Природа как объект философского и научного познания — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Природа как объект философского и научного познания

2017-06-13 345
Природа как объект философского и научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «природа» употребляется в нескольких значениях:

- как совокупность всего существующего, и в этом плане понятие природы совпадает с понятиями «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «Космос»;

- как противостоящий человеку (субъекту) объективно существующий, развивающийся по своим законам и независимый от него мир;

- сущность той или иной вещи (природа вещи).

Философское осмысление природы имеет давнюю традицию. Первоначально оно осуществлялось в форме натурфилософии. Для натурфилософии античности характерно представление о гармонично и закономерно устроенном природном мире – Космосе, самопроизвольно возникшем из первоначального Хаоса. Космос предельно большой, но вполне обозримый. Он представляет собой иерархию систем различной степени сложности. Природа одушевлена и разумна. Человек, как часть природы, чтобы жить счастливо, должен жить в соответствии с разумными законами природы.

В средневековье природа считалась прекрасным и совершенным творением Бога. Однако она «сама для себя недостаточна». Бог вверил природу человеку как «венцу творения», чтобы он повелевал ее стихиями. Для этого нужно ее познавать, научиться читать как книгу. Однако интерес к прочтению «Книги природы» был небольшой, главным объектом познания был Бог. Мир мыслился конечным, в центре его находится Земля.

В эпоху Возрождения интерес к изучению природы возрастает. В натурфилософии появляются пантеистические учения. Пантеизм (от греч. «пан» - все, «теос» - бог) – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой, растворяющее Бога в природе («Бог во всем») и тем самым устраняющее принцип творения. Природа так же вечна, несотворима и неуничтожима, как и Бог. В эту эпоху закладываются основы научной картины мира, чему способствовал переход астрономии от геоцентрической к гелиоцентрической системе Н.Коперника. Учение Коперника дало возможность взглянуть на мир с совершенно другой позиции: увидеть мир как феномен, созданный Богом не только ради человека. Появляются идеи о бесконечности Вселенной и возможности существования в ней множества планетных систем, подобных нашей. Разумная жизнь должна быть не только на Земле. Произошедшие в эпоху Возрождения радикальные изменения в мировоззрении получили впоследствии название «коперниканской революции».

В Новое время на смену античной концепции Космоса как иерархически упорядоченной системы и средневекового представления о вертикально ориентированном миропорядке приходит идея Универсума как плоского, во всех направлениях одинакового миропорядка, законы которого абсолютно одинаковы для всех без исключения областей Вселенной. Широкое распространение получают деистические взгляды. Деизм (от лат. «деус» - бог) – религиозно-философское учение, по которому Бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне мира и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. Поскольку в природе действуют установленные Богом вечные и неизменные законы, постольку природа считалась неизменной. Вселенная представлялась как огромный часовой механизм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий. Если бы можно было получить точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы вполне возможным совершенно точно реконструировать любую ситуацию прошлого и безошибочно предсказывать события будущего.

Естественнонаучная картина мира, сформировавшаяся в Новое время, с небольшими изменениями просуществовала до начала ХХ века. Постепенно произошел полный отказ от идеи Бога. Мир, материальный в своей основе, считался единым и единственным. Вселенная развивается без участия сознания и разума, в результате слепого и стихийного движения материальных масс. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а существует без смысла и цели. Появление жизни – случайность, побочный результат бесконечного экспериментирования природы в своей гигантской лаборатории. Философией высказывались идеи о том, что материя обладает способностью не только к самодвижению, но и к саморазвитию, порождающему восходящий ряд все более усложняющихся форм, вплоть до человеческого мозга – носителя сознания. Однако естествознание пришло к осмыслению этих эволюционных идей позже, пытаясь разгадать главную загадку для науки – появление жизни, которое противоречит фундаментальному закону физики – второму началу термодинамики. Согласно ему, всякая сложная система стремится стать простой, но не наоборот. Противоречие между биологией и физикой возникло потому, что эволюционные идеи в основном развивались в биологии и считались имеющими отношение только к живой природе, а не к базисным основаниям мироздания. Необходим был переход к эволюционному рассмотрению Вселенной в целом, признание физикой в числе своих фундаментальных постулатов принципа развития.

В последней трети ХХ века в науке появляется концепция глобального эволюционизма. Обосновать ее помогли, помимо теории биологической эволюции, теория космической эволюции и синергетика. Согласно теории космической эволюции, приблизительно 15 млрд. лет назад в результате Большого взрыва началось расширение Вселенной, в ходе которого образовались галактики, звезды и другие космические тела. Вселенная не однородна и изотропна, она состоит из многих эволюционирующих мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Синергетика (с греч. «совместное действие») занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, взаимодействующих между собой. Синергетика установила, что все существующие как в живой, так и в неживой природе системы имеют прирожденную способность мутировать в направлении большей сложности вопреки второму закону термодинамики. Благодаря идеям синергетики оказалось возможным объяснить происхождение жизни и связать воедино основные этажи мироздания – неживую, живую и социальную материю.

Глобальный эволюционизм позволяет выстроить новую картину мира, в которой природа выглядит не как механизм, а как организм, живой, прогрессивно эволюционирующий. В последнее время все чаще высказываются идеи, что планета Земля – не мертвое образование, а живой и разумный организм, что планеты и звездные системы являются клетками единого космического организма. Появление жизни на Земле – продукт деятельности всего космоса. Земля и космос управляют развитием земной жизни, и, можно предположить, что вид Homo sapiens не является венцом, конечной стадией эволюции. Следовательно, человек ради дальнейшего благополучного развития своего вида должен пересмотреть принципы своих взаимоотношений с природой. Осмыслением новых принципов взаимодействия человека и природы, исходя из признания их ценности как единого целого, должна заниматься современная философия природы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.