(130); АЦ-40(130)63Б, а также на автонасосах АНР-30(130)64А и АНР-40(130)127А водопенные коммуникации незначительно отличаются от ВПК АЦ-40(131)137. На них не устанавливаются лафетные стволы. Кроме того, управление ВПК на них только ручное, поэтому клапан Ду-80 и Ду-30 заменены вентилями.

Создавая АЦ на современных шасси грузовых автомобилей, изменяются и ВПК. Так, на ряде АЦ при наличии лафетного ствола (например, АЦ-6/6-40(Урал 5557-10)) ВПК были аналогичными, показанным на рис.8.21.

В отличие от общей схемы АЦ-40(131)137 (см. рис. 7.6) в этой схеме отдельно установлен лафетный ствол 7. Вода к нему поступает от коллектора 16 насоса при открытом вентиле 9.

Особенностью этой системы является также то, что в ней не предусмотрена промывка водопенных коммуникаций с забором воды из цистерны. Эта операция должна выполняться подачей воды от постороннего источника, подсоединяемого к тройнику 3.

Пенообразователь для тушения может забираться из пенобака 6 при открытом вентиле 5 или из посторонней емкости, подсоединяемой к тройнику 3.

 

 

ВПК аналогичного типа, но без лафетного ствола оборудованы на АЦ-2,5-20(33092)ГАЗ, АЦ-1,3-20(5301)ЗИЛ и других автоцистернах.

На автоцистернах АЦ-2,5-40(433362)ЗИЛ, АЦ-3,1-40(4326)КамАЗ, АЦ-5,0-40(43253)КамАЗ и др. применяются схемы ВПК, представленные на рис.8.22. эта схема принципиальная. На некоторых АЦ отсутствуют лафетные стволы. При наличии лафетных стволов они могут быть с ручным или гидравлическим приводом, как показано на рис.8.22. Управление ВПК имеет некоторые особенности.

Заполнение насоса водой производится из постороннего водоисточника (водоема или водопроводной сети) так же, как описано раньше. При заполнении его из цистерны 1 должны быть закрыты вентили 15 и 3 и открыта задвижка 2. При открытом вакуумном кране вода заполнит насос.

Подача воды в рукавные линии может осуществляться из цистерны 1 при открытой задвижке 2 и закрытых вентилях 3 и 15. Вода поступит в насос, а из него к напорной задвижке 9, к штуцеру которой должна быть присоединена рукавная линия.

Поступление воды в лафетный ствол 13 может осуществляться из цистерны 1 (задвижка 2 открыта, а вентили 3 и 15 закрыты) или от посторонних источников, подсоединяемых к всасывающему патрубку 4. Управление клапаном 12 и лафетным стволом может осуществляться вручную или с помощью гидропривода 11.

Подача раствора пенообразователя в насос 14 может осуществляться из пенобака при открытом вентиле 7 через пеносмеситель 6. Возможно забирать пенообразователь из посторонней емкости, подсоединяемой к штуцеру 5. Последовательность операций такая же, как уже описывалось. На серии этих АЦ возможно цистерны заполнять пенообразователем и использовать их как автомобили воздушно-пенного тушения. Заправка цистерны 1 пенообразователем возможна через штуцер 5 при открытом вентиле 3 и закрытых задвижке 2 и вентилях 15 и 7.

Применяемый в схеме способ заполнения цистерны пенообразователем используется и для промывки системы подачи пенообразователя. При закрытых вентилях 15 и 7 и задвижке 2 вода из цистерны 1 будет забираться пеносмесителем 6 и подаваться в насос и его коммуникации, осуществляя их промывку.

Заполнение цистерны водой может осуществляться заливкой ее через заливной патрубок на крышке люка. После тушения пожара от постороннего источника вода насосом подается через вентиль 15 при закрытых задвижке 2 и вентиле 3.

Дистанционное управление лафетным стволом ПЛС-20. На автоцистерне применяется гидравлическая система управления лафетным стволом. Составной ее частью является кран-гидрозамок (рис. 8.23). Он предназначен для запирания рабочей жидкости в цилиндрах поворота механизма управления движением лафетного ствола при выключенной системе гидроуправления во время движения автоцистерны.

                                                 
   
 
   
 
   
1
   
9
   
10
   
5
   
6
   
7
 
8
           
4
 
 
 
 
 
 
     
2
     
3
 
 
   
9

 


Рис. 8.23. Кран-гидрозамок:

1 – корпус; 2 – маховик; 3 – игольчатый клапан; 4 – гайка; 5 – золотник; 6 – клапан;
7 – пружина; 8 – прокладка; 9 – штуцер; 10 – кольцо

 

В канале корпуса 1 гидрозамка имеются два клапана 6, две пружины 7 и золотники 5. Канал закрыт гайками 4. Усилиями пружины клапаны прижаты к гнездам в корпусе 1. При подаче масла от пульта управления к одному из штуцеров в полость крана между золотниками 5 и клапанами происходит следующее (рассмотрим это на примере подачи масла в правую полость в сечении Б-Б). Масло под давлением откроет клапаны и поступит по внутреннему каналу а (сечение А-А) к правому цилиндру поворота лафетного ствола. Золотник, открывая противоположный клапан, соединит полость левого цилиндра поворота со сливом масла. При открывании игольчатого клапана 3 (сечение А-А) обе полости цилиндров поворота будут соединены между собой. В этом случае станет возможным управление лафетным стволом вручную.

Дистанционное управление (рис. 8.24) обеспечивается работой золотниковых распределителей 3 управлением движения лафетного ствола 4. Распределительная панель с золотниковыми распределителями 3 и манометр размещены на пульте управления, закрепленном на правой стенке подставки сидения водителя. Масло из маслобака 1 по трубопроводам подается на распределительную панель в золотниковые распределители 3. Они обеспечивают работу привода 5 подъема лафетного ствола и привода 7 его поворота в горизонтальной плоскости. В качестве рабочей жидкости используется веретенное масло. Рабочее давление в системе 3–4 МПа.

Все золотниковые устройства надежно работают, если в них исключается утечка масла. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо следить, чтобы обеспечивалась хорошая фильтрация масла, тем самым достигается уменьшение изнашивания рабочих поверхностей плунжера и гильзы.

Водопенные коммуникации НЦП

 

Насосы центробежные пожарные нормального давления АЦ-40/100 устанавливаются на АЦ-2,3-40(531336)Амур,АЦ-2,5-40(433362)ЗИЛ со штатными системами водозабора, АЦ-6,0-40(5557)Урал с АВС-01Э. Комбинированные насосы НЦПК-40/100-4/400 установлены на АЦ-3,0-40(5557)Урал. На ряде АЦ возможно устанавливать как насосы нормального давления, так и комбинированные. Это АЦ-3,0-40(43206)Урал, АЦ-6,0-40(4320)Урал и т.д.

Водопенные коммуникации АЦ с насосом НЦПК 40/100-4/400. Как уже указывалось (см.гл.3), НЦПК сочетают две ступени. Первая из них насос нормального давления НЦПН-40/100, вторая – насос высокого давления НЦПВ-4/400. Поэтому будет описана ВПК насоса комбинированного (рис.8.25). На этой схеме в области, ограниченной штриховыми сечениями, сосредоточены все элементы насоса высокого давления.

Схема ВПК ступени нормального давления аналогична ВПК насоса ПН-40УВ (рис.8.16).

Водопенные коммуникации автоцистерн с пожарными насосами НЦПН-40/100; НЦПВ-4/100.

Пожарные насосы этого типа могут устанавливаться на АЦ любых шасси, на которых имеется сжатый воздух. Принципиальная схема их водопенных коммуникаций представлена на рис.8.25. В области А отражена секция насоса нормального давления. По-существу, как уже указывалось, это НЦПН-40/100. В этой схеме имеется все, что было указано на рис.8.16 для АЦ с насосом ПН-40УВ. Различие имеется только в устройстве пеносмесителя и вакуумного насоса. Выполнение же различных операций с использованием ВПК аналогичны тому, что изложено в описании схемы, представленной на рис.8.16.

 

Рис.8.25. Водопенные коммуникации АЦ с пожарным насосом

НЦПК-40/100 – 4/400: А – секция низкого давления; В – секция высокого давления.

1 – насос низкого давления; 2 – трубопровод подвода пенообразователя из пеносмесителя 13; 3 – трубопровод заполнения насоса из цистерны; 4 – вентиль Ду-80; 5 – цистерна; 6 – трубопровод забора воды из цистерны для промывки системы подачи пенообразователя; 7 – пенобак; 8 и 9 – вентили Ду-25; 10 – тройник; 11 – напорный вентиль подачи воды в рукавную; 12 – то же, для заполнения цистерны; 13 – пеносмеситель; 14 – кран и трубопровод соединения с вакуумным насосом; 15 – вентиль напорный для подачи воды в лафетный ствол (может быть заглушен); 16 – рукавная катушка высокого давления; 17 – кран высокого давления; 18 – кран включения воздуха; 19 – ресивер; 20 – клапан перепускной; 21 – коллектор высокого давления; 22 – трубопровод отвода воды в цистерну; 23 – механизм включения секции высокого давления; 25 – фильтр.

Руководствуясь этим описанием и схемой рис.8.16, легко уяснить управление всеми процессами при использовании ВПК.

Водопенные коммуникации насоса высокого давления представлены секцией В. Насос высокого давления 23 включается на подачу огнетушащих веществ механизмом включения 24 (устройство см. на рис.3.20 и 3.21). Вода из коллектора секции нормального давления 1 по трубопроводу с фильтром 25 будет поступать в секцию насоса высокого давления 23. При открытом кране высокого давления 17 из коллектора высокого давления 21 она будет поступать в рукавную катушку 16, а затем к стволу-распылителю или ГПС-600. При совместной их работе рукоятку дозатора следует устанавливать, исходя из условия, что подача одного ствола-распылителя высокого давления примерно вдвое меньше, чем подача одного ГПС-600. Например, при работе одного ствола-распылителя высокого давления и двух пеногенераторов ГПС-600 рукоятку дозатора следует устанавливать, примерно, посередине между положениями «2» и «3».

В целях экономии пенообразователя рекомендуется при временном прекращении и подаче ставить рукоятку дозатора в положение «ЗАКР».

Во время работы насоса следует контролировать режим его работы по контрольно-измерительным приборам. В случае расхода воды из цистерны (при этом увеличивается частота вращения вала насоса и давление резко падает) следует немедленно остановить насос.

При необходимости временного прекращения подачи воды следует уменьшить частоту вращения вала насоса и отключить ступень высокого давления.

В случае забора воды с глубины более 5 м и больших подачах (более 20-30 л/с) возникает кавитация. Она может наступать также, например, при засорении всасывающей сетки. Появление кавитации определяют по характерному усилению шума в насосе нормального давления и увеличении разрежения на входе (до 0,8 кГс/см2). Для выхода из режима кавитации следует при помощи вентилей уменьшить подачу насоса и уменьшить частоту вращения его вала.

После окончания работы инструкцией по эксплуатации насоса рекомендуется:

отключить ступень высокого (поз.24 на рис.8.25, или поз.13 на рис.3.26) давления (при этом подача ствола-распылителя высокого давления резко уменьшается, но не исчезает, так как вода по нему продолжает подаваться от ступени нормального давления);

в случае работы с пенообразователем – соответствующими органами управления пожарной машины (перекрыть вентиль поз.9 на рис.8.25) перекрыть подачу пенообразователя в насос, уменьшить подачу насоса (при помощи напорных вентилей) до 0,2÷1,0 л/с и произвести промывку дозатора и насоса в следующей последовательности:

а) соответствующими органами управления пожарной машины переключить магистраль пенообразователя (открыть вентиль поз.8 на рис.3.10) на подсос воды из цистерны;

б) установить рукоятку дозатора на максимум и поработать насосом на чистой воде в течение 2...3 мин при давлении на выходе насоса в пределах 5÷10 кГс/см2 В процессе промывки необходимо несколько раз повернуть рукоятку крана эжектора из положения «ОТКР» в положение «ЗАКР» и обратно, а также рукоятку дозатора от упора до упора (для промывки подвижных соединений);

перевести двигатель на холостые обороты и выключить привод насоса;

зарыть вентили внешних водоисточников (гидранта, цистерны);

отсоединить всасывающие и напорные рукава;

слить воду из насоса, для чего необходимо открыть все сливные краны в насосе (в том числе, сливные краны ступени высокого давления, даже если указанная ступень не включалась), открыть один или оба вентиля нормального давления, открыть кран эжектора и вакуумный кран;

в том случае, если использовалась вакуумная система, продуть вакуумный насос, включив его на 3...5 секунд при открытом вакуумном кране и открытой полости центробежного насоса;

закрыть все сливные краны, дозатор, кран эжектора, вакуумный кран и все напорные вентили;

выключить тумблер «Питание» блока управления вакуумным агрегатом и силовой выключатель;

поставит заглушки на всасывающий и напорный патрубки пожарного автомобиля;

устранить все замечания по работе насоса.

В з и м н и й п е р и о д необходимо:

по окончании работы после полного слива воды, не закрывая вентили и сливные краны, включить привод насоса и поработать им «всухую» на пониженных оборотах (1500÷2000 об/мин) 10÷15 секунд с целью удавления остатков влаги с вращающихся рабочих органов насоса, включая при этом на 3÷5 секунд ступень высокого давления;

по окончании работы, во избежание замерзания воды, случайно попавшей в полость вакуумного насоса (даже не работавшего), например, из-за подтекающего вакуумного крана, продуть вакуумный насос, включив его на 3...5 секунд при открытом всасывающем патрубке и открытом вакуумном кране.

Водопенные коммуникации АЦ с насосами НЦПВ-20/200 имеют некоторые особенности. Независимо от шасси автомобиля, на котором устанавливают насос, по требованию заказчика напорные патрубки могут устанавливаться не только по бортам, но и выводиться на корму АЦ (рис.8.26, поз.4).

 

Рис.8.26. Водопенные коммуникации автоцистерн с насосом НЦПВ-20/200

1 – пожарный насос; 2 – пеносмеситель; 3 – кран сообщения с атмосферой; 4 – труба с заглушкой; 5 – тройник; 6 – кран включения пенобака; 7 – пенобак; 8 – задвижка; 9 – датчик заполнения насоса; 10 – вакуумный кран; 11- падающий клапан; 12 – лафетный ствол; 13 – пневмодвигатель заслонки; 14 – задвижка; 15 и 18 – трубопроводы; 16 – воздуховод; 17 – цистерна; 19 и 20 – распределители включения пневмоприводов; 21 – воздуховод от ресивера; 22 – пневмопривод задвижки.

 

Вода в пеносмеситель 2 поступает из третьей секции насоса (показано стрелкой). При монтаже насосной установки на АЦ на трубопроводе от пенобака 7 до пеносмесителя 2 устанавливают кран включения пенобака 6 и тройник 5. Его используют как для промывки системы подачи пенообразователя, так и для заправки бака пенообразователем. В систему коммуникаций для заполнения насоса водой из водоисточников включена заслонка 14 (аналогичная по конструкции заслонке 8 (см. рис.3.30). Такого же типа заслонки установлены в линию подачи воды в лафетный ствол и забора воды из цистерны в пожарный насос. Управление этими заслонками осуществляется пневмодвигателями 13 и 22, соответственно.

Особенности водопенных коммуникаций является то, что для управления заслонками, регулирующими поступление воды в лафетный ствол 12 и забора ее насосом из цистерны 17, используются пневмодвигатели 13 и 22.

Пример такого пневматического двигателя представлен на рис.8.27.

Рис.8.27. Пневматический привод заслонки

1- крышка; 2- корпус; 3- ограничитель; 4- пружина; 5- уплотнительное кольцо (круглое в сечении); 6- поршневые кольца; 7- поршень; 8- направляющие штифты; 9- зубчатая рейка на поршне; 10- зубчатое колесо с осью для заслонки (см. рис….); 11- отверстие для подвода сжатого воздуха.

 

В корпусе 1 размещены два поршня 4 и 10. Каждый из них имеет уплотнительное кольцо 5, 10, поршневое кольцо 6,11. Поршни имеют сегменты, на плоской поверхности которых показаны зубья. Они являются как бы зубчатыми рейками. Между ними расположена верхняя часть оси 8 заслонки (см.рис.3.30, поз.8). Для ориентирования движения в горизонтальном направлении в сегментах поршней имеются вырезы. В эти вырезы в корпусе 1 вставлены штифты 7 и 15. В положении, указанном на рис.8.27, поршни удерживаются пружинами 3 и 13. В положении, указанном на рисунке, заслонка (поз.5 на рис.3.30) перекрывает трубопровод. При подаче сжатого воздуха через отверстие 9 поршни 4 и 10 будут, преодолевая сопротивление пружин 3 и 13, будут раздвигаться в разные стороны, зубья их выступов будут при этом поворачивать вал 8 против часовой стрелки. При подходе поршней к ограничителям 2 и 14 ось 8 повернется на 900. При этом заслонка будет ориентирована по оси трубопровода (см. поз.6 на рис.3.30). При стравливании воздуха из корпуса 1 привода поршни 4 и 10 под влиянием пружин 3 и 13 переместятся в исходное положение, ось 8 заслонки повернется на 900 по часовой стрелке и заслонка перекроет трубопровод (рис.3.30, поз.5).

Насосы высокого давления оснащаются специальным пожарно-техническим вооружением, обеспечивающим работу при больших расходах воды и напорах. К такому оборудованию относятся разветвления рукавные трехходовые. Общее устройство такого разветвления показано на рис.8.28.

 

 

 

Рис.8.28. Принципиальная схема общего устройства разветвления рукавного трехходового

 

1 – ручка; 2 – тройник; 3,10 – моховики; 4,9 – крышка редуктора; 5 – головка мукфтовая напорная ГМ-50Д; 6 – кран шаровой ДN50(2"); 7 – кран шаровой ДN70(2,5"); 8 – головка муфтовая ГМ-70Д.

 

Оно состоит из одного центрального и двух боковых выходных патрубков с условными проходами, равными 70 и 50 мм, соответственно. В корпусах кранов имеются отверстия для слива просочившейся воды.

Разветвление оборудовано шаровыми кранами 6 и 7. Повороты кранов осуществляются специальными червячными редукторами. Их корпуса крепятся болтами к площадкам оснований, приваренных к тройникам разветвления. Они закрыты крышками 4 и 9. Вращение червяков редукторов производится механизмами 3 и 10.

Поворот кранов требует больших усилий. Так, для поворота крана при отсутствии рабочего давления требуется приложить усилие к рукоятке маховика, не более 60 Н, а при рабочем давлении, не более 200 Н.

Масса разветвления не превышает 22 кг, для его переноса имеется откидная ручка 1.

Устройство червячных редукторов кранов представлено на рис.8.29. Вал 1 с однозаходным червяком установлен на двух подшипниках скольжения 8 и 6. Верхняя опора скольжения защищена уплотнительным кольцом, а нижняя закрыта крышкой.

Вал зубчатого сектора 3 соединен с валом шарового крана. Положение сектора червячного редуктора, указанного на рис.8.29, соответствует закрытому положению крана. При этом срезанная часть сектора колеса 3 упирается в верхний упор 4. Величина его выступа регулируется регулировочной гайкой.

Рис.8.29. Привод разветвления рукавного трехходового высокого давления

1 – червяк; 2 – маховик; 3 – зубчатый сектор червячного колеса; 4 – упор; 5 – головка муфтовая напорная высокого давления ГМ-70Д; 6 – нижняя опора скольжения; 7 – ножка; 8 – верхняя опора скольжения.

Поворачивая маховики 2, сектор 3 также будет постепенно поворачиваться. При


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.236 с.