Современные тенденции гос. Управления в социальной сфере — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Современные тенденции гос. Управления в социальной сфере

2017-06-13 621
Современные тенденции гос. Управления в социальной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная сфера включает в себя отрасли деятельности организации,

которые обеспечивают решения социальных проблем населения.

К социальной сфере относятся:

1) Здравоохранение

2) Образование

3) ЖКХ

4) Культура

5) Политика

6) Пенсионное и социальное обслуживание

7) Молодежная политика

Цель функционирования социальной сферы:

Социальное развитие региона и страны направленное на изменение

благосостояния страны и потребностей населения.

Объект – население

Субъект – государство в лице региональных, местных органов.

Факторы, влияющие на социальную сферу:

1) Уровень экологического развития региона или страны

2) Социальные процессы региона или страны

3) Демографические процессы региона или страны

4) Природная среда региона или страны

5) Культура, наследие региона или страны

Современные концепции управления социальной сферой.

1) Концепция базовых нужд. Основная задача государства –

удовлетворение минимальных базовых потребностей и минимальных

базовых услуг (в еде, одежде, жилье, обеспечение питанием, водой,

санитарная очистка, образование, здравоохранение, транспорт).

2) Концепция качества жизни. Расширенное число компонентов, которые

должны обеспечивать не только в жизненном, но и социальном плане.

Семья, социальные связи, гражданские права.

3) Концепция человеческого капитала. Человеческий капитал – это

способ человека приносить доход для государства (совокупность

знаний, здоровья позволяющих повышать производительность труда)

Именно этот фактор является фактором экономического роста.

Органы управления в социально-культурной сфере

Правительство РФ. Полномочия Правительства Россий­ской Федерации в сфере экономики определяются Федераль­ным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации в социально-культурной сфере:

• обеспечивает проведение единой государственной соци­альной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способст­вует развитию социального обеспечения и благотвори­тельности;

• принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

• разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

• обеспечивает проведение единой государственной ми­грационной политики;

• принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

• содействует решению проблем семьи, материнства, от­цовства и детства, принимает меры по реализации моло­дежной политики;

• взаимодействует с общественными объединениями и ре­лигиозными организациями;

• разрабатывает и осуществляет меры по развитию физи­ческой культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;

• разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

• обеспечивает государственную поддержку фундамен­тальной науки, имеющих общегосударственное значе­ние приоритетных направлений прикладной науки;

• обеспечивает проведение единой государственной поли­тики в области образования, определяет основные на­правления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бес­платного образования;

• обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударст­венного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

 

Социальная защита населения

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

 

87. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

- программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.

- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

- программы содействия найму рабочей силы.

- правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

Цели государственного регулирования рынка труда:

- обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

- создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

- Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.

- Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

- Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

- развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

- совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

- обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

- целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

- повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

- поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

- организация общественных и временных работ.

Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.