Всестороннее воспитание личности игровым методом — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Всестороннее воспитание личности игровым методом



В практике воспитательного процесса используются различные методы воспитания: убеждения; упражнения; поощрения; наказания; метод наглядного примера и т.д.

Убеждение — это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чув­ства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, моти­вы поведения и действий. Важно при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помо­щью этого метода раскрываются нормы поведения, доказыва­ется необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанни­ка уверенности в правильности того или иного знания, ут­верждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника опре­деленную информацию, сформировать уверенность по от­ношению к ней.

Метод упражнения.Упражнение — многократное по­вторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. По определению А.С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.

Различают упражне­ния прямые (открытая демонстрация той или иной пове­денческой ситуации), косвенные («непрямая» природа уп­ражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанни­ков) и искусственные (специально разработанные инсцени­ровки, упражняющие человека).

Алгоритм проведения упражнения: постановка задачи, выработка четкой программы, демонстрация образца, пробное выполнение действий, их корректировка, закреп­ление, анализ и оценка результатов, ориентация на повсе­дневное использование.

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного резуль­тата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последо­вательность; организация контроля при выполнении уп­ражнения и профессиональная помощь.

Метод поощрения.Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод яв­ляется стимулирующим.



Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положитель­ные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование это­го метода может порождать тщеславие, постоянное жела­ние исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осто­рожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомога­тельному методу воспитания.

Метод наказания.Наказание — способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицатель­ной оценки ее поведения (а не личности), способ предъяв­ления требований и принуждения следовать нормам, фор­мирование чувства вины, раскаяния.

Наказание — средство педагогического воздействия, ис­пользуемое в случае невыполнения установленных в обще­стве требований и норм поведения. При его помощи вос­питаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему.

Метод примера.Пример как метод воспитания — это способ предъявления образца как готовой программы пове­дения, способ самопознания. На этом и основан метод вос­питания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, роди­телю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, ру­коприкладство, несдержанность не способствуют форми­рованию гуманной, корректной, выдержанной личности. Отношение к работе, другим людям, природе, чужим уда­чам и падениям, альтруизм или эгоистичность — все это ориентирует воспитанников на то или иное поведение. Пример — самый трудный метод воспитания. Воспитанни­ки прощают взрослому недостатки, но есть одно важное условие: воспитатель должен всегда совершенствоваться, постоянно преодолевать свои недостатки, с тем, чтобы по­ложительно влиять на личность.



Примеры бывают положительные и отрицательные. Вос­питывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательно­го. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бо­роться с уродливым в жизни.

Формы проявления примера как метода воспитания — личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Алгоритм реализации: целенаправленный выбор обра­за, его восприятие, осознание достоинств, выделение нрав­ственных качеств, включение в свою программу самовоспи­тания.

При использовании методов воспитания нужно соблю­дать педагогические требования, вызывающие, стимулиру­ющие или тормозящие определенную деятельность воспи­танника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих дей­ствиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наи­лучший результат дают требования, разработанные совмест­но с воспитанниками.

В практической реальной деятельности методы высту­пают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Существенной чертой игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества, между игроками одной команды, так и по типу соперничества, между противниками в парных и командных играх, когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности. [7; с. 40-52].

 

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.