История становления психологической службы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История становления психологической службы

2017-06-19 1986
История становления психологической службы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В появлении профессий, непосредственно относящихся именно к психологической помощи, на основании данных, имеющихся в современной литературе, можно выделить шесть основных предпосылок и источников:

1. Развитие экспериментальной психологии, начавшееся с создания в 1879 г. первой психологической лаборатории В. Вундта [5] в Лейпциге.

2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями (от Ф.Пинеля], в 1793 году снявшего цепи с пациентов психиатрической лечебницы, до Ж. Шарко и П. Жане, описавших такое психическое расстройство, как «истерия». Обоснования в последующем катарсически-гипнотического метода его излечения Дж. Брейером и З. Фрейдом. Возникновение психоанализа как предтечи всей современной научной психотерапии).

3. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (это направление связано с деятельностью Ф. Гальтона и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ, Л. Термена, Э. Торндайка[5] и К. Бирса, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены).

4. Возникновение в Бостоне в первом десятилетии ХХ века (благодаря Ф. Парсону консультирования, связанного с выбором профессии и предназначавшегося для помощи человеку выборе подходящей работы во имя «полезной и счастливой жизни».

5. Возникновение и утверждение в 1940-х годах в США “недирективной психотерапии” К. Роджерса который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина “пациент” в пользу термина “клиент” и, по существу, закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковым оно и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.

6. Наконец, восходящий к американским традициям протестантизма, возникший в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, институт религиозного попечительства и социальных работников. Являясь выпускниками совмещенных факультетов философии и теологии, а также факультетов социологии, эти специалисты были призваны оказывать непосредственно наставническую и практическую помощь лицам, попавшим в трудную эмоциональную или житейскую ситуацию.

Таким образом, к 50-м годам ХХ века многообразные течения в психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике привели к оформлению специфической области человеческой деятельности, получившей название “counseling” (консультирование, наставничество, психологическое вспомоществование).

Очевидным является также определенный социально-экономический контекст эпохи, на протяжении которой возникли основные источники, составившие в своей совокупности новую общественную практику и новый социальный институт. Начиная с конца XIX столетия и вплоть до 20-х годов ХХ века, почти все из указанных выше течений возникли в результате промышленной революции: индустриализации, появления новых транспортных средств и новых профессий, повышения уровня напряженности в социальных отношениях и массовой безработицы, связанной с переселением больших масс людей в города.

Кроме этого, огромную роль сыграло и такое обстоятельство, как завершение эпохи классической рациональности в научном познании. Это привело к осознанию необходимости существования в мире на основе нового принципа -- личной ответственности и личного выбора.

 

Прообразом психологической службы являлись психотехнические и педологические лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреж­дениях в 20-х - начале 30-х годов XX столетия.

Современный этап становления психологической службы в нашей стране ведет отчет с начала 70-х годов XX века.

Появление психологической службы было обусловлено как потребно­стями общественной практики, так и определенным уровнем развития фун­даментальных и прикладных исследований в области социальной, медицин­ской, педагогической, возрастной психологии, психологии труда.

Таким образом, психологическая служба является эффективным инст­рументом соединения теории и практики, приложения фундаментальных знаний к практическим проблемам человеческих судеб.

В организационном отношении психологические службы действуют либо как самостоятельные профессиональные учреждения, получившие на­звания «Психологическая консультация», «Служба семьи и брака», «Служба "Телефон доверия"», «Центр психологической помощи» и т. п., либо как специализированные психологические подразделения в структуре отдельных организаций, например школьная психологическая служба, психологическая служба промышленного предприятия.

В настоящее время некоторые психологические службы в организациях, так называемые ведомственные психологические службы, входят как составная часть в службы социального развития или социальной помощи персоналу, ко­торые включают, наряду с психологами, и других специалистов: социальных работников, педагогов, врачей, юристов, социологов. Деятельность ведомственной психологической службы подчиняется идее управления развитием персонала, профессионального потенциала кадров конкретного учреждения. Объ­ектами деятельности ведомственной психологической службы являются орга­низация как таковая, группы, ее составляющие, и отдельные личности.

Другая форма психологической службы - региональная психологиче­ская служба, которая обычно действует в системе социального обслужива­ния населения. В отличие от обычной психологической службы, которая не затрагивает социальных проблем своих клиентов, работа психосоциальной службы направлена на комплексное решение одновременно и психологических, и социальных проблем тех людей, которые попали в трудные жизнен­ные ситуации и испытывают в связи с этим психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, и требует привлечения разных специали­стов, не только психологов. Подобного рода службы часто существуют в виде отделений психолого-педагогической помощи центров социальной помо­щи семье и детям, а также как самостоятельные учреждения.

Сегодня практические психологи в рамках псих.служб осуществляют много разных видов профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость внедрения различных моделей псих.службы, которые определяют содержание, направленность и особенности ее деятельности. При этом модель психологической службы следует понимать как систему теоретико-методических, организационных и этических принципов, технологий, методов и форм оказания психологической помощи. Разнообразные модели псих.службы целесообразно классифицировать по следующим критериям:

- объективно-целевыми: категория объектов псих.помощи; приоритетность оказания психологической помощи; непосредственность/опосредованность психологической помощи;

- организационно-функциональными: территориально-организационная подчиненность практических психологов, их профессионально – количественный состав

В большинстве стран деятельность психологической службы строго регламентирована и регулируется законодательством, нормативными документами, разработанными профессиональными сообществами психологов. Как правило, имеются наборы национальных стандартов, относящихся к практической деятельности и образованию специалистов психологической службы. Эффективным регулятором деятельности психологов этические стандарты: кодексы поведения, четко сформулированные этические принципы работы с клиентами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Психологическая служба образования, или школьная психология, су­ществует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка - с дошкольного возраста до окончания школы.

В нашей стране первые попытки практического использования психо­логии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX ве­ков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов. В это время бы­ли сформулированы задачи и направления деятельности педолога и практи­ческого психолога в дошкольных заведениях и школе, очерчен круг их прав и обязанностей. Но в 1936 году Постановлением ЦК ВКП(б) педологи-прак­тики были изгнаны из школ. И только в конце 60-х годов в нашей стране во­зобновился активный поиск форм практического участия психологов в рабо­те школы. Это было обусловлено потребностями школы и общества в связи с возросшими требованиями к личности, ее нравственному и творческому по­тенциалу.

В 1989 году вышло Инструктивное письмо Государственного Комите­та СССР по народному образованию о введении ставки школьного психоло­га во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога. С этого момента служба развивается во всех регионах страны и начинает охватывать всю сис­тему воспитания и обучения - от дошкольного возраста (детские сады и дет­ские дома) до ранней юности (школы, гимназии, лицеи, колледжи, шко­лы-интернаты, ПТУ и пр.). Соответственно меняется название службы - не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования.

В 1990 году Приказом Государственного Комитета по народному об­разованию было утверждено «Положение о психологической службе в сис­теме образования», которое определило ее статус, структуру, права и обя­занности работников этой службы, содержание их деятельности и продол­жительность различных видов работы школьного психолога.

Согласно данному положению, необходимость функционирования психологической службы в системе образования определяется насущностной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации сво­ей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особен­ностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологиче­екая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-вос­питательной работы, формированию социально активной личности. Работ­ники этой службы обязаны руководствоваться интересами ребенка и задача­ми его всестороннего и гармонического развития.

Деятельность психологической службы образования должна быть на­правлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллекту­ального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нару­шений.

Деятельность психологической службы осуществляется специалиста­ми, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагоги­ческого обучения и психологического консультирования. Педагоги, привле­ченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свиде­тельством соответствующего высшего учебного заведения.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.