КНИГА, ГЛАГОЛЕМАЯ ДОМОСТРОЙ, ИМЕЕТ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

КНИГА, ГЛАГОЛЕМАЯ ДОМОСТРОЙ, ИМЕЕТ



В СЕБЕ ВЕЩИ ПОЛЕЗНЫЕ, ПОУЧЕНИЯ И НАКАЗАНИЕ ВСЯКОМУ ХРИСТИЯНИНУ- МУЖУ, И ЖЕНЕ, И ЧАДАМ, И РАБАМ, И РАБЫНЯМ.

 

Наказание от отца к сыну

Благословляю аз /я/*, грешный имярек /имя/, и поучаю, и наказую, и вразумляю сына своего имярек /имя сына/, и его жену, и их чад, и домочадцев бытии во всяком християнском законе и во всякой чистой совести и правде, с верою творящее волю Божию и хранящее заповеди Его, себе утверждающе во всяком страсе Божии и в законном житии /праведном житии/, и жену поучающе, тако же и домочадцев своих наказующе, ни нужею /насилием/, ни ранами, ни работой тяжкою,имеющее яко дети во всяком покое сыты и одены, и в теплом храме /доме/, и во всяком устои /всегда в порядке/.

И отдаю вам, християнскому жительству /живущим по христиански/ писание се на память и вразумление вам и чадам вашим. Аще сего моего писания не внемлите и наказания не послушаете и потому не учнете жити и не тако творити, яко же есть писано, сам себе ответ дадите в день Страшного суда, и аз о сем о всяком благочинии благословляя, и плакал, и аще восприимите сие мое худое учение и грубое наказание,и писание со всею чистотою душевною, прося у Бога помощи и разума, поелико возможно, как Бог вразумит, и начнете делом творити вся се-будет на вас милость Божия и Пречистыя Богородицы, и великих чудотворцев, и нашего благословления отныне идовека, и дом ваш, и чада ваши, и стяжание /имение/ ваше, и обилие, что вам Бог подаровал от своих рудов – да будет благословенно и исполнено всяких благ вовеки. Аминь

Вот так из поколения в поколение передавал отец сыну свои «наказания» жить по Божеским законам.

Тут же в «Домострое» написано, что если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда жизнь хорошую устроит своему мужу…. Жена добрая и трудолюбивая, и молчаливая – венец своему мужу, коли обрел муж жену свою добрую –

только хорошее выносит из дому своего; благословлен муж такой жены, и годы свои проживут они в добром мире. За хорошую жену похвала мужу и честь.

· В скобках пояснение автора-составителя.

А нам хочется рассказать вам о судьбе русской женщины, о том, какие неимоверные, нечеловеческие страдания испытала она, какие мыслимые и немыслимые тяготы жизни, но не изменила идеалам своего мужа. Пусть это было давно. Муж её – личность в России довольно известная, но мы говорим о мужество женщины – жены. Да и история эта наша, русская история и нам бы знать её надобно.

Была половина 17 века, а если быть точным, то год 1652, когда на патриарший престол взошёл патриарх Никон. Эпоха первого раскола в русской церкви. Русь издревле называлась православной, когда и веры-то Христовой на Руси не было, так что назовёт ЭТО просто расколом. Началось жуткое избиение тех, кто не хотел принять «православия». Мы в дальнейшем немного расскажем об этом, опираясь на факты летописцев.



В эту-то полулегендарную эпоху мученичества в глухих нижегородских лесах, за Кудьмою -рекою, в знаменитом центре раскола, где после «многия на овинах поджигалися» / то есть добровольно жгли себя/, в одном из глухих сёл Григорово жила крестьянская девица Анастасия. Это была дочь богатого сельского купца, воспитанная в старорусской семье, но отец её обеднел и помер, и она осталась сиротою.

Набожная, жившая «в скудности» Анастасия ходила и постоянно молилась в церкви. Видимо судьба сулила ей всё то, что выпадает на долю её подруг: грустную жизнь и в конце её успокоение под бедным деревянным крестом мирного сельского кладбища.

В этом же селе, где жила Анастасия, вместе с нею жил знаменитый «богатырь» 17 века, как его называют историки, известный защитник старой веры, расколоучитель Аввакум. Судьба связала этих двух лиц.

Тяжёлое положение сироты в крестьянском быту, желание выйти замуж и тем обеспечить своё существование заставило Анастасию Маркову выйти замуж за Аввакума. Никакого честолюбивого плана, никакой надежды на власть и господство не было, конечно, у бедной обитательницы села за Кудьмою, когда она венчалась в скромной церкви со своим будущим мужем.

Анастасия не знала, куда приведёт её этот брак.

Человек, с которым сельская сирота связала свою судьбу, принадлежал к тем железным людям, к тем фанатикам идеи, которые часто рождаются в эпоху борьбы на жизнь и на смерть, которые, кажется, только и живут этой борьбой….

От самой тяжёлой наружности Аввакума веяло какой-то несокрушимой силой и мощностью: широкоплечий, высокорослый, с большими глазами, он, казалось, создан был для борьбы. Рукоположенный после свадьбы в дьяконы, через 2 года в попы, через 8 лет в протопопы, Аввакум в эпоху «опестрения» православия, прославился со всей силой своей железной натуры, стал за дорогую ему старину.



В этом борце за старину рельефно высказался весь консервативный склад ума древнерусского человека. Аввакума вечно, каждую минуту тянуло учить, проповедовать, бороться, не смотря ни на что…

… Железный характер Аввакум не знал препятствий и преград. Его гонят из села, он уходит в другое место…

… И в «ином месте» опять то же самое: его давят, бьют до смерти, волочат в церкви в ризах, а он только твердит молитву. У него в доме грызут ему пальцы, наскакивают на него по дороге в церковь с ружьём, а он спокойно завёртывает руку платком и осеняет крестом стреляющего.

У него отнимают двор, выбивают его из дома, не дают хлеба на дорогу, а он, «взяв клюшку», бредёт. А может Бог наставит. Опять тащится на старое место, а там «и стены разорены его храмины». Аввакум – протопоп в Юрьеве и вот что пишет про себя: «Тут пожил немного, только 8 недель; дьявол научил мужиков и баб. Пришли к приказу, где я духовные дела делал, и вытащили меня из приказа, среди улицы били батожьём и топтали, и бабы били рычагами. Трёх моих ради замертво убили и бросили под избной угол. Люди к двору приступают, наипаче же попы и вопят: « Убить вора да тело его собакам в ров кинуть».

Невозможно описать все пытки, которые вынес Аввакум, слишком долго и много пришлось бы писать.

Вот с этим железным человеком, борцом за старину и связала свою судьбу сирота Анастасия. Аввакум знал, что это была за женщина, ему дорого было, что она «беспрестанно» ходит в церковь, он предугадывал, что она поможет ему, или, по крайне мер, не будет мешать ему в его проповеди.

И действительно,, не напрасно молился он перед иконой Божьей матери, не напрасно молил, чтобы она дала ему «жену, помощницу ко спасению» Анастасия и вышла, действительно, по древнерусскому выражению «подружие» мужа: молча, безгласно пошла за ним, и страдания её, её «волокита», тесно переплелись со страданиями, с «волокитой» Аввакума.

Жене Аввакума пришлось испытать много горя ещё и до ссылки. Немало видела она этого горя и в первое время замужества. Когда у Аввакума отнимали двор, выбивали его и он «с клюкой» брёл в Москву, вместе с ним больная, только что после родов, с некрещеным ребёнком на руках брела и она. Не легко жилось ей в Юрьев Польском, когда тысячная толпа била батожьём и топтала среди улицы её мужа.

Сам Аввакум не знал, что сталось с ней «неведомо жива, неведомо прибита». Но бесконечная серия страданий Анастасии начались с ссылки.

Как можно описать всё то, что перенесла Анастасия с детьми во время ссылки. Тонула с детьми в ледяной воде, голодала, видела, как на её глазах истязали мужа, как он надрывался от нечеловеческих перегрузок, хоронила умерших от холода и голода своих детей.

Около шести лет были «нужды великие» в Даурии для страдавшей протопопицы. Но вот она с мужем на обратной дороге, и опять пошли «нужды».

«Пять недель по льду голому ехали на нартах,- пишет Аввакум,- мне под ребят и под рухлядь дали две клячи, а сам и протопопица брели, убиваясь об лёд».

Не раз падала жена на этой дороге на глазах своего мужа, потому что нельзя было отстать от лошадей, но с другой стороны, нельзя было и поспеть за ними: « Протопопица бедная,- вспоминает Аввакум,- бредёт, бредёт да и повалится».

… Так страдала со своим мужем деревенская сирота. Молча, безропотно несла она доставшийся на её долю крест, деля с протопопом всё горе и тяжесть ссылки…

… Фанатик – протопоп, проезжая города, понял, что его дело проиграно, что старина рушится безвозвратно.

Опечаленный, в глубоком раздумье сидел он раз в мыслях и решал вопрос о том, что делать, снова ли проповедовать или скрыться. Чувствовал он, что его проповедь приносит только горе семье, что он не один, а связан с женой и детьми.

Протопопица увидела раздумья мужа.
- Что опечалился?- спросила она мужа

Тот стал изливать перед ней своё горе: « Жена,- говорит он,- что делать? Зима еретическая на дворе! Говорить мне или молчать? Связали вы меня!»

- Господи, помилуй!- отвечала она,- что ты говоришь? Ты же читал сам, слыхала я, апостольскую речь: « Привязался ли жене, не ищи разрешения». Я тебя и с детьми благословляю: дерзай проповедовать слово Божие по прежнему,, а о нас не тужи, пока Бог изволит. Только нас в молитвах не забывай! Силён Христос и нас не покинет! Поди, поди в церковь, обличай!».

И были новые ссылки, заточения в монастырях… Всё было…

Судьба этой женщины, безусловно, была драматической. Но она достойно вынесла всё то, что выпало на её долю…

 

 

Вот такие женщины были на Руси. Есть они сейчас такие? Верные, преданные, заботливые жёны и матери? Не лезьте, девоньки не в своё дело, а рожайте и воспитывайте детей своих, ждите мужа в доме своём и будет снова на Руси так, как было прежде.

Ну, что, соратники, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. В информации, которую вы сегодня получили, много для вас нового и даже необычного. Но я ручаюсь за каждое слово, за каждую букву вышесказанного. И более того, я знаю и уверен, что информация эта не навредит вам, не уведёт в сторону. Да и очень хочется того, чтобы вы смотрели на мир несколько шире и объёмнее, что - ли, чтобы вы не ограничивали своё мировоззрение в рамках каких-то правил и каких бы то ни было догм. Совсем не имеет значения, какого вы вероисповедания, молитесь, почитайте своё Божество искренне и беззаветно и будете услышаны.

Только всегда и везде необходимо помнить и не забывать одного Золотого Правила «УВАЖАЙ РЕЛИГИЮ ДРУГИХ». Ставя себя выше в чём бы то ни было, вы унижаете, прежде всего, Бога, ибо все живущие на Земле равны и дороги Ему..

А что у нас делается с курильщиками? Есть они у нас? Можно сказать, что их нет. На десять человек один – два тех, кто никак не может расстаться со своей вонючей соской. Про график – то отравления табачной заразой не забывайте, его вести необходимо даже тем, кто считает, что он, якобы, уже отказался от курения. Бес, он не спит, да и обкуривают нас везде и всюду, а пассивное курение нисколько не полезнее прямого отравления табачным дымом. Так что графики отравления вести всем. Помните, я вам рассказывал, как от этого дьявольского наваждения можно избавиться?... Надо взять и отравиться. Вы морально готовы к этому акту. Попробуйте. Или бабушкины рецепты используйте себе во благо. Купоросу на листик насыпьте, а над ним сигареты расположите. Тоже помочь должно. На здоровье ваше это не отразится, наоборот - сохраните своё здоровье. Вон, сколько лет заразу эту глотаете и не считаете её таковой. Вобщем, соратники, с курёжкой надо завязывать.

Мы сегодня довольно много времени уделили «Детке» П.К. Иванова. Мы уже объяснили, почему. Вы уже хорошо представляете, что даёт вам выполнение этих правил.

Вот начните выполнение сегодняшнего домашнего задания с того, что надо сходить и облиться холодной водой. Затем обсохнув, вы садитесь писать святая святых наших занятий - дневники. / Кстати, я только что облился и сел писать методичку далее/

Что мы сегодня пишем? Это дневник Основной № 5. (Дневник алкогольно – табачной зависимости) и дневник семейных отношений №5. После Основного дневника все пишут самовнушения по памяти.

Молитвы пора знать наизусть, да на сон грядущий их почитать. И вообще, перед каждым большим делом, перед каждым наступающим днём их читать необходимо. Самая «универсальная» - это «Отче наш». Как кто-то высчитал, что энергетики молитвы хватает на 45 минут. Прочитанной вами искренне. Вот и делайте вывод, когда и где их читать. Нам кажется / да и мы думаем так/, что нам совсем молиться некогда. Совсем не так. Молиться можно и за рулём, за столом, идя пешком по городу, или по лесу – где угодно. Мысленная молитва нисколько не теряет от этого, что она мысленная.

 

 

Пожалуйста, удобнее устаивайтесь каждый на своём месте. Уберите всё, что вам может помешать. Занимающие самостоятельно зажгите свечку, включите свой магнитофон…

Руки подняли вверх! Поработали пальчиками. Активно! Активно поработали! Кисти рук сжали в кулаки! Разжали! Сжали! Разжали! Быстро с напряжением делаем это упражнение!..

Опустите руки. Встряхните кистями… Повторили упражнение!..

Руки положили вдоль бёдер на колени. Ладони вывернуты, пальцы разъединились. Все закрыли глаза. Всё внимание на мой голос. Только мой голос. Вы слушаете только мой голос… Посторонние мысли уходят… Посторонние мысли ушли… Только мой голос!...

Ваше тело, всё ваше тело, начиная от корней ваших волос, и до самых кончиков пальцев, начинает наливаться приятной, тёплой тяжестью… Вы ощущаете, что ваше тело, как сухая, белая и чистая вата медленно наливается и впитывает тёплую тяжёлую влагу.

Начинает расслабляться и наливаться тяжестью голова…, тяжелеют щёки…, шея… Вы чувствуете приятную, тёплую тяжесть, которая медленно скатывается по плечам…, ваши руки наливаются этой приятной тёплой тяжестью, они впитывают эту тяжесть, как сухая, чистая вата впитывает влагу. Пальцы на руках на руках начинает приятно покалывать… Ваши руки полностью расслаблены. Эта приятная тёплая тяжесть начинает медленно опускаться по спине… груди… Мышцы спины… груди медленно расслабляются….

Расслабляются мышцы бёдер… ноги также медленно наливаются теплотой и тяжестью… Пальцы ног полностью наливаются тяжестью… Мышцы ног полностью расслаблены… Наше тело полностью расслаблено…

Сердце родное, любимое, всезнающее и всепрощающее сердце бьётся ровно… спокойно… Мышцы тела полностью расслаблены… Всё внимание на мой голос… От того, как вы слушаете мой голос, во многом будет зависеть вся ваша дальнейшая судьба. От того, как вы будете воспринимать всё то, что я буду говорить, будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь!... Всё внимание на мой голос!… Только мой голос!...

Сегодня мы одолели ещё один подъём на пути к ясной, чистой дороге, ведущей нас к священному храму собственного здоровья. Теперь нам легче идти и радостней, дышится свободней, потому что дикая настроенность на употребление сивушного яда, никотинового дерьма и другого наркотического зелья исчезла! Мы уничтожили в своём сознании вредоносные программы на употребление всех ядовитых веществ! Вместо них в нашем сознании выработались, и с каждым днём всё более и более укрепляется новая, мощная, очень полезная для жизни программа на здоровый образ жизни, а значит на трезвость, противокурение, противонаркоманию вообще.

Для нас теперь выпить сивушный яд, отравиться табачным дымом или иным наркотическим зельем равносильно предательству самого себя. А значит, своих детей, своих родителей, своих самых близких людей.

Мы навсегда отказались от выполнения чужой злой воли – выпивать сивушный яд, вбивать в себя табачную заразу и другие наркотики. Мы независимы от чужой и злой воли.

Эту независимость помог нам обрести наш верный друг – дневник, с которым мы теперь не расстанемся долго, очень долго, ибо благодаря ему мы теперь чётко замечаем, как все вокруг нас стареют, а мы с каждым днём становимся моложе и симпатичнее. Лица у нас разглаживаются, кожа на теле становится гладкой, эластичной. В организме просыпаются и нарабатываются новые и новые защитные реакции, которые не допустят проникновения наркотических ядов.

Нам очень хорошо, потому что мы постоянно чувствуем приливы жизненной энергии, у нас постоянная готовность прийти на помощь любому, нуждающемуся в ней.

Нам близки и понятны жизнеутверждающие принципы – заповеди Геннадия Андреевича Шичко : «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же!», «Выбрался сам – помоги другому». Эти заповеди стали основополагающими в нашей жизни. У нас прекрасное настроение! И оно с нами будет долго, очень долго, потому что вместо дикого существования мы выбрали жизнь!

МЫ РАДУЕМСЯ ЖИЗНИ!

ЖИЗНЬ! ЖИЗНЬ! ЖИЗНЬ!

Сделайте глубокий вдох, откройте глаза! Всего вам доброго, люди!

И ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ.

 

ЗАНЯТИЕ №7

Здравствуйте, добрые люди! Здравствуйте, уважаемые соратники!

 

Достаньте свои конспекты, ручки. Пока мы запишем порядковый номер нашего занятия и число. И будьте всегда наготове записать какую-нибудь важную ключевую мысль.

Про питание не забывайте. Как мы раньше говорили, что колбаса и хлеб одновременно ничего хорошего организму дать не могут. Мы ведь не можем смотреть за каждым вашим шагом. Дали полезную информацию, а вы уж сами решайте, как дальше жить.

А сейчас послушайте, что хорошие люди о питание говорят:

«… В чём же должно быть отличие праздничного стола от «будничного»? Конечно же не в количестве поедаемого, не в стоимости продуктов и не в пышности сервировки. Прежде всего в том, что появляется возможность испытать радость встречи с приятными вам людьми за рамками собственной семьи – не в ущерб, а на благо её процветания, включая ваших взрослых детей с их семьями и других родных и близких. А пока дети не подросли, праздничный стол может быть накрыт специально для них и при их активном участии. Излишне уточнять, что радость встречи за праздничным столом можно испытать и вдвоём, когда дети спят, когда родны и близкие по каким-то причинам не могут приехать или когда хочется просто посидеть со спутником жизни, и только с ним одним, причём не обязательно в день чьего – то рождения, или в календарный праздничный день.

Ну, а если есть возможность – почему бы не порадовать сидящих за столом плодами своего кулинарного искусства, в порядке любительского творчества, при понятном всем минимуме затрат сил, средств и времени?

В различных станах мира, в том числе и в своей собственной, мне приходилось бывать на великолепных, блестящих, надолго запомнившихся праздничных застольях, куда приглашали «только» на домашний пирог, на тарелку домашних пельменей, на особым образом печёную в фольге картошку, на пойманную хозяином рыбу, на собранные хозяйкой грибы. Бывал и на самых настоящих праздничных застольях «только» за чашкой кофе или чая /даже без сладостей/, за стаканом фруктового сока, за вазочкой мороженого, за бокалом коктейля. Часами сидели – разговорам, шуткам и веселью не было конца. Бывал на банкетах, где каждый заказывает себе – или берёт с раздаточного стола - то и столько, что и сколько ему вкусу /или по здоровью/. Так что наша традиционная «модель» праздничного застолья вовсе не единственная из существующих и те более из возможных. Надо прямо сказать – увы, не лучшая.

Праздничное застолье должно запомниться не хлопотами и не расходами, а радостью встречи с гостями и радостью своего кулинарного творчества. Оно должно запомниться гостям не изжогой и отрыжкой, не бессонной ночью и несварением желудка, а радостью встречи с хозяевами, радостью от обстановки за столом, с беседами и тостами, шутками и песнями. Ну, и от какого-нибудь сюрприза тоже.

А вообще-то, вкусно и досыта поесть, совсем не обязательно идти в гости или на банкет.

В счастливой семье это самое обычное дело, «будничное», повседневное. Если, конечно, не портить себе нервы и не отравлять семейного счастья разными пережитками патриархальщины в сфере застолья.

 

Заговорив о культуре питания, тем более о культуре застолья, нельзя не сказать хотя бы несколько слов о том, чем запивают съедаемое. Ибо не секрет, что порой происходит как раз наоборот: заедают выпиваемое. При этом и человеку, и семье наносится такой колоссальный ущерб и физического, и морального, и социального характера, который ни сравнить ни с какими денежными затратами, сколь бы высоки они ни были. В данном случае выпиваемое смело можно считать самым страшным и самым лютым врагом семьи. Хотя рядится порой этот враг в самые красочные этикетки и прикидывается самым безобидным средством развлечения.

Речь идёт об алкоголе.

То, что алкоголь является для семьи врагом №1, не нуждается в пространных доказательствах. Мы уже говорили, что для этого достаточно познакомится с мотивами разводов. Среди них в большинстве случаев мотив один и тот же – пьянство мужа. И это только прямая, непосредственная причина. А сколько разводов произошло по множеству других причин, в основе которых лежала одна единственная первопричина – стакан водки? А сколько семей формально сохраняется, но фактически влачат мучительное существование всё по той же первопричине? Сколько человеческих жертв случаев гибели мужа, отца, сына, а порой и матери ?! А сколько людских судеб, здоровья, порой просто хорошего настроения изгажено, подорвано, исковеркано всё тем же стаканом спиртного? Сегодня практически именно здесь – главное препятствие на пути к семейному счастью многих людей. И стоит присмотреться к врагу №1 внимательно. Вряд – ли сегодня существует хоть один человек с детсадовского возраста, который бы не знал, что пить спиртное / как, впрочем, и курить/ - крайне вредно. Вредно для собственного здоровья, для нормальных отношений с людьми и, прежде всего, с членами собственной семьи. Все не просто знают, а каждому досконально известно, какими бедствиями – от цирроза печени до белой горячки – грозит злоупотребление алкоголем. Какие ужасающие примеры являют семьи, где объявился пьяница и тем более алкоголик. Какой страшный конец ожидает опустившегося от пьянства человека. И тем не менее на праздничный стол даже в тех семьях, где нет особых поклонников спиртного, ставят порой бутылку-другую вина. С поразительной уверенностью, что жуткие беды, связанные с алкоголем и хорошо известные всем собравшимся, эту вот семью якобы счастливо минуют.

С другой стороны, врачи-наркологи досконально установили, что по тем или иным причинам предрасположение к спиртному /больше или меньше/ имеет ничтожное меньшинство людей. И если кто-то на время приходит от вина в весёлое расположение духа, то примерно такое же число людей оказывается в прямо противоположном настроении, а большинство вообще ничего, кроме неприятных ощущений не испытывает. Причём и те, и другие, и третьи знают, какое будет похмелье.

Что же получается? Все знают о бедах, которые несёт с собой алкоголь. Всем известно о крайне неприятных ближайших последствиях в виде похмелья. Подавляющее большинство не испытывает тяги к спиртному и никакого удовольствия во время поглощения. Скорее наоборот. И тем не менее алкоголь остаётся главнейшим врагом семьи. Почему же всё-таки зачастую семья открывает двери и накрывает стол своему заклятому врагу-супостату?

 

На этот вопрос попытался ответить примерно лет семьдесят назад русский писатель-юморист Аркадий Аверченко. Он представил себе свой разговор с внуком, полстолетия спустя, когда, как ему казалось, многое в его сочинениях былых времён станет для людей, в том числе и для его внука, попросту непонятным.

« - Ну, чего там не поймёшь? В моё-то время люди всё понимали. Неужто уж умнее были?

- Нет, непонятно,- вздыхает внук,- вдруг сказано у тебя там: «Приятели чокнулись, выпили по рюмке водки и, поморщившись, поспешили закусить». «По одной не закусывают»- крякнул Иван Иванович.

- Ни черта, дедушка, тут не разберёшь.

- Вот те раз! Чего тут непонятного?

-Да что такое – водка? Такого слова и нету.- Водка – то? Такое слово было.

-Что же это значило?

- А напиток такой был. Жидкость, понимаешь? Алкогольная.

-Для чего?

- А пить.

- Сладкая что - ли?

- Эва, хватил. Горькая, брат была. Такая горькая, что индо дух зашибает.

- Горькая, а пили. Полезная, значит, была. Вроде лекарства?

- Ну, насчёт пользы – это ты, брат, того. Нищим человек от неё делался, белой горячкой заболевал, под забором коченел.

- Так почему же пили – то? Весёлым человек делался, что – ли?

Я задумчиво пожевал дряхлыми губами.

- Это как на чей характер. Иной так развеселится, что вынет из кармана ножик и давай всем животы пороть.

- Так зачем же пили?

- Принято так было».

Напомним ещё раз, что эти строки писались почти семьдесят лет назад. Окрашены они юмором, переходящим в довольно-таки злую сатиру. И сегодня вся соль смехотворности приведённого диалога заключается в том, что в то время кое-кто мог быть убеждён: пройдёт несколько десятилетий, и о дикости пьяного застолья люди же конечно же совершенно забудут. Иначе рассказ был бы ни смешным, ни полвека назад, ни сейчас. Однако, по иронии судьбы, сегодня он стал смешнее, чем был опубликован впервые. При этом смехотворность стала несколько иной: сатирик грубо ошибся в своём «прогнозе», а мы оказываемся словно в комнате смеха и видим самих себя в таких «зеркалах», что в пору сквозь землю провалиться от стыда. Впрочем, так и должна действовать настоящая сатира. Но возвратимся к диалогу внука с дедом.

- А вот у тебя написано там: «Выпили и поморщились». Почему поморщились?

- А ты думаешь, вкусная она? Выпил бы ты, так похуже, чем поморщился.

А почему они поспешили закусить?

А чтобы вкус водочный отбить.

- Противный?

- Не без того. Крякать тоже по этому самому принято было. Выпьет человек и крякнет. Эх, мол, чтоб ты, дрянь этакая!

- Что-то ты врёшь, дед. Если она такая противная на вкус, почему же там дальше сказано: « По одной не закусывают»?

- А это, что сейчас же другую выпить.

- Да, ведь, противная?

- Противная.

- Зачем же другую?

- Приятно было.

- Когда приятно, на другой день?

- Тоже скажешь: «На другой день,- оживился я.- Да на другой день, брат, человек ног не тащит. Лежит и охает. Голова болит, в животе мутит, и на свет Божий глядеть тошно до невозможности.

- Может через месяц было хорошо?

- Если мало пил человек, то через месяц ничего особенного не было.

- А если много, дед, а? Не спи!

- Если много? Если, брат, много, то через месяц были и результаты. Сидит человек с тобой и разговаривает, как человек. Ну, а потом вдруг…. Трах! Сразу чертей начнёт ловить. Смехи. Хи-хи! Кхе-кхе!

- Как ловить? Да разве черти есть?

- Ни шиша нет их, и не было. А человеку кажется, что есть.

- Весело, что -ли было?

- Какой там! Благим матом человек орёт. Часто и помирали.

- Так зачем же пили?- изумлённо спросил внук.

- Пили-то? Да так просто. Пилось.

- Может, после того, как выпьют, добрыми делами занимались?

- Это с какой стороны на такое дело взглянуть. Ежели лакею физиономию горчицей вымажет, или жену по всей квартире за косу таскать, то для мыльного фабриканта или для парикмахера это – доброе дело.

- Ничего не понимаю».

Рассказы юмористов и сатириков любят читать, чтобы от души посмеяться. И когда читают гоголевские строки, приписанные сатирическому персонажу: «Над кем смеётесь?- Над собой смеётесь!», каждый думает, что написано про кого угодно, только не про него самого. Но давайте отнесёмся к только что подслушанной беседе деда с внуком не как к юмористике, а как к научному трактату по социологии, психологии и наркологии разом. Скажите по совести, положа руку на сердце, разве это не про нас с вами? Ну, может быть, я сам лично алкоголем не злоупотребляю /Бестужев – Лада/. Но ведь ставлю спиртное на стол, угощаю, навязываю, пригубляю, снисходительно отношусь к напивающемуся, терпимо – покровительственно – к напившемуся, либерально – адвокатски к перепившемуся и безобразничавшему в пьяной одури. Пусть сам – не преступник против семьи, против детей, против всего общества, наконец, но по сути соучастник преступления против другой семьи, других детей и тем самым против всего общества. Не только чувство стыда, но и чувство негодования / в том числе и по отношению к самому к себе/ должно пробуждаться, когда читаешь и слышишь о дикостях к потреблению спиртного и задумываешься о своём отношении к этому социальному явлению, о своей практической роли в нём.

Пора, однако, дослушать прерванную беседу.

« Внук накрутил на палец кольцо своих золотых волос и спросил, решив, очевидно, подойти с другой стороны:

- А что значит «чокнулись»

А это делается так: берёт, значит, один человек в руку рюмку и другой человек в руку рюмку. Стукнет рюмку о рюмку, да и выпьет. Если человек шесть, семь за столом сидело, то и тогда все перестукаются.

- Для чего?

- А чтобы выпить.

- А если не чокнутся, то никак не выпьют?

- Нет, можно и так, отчего же Так зачем же чокались?

-Да, ведь, не чокнувшись, как же выпить?

Я опустил голову, и слабый розовый отблеск воспоминаний осветил мне лицо.

- А то ещё, бывало, чокнутся и говорят: «Будьте здоровы», или « Исполнение желаний», или «Дай Бог , как говорится».

- А как говорится?

- Да никак не говорится. Просто так говорилось. А то ещё говорили: «Пью этот бокал за Веру Семёновну».

- За Веру Семёновну? – Значит она не пила сама?

- Какое! Иногда как лошадь пила.

- Так зачем же за неё? Дед, не спи. Заснул.

А я не спал вовсе. Просто унёсся в длинный полутёмный коридор воспоминаний.

Настолько не спал, что слышал, как вздохнув и отойдя от меня к сестрёнке, Костя соболезнующе сказал:

- Совсем наш дед Аркадий из ума выжил.

- Кого выжил?- забеспокоилась сердобольная сестра.

- Сам себя. Подумай, говорит, что пили что-то, от чего голова болела, а перед этим стукали рюмка об рюмку, а потом садились и начинали чертей ловить. После ложились под забор и умирали. Будьте здоровы, как говорится…»

Сатирик в данном случае очень близко подошёл к сути дела. Пили, пьют спиртное в подавляющем большинстве не потому, что хочется, и не в расчёте на какие-то последствия, а потому что «так принято», таков ритуал. Кем «принято», почему «принято», вопросами подобного рода обычно не задаются. «Принято» и всё тут. Откуда же у одного из многих ритуалов, которыми наполнена наша жизнь, взялась такая сила, что способна подчинить себе и разум, и волю иного человека?

Попытка разобраться поосновательнее в данном вопросе вывела бы нас далеко за рамки настоящей книги. И чтобы не повторять в тысячный раз тысячекратно говорённые слова, прибегнем вновь к только что использованному приёму – обратимся на сей раз к писателю-фантасту Айгору Гривлессу, который задался рассматриваемым вопросом в своей научно - фантастической миниатюре

«БАР 2000 ГОДА»

В кабинет управляющего «**** Инкорпорейтед» /производство безалкогольных напитков/ вошёл человек с пузатым чемоданчиком.

-Мне нужен чек на десять миллионов,-заявил он.

- Я выписываю такие суммы, кто ни попросит,- в тон посетителю ответил босс,- но сегодня для разнообразия, я хотел бы сначала узнать, за что именно?

 

- За то, что прибыли компании по меньшей мере удвоятся.

- За это не жалко. Но ведь я спрашиваю: за что именно?

- За способ полного вытеснения со всех прилавков всего спиртного. И заполнения вашими бутылками. Или, что - то же самое, чтобы у каждого уже сегодня появился бар 2000 года.

- Вы хотите, чтобы люди добровольно отказались от банки холодного пива или виски содовой?

- Если они увидят бар 2000 года, они сделают это безусловно.

- И что же они получат взамен?

- То же, что и сейчас, только без последствий, которые даёт алкоголь.

- Вы хотите сказать, будут пить, но не пьянеть?

- Вы напрасно иронизируете. Человек глотает спиртное вовсе не для того, чтобы его мутило.

- Но ведь и не для утоления жажды? Просто так принято.

- Ошибаетесь. Принято не просто так. Принято потому, что алкоголь выполняет ровно семь функций. Они дорого обходятся и человеку и обществу. Но они существуют – существует и алкоголь.

- Семь функций? Я думал одна – опьянение.

- Ошибаетесь, не просто опьянение. Вы хотите пить. Отхлебнули глоток пива, через минуту жажда ещё мучительнее. А нет - вы её чем-нибудь солёным подстегнёте. И снова глоток. Наслаждение! Извращённое? Согласен. Конечная расплата? Ужасна. Но разве это единственная глупость, которую человек делает ради минутного удовольствия? Гомо сапиенс, человек разумный – это ведь хвастливое самоназвание, не больше.

- Ну, пиво, положим, не самая большая беда.

- Я назвал только одну функцию из семи: извращённое утоление жажды. Есть и другие. Вы пришли в гости, не знаете куда девать руки и что говорить. Вам плеснут коктейля, и руки заняты, и тема для разговора есть, и мозги размякли – скованность прошла. Вы сели за стол, а аппетита нет. Пятнадцать граммов аперитива – и аппетит есть, а расплата за такой шок для желудка ещё когда будет. Вы запиваете еду столовым вином, а алкоголь делает своё дело – туманит голову, развязывает язык. Чего ещё надо для застольного блудословия? Подали фрукты - появляется десертное, шампанское – та же история. Подали кофе или чай – появляется ликёр, коньяк, водка. Пятнадцать граммов, час, другой их смакования и гости навеселе.

- А седьмая функция?

- Самолечение. Водка с перцем от простуды. Ложка кагора выздоравливающему. И опять: эффект, пусть сомнительный, сию минуту. А расплата – спустя месяцы и годы.

- Вы считаете, пристрастие к спиртному только поэтому?

- Нет, не только. Выпивка, в отличии от питья, давно стала ритуалом, священнодействием. Важна сама процедура: этикетки, бокалы, тосты и прочее. Попробуйте заменить всё это, скажем, таблетками с теми же действиями – всё с негодованием отвернутся.

- Есть цивилизации, где жуют листья, содержащие наркотик.

- Наша цивилизация прежде всего пьёт наркотик. Правда, не только пьёт. Но мы ведь пока говорим лишь о спиртном.

- Хорошо. Мы слишком углубились в теорию. Что вы предлагаете?

- Очень простую вещь… .

Здесь мы прервём на минуту фантастико-детективный сюжет и обратимся к реальной, отнюдь не фантастической и не детективной действительности. То, что алкоголь выполняет определённые функции – не секрет. И вот находятся люди, которые предлагают: давайте «пить культурно», строго следуя веками, выработанными канонам «культурного пития» / крепких спиртных напитков принимать считанные граммы, растягивать приём спиртного на долгие часы застолья и т. д./. Тогда алкогольное зло якобы станет если не искоренённым, то хотя бы наименьшим. Увы, горький – и в прямом, и в переносном смысле горький – опыт показывает: «культура пития» не спасает от пьянства и алкоголизма».

Это мы с вами рассматриваем точку зрения на «культурное питие» И. В. Бестужева-Лады. Весьма доходчиво изложена у него эта проблема. Стоит послушать, да и кроме пользы нам ничего не будет.

« Во первых, даже там, где «культура пития» относительно высока, пьянство и алкоголизм ничуть не ниже. В качестве примера можно сослаться на США, Францию, многие страны Запада. И алкоголиков там полно, и горьких пьяниц ещё больше, и вред они своему здоровью наносят огромный, и ущерб обществу – колоссальный. Достаточно напомнить, скажем, что более половины всех несчастных случаев на автодорогах США происходит по «вине спиртного», вполне «культурно» принятого водителем перед поездкой. А ведь от автокатастроф в США ежегодно гибнет свыше 40 тысяч человек, плюс ещё 400 тысяч попадают в больницы с тяжёлыми увечьями, плюс 2 миллиона получают травмы менее тяжёлого характера».

Это, соратники, данные советских времён, и тогда была просто запрещена в СМИ такая статистика о самих себе. Мы даже про ужасающие землетрясения на своей территории узнавали из нелегальных радиопередач «Голос Америки». Сейчас времена не те и вас могу «обрадовать», что у нас на дорогах гибнет столько же, что вы сейчас услышали, а в Америке с тех пор введены различные меры и эта цифра стала намного ниже.

« Представляете, какие опустошения способно нанести «культурное выпитое» спиртное только на одном участке своих «боевых действий»? Сильнее тысячи пулемётов по стомиллионной толпе… Иллюзия «культурного пития» отвлекает от действительной борьбы с пьянством и алкоголизмом.

/ Книга, с отрывками которой мы с вами сейчас знакомимся «Ступени к семейному счастью» И. В. Бестужева-Лады, вышла






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.048 с.