Надёжность и валидность психодиагностических методик — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Надёжность и валидность психодиагностических методик

2017-06-13 1430
Надёжность и валидность психодиагностических методик 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Надёжность – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Надежность характеризует тесты свойств, но не состояний. Свойства:

1. Воспроизводимость рез-тов исследования.

2. Точность измерения.

3. Устойчивость результатов.

нективные факторов

1. несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания разнородны)

2. меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);

3. различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

4. колебания в функциональном состоянии испытуемого

5. элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов.

Способ повышения надежности - строгая регламентация процедуры обследования: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые временные ограничения.

На надёжность влияет выборка. Определяется на однородных выборках - схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке.

К.М. Гуревич предложил толковать надёжность как:

1. надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);

2. стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности);

3. константность, т.е. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).

Определение надежности измерительного инструмента. От того как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна зависит точность, объективность измерения.

Для проверки надежности измерительного инструмента метод расщепления. Задания делят на четные и нечетные (необходимо выполнение всех заданий), а затем результаты коррелируются между собой. Если методика однородна, то большой разницы в успешности по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким.

Методика надежна, если коэффициент не ниже 0,75 – 0,85, лучше 0,90 и выше.

Вопрос о валидности решается после того, как установлена надежность, так как ненадежная методика не может быть валидной.

Валидность – понятие о том, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность.

Нет единого подхода к определению валидности. Проверка валидности методики называется валидизацией.

Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам. Валидность (1) имеет отношение к самой методике - валидность измерительного инструмента. Теоретической валидизацией. Валидность (2) - относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. прагматическая валидизация.

Для проверки прагматической валидности используется независимый внешний критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. В качестве такого критерия могут выступать успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственные достижения (для методик профессиональной направленности).

4-е типа внешнего критерия:

1. Критерий исполнения (количество выполняемой работы, успеваемость, время, темп роста квалификации).

2. Субъективные критерии (отношение человека к чему-либо, его мнения, взгляды).

3. Физиологический критерий (при изучении влияния внешней среды, влияющей на организм и психику).

4. Критерий случайности (цель касается проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям).

Внешний критерий должен обладать 3 основными требованиями:

1. релевантным - в критерии задействованы именно те особенности индивидуальной психики, которые измеряет диагностическая методика.

2. быть свободным от помех. (группы людей, которые находятся в более одинаковых условиях)

3. Должен быть надежен. Постоянство и устойчивость исследуемой функции.

Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер. Для количественного (коэффициента валидности) сопоставляются результаты, полученные при применении диагностических методик, с данными, полученные по внешнему критерию (по Спирмену, по Пирсену).

Качественное - не используют статистическую обработку.

Существуют несколько видов валидности, обусловленных особенностями диагностической методики, а также временным статусом внешнего критерия:

1. Валидность «по содержанию» (используется в тестах достижения): 3 – 4 вопроса из большой темы могут показать истинные знания ученика. Результаты диагностики сравнивают с экспертными оценками учителя.

2. Валидность «по одновременности» или текущая валидность – собираются данные про настоящему времени: успеваемость, производительность. С ними коррелируют результаты успешности по тесту.

3. «Предсказывающая» валидность («прогностическая»).

4. «Ретроспективная» валидность. Определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики.

Стандартизация методик

Методики: стандартизирванные и нестандартизированные методики.
Стандартизация процедуры проведения - единообразие инструкций, бланков, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

Стандартизация как:

= выработка единых требований к процедуре проведения

= определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
Требования к проведению стандарт. методики:
– инструкции сообщать строго одинаковым образом
– не давать испытуемому никаких преимуществ перед другими;
– не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
– обследование разных групп проводить в одинаковое время дня, в сходных условиях;
– точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);
– предварительный показ задания;
– учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.
Стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму, проводится проведением этой методики на репрезентативной выборке.

Относительно выборки стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие средний уровень выполнения и его вариативность (выше и ниже). > можно оценить разную степень успешности/неуспешности в выполнении диагностической пробы, определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки.
Пример стандартизированных П/д методик - личностные опросники, тесты интеллекта.

6) Психофизиологические методики.
Особый класс. Позволяют диагностировать особенности человека, обуслов­ленные основными свойствами НС.

Цель: констотация связи между психическим и физиологическим - четкое обозначение этих связей, основанное на количествен­ных измерениях.

Ключевые вопросы психофизиологических опытов — это:

а) адекватное соотнесение регистрируемого сигнала с физиологическим явлением, лежащим в его основе

б) правильное увязывание данного физиологического явления с его психологическими коррелятами.
Школа Теплова-Небылицына --- «дифференциальная психофизиология».

Исследования по различным проблемам психо­логии:

-изучение психических процессов (сенсорных, мнемических, речемыслительных)

-функциональных состояний;

-пси­хических свойств на индивидуальном, субъектном и личностном уровнях.

-изучении эмоций, мотивационной сферы,

-состояний в экстремальных условиях (стрессовых ситуациях)

-индивидуально-психологи­ческих различий (дифференциальной психологии).

-психодиагностике и в клиничес­кой практике.

Ясное теоретическое обоснование — психофизиологическая концепция индивидуальных различий, свойств НС и их проявлений.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического - Проявляются в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (темпе, выносливость, работоспособ­ности)
Ли­шены оценочного подхода к индивиду. Нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. (IQ оценка нормы, отклонение от нормы, хуже/лучше чем…)
Критерии диагностической (стандартизация, надежность, валидность).
По своей форме большинство психофизиологических методик яв­ляются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые мето­дики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практи­ке и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и блан­ковые методы носят индивидуальный характер.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК ОБЪЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ

Психофизиологияэто наука о нервных механизмах психики.

Психофизиологические методы - применение специальной аппаратуры, дорогостоящей. Особенно - ме­тодики, связанным с измерением электрических показателей тела и различных органов --- требование квалификации специалистов.

Процедура регистрации психофизиологических процессов 3 этапа:

1 - выделяется в виде электрического сигнала. Прикрепляют проводники к определенным местам по отработанным схемам.

2 - уточняю­щий - акцентирование выделенного сигнала. Вна­чале его отфильтровывают от других сигналов, не имеющих отношения к изучаемому явлению. Нужный сигнал усиливают до мощности, необходимой для пуска записывающего устройства или иной фиксирующей аппаратуры. Прибор фильтрующий и усиливающий исходный сигнал - полиграф.

3 - демонстрационный. Сигнал предстает в наглядной форме, удобной для анализа. Чаще графики, записанные на бумажной ленте через самописцы или высвечива­емые на экране осциллографа. Полиграф включает в себя и демонстрационные приборы.

Хотя большинство методик возможно исполь­зовать в групповом варианте, но организационные трудности, риск снижения качества работы – к индивидуальному применению.

8). Понятие методики

Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод - это принципиальная теоретическая основа науки.

Методика - описание конкретных приёмов и способов исследования.Исходя из этих общих определений можно сделать вывод о том, что методика – это формализованное описание реализации метода. Методика —некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.