Конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности

2017-06-13 296
Конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этом разделе объединяются исследования по многочисленным вопросам организации и осуществления государственной власти. Объектами таких исследований являются система и виды государственных органов, конституционно-правовые статусы конкретных государственных органов, принципы построения этой системы, статус и формы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, конституционные основы организации местного самоуправления. Особенность этого раздела выражается в наличии таких подотраслей, как избирательное, парламентское, конституционно-судебное право.

В заключение отметим, что с развитием государства и общества возникают новые подходы к изучению предмета науки конституционного права и ее системы, появляются новые теории и концепции.

 

2. Место конституционного права в правовой системе Российской Федерации.

 

Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.

Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

 

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различые формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства. конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

 

3. Тенденции развития конституционно-правового законодательства на современном этапе.

 

Изучим тенденции развития конституционно-правового законодательства на современном этапе.

Конституционное законодательство развивается и трансформируется, отражая те процессы и тенденции, которые происходят в политической, экономической и социальной жизни общества.

На начальном этапе формирующееся конституционное право России включало огромное количество конституционно-правовых норм союзного законодательства. Вычленение отрасли из него происходило постепенно.

Первоначальным этапом в этом процессе явилось принятие 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В данном акте законодательства было установлено верховенство Конституции и других законов России. Также было предусмотрено, что действие актов СССР, которые находились в противоречии с суверенными правами РФ, приостанавливается на всей территории.

Центральной тенденцией в формировании отрасли конституционного права России явились разработка и принятие в 1993 году новой Конституции РФ.

К основным тенденциям становления отрасли конституционного права России в постсоветский период следует отнести следующие направления:

– правовое обеспечение суверенитета России, становление ее как самостоятельного и независимого государства;

деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики государства и институтов общественного строя. Закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;

тенденция гуманизации всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые объявляются высшей ценностью;

– реализация принципа разделения властей;

признание и гарантия местного самоуправления;

– тенденция существенного изменения системы органов государственной власти: учреждение института президентства и двухпалатного парламента;

– заметная реорганизация федеративного устройства России;

– тенденция перехода к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех её форм.

Тенденции развития отрасли конституционного права на современном этапе связаны с осуществлением следующих основных задач:

1) укрепление государства в лице всех институтов и уровней власти;

2) обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений Конституций, уставов и законов субъектов Конституции РФ и федеральным законам;

3) совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами федеральной и региональной власти;

4) расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

5) совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственногоаппарата;

6) развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

7) тенденция развития законодательства, способствующего практическому утверждению и прогрессивному функционированию местного самоуправления;

8) повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм, усиление различных форм ответственности за нарушение последних.

Осуществление указанных и иных вытекающих из них задач является важным условием формирования Российской Федерации как правового государства и требует активного воздействия конституционно-правового законодательства.

Таким образом, тенденции развития конституционно-правового законодательства на современном этапе указывают на продолжение процесса совершенствования конституционного поля России.

 

4. Основные этапы развития конституционного законодательства в России. Источники конституционного права как отрасли права и науки.

 

В XX в. в России сменилось два типа конституционного права:

– дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 – февраль 1917 гг.), а затем к парламентской республике (февраль 1917 – октябрь 1917 гг.);

– тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 80-х гг.).

Ныне в России складывается новый тип конституционного права, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина.

Стоит сказать, что каждый раз смена типов конституционного права сопровождала бурные события и общественные потрясения. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Так что о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить весьма условно или даже негативно, хотя отрицание предшествующего типа всегда оказывало большое (отрицательное или положительное) влияние на последующее развитие.

Нынешний, демократический, тип конституционного права прин-

 

42 Раздел I.
Стоит отметить, что основы теории конституционного права

ципиально отрицает тоталитарный тип, но через "отрицание отрицания" он как бы возвращает государство к этапу развития, прерванному большевистской революцией. Но ϶ᴛᴏ все же не простое возвращение назад, а скорее восприятие демократических принципов, выработанных мировой цивилизацией Следовательно, новое конституционное право России, с одной стороны, как бы восстанавливает связь времен, а с другой – возрождает государство на новой исторической основе.

Естественно, что столь крутые смены типов конституционного права оказывали радикальное воздействие на развитие науки о конституционном праве. Кстати, эта наука, наиболее политизированная из всех отраслей юридической науки, имеет ϲʙᴏей задачей не только теоретическое истолкование действующих правовых норм, но и развитие общественных представлений о ϲʙᴏбоде и справедливости, кᴏᴛᴏᴩые искренне или лживо определяют основные цели любого типа права. Будучи ϲʙᴏбодной или, напротив, неϲʙᴏбодной, эта наука ищет пути к усилению демократизма конституционного права или занимается апологией насилия, скрывающегося под псевдодемократическим обличием. Но в любом случае она внедряет в общественное сознание определенные представления о принципах организации государственной власти, подсказывает законодателю пути совершенствования конституционного строя в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с господствующими воззрениями о роли государства в общественном развитии. В ϶ᴛᴏм ее главная функция.

§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право. Со второй половины XIX в (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями 17 октября 1905 г. царем был издан Манифест, провозгласивший "незыблемые основы гражданской ϲʙᴏбоды на началах действительной неприкосновенности личности, ϲʙᴏбоды совести, слова, собраний и союзов". Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и ϲʙᴏбоды. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских ϲʙᴏбодах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом1.

1 Ленин В.И. Стоит сказать - полн. сбор. Соч. Т. 12. С. 37.

 

Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права 43

Между тем Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственная Дума), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов ϶ᴛᴏт акт положил начало конституционному развитию страны.
Стоит отметить, что основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему (Государственная Дума и Государственный Совет) при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог войти в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Стоит сказать, для избрания Государственной Думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях Государственной Думе, кᴏᴛᴏᴩая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, кᴏᴛᴏᴩые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответственности перед избирателями.

Вторая палата (Государственный Совет) имела те же права, что и Дума. Стоит заметить, что она рассматривала все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект передавался на утверждение царя. Состав Государственного Совета наполовину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности.

Эти конституционные акты привели к легализации политических партий и обострению межпартийной борьбы. I Государственная Дума оказалась бесплодной и просуществовала семьдесят два дня, II – сто два дня. Монарх активно пользовался ϲʙᴏим правом издания указов законодательного характера "во время прекращения занятий Государственной Думы", а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным Советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать все большее место среди источников конституционного права.

Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно партий конституционных демократов (кадетов). В программе ϶ᴛᴏй партии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 г., выдвигалось предложение создать двухпалатный парламент, в кᴏᴛᴏᴩом вторая

 

44 Раздел I.
Стоит отметить, что основы теории конституционного права

палата формировалась бы из представителей органов местного самоуправления. Парламенту предоставлялось право утверждать любой закон и принимать бюджет. Другая влиятельная партия центра "Союз 17 октября" также требовала принятия конституции, представительной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, хотя она не отвергала самодержавия, сильной власти. Ни в одной программе не было идеи федерализма; многими отвергалась даже автономия территорий.

Правые же партии, черносотенцы ("Союз русского народа") упорно настаивали на незыблемости самодержавия как основы формы правления, по существу, вообще не хотели какого бы то ни было изменения государственного строя. Напротив, левые партии (социал-демократы и эсеры) объявляли самодержавие пережитком и главным препятствием демократизации системы власти. Социал-демократы выдвигали идеи однопалатного законодательного собрания на базе всеобщего, равного и прямого избирательного права, выборности судов, замены армии вооружением народа, отделения церкви от государства. Стоит заметить, что они поддерживали передачу власти. Учредительному собранию, хотя в то же время большевики бичевали Государственную Думу, называя ее лжепарламентом, и не признавали реальными перемены в государственном строе. Схожие с социал-демократами планы конституционно правовой реформы выдвигали эсеры.

Таким образом, страна медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа. Императору принадлежала верховная самодержавная власть, но она уже не закреплялась как неограниченная. Постепенно в практику и правосознание внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подводило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета. При этом обстановка революционного брожения, особенно в условиях военного времени, постоянно толкала режим к репрессиям против революционеров, использованию военно-полевых судов, других чрезвычайных мер поддержания общественного порядка. Демократизация конституционного права сознательно срывалась усилиями большевиков и эсеров, понимавших враждебность любых реформ ϲʙᴏим революционным устремлениям.

В ходе февральской (1917 г.) революции конституционная монархия была легитимно свергнута Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, кᴏᴛᴏᴩый, в ϲʙᴏю очередь, отрекшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию Государственная Дума сформировала Временное правительство, кᴏᴛᴏᴩое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и

 

 

5. Понятие конституции как Основного Закона государства. Виды конституций и их особенности.

 

 

Понятие и виды конституций

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

Специфические черты Конституции: особый субъект – народ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер; особые юридические свойства.

Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории; высшая юридическая сила; основа правовой системы; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

Конституция:

– основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке;

– закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением;

– закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью;

– способ формализации государственного строя путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;

– закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;

– способ закрепления и выражения высших правовых норм.

Классификация конституций:

1) по форме:
а) писаные – единый или несколько законодательных актов, провозглашаемых основным законом государства;
б) неписаные (Великобритания) – включают отдельные парламентские акты, судебные прецеденты, общее право (обычаи, сложившиеся в определенной сфере жизни общества);

2) в зависимости от государственного строя:
а) монархические;
б) республиканские;
в) унитарные;
г) федеративные;

3) по способу принятия:
а) октоированные – дарованные монархом;
б) принятые народом на референдуме;
в) принятые представительным органом государства;

4) в зависимости от действия во времени:
а) постоянные;
б) временные – срок действия ограничен периодом времени либо наступлением определенных событий;

5) в зависимости от способа изменения:
а) гибкие – изменяются в том же порядке, что и обычные законы государства;
б) жесткие – изменяются в особом, усложненном по сравнению с обычными законами государства порядке.

Конституционный строй – это закрепленный в Конституции порядок организации государственной власти, при котором соблюдаются права и свободы граждан государства.

Основы конституционного строя – это основные принципы, основополагающие начала государственного устройства, обеспечивающие признание за данным государством характера конституционного государства.

 

6. ​ Сущность конституции, задачи, функции, принципы, черты Конституции РФ. Структура и система Конституции РФ.

 

Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.*

 

 

 
 

 


* Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 67

 

 

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция,

 

Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей. *

 

 
 

 


* Речь идет о структуре конституций, представляющих собой единый документ.

 

Анализ содержания конституций различных государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

 

7. ​ Порядок разработки, принятия и изменения Конституции РФ.

 

Определим особенности порядка разработки, принятия и изменения Конституции РФ.

Одним из основных свойств конституции является её стабильность. По этой причине в большинстве стран применяется усложненный порядок её изменения.

Конституция 1993 года (в сравнении с прошлыми вариантами) использует новую терминологию: понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней. Они рассматриваются в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В статье 134 отражен перечень субъектов, которые могут выступить инициаторами процесса пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В Конституции указаны три разных режима внесения новых положений в её содержание: пересмотр, поправки и изменения.

Пересмотр предполагает принятие новой Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения указанных глав не могут быть изменены Федеральным Собранием. В них имеются положения, которые выражают концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивают её стабильность.

Предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее продвижение лишь при его поддержке тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только в этом случае в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание обладает учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. отклонить решения палат Федерального Собрания, которые поддержали инициативу об её пересмотре. При согласии с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции, после чего принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. В случае проведения референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины участвовавших избирателей, при условии, что в нём участвовало более половины избирателей.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией допускаются только к главам 3–8. Они принимаются в порядке принятия федерального конституционного закона, то есть требуют согласия не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Помимо этого, Конституция устанавливает в качестве необходимого обстоятельства для вступления поправок в силу их одобрение представительными органами власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Поправка вносится таким правовым актом как закон РФ о поправке к Конституции РФ.

ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» весьма подробно отражает процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, внесения поправки в её текст и т.д.

Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее, чем за один год со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации.

Федеральный закон предполагает участие Верховного Суда РФ в проверке законности и правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах РФ.

Согласно указанному закону под поправкой подразумевается любое изменение текста глав 3–8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция положений указанных глав.

После одобрения Федеральным Собранием закона о поправке Председатель Совета Федерации публикует для всеобщего сведения уведомление, которое включает текст закона и даты его одобрения обеими палатами.

Лишь после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ Председатель Совета Федерации передает закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент обеспечивает официальное опубликование её обновленного варианта.

Положения Конституции 1993 года об изменениях относятся только к нормам, которые устанавливают состав Российской Федерации. Статья 137, закрепляющая порядок внесения изменений, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ и изменения наименования субъекта.

Принятие и образование в её составе РФ нового субъекта происходит в порядке, который прописан в федеральном конституционном законе. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и данного субъекта. Изменения наименования субъекта является исключительной прерогативой самого субъекта.

 

8. ​ Основы конституционного строя как конституционно-правовой институт.

 

Наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционным государство характеризуется, прежде всего, тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. А для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности образуют конституционны строй, о чем мы уже говорили, а важнейшие из них возводятся в ранг конституционных принципов и образуют основы конституционного строя, что и является уже государственно-правовым институтом.

Таким образом, под основами конституционного строя понимаются главные принципы государства, обеспечивающие его подчинение праву и характеризующие его как конституционное государство. Можно сказать и так: основы конституционного строя - это субъективное отражение объективной категории, которая адекватно, либо не вполне адекватно устанавливается законодателем. В данном случае следует иметь в виду, что каждое государство само определяет степень важности для государства тех или иных общественных отношений, тех или иных гарантий для обеспеченья своей конституционности. То есть набор этих гарантий в конституционных государствах не вполне одинаков. Однако в науке признано считать, что в число гарантий обязательно должны быть включены такие принципы как участие народа или народных представителей в законодательстве и разделение властей. Именно эти две основные гарантии конституционности государственной власти составляют тот фундамент, на котором базируется каждое конституционное государство. В этом случае обычно ссылаются на статью 16 провозглашенной французским Учредительным Собранием 1789 года Декларации прав человека и гражданина о том, что "...общество, в котором не установлено разделение властей, не имеет конституции".

Чем же характеризуется специфика основ конституционного строя как государственно-правового института? Можно выделить следующие характерные черты:

во-первых, основы конституционного строя определяют главные черты государственного и общественного строя Российской Федерации, т. е. характер отношения властей в условиях их разделения, форму правления и политический режим, порядок функционирования основных систем общества - политической, экономической, социальной, и др.;

во-вторых, основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции Российской Федерации, всей системы действующего законодательства. А это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые развивают, конкретизируют исходные принципы;

в-третьих, они обладают верховенством по отношению ко всем остальным положениям Конституции, всем нормативным правовым актам государственных органов и органов местного самоуправления. Их особая юридическая сила выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении Конституции. Ими руководствуется и Конституционный Суд при разрешении разночтений между правовыми нормами;

в-четвертых, для них характерна постоянность действия, устойчивость и особый порядок изменения.

Собственно основы конституционного строя Российской Федерации, т. е. как основные принципы, определяющие его сущность выступающие в качестве руководящих начал, содержаться в первой главе Конституции Российской Федерации 1993 года. С их помощью определяются основы статуса Российской Федерации как демократического государства: основы положения человека и гражданина в государстве и обществе; основы социально-экономических отношений в обществе и др.

Все эти и другие конституционные основы будут рассмотрены во второй главе настоящего раздела учебного пособия.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что основы конституционного строя представляют собой головной политико-правовой институт, а это одновременно и головной государственно-правовой институт, который имеет целью:

установить содержание концепции, которая формирует подходы к пониманию всех политико-правовых и государственно-правовых институтов нашего общества и государства;

выразить и зафиксировать на высшем уровне юридической регламентации приверженности нашего общества общечеловеческим ценностям, приоритету прав человека, общепризнанным принципам и нормам международного права;

зафиксировать гарантии необратимости последовательного и поступательного развития идей конституционализма, законности, демократии.

Следует также отметить, что основы конституционного строя выполняют значительную аксиологическую роль, что проявляется в следующем: во-первых, в данном случае гражданин получает надежные критерии, благодаря которым он может давать верную оценку федеральным законам, иным нормативно-правовым актам, действиям должностных лиц, отличать произвол от правовых мер, проводимых в рамках Конституции и законности; во-вторых, когда в законах и иных нормативных правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции Российской Федерации, гражданин вправе реализовать свои права,


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.